"Рабочая программа по русскому языку в 9 классе"
Программа
Автор: Фирсова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Аркинская СОШ Комаричского района Брянской области, село Лубошево
В раздел основное общее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1) Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (Базовый уровень). М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министер- ством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва «Просвещение», 2008 2) Государственного стандарта общего образования, 3) Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку, 4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку, 5) Учебника «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шан- ский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011». Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, пример- ной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры рус- ского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнацио- нального общения. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки само- стоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В 9 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками ис- пользования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистиче- скими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной спе- цифики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для 9 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве рус- ского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 8 класса предусматривает формирование таких жизнен- но важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, при обучении синтаксису (материал 9 класса) учащиеся не только получают со- ответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использо- вания языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Всего уроков 18 часов 14 часов 20 часов 16 часов
Цели и задачи изучения русского языка в 9 классе
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятель- ностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе – 68часов. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выпол- няет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, кото- рые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и раз- виваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различ- ных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, само- коррекцию).
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Обязательные формы контроля
Формы учета достижений
Текущая аттестация Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Урочная деятельность Внеурочная деятельность - тестирование - творческие работы - проверочная работа - контрольная работа - сочинение - различные виды диктантов - изложение -традиционные диагностические и кон- трольные работы - разноуровневые те- сты, в том числе с использованием компьютерных технологий Письменный экзамен в новой форме - ведение тетрадей по русскому языку - анализ текущей успеваемости - ведение тетрадей с тестами - анализ внеучебной активности учащихся - участие в предметных олимпиадах - участие в выставках, фестивалях, конкурсах,
соревнованиях - участие в творческих выездах - участие в работе коллективов и объединений ЦВР
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Международное значение русского языка (1ч)
Повторение изученного в 5-8 классах (5ч + 2ч)
Разделы науки о языке. Трудные случаи орфографии: буквы Н-НН в суффиксах различных частей речи, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Синтаксис и пунктуация. Роль знаков препинания. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Предложения с обособленными членами, вводными конструкциями и обращениями. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей Обучающиеся должны
знать
: орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-8 классах. Обучающиеся должны
уметь
: пользоваться приобретёнными знаниями в различных речевых ситуациях.
Контроль знаний
: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сложные предложения (1ч)
Союзные сложные предложения (6ч)
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3ч + 2ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки пре- пинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. . III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Обучающиеся должны
знать
: сочинительные союзы, состав сложносочинённого предложения, интонацию. Обучающиеся должны
уметь
: различать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; правильно выбирать интонацию и грамотно ставить запятые в сложно- сочинённых предложениях; грамотно использовать ССП в устной и письменной речи.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольное сжатое изложение.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточ- ных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление). Обучающиеся должны
знать:
значение придаточных, интонацию сложноподчинённого предложения, сложные союзы.
Обучающиеся должны
уметь:
различать сложноподчинённые предложения по значению придаточных; правильно интонировать сложноподчинённые предложения с разным положением придаточного по отношению к главному; соблюдать литературную норму при построении сложноподчинённых предложений; различать стилистическую окраску союзов; правильно ста- вить запятые в сложноподчинённом предложении: использовать СПП в устной и письменной речи; составлять рассуждение на лингвистическую тему.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа; сочинение на лингвистическую тему.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бес- союзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Обучающиеся должны
знать:
смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения; интонацию бессоюзного сложного предложения; Обучающиеся должны
уметь:
различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; правильно интонировать бессоюзные сложные предложения; правильно ставить знаки препинания; применять БСП в речи; анализировать содержательную сторону текста и составлять рассуждение по данному тексту.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-рассуждение по данному тексту.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. П. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Обучающиеся должны
знать
: сложные синтаксические конструкции по основному типу связи, интонацию предложений с различными видами связи. Обучающиеся должны
уметь:
различать сложные синтаксические конструкции, правильно их употреблять в речи; правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными ти- пами связи.
Контроль знаний
: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о рус- ском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (4 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. Обучающиеся должны
знать:
основные орфографические и пунктуационные правила, стили и типы речи; выразительные средства языка. Обучающиеся должны
уметь:
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; писать сочинения-рассуждения; находить орфографические, пунктуационные, грам- матические и речевые иллюстрации к правилам.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС IX КЛАССА
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: — производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; — составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; — определять стиль и тип текста; — соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в со- ответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфогра- фические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи.
Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобио- графию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет . Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). 1 час из раздела программы «Повторение пройденного в V—VIII классах» перенесён на раздел «общие сведения о языке».
Учебно-тематический план
№
п\п
Название раздела
Кол-во
часов
В том числе
Уроки
развития речи
Контрольные
работы
1.
Международное значение русского языка
1
2.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V - VIII КЛАССАХ
6
2 1 3.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
51
11
3
3.1. Сложные предложения 1 3.2. Союзные сложные предложения 6 3.3. Сложносочиненные предложения 5 2 3.4. Сложноподчиненные предложения 24 5 2 3.5. Бессоюзные сложные предложения 8 2 3.6. Сложные предложения с различными видами связи 7 2 1 4.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
4
5.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИ-
КЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
6
2
Итого
68 15 7
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе.
№
п/п
Раздел программы.
Тема урока
Кол-
во
ча-
сов
Тип урока
Знания,умения,навыки
Формы контроля
Дата
проведения
Примечание
по плану
по факту
Международное зна-
чение русского язы-
ка(1)
1. Международное значе- ние русского языка 1 Урок усвоения новых знаний Знать содержание понятия «мировые языки»; критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык — один из мировых языков. Уметь ставить к тексту вопросы, вы- являющие его проблематику; определять об- щую тему для нескольких текстов; формули- ровать общий для нескольких текстов тезис Анализ текста упр. 1. Выделить в тексте абзацы, определить проблематику. Оза- главить текст. Сфор- мулировать основ- ную мысль текста
Повторение изученно-
го в 5-8 классах(4ч+2ч)
2.
Р.р.
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог 1 Урок развития речи Знать разновидности речевого общения. Уметь вести диалог, владеть основными нормами по- строения устного и письменного высказыва- ния, выразительной интонацией Анализ ответа уче- ника. Чтение с со- блюдением опреде- ленной интонации. Анализ текста 3.
Р.р.
Стили языка. Ана- лиз текста. Средства связи его частей 1 Урок развития речи Знать названия стилей. Уметь различать стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказыва- ние, учитывая выразительные средства каждо- го стиля речи Заполнение схемы «Стили литературно- го языка». Анализ текста 4. Простое предложение и его грамматическая ос- нова 1 Повторительно- обобщающий урок Знать виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные); виды односоставных предложений; способы выра- жения главного члена в односоставных пред- ложениях; виды сказуемого. Уметь выделять грамматическую основу в предложении; раз- граничивать двусоставные и односоставные предложения; определять способ выражения главного члена в односоставных предложени- ях; определять вид сказуемого Зрительный диктант. Объяснительный диктант. С.18 упр.30
5. Предложения с обособ- ленными членами 1 Повторительно- обобщающий урок Знать содержание понятия обособления, об интонации обособления; виды обособленных предложений. Уметь находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении; правильно вы- делять их запятыми на письме; объяснять уст- но и графически условия обособления / не- обособления определений и обстоятельств С.19 упр.32 Пись- менно ответить на вопрос: «Какие чле- ны предложения на- зываются обособ- ленными?» 6. Обращения, вводные слова и вставные кон- струкции 1 Повторительно- обобщающий урок Знать определения предложений с обращения- ми, с вводными словами и вставными кон- струкциями. Уметь интонационно выразитель- но читать предложения, объяснять постановку знаков препинания С.31 упр.38 7.
Контрольный диктант
«Повторение» 1 Урок контроля Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пункту- ационными нормами Диктант с граммати- ческим заданием
Сложное предложе-
ние.Культура ре-
чи.(40ч+11ч)
Сложные предложе-
ния(1)
8. Понятие о сложном предложении. Основ- ные виды сложных предложений 1 Урок усвоения новых знаний Знать два основных структурных типа пред- ложения (простое и сложное); знать, что слож- ные предложения передают больший объем информации, чем простые; что сложные пред- ложения имеют две или более грамматические основы, на письме оформляются знаками за- вершения в конце предложения. Уметь разгра- ничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений Составить таблицу «Основные виды сложных предложе- ний»
Союзные сложные
предложения(6ч)
9. Союзные и бессоюзные сложные предложения 1 Урок усвоения новых знаний Знать, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные, союзные — на сложносочиненные и сложноподчиненные; Уметь разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в зависимости от средств связи Анализ текста.
10. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Средства связи частей в предложении 1 Урок усвоения новых знаний Знать средства связи частей в сложносочинен- ном, сложноподчиненном, бессоюзном пред- ложениях. Уметь находить сложные предложения с со- юзной и бессоюзной связью; составлять схемы сложных предложений Составление схем предложений. Взаи- модиктант 11. Разделительные и вы- делительные знаки пре- пинания между частями сложного предложения. 1 Урок усвоения новых знаний Знать о назначении знаков препинания в сложном предложении (передача на письме смысловых отношений между частями слож- ного предложения, особенностей его строения и интонации); об употреблении знаков препи- нания в разных функциях (разделение, выде- ление) между частями сложного предложения; перечень знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов. Уметь разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения (сложносочиненного, бессоюзного, сложноподчиненного); состав- лять схемы сложных предложений Устное сообщение. Работа с таблицей «Знаки препинания в сложных предложе- ниях» 12. Авторская пунктуация 1 Урок усвоения новых знаний Знать об авторском употреблении знаков пре- пинания в сложных предложениях. Диктант по учебнику 13. Интонация сложного предложения 1 Урок усвоения новых знаний Знать особенности интонации простого и сложного предложения, графические способы их обозначения. Уметь интонационно правильно читать ука- занные сложные предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых; составлять графические интонационные схемы сложных предложений Интонационное чте- ние 14. Тренировочные упраж- нения 1 Повторительно- обобщающий урок Уметь записывать предложения в соответствии с пунктуационными правилами. Запись предложений. Составление схем
Сложносочинённые
предложения(3ч+2ч)
15. Сложносочиненное предложение и его осо- бенности. Сложносочи- ненное предложение с 1 Урок новых знаний Знать грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам; уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений Подготовить устное сообщение на тему: «Смысловые отно- шения в сложносо-
союзами (соеди- нительными, раз- делительными и проти- вительными) между частями, выявлять эти отношения, пра- вильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схе- мам; определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения чиненном пред- ложении» Работа в группах: I гр. - упр. 63. II гр.-упр. 65. III гр. - упр. 67 16. Синтаксические сино- нимы сложносочинен- ных предложений, их текстообразующая роль 1 Урок новых знаний Знать о синтаксических синонимах сложносо- чиненных предложений, их текстообразующей роли упр.66 17. Разделительные знаки препинания между ча- стями сложносо- чиненного предложе- ния. Синтаксический и пунктуационный разбо- ры сложносочиненного предложения 1 Комбинированный урок Знать основные положения синтаксического и пунктуационного разбора сложносочиненного предложения. Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложносочиненных пред- ложениях, опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным чле- ном, производить синтаксический и пунктуа- ционный разбор предложений, объяснять от- сутствие запятой, конструировать предложе- ния, различать ССП и простые предложения с однородными членами Упр. 71 (само- стоятельно) Работа по вариантам: I в. - упр. 75; II в. - упр. 76 (со- гласно заданию) 18.
Р.р.
Сочинение-ре- цензия на литературное произведение, спек- такль, кинофильм 1 Урок развития речи Знать композиционные особенности сочине- ния-рецензии. Уметь составлять план сочине- ния, передавать последовательность микро- текстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка Самостоятельная работа над чернови- ком 19.
Р.р.
Написание сочине- ния 1 Урок развития речи Написание сочине- ния
Сложноподчинённые
предложения(19ч+5ч)
20. Сложноподчиненное предложение и его осо- бенности. Главное и придаточные предложе- ния. Место придаточно- го предложения по от- ношению к главному. 1 Урок новых знаний Знать структуру СПП, средства связи его ча- стей, что придаточное предложение может за- нимать различное положение по отношению к главному (следовать за главным, находиться перед ним, располагаться в середине главно- го), условия выделения запятыми на письме придаточного предложения. Уметь находить Работа по вариантам: I в. - составить план §18, проил- люстрировать соб- ственными примера- ми. II в. - составить план
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении главное и придаточное предложения, опреде- лять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препина- ния, составлять схемы, объяснять их с по- мощью постановку знаков препинания §19, проил- люстрировать соб- ственными примера- ми с.57 упр.90 редакти- рование предложе- ний 21. Союзы и союзные слова как средства связи при- даточного с главным 1 Урок новых знаний Знать, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчи- нительных союзов (простых и составных) или союзных слов; что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами; знать приемы различения омонимичных подчини- тельных союзов и союзных слов. Уметь разли- чать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном пред- ложении; определять, каким членом прида- точного предложения является союзное слово; правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений; составлять схемы сложноподчиненных пред- ложений с составными союзами Самостоятельная работа: упр. 93, 94, 96 (по группам) 22. Указательные слова в главном предложении 1 Урок новых знаний Знать, что в главной части сложноподчиненно- го предложения могут использоваться указа- тельные слова; что указательные слова (место- имения или наречия) образуют с союзными словами и некоторыми союзами пары; что в зависимости от коммуникативной задачи гово- рящего или пишущего подчинительные со- ставные союзы могут расчленяться и их первая часть может стать указательным словом; что перед второй частью расчлененного составно- го союза ставится запятая. Уметь находить главное предложение с указательным словом и без него; определять, каким членом предложе- ния являются указательные слова, какой ча- стью речи они выражены План теоретического материала с.66 упр.102, 103 ре- дактирование пред- ложений 23. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении 1 Урок закрепления изу- ченного Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функ- цию в главном предложении и роль в СПП; от- личать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания Тест
24.
Контрольный диктант
«Сложные союзные предложения» 1 Урок контроля Уметь воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографиче- ские и пунктуационные нормы. Диктант с граммати- ческим заданием. 25.
Р.р.
Изложение с эле- ментами сочинения 1 Урок развития речи Уметь воспринимать текст на слух, воспроиз- водить услышанное. Соблюдать орфогра- фические и пунктуационные нормы, создавать небольшое сочинение, отражая проблему, ар- гументируя свое отношение к этой проблеме Изложение с эле- ментами сочинения
Основные группы
сложноподчинённых
предложений(виды
придаточных предло-
жений)
26. Виды придаточных предложений. Слож- ноподчиненные пред- ложения с прида- точными опре- делительными 1 Урок новых знаний Знать основные группы сложноподчиненных предложений и их признаки; признаки прида- точных определительных. Уметь определять значение придаточных определительных; ста- вить к ним вопросы; находить место прида- точных определительных в сложноподчинен- ных предложениях; определять средства связи придаточного с главным. Составить развер- нутый план §22, привести собст- венные примеры. с.73 упр.113, 114 редактирование предложений 27. Синтаксические сино- нимы придаточных определительных 1 Урок закрепления изу- ченного Знать о возможности и целесообразности си- нонимической замены придаточных определи- тельных. Уметь строить по указанным схемам сложноподчиненные предложения с придаточ- ными определительными; правильно употреб- лять их в речи; производить синонимическую замену придаточных определительных при- частными оборотами; правильно ставить не- обходимые знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с прида- точными определительными; обосновывать (устно) условия постановки знаков препина- ния в сложноподчиненных предложениях с.74 упр.115 соста- вить по схемам предложения 28. Сложноподчиненные предложения с прида- точными изъяс- нительными 1 Урок новых знаний Знать определение придаточных изъяснитель- ных. Уметь находить придаточные изъ- яснительные в тексте; ставить к ним вопросы; определять место придаточных изъяснитель- ных в сложноподчиненных предложениях; определять средства связи придаточного с главным Комментированное письмо упр. 117 29. Приемы разграничения придаточных изъясни- 1 Урок закрепления изу- Знать признаки придаточных изъяснительных; приемы разграничения придаточных изъяс- с.76 упр.118, 119 по- строение предложе-
тельных и определи- тельных, присоединяе- мых омонимичными союзом и союзным сло- вом что. ченного нительных и определительных, присоединяе- мых омонимичными союзом и союзным сло- вом что. Уметь строить по указанному началу, опорным глаголам сложноподчиненные пред- ложения с придаточными изъяснительными; различать придаточные изъяснительные и определительные, присоединяемые омони- мичными союзом и союзным словом что; пра- вильно ставить необходимые знаки препина- ния между частями сложноподчиненных пред- ложений с придаточными изъяснительными ний 30. Сложноподчиненные предложения с прида- точными обстоятель- ственными 1 Урок новых знаний Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить их в тексте, определять сред- ства связи, расставлять знаки препинания с.79 конструирова- ние предложений по схемам (работа в группах) 31. Сложноподчиненные предложения с прида- точными времени и ме- ста 1 Урок новых знаний Знать определения придаточных времени и места. Уметь ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расстав- лять знаки препинания в СПП с придаточными времени и места Списать предло- жения, поставить вопросы к выде- ленным прида- точным предло- жениям времени и места. Конструирование предложений по схемам (работа по вариантам) 32. Сложноподчиненные предложения с прида- точными причины, условия, уступки, цели и следствия 1 Урок новых знаний Знать определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, уметь пра- вильно расставлять знаки препинания, кон- струировать предложения, употреблять в речи Конспект теоретиче- ского материала 33. Сложноподчиненные предложения с прида- точными образа дей- ствия, меры, степени и сравнительными 1 Урок новых знаний Знать определения придаточных, уметь распо- знавать придаточные в тексте, грамотно ста- вить вопросы, знаки препинания Конструирование предложений (работа в группах) 34.
Р.р.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности 1 Урок развития речи Уметь свободно и грамотно говорить на задан- ные темы Устное выступление на заданные темы 35. Сложноподчиненные 1 Урок Знать классификацию СПП с несколькими Составить план §28
предложения с несколь- кими придаточными. новых знаний придаточными. Уметь составлять схемы СПП с несколькими придаточными 36. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с не- сколькими придаточны- ми 1 Урок закрепления изу- ченного Знать правила постановки/непостановки зна- ков препинания в сложноподчиненных пред- ложениях с несколькими придаточными. Уметь правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложнопод- чиненных предложений с несколькими прида- точными Тест 37. Синтаксический и пунктуационный разбо- ры сложноподчи- ненного предложения 1 Урок новых знаний Знать порядок синтаксического и пунктуаци- онного разбора сложноподчиненного предло- жения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения синтаксический и пунктуационный разбор сложнопод- чиненного предло- жения 38.
Р.р.
Сообщение на лингвистическую тему 1 Урок развития речи Уметь составлять сообщение на лингвистиче- скую тему Сообщение на линг- вистическую тему 39. Повторение и обобще- ние изученного по теме «Сложноподчиненные предложения». 1 Повторительно- обобщающий урок Знать определение СПП, уметь их отличать, уметь определять значения придаточных, кон- струировать, грамотно расставлять знаки пре- пинания Комплексный анализ текста 40. Тренировочные упраж- нения 1 Повторительно- обобщающий урок Уметь составлять ССП и СПП, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста Комплексный анализ текста 41.
Контрольная работа
по теме «Сложнопод- чиненные предложе- ния» 1 Урок контроля Знать определения ССП и СПП, уметь разли- чать разные виды предложении, определять значения придаточных в СПП, грамотно рас- ставлять знаки препинания Работа с текстами по вариантам. Ком- плексный анализ текста 42.
Р.р.
Деловые докумен- ты (автобиография, за- явление) 1 Урок развития речи Уметь писать заявление, автобиографию Написание заявле- ний, автобиографии 43.
Р.р.
Сочинение «Что такое подвиг?» 1 Урок развития речи Понимать жанровое своеобразие сочинения- рассуждения. Уметь определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение Сочинение- рассуждение
Бессоюзные сложные
предложения(6ч+2ч)
44. Бессоюзное сложное предложение и его осо- бенности. Смысловые взаимоотношения меж- ду частями бессоюзного предложения. 1 Урок новых знаний Знать синтаксические особенности БСП, пра- вила постановки знаков препинания в БСП. Уметь опознавать БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями бес- союзного сложного предложения в зависимо- сти от интонации; расставлять знаки препина- Составить раз- вернутый план изу- чаемой темы. Соста- вить предложения по схемам. Передача с помощью
ния, соблюдать интонацию при чтении интонации смысло- вых отношений (упр.190) 45. Бессоюзные сложные предложения со значе- нием перечисления. Разделительные знаки препинания в бессоюз- ном сложном предло- жении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. 1 Урок новых знаний Знать условия постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления. Уметь различать простые предложения с од- нородными членами, связанными только пере- числительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечис- ления; правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения; обосновывать условия выбора знака препина- ния между частями бессоюзного сложного предложения; составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых не- обходимо поставить запятую и точку с запятой Составить схемы предложений. Комментированное письмо. 46. Бессоюзные сложные предложения со значе- нием причины, поясне- ния, дополнения. Двое- точие в бессоюзном сложном предложении 1 Урок новых знаний Знать условия постановки двоеточия в БСП, уметь конструировать предложения со значе- ниями причины, пояснения, дополнения, выра- зительно читать, выявляя смысловые отно- шения между частями БСП Объяснительный диктант Самостоятельная работа (упр.197) 47. Бессоюзные сложные предложения со значе- нием противопоставле- ния, времени, условия и следствия. Тире в бессо- юзном сложном пред- ложении 1 Урок новых знаний Знать условия постановки тире в БСП. Уметь выявлять смысловые отношения между частя- ми, конструировать такие предложения, выра- зительно читать Зрительный диктант. Контрольный сло- варный диктант 48. Синтаксические сино- нимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль 1 Урок новых знаний Знать о синтаксических синонимах бессоюз- ных сложных предложений, их текстообразу- ющей роли. Уметь опознавать БСП в тексте. Анализ текста 49.
Р.р.
Сочинение по кар- тине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка» 1 Урок развития речи Знать структуру сочинения: вступление, ос- новная часть, заключение. Уметь свободно выражать собственные мысли, не скупиться в выражении эмоций от восприятия данной кар- тины Сочинение
50. Синтаксический и пунктуационный раз- боры бессоюзного сложного предложения 1 Усвоение и за- крепление нового материала Знать, соблюдать последовательность синтак- сического и пунктуационного разборов БСП. Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препи- нания Фронтальный опрос (контрольные вопро- сы и задания) Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разборы БСП 51.
Р.р.
Реферат небольшой статьи (фрагмента ста- тьи) на лингвистиче- скую тему. 1 Урок развития речи Уметь сделать реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Реферат
Сложные предложе-
ния с различными ви-
дами связи(5ч+2ч)
52. Различные виды слож- ных предложений с со- юзной и бессоюзной связью 1 Урок новых знаний. Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с раз- личными видами связи. Уметь разделять запя- той рядом стоящие союзы и союзные слова Составление пред- ложений по схемам. Работа в группах. Упр. 209. 53. Разделительные знаки препинания и сочетание знаков в сложных пред- ложениях с союзной и бессоюзной связью 1 Урок новых знаний Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с раз- личными видами связи. Уметь находить гра- ницы частей многочленных сложных предло- жений с различными видами связи; произво- дить выбор необходимого знака препинания; правильно ставить необходимые знаки препи- нания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи Анализ текста Самостоятельная работа (упр.217) 54.
Р.р.
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. 1 Урок развития речи Уметь составлять тезисы или конспект не- большой литературно-критический статьи (или фрагмента большой статьи) на лингвистиче- скую тему. Конспект 55. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи 1 Комбинированный урок Знать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов сложного предло- жения с различными видами связи. Уметь вы- полнять синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи Тренировочные упражнения 56.
Р.р.
Сжатое изложение текста 1 Урок развития речи Уметь сжато пересказывать текст художест- венного стиля, понимать содержание прочи- танного, его тему, идею, проблемы и отноше- ние автора к ним Сжатое изложение текста
57. Публичная речь 1 Урок новых знаний Знать, что такое публичная речь, уметь отли- чать понятия «публичный» и «публи- цистический», знать особенности публичной речи Анализ текстов. Работа в группах 58.
Контрольный диктант
«Сложные предложе- ния» 1 Урок контроля Уметь воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографиче- ские и пунктуационные нормы. Диктант с граммати- ческим заданием.
Общие сведения о
языке(4ч)
59. Роль языка в жизни об- щества. Язык как разви- вающееся явление. Языковые контакты русского языка 1 Повторительно- обобщающий урок Знать о роли языка в жизни общества, об из- менениям, происходящих в языке; о языковых контактах русского языка. Уметь ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблемати- ку; определять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для несколь- ких текстов тезис Доклады, рефераты, сообщения учащихся 60. Русский язык — перво- элемент великой рус- ской литературы. Рус- ский литературный язык и его стили. Богат- ство, красота, вы- разительность русского языка. 1 Повторительно- обобщающий урок Знать основные признаки стилей, уметь разли- чать стили, определять особенности разных стилей, анализировать тексты разных стилей речи, создавать собственные высказывания в указанных стилях речи. Уметь ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких тек- стов; формулировать общий для нескольких текстов тезис Доклады, рефераты, сообщения учащих- ся. Комплексный анализ текста 61. Функции русского язы- ка. Место русского язы- ка среди языков мира. Роль старославянского языка в развитии рус- ского языка. Значение письменности; русская письменность. 1 Повторительно- обобщающий урок Знать функции русского языка, его место сре- ди языков мира. Уметь ставить к тексту вопро- сы, выявляющие его проблематику; опреде- лять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для нескольких текстов тезис Доклады, рефераты, сообщения учащихся 62. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, иссле- довавшие русский язык. 1 Повторительно- обобщающий урок Знать основные разделы науки о языке, вид- ных ученых-русистов и их деятельность в ис- следовании языка. Уметь обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры Доклады, рефераты, сообщения учащих- ся. Заполнение таблицы (с.157)
Систематизация изу-
ченного по фонетике,
лексике, грамматике и
правописанию, куль-
туре речи(4ч+2ч)
63. Фонетика и графика. Звуки и буквы. Фонети- ческий анализ слова 1 Повторительно- обобщающий урок Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; характеристику глас- ных и согласных звуков; взаимоотношение звуков и букв в языке; звуковое значение букв
е, ё, ю, я;
порядок фонетического разбора сло- ва. Уметь составлять фонетическую тран- скрипцию указанных слов; определять звуко- вое значение букв
е, ё, ю, я
в указанных сло- вах; уметь соблюдать основные правила лите- ратурного произношения в рамках требований учебника Рассказ на лингви- стические темы 64. Лексикология (лексика) и фразеология. Группы слов по происхождению и употреблению. Лек- сический анализ слова 1 Повторительно- обобщающий урок Знать определение лексикологии и фразеоло- гии как разделов науки о языке; знать, что сло- во может быть многозначным и однозначным, иметь прямое и переносное значение; знать определение омонимов, синонимов, антони- мов; знать общеупотребительные и необще- употребительные слова; исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы. Уметь определять лексическое и грамматическое значение слов; находить в тексте слова, употребленные в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заим- ствованные, устаревшие слова, фразеоло- гические обороты; определять значение уста- ревших, заимствованных слов; подбирать про- фессиональные слова Рассказ на лингви- стические темы 65. Морфология. Синтак- сис. Признаки текста, тема и основная мысль высказывания, средства связи частей текста. Ти- пы речи. Орфография. Пунктуация 1 Повторительно- обобщающий урок Знать определение понятий, связанных с по- вторяемыми разделами; определение синтак- сиса, основных единиц синтаксиса, орфогра- фии и пунктуации; о связи между орфографи- ей и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; содер- жание понятия орфограмма; вид орфограмм; условия употребления знаков завершения, раз- деления, выделения. Уметь правильно писать Работа в группах. Анализ текста
слова с изученными орфограммами; опреде- лять их вид; правильно расставлять знаки препинания; объяснять условия выбора поста- новки знаков препинания, выполнять синтак- сический и пунктуационный разбор. 66- 67.
Итоговая контрольная
работа в форме ОГЭ
1 Урок контроля Знать: теоретический материал года, орфо- графические и пунктуационные нормы. Уметь: соблюдать орфографические и пунктуацион- ные нормы, выполнять итоговую контрольную работу в новой форме 68.
Р.р.
Доклад. Реферат. Тезисы статьи. Кон- спект и тезисный план. 1 Комбинированный урок Уметь подготовить и сделать доклад, соста- вить тезисы или конспект Работа в группах
В раздел основное общее образование