Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Свет. Источники света. Распространение света"

Разработка урока

Автор: Ермолина Ирина Владимировна, учитель физики, МБОУ СОШ пгт.Смирных, пгт.Смирных, Сахалинская область



В раздел основное общее образование




План-конспект урока

«Свет. Источники света. Распространение света»

ФИО:
Ермолина Ирина Владимировна
Место работы:
МБОУ СОШ пгт. Смирных
Должность:
учитель физики
Предмет:
физика
Класс:
8 класс
Тема и номер урока в теме:
«Свет. Источники света. Распространение света», первый урок темы: «Световые явления».
Базовый учебник:
А.В. Пёрышкин. Физика. 8 класс.
Цель урока:
сформировать представление о природе света, показать роль света в жизни человека.
Задачи урока:
- образовательная: ввести понятие свет, познакомить с естественными и искусственными источниками света, научить объяснять солнечные и лунные затмения как доказательства прямолинейного распространения света. - развивающая: расширить кругозор учащихся; формировать умения работать с текстом; логически мыслить и оформлять результаты в устной и письменной речи. - воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся путем ознакомления со световыми явлениями; формирование положительной мотивации на восприятие нового материала через применение на уроке компьютерных технологий.
Тип урока:
комбинированный.
Формы работы учащихся:
участие в беседе, работа с учебником, работа у ИД, самостоятельная работа, выполнение построений.
Необходимое

техническое

оборудование:
компьютер, медиапроектор, интерактивная доска Interwrite Board, интерактивный конспект «Источники света. Распространение света» в формате GWB, интерактивное задание «Источники света» в формате MS PowerPoint с макросами, интерактивный тест по теме: «Свет» в формате MS PowerPoint, комплект оборудования «Геометрическая оптика».
Рекомендации:
При открытии презентации «Источники света», содержащей макросы, появится
Предупреждение

системы

безопасности
. Щелкните по кнопке
Параметры
и в открывшемся окне выберите:
Включить это содержимое → ОК
.

Ход урока:

I. Организационный момент
Мы живем в мире разнообразных световых явлений. Какие световые явления встречаются нам в природе и быту? (радуга, полярное сияние, свечение электрической лампы, отражение в зеркале). Тем, кто не знаком с причинами их возникновения, эти световые явления кажутся необычными и загадочными. Начнем знакомство с этими явлениями. Запишем тему урока.
II. Изучение нового материала

1.

Свет
Световые явления изучаются в разделе физики, который называется
оптикой
.
Почему эти физические явления получили название световых? (в основе лежит термин «свет»). Что представляет собой свет? (выслушиваются мнения учащихся)
Свет – видимое излучение, т.е. та часть излучения, которая воспринимается

глазом.
Свет играет в жизни людей огромную роль: благодаря восприятию его глазом в процессе зрения мы можем познавать окружающий мир, свет от Солнца создает необходимые условия для жизни на Земле.
2.

Источники света

Тела, от которых исходит свет, называют источниками света.
Источники света можно разделить на естественные и искусственные (заполнение схемы «Источники света», выполнение задания «Источники света» - Приложение 1, дополнение схемы примерами). Искусственные источники света делятся на тепловые и люминесцирующие (холодные).
Для изучения световых явлений необходимы следующие понятия:
Точечный

источник

света

источник

света,

размеры

которого

намного

меньше расстояния до него.
(примеры точечных источников)
Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется световая энергия

от источника света.

3.

Распространение света
Выясним, как распространяется свет. Демонстрационный опыт. Перед источником света поместим непрозрачную преграду. Почему мы не видим источник света? (Свет не может обогнуть преграду) Демонстрационный опыт (источник света, экран, три листа картона с отверстиями). Между источником света и экраном расположим листы картона с отверстиями на одной прямой. Наблюдаем на экране светлое пятно. Сдвинем один лист картона, отверстия больше не находятся на одной прямой, поэтому свет не достигает экрана. Вывод: свет распространяется прямолинейно.
Закон

прямолинейного

распространения

света
был впервые сформулирован Евклидом в III в. до н.э.: свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Прямолинейностью распространения света объясняется образование тени и полутени.
4.

Доказательства прямолинейного распространения света
а) образование тени Демонстрационный опыт. Получение тени на экране при помещении непрозрачного тела на пути света от проектора.
Тень – это область пространства, в которую не попадает свет от источника.
Условие образования тени: точечный источник света. Геометрическое построение: получение тени на экране. б) образование полутени Демонстрационный опыт. Получение тени и полутени с помощью комплекта «Геометрическая оптика».
Полутень



область

пространства,

в

которую

попадает

свет

от

части

источника света.
Условие образование тени: протяженный источник света. Геометрическое построение: получение тени и полутени на экране. в) солнечные и лунные затмения
Закон прямолинейного распространения света позволяет объяснить, как возникают солнечные и лунные затмения. Во время солнечного затмения тень от Луны падает на Землю. В тех местах Земли, куда упала тень, будет наблюдаться полное затмение Солнца. В местах полутени только часть Солнца будет закрыта Луной, т.е. произойдет частичное затмение Солнца. Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей. Если вся Луна находится в области полной тени от Земли, наблюдается полное лунное затмение. Если Луна погружена в тень не вся, то наблюдается частичное лунное затмение.
III. Закрепление материала
1) Задание 1: Тест «Источники света» - Приложение 2. 2) Задание 2: Заполнение таблицы «Тепловые и люминесцентные источники света». 3) Задание 3: На рисунке показано положение источника сета S и четырех вертикально расположенных реек. Перечертив рисунок в тетрадь, покажите, где на стене (АВ) образуются узкие светлые полосы.
4) Задание 4: Глаз наблюдателя находится перед щелью в точке A. Сделав схематический рисунок, покажите на нем, какую часть дерева видит наблюдатель; в какой точке перед щелью наблюдатель мог бы видеть все дерево целиком. 5) Задание 5: Сделайте чертеж и изобразите на нем тени и полутени от мяча, освещенного двумя источниками света S 1 и S 2 . 6) Задание 6: Укажите те области, в которых наблюдается полное затмение Солнца, частичное затмение, где затмение не наблюдается.

IV. Домашнее задание
Изучить §62, выписать и выучить определения, выполнить упр.29.
V. Рефлексия
Подведение итогов урока. Продолжите фразы: - Сегодня на уроке я узнал… - Было интересно… - Знания, которые я получил на уроке, пригодятся…
Список используемых источников:
1) А.В. Перышкин. Физика. 8 класс. 2) В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 классы. 3) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http: //school- collection.ru.

Технологическая карта урока



Этап урока

Название

используемых

электронных

образовательных

ресурсов,

интерактивного

оборудования

Деятельность

учителя
(с указанием действий с ИД, ЭОР)
Деятельность

ученика

Время
(в мин.) 1. Организационный момент Интерактивный конспект (стр.1) Подведение к теме урока. Предлагает учащимся привести примеры световых явлений. Приводят примеры световых явлений. Записывают тему урока. 1 мин. 2. Изучение нового материала: 1. Свет 2. Источники света 3. Распространение света 4. Доказательства прямолинейного распространения Интерактивный конспект (стр.2) На странице конспекта ссылка на Презентацию PowerPoint «Источники света» Интерактивный конспект (стр.3) Формулирует определение «оптика». Учитель контролирует работу учащихся с учебником. Формулирует определение «источники света», виды источников света. Заполнение схемы на ИД. Предлагает учащимся выполнить задание «Источники света», осуществляет контроль за работой. Разбор понятий, необходимых для изучения световых явлений. Проводит ДО «Прямолинейное распространение света». Задает вопрос: «Почему не виден источник света»? Знакомит с законом прямолинейного распространения света, дописывает на странице конспекта кем и когда был установлен закон. Записывают определение «оптика». Работают с учебником – записывают определение «свет». Записывают определение источников света. Заполняют схему «Источники света». 1 ученик у ИД, остальные на местах выполняют задание и дополняют схему примерами. Работают с учебником: читают определения точечный источник света, световой луч. Наблюдают опыт. Делают предположение о прямолинейности распространения света. Записывают формулировку закона прямолинейного распространения света – работа с учебником. 22 мин.
света а) образование тени б) образование полутени в) солнечные и лунные затмения Интерактивный конспект (стр.4) Интерактивный конспект (стр.5) Интерактивный конспект (стр.6) Проводит ДО «Образование тени». Дополняет страницу конспекта надписью «тень». Знакомит с построением тени (убирает шторку). Проводит ДО «Образование тени и полутени». Дополняет страницу конспекта надписью «полутень». Знакомит с построением полутени (убирает шторку). Знакомит учащихся с солнечными и лунными затмениями. Наблюдают опыт. Читают определение тени в учебнике, формулируют условие образования тени. Выполняют построение. Наблюдают опыт. Читают определение полутени в учебнике, формулируют условие образования полутени. Выполняют построение. Слушают учителя. 3. Закрепление материала: 1) Задание 1: выполнение теста 2) Задание 2: заполнение таблицы «Тепловые и люминесцентные источники света» 3) Задание 3 4) Задание 4 5) Задание 5 6) Задание 6 Интерактивный конспект (стр.8) На странице конспекта ссылка на Презентацию PowerPoint «Тест по теме: «Свет» Интерактивный конспект (стр.8) Интерактивный конспект (стр.9) Интерактивный конспект (стр.10) Интерактивный конспект (стр.11) Интерактивный Перелистывает страницы с вопросами, озвучивает задания теста. Учитель контролирует и помогает в выполнении заданий. Учащиеся выполняют тест самостоятельно. Для проверки 1 ученик у ИД. 1 ученик у ИД: перетаскивает объекты в нужную колонку таблицы. Учащиеся выполняют задание в тетради, 1 ученик у ИД. Учащиеся выполняют задание в тетради, 1 ученик у ИД. Учащиеся выполняют задание в тетради, 1 ученик у ИД. 1 ученик у ИД. 7 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин 3 мин. 2 мин.
конспект (стр.12) 4. Домашнее задание Интерактивный конспект (стр.13) Учитель поясняет выполнение домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник. 1 мин. 5. Рефлексия Подведение итогов урока. 1 мин.


В раздел основное общее образование