"Личностно ориентированное обучение, ИКТ Современные образовательные технологии".
открытый урок
Автор: Липина Алена Владимировна, учитель химии и биологии, МКОУ "Шадринцевская СОШ", с. Шадринцево
В раздел основное общее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шадринцевская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Химия
8 класс
Личностно ориентированное обучение, ИКТ
Современные образовательные технологии.
Учитель химии Липина Алена Владимировна 2014 год
Схема конспекта урока
Педагог
Липина Алена Владимировна
Предмет
Химия
Класс
8
Тема урока
Количество вещества. Молярная масса.
Тип урока (
по дидактической цели): «Открытие» нового знания Номер урока в системе: первый из 2.
Характеристика класса
_ В классе 3 учащихся. При определении уровня учебных возможностей обучающихся данного класса была проведена диагностика учебной деятельности учащихся по методике доктора педагогических наук И. Н. Чередова. Уровни сформированности обучаемости и учебной работоспособности :высокий уровень обучения составил – 33,33%, средний – 66,67%. Обучение ведётся по УМК
Цель урока:
1) Создать условия для формирования понятий о количестве вещества и единицах его измерения: моль, м/моль, к/моль; для закрепления представлений о постоянной Авогадро. Показать взаимосвязь физико- химических величин: массы, количества вещества и числа молекул; 2) способствовать правильности произношения химических определений, названий химических соединений, написание химических формул; 3) прививать любовь к предмету.
Образовательные задачи урока
: ввести понятие моль, молярная масса, единица количество вещества; формировать умение применять алгоритм сравнения обыкновенных дробей при выполнении различных заданий.
Развивающие задачи урока:
создать условия для развития умения анализировать; создать условия для развития умений сравнивать, делать выводы; создать условия для развития устной речи.
Воспитательные задачи урока:
воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других; воспитывать умение принимать участие в диалоге;
формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Основные понятия:
моль, молярная масса вещества, единица количества вещества.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:
1. Химия. Неорганическая химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман – М.: Просвещение, 2009. – 176 с. 2. Рабочая тетрадь 8 класс. Н.И. Габрусева. 3. ТСО: мультимедиапроектор, экран, ноутбук: презентация в программе Power Point (приложение 1) 4. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь. Габрусева Н.И. 5. Химия. 8—9 классы. Задачник с «помощником». Гара Н.Н., Габрусева Н.И. 6. Химия. Химия. 8—9 классы. Дидактический материал. Радецкий А.М. 7. Уроки в 8 классе. Гара Н.Н.
1.
Организационный момент
Цель
: Включение учащихся в учебную деятельность, проверить готовность учащихся к уроку
Задачи учителя
: приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
Задачи для учащихся:
самоопределяются, настраиваются на урок, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Продолжительность:
1 мин
Методы и способы достижения поставленных задач
: беседа, наблюдение.
Формы организации деятельности учащихся:
фронтальная.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Приветствуют учителя Настраиваются на Проверяет готовность обучающихся через
работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание наблюдение 2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель
: Проверка уровня готовности учащихся к дальнейшему восприятию материала через выполнения домашнего задания.
Задачи учителя
: установить правильность, полноту и осознанность выполненного задания, выявление и устранение обнаруженных проблем
Задачи для учащихся:
анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию овладение базовыми понятиями моль, молярная масса вещества,
Продолжительность:
5 мин
Методы организации деятельности учащихся
: словесный (объяснение, комментарий, замечания).
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся
: похвала, поощрение.
Виды контроля
: оперативный, текущий, измерение степени усвоения материала.
Критерии оценивания
: анализ количества допущенных ошибок.
Формы организации деятельности учащихся
: фронтальная, индивидуальная.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Выполняют задания: 1) p =11, e = 11, n = 23 - 11 = 12; p =14, e = 14, n = 28 -14 = 14 2) ионная, ковалентная полярная и неполярная, металлическая 3)а)ионная, б)ковалентная неполярная, в)ковалентная полярная Организую индивидуальное повторение по Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. 1) Определите число электронов, протонов и нейтронов у химического элемента №11 и №14. 2) Какие виды химической связи вам известны 3) Определите вид химической связи соединений: а)CuCl 2 ; б) Cl 2 ; в) Cl 2 O 3
3.
Изучение нового материала
Цель:
знакомство с базовыми понятиями моль, молярная масса вещества,
единица количества вещества.
Задачи учителя:
организовать и целенаправить познавательную деятельность. сформировать конкретное представление о моли как единице вещества
Задачи для учащихся:
анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия. выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение, в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Продолжительность:
10 мин.
Методы и способы достижения поставленных задач:
сообщение темы и цели в виде проблемного задания, работа с определениями, поиск, решение УЗ и обсуждение проекта её решения.
Формы организации деятельности учащихся:
фронтальная
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Обнаруживают, что моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6 * 10 23 частиц (молекул или атомов) этого вещества Обнаруживают, что масса 1 моль вещества называется его молярной массой, Организует обсуждение: «Что такое моль?» Подводит к понятию количество вещества Выводит на формулировку темы и целей урока. Четко проговаривает тему и цель урока Организует работу с учебником, путем подводящего диалога побуждая учащихся к формулированию определения моль как единица вещества. Записываем это определение в тетрадь. - 6 *10 23 - число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается N A . Слайд 1 Слайд 2
обозначается М и измеряется в г/моль Чтобы найти число молекул вещества в определённом количестве вещества надо: N = N A * n, где N - число молекул N A - постоянная Авогадро, молек./моль n - количество вещества, моль Следовательно, n = N / N A и N A = N / n Записываем это определение в тетрадь.
4.
Закрепление нового материала
Цель:
создать условия для отработки обязательного результата обучения в ходе выполнения практических заданий.
Задачи учителя:
установить уровень осмысления новых понятий. закрепить знания и навыки, необходимые для работы по новому материалу.
Задачи для учащихся:
формирование понятий моль, молярная масса, количество вещества, точно и грамотно применять терминологию, самоопределяются, осознают ответственность за работу пары, самостоятельно планируют свою деятельность, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений, организуют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре.
Продолжительность:
20 мин.
Формы организации деятельности учащихся:
работа в парах, взаимопроверка.
Методы организации деятельности учащихся
: словесный (объяснение, комментарий, замечания), практический.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся:
похвала, поощрение, самооценка по ключу.
Виды контроля
: оперативный, текущий, измерение степени усвоения материала.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Отвечают на вопросы: 1. Что такое количество вещества? 2. Чему равен 1 моль Организует работу по выполнению заданий с последующей проверкой ответов и алгоритма Задания Слайд 3-4
любого вещества? 3.Что такое молярная масса? 4.Отличается ли понятие «моль молекул» и «моль атомов»? 5.Объясните на примере молекулы аммиака NH 3 ? 6.Зачем необходимо знать формулы при решении задач? Решить задачи: 1.Сколько молекул содержится в 180 г. воды? 2. Сколько молекул составляет 80 г. углекислого газа? рассуждений
5.
Контроль
Цель:
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
Задачи учителя
: обеспечение усвоения и выполнения заданий с применением знаний о моль, молярной массе и количества вещества.
Задачи для учащихся
: самостоятельно выполняют действия по решению задач, овладение базовыми понятиями моль, молярная масса, количество вещества, проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия.
Продолжительность:
5 мин
Формы организации деятельности учащихся
: индивидуальная, самостоятельная.
Методы организации деятельности учащихся
: самостоятельная работа.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся
: похвала, поощрение.
Виды контроля
: итоговый.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Выполняют задание из рабочей тетради. Учатся применять знания о моль в Организует работу с рабочей тетрадью выполняя задание 3 и 4 с последующей проверкой, у Слайд 5-6
процессе индивидуальной самостоятельной работы, работа у доски (1 ученик) доски 1 ученик (закрыто от класса).
6.
Рефлексия
Цель:
создать условия для самооценки выполнения обучающимися учебной задачи урока.
Задачи учителя
: обеспечение оценки-осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке, инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия при работе в паре.
Задачи для учащихся:
проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха), проводят рефлексию способов и условий своих действий,
Продолжительность:
2 мин
Формы организации деятельности учащихся
: фронтальная.
Методы организации деятельности учащихся
: беседа, самооценка
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся
: похвала, поощрение.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса Организует обсуждение Вопросы: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня… Слайд 7
7.
Информация о домашнем задании
Цель:
формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям, выполнение которых способствует успешности усвоения учебного материала в дальнейшем.
Задача учителя:
обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов выполнения
Задачи для учащихся:
осознают необходимость выбора домашнего задания, сопоставляют возможности самостоятельного выполнения с усвоенным материалом урока.
Продолжительность:
1 мин.
Методы и способы достижения поставленных задач:
беседа
Критерии успешности выполнения домашнего задания:
выполнение в полном объёме и правильно.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Читают,записывают задание, при необходимости уточняют. Озвучивает домашнее задание, обсуждая возникшие вопросы . Задание: Изучить текст параграфа, составить две задачи на нахождение количества вещества и на нахождение массы вещества. Выставление отметок. Спасибо за урок! Слайд 8
Химия
8 класс
Личностно ориентированное обучение, ИКТ
Современные образовательные технологии.
Учитель химии Липина Алена Владимировна 2014 год
Схема конспекта урока
Педагог
Липина Алена Владимировна
Предмет
Химия
Класс
8
Тема урока
Количество вещества. Молярная масса.
Тип урока (
по дидактической цели): «Открытие» нового знания Номер урока в системе: первый из 2.
Характеристика класса
_ В классе 3 учащихся. При определении уровня учебных возможностей обучающихся данного класса была проведена диагностика учебной деятельности учащихся по методике доктора педагогических наук И. Н. Чередова. Уровни сформированности обучаемости и учебной работоспособности :высокий уровень обучения составил – 33,33%, средний – 66,67%. Обучение ведётся по УМК
Цель урока:
1) Создать условия для формирования понятий о количестве вещества и единицах его измерения: моль, м/моль, к/моль; для закрепления представлений о постоянной Авогадро. Показать взаимосвязь физико- химических величин: массы, количества вещества и числа молекул; 2) способствовать правильности произношения химических определений, названий химических соединений, написание химических формул; 3) прививать любовь к предмету.
Образовательные задачи урока
: ввести понятие моль, молярная масса, единица количество вещества; формировать умение применять алгоритм сравнения обыкновенных дробей при выполнении различных заданий.
Развивающие задачи урока:
создать условия для развития умения анализировать; создать условия для развития умений сравнивать, делать выводы; создать условия для развития устной речи.
Воспитательные задачи урока:
воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других; воспитывать умение принимать участие в диалоге;
формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Основные понятия:
моль, молярная масса вещества, единица количества вещества.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:
1. Химия. Неорганическая химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман – М.: Просвещение, 2009. – 176 с. 2. Рабочая тетрадь 8 класс. Н.И. Габрусева. 3. ТСО: мультимедиапроектор, экран, ноутбук: презентация в программе Power Point (приложение 1) 4. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь. Габрусева Н.И. 5. Химия. 8—9 классы. Задачник с «помощником». Гара Н.Н., Габрусева Н.И. 6. Химия. Химия. 8—9 классы. Дидактический материал. Радецкий А.М. 7. Уроки в 8 классе. Гара Н.Н.
1.
Организационный момент
Цель
: Включение учащихся в учебную деятельность, проверить готовность учащихся к уроку
Задачи учителя
: приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
Задачи для учащихся:
самоопределяются, настраиваются на урок, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Продолжительность:
1 мин
Методы и способы достижения поставленных задач
: беседа, наблюдение.
Формы организации деятельности учащихся:
фронтальная.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Приветствуют учителя Настраиваются на Проверяет готовность обучающихся через
работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание наблюдение 2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель
: Проверка уровня готовности учащихся к дальнейшему восприятию материала через выполнения домашнего задания.
Задачи учителя
: установить правильность, полноту и осознанность выполненного задания, выявление и устранение обнаруженных проблем
Задачи для учащихся:
анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию овладение базовыми понятиями моль, молярная масса вещества,
Продолжительность:
5 мин
Методы организации деятельности учащихся
: словесный (объяснение, комментарий, замечания).
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся
: похвала, поощрение.
Виды контроля
: оперативный, текущий, измерение степени усвоения материала.
Критерии оценивания
: анализ количества допущенных ошибок.
Формы организации деятельности учащихся
: фронтальная, индивидуальная.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Выполняют задания: 1) p =11, e = 11, n = 23 - 11 = 12; p =14, e = 14, n = 28 -14 = 14 2) ионная, ковалентная полярная и неполярная, металлическая 3)а)ионная, б)ковалентная неполярная, в)ковалентная полярная Организую индивидуальное повторение по Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. 1) Определите число электронов, протонов и нейтронов у химического элемента №11 и №14. 2) Какие виды химической связи вам известны 3) Определите вид химической связи соединений: а)CuCl 2 ; б) Cl 2 ; в) Cl 2 O 3
3.
Изучение нового материала
Цель:
знакомство с базовыми понятиями моль, молярная масса вещества,
единица количества вещества.
Задачи учителя:
организовать и целенаправить познавательную деятельность. сформировать конкретное представление о моли как единице вещества
Задачи для учащихся:
анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия. выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение, в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Продолжительность:
10 мин.
Методы и способы достижения поставленных задач:
сообщение темы и цели в виде проблемного задания, работа с определениями, поиск, решение УЗ и обсуждение проекта её решения.
Формы организации деятельности учащихся:
фронтальная
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Обнаруживают, что моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6 * 10 23 частиц (молекул или атомов) этого вещества Обнаруживают, что масса 1 моль вещества называется его молярной массой, Организует обсуждение: «Что такое моль?» Подводит к понятию количество вещества Выводит на формулировку темы и целей урока. Четко проговаривает тему и цель урока Организует работу с учебником, путем подводящего диалога побуждая учащихся к формулированию определения моль как единица вещества. Записываем это определение в тетрадь. - 6 *10 23 - число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается N A . Слайд 1 Слайд 2
обозначается М и измеряется в г/моль Чтобы найти число молекул вещества в определённом количестве вещества надо: N = N A * n, где N - число молекул N A - постоянная Авогадро, молек./моль n - количество вещества, моль Следовательно, n = N / N A и N A = N / n Записываем это определение в тетрадь.
4.
Закрепление нового материала
Цель:
создать условия для отработки обязательного результата обучения в ходе выполнения практических заданий.
Задачи учителя:
установить уровень осмысления новых понятий. закрепить знания и навыки, необходимые для работы по новому материалу.
Задачи для учащихся:
формирование понятий моль, молярная масса, количество вещества, точно и грамотно применять терминологию, самоопределяются, осознают ответственность за работу пары, самостоятельно планируют свою деятельность, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений, организуют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре.
Продолжительность:
20 мин.
Формы организации деятельности учащихся:
работа в парах, взаимопроверка.
Методы организации деятельности учащихся
: словесный (объяснение, комментарий, замечания), практический.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся:
похвала, поощрение, самооценка по ключу.
Виды контроля
: оперативный, текущий, измерение степени усвоения материала.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Отвечают на вопросы: 1. Что такое количество вещества? 2. Чему равен 1 моль Организует работу по выполнению заданий с последующей проверкой ответов и алгоритма Задания Слайд 3-4
любого вещества? 3.Что такое молярная масса? 4.Отличается ли понятие «моль молекул» и «моль атомов»? 5.Объясните на примере молекулы аммиака NH 3 ? 6.Зачем необходимо знать формулы при решении задач? Решить задачи: 1.Сколько молекул содержится в 180 г. воды? 2. Сколько молекул составляет 80 г. углекислого газа? рассуждений
5.
Контроль
Цель:
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
Задачи учителя
: обеспечение усвоения и выполнения заданий с применением знаний о моль, молярной массе и количества вещества.
Задачи для учащихся
: самостоятельно выполняют действия по решению задач, овладение базовыми понятиями моль, молярная масса, количество вещества, проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия.
Продолжительность:
5 мин
Формы организации деятельности учащихся
: индивидуальная, самостоятельная.
Методы организации деятельности учащихся
: самостоятельная работа.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся
: похвала, поощрение.
Виды контроля
: итоговый.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Выполняют задание из рабочей тетради. Учатся применять знания о моль в Организует работу с рабочей тетрадью выполняя задание 3 и 4 с последующей проверкой, у Слайд 5-6
процессе индивидуальной самостоятельной работы, работа у доски (1 ученик) доски 1 ученик (закрыто от класса).
6.
Рефлексия
Цель:
создать условия для самооценки выполнения обучающимися учебной задачи урока.
Задачи учителя
: обеспечение оценки-осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке, инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия при работе в паре.
Задачи для учащихся:
проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха), проводят рефлексию способов и условий своих действий,
Продолжительность:
2 мин
Формы организации деятельности учащихся
: фронтальная.
Методы организации деятельности учащихся
: беседа, самооценка
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся
: похвала, поощрение.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса Организует обсуждение Вопросы: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня… Слайд 7
7.
Информация о домашнем задании
Цель:
формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям, выполнение которых способствует успешности усвоения учебного материала в дальнейшем.
Задача учителя:
обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов выполнения
Задачи для учащихся:
осознают необходимость выбора домашнего задания, сопоставляют возможности самостоятельного выполнения с усвоенным материалом урока.
Продолжительность:
1 мин.
Методы и способы достижения поставленных задач:
беседа
Критерии успешности выполнения домашнего задания:
выполнение в полном объёме и правильно.
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Читают,записывают задание, при необходимости уточняют. Озвучивает домашнее задание, обсуждая возникшие вопросы . Задание: Изучить текст параграфа, составить две задачи на нахождение количества вещества и на нахождение массы вещества. Выставление отметок. Спасибо за урок! Слайд 8
В раздел основное общее образование