"Вредные привычки подростков"
рабочая программа
Автор: Невядомская Наталья Васильевна, учитель географии, МБОУ " СОШ № 41", п. Новогорный Челябинской области
В раздел основное общее образование
Рабочая программа предназначена для обеспечения базового уровня подготовки обучающихся в образовательных учреждениях, с
учетом перспектив развития содержания образования в области основы безопасности жизнедеятельности, соответствует ФГОС ООО
(второго поколения) Рабочая программа по курсу « Необычные вредные привычки подростков» рассчитана на один год обучения
из расчёта1 час в неделю – 35 часов в год, имеет спортивно-оздоровительное
направление.
Курс способствует развитию у детей вести здоровый образ жизни, формирует отрицательное отношение к вредным привычкам, а
также помогает усвоению сведений, необходимых обучающимся для последующего выбора профессий и сферы деятельности.
Цель
курса: создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к здоровому образу жизни; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания; развивать творческие способности обучающихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1
.
Дать представление о вредных привычках и их влияние на здоровье. 2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, способствовать формированию полезных привычек. 3. Умение выдвигать гипотезы и отстаивать их; интерпретировать результаты эксперимента. 4. Вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность. 5. Приобретать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; Содержание курса:
Раздел 1 Введение
– 3 часа Определение понятия ЖОЗ, здоровье. Факторы, оказывающие влияние на здоровье. Основные признаки понятия « привычка». Виды привычек. Состав вредных привычек. Причины. Последствия.
Раздел 2 Польза и вред жевательной резинки
- 6 часов Что такое « жевательная резинка» . Причины использования её подростками. Цель создания жевательной резинки. Виды жевательных резинок в истории. Откуда к нам пришла жевательная резинка. Современная жевательная резинка. Первые появления её на территории России. Состав: жевательная основа, вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты, пищевые добавки. Отрицательное влияние на желудочнокишечный тракт, внимание. Польза – массаж десен, удаление мелких механических частиц. Загрязнение окружающей среды, кариес, повышение АД, аллергические крапивницы.
Раздел 3 Чипсы и кока-кола-атрибут молодежи
– 11 часов Что такое чипсы. Влияние рекламы на молодежь. Из чего состоят чипсы. Соль. Её количество в продукте. Влияние соли на организм. Жиры. Их количество в чипсах. Влияние жиров на организм. Жиры. Их количество в чипсах. Влияние жиров на организм.
Кока-кола – состав. Количество сахара в напитке кока-кола. Углекислый газ- плюсы и минусы. Красители, регуляторы кислотности ( ортофосфорная кислота), кофеин. «Колер сахарный концентрированный. Технические условия», представляет собой водный раствор жженого сахара. Ортофосфорная кислота (Фосфорная кислота, orthophosphoric acid, E338). Вред : кариес, остеопороз, ожоги, раздражение пищеварительного тракта, рвота. Кофеин и онкология. Кофеин и центральная нервная система. Кофеин и вес. Кофеин и сердечно- сосудистая система. В быту: удаление ржавчины, пятен и т.д.
Раздел 4 Игромания и сквернословие - враги человеческой души
– 15 часов Основные признаки понятия « сквернословие». Этимология. Синонимы. История возникновения проблемы: языческая древность. Демоны. Колдуны. Ведьмы. Татаро-монгольское иго. Влияние сквернословия на жизнь человека. Опыты с водой при замораживании, после бранных слов. Влияние сквернословия на жизнь человека. Влияние сквернословия на развитие растений. Азарт. Этимология. Игромания. Интернет зависимость. Игровая зависимость. Причины. Признаки. Последствия: Снижение уровня личности. Большой денежный долг. Распад семьи. Потеря друзей. Потеря социального статуса. Профилактика здорового образа жизни. Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса обучающиеся могут выполнить индивидуальную исследовательскую работу (проект). По завершении курса будет проведена презентация и защита проектов обучающихся. Реализация программы предусматривает: обобщение результатов, создание проектов. Формы организации обучения: мозговой штурм, индивидуальная, конкурсы, проектная деятельность. Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся: 1. Мотивация на занятиях экспериментальной деятельностью. 2. Развитие личностной, социальной и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 3. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе. 4. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс. Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета основы безопасности жизнедеятельности, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.
Календарно-тематическое планирование
но мер уро тема урока элементы содержания тип урока результаты обучения УУД вид контроля дата (план.) дата (факт )
ка 1 Введение. Что такое ЗОЖ Содержание и задачи курса. Определение понятия ЖОЗ, здоровье. Факторы, оказывающие влияние на здоровье вводный
Предметные:
уметь выделять основные признаки понятия « здоровье». Виды здоровья. Характеризовать факторы оказывающие влияние на здоровье.
Метапредметные
: умение планировать работу до ее начала; умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил.
Личностные
: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни беседа 2 Привычка. Виды привычек Основные признаки понятия « привычка». Виды привычек комбинир ованный
Предметные:
знать основные признаки понятий, характеризовать и классифицировать привычки.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. беседа 3 Вредные привычки Состав вредных привычек. Причины. Последствия комбинир ованный МеПредметные: знать причины и последствия вредных привычек. Уметь характеризовать состав группы « вредные привычки.
ММетапредметные
: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Личностные
: ответственное отношение к учебе беседа 4 Жевательная резинка Что такое « жевательная резинка» . Причины использования её подростками. Цель создания жевательной резинки. комбинир ованный
Предметные:
уметь раскрывать основные критерии жевательной резинки; выделять и характеризовать причины использования её подростками.
Метапредметные
: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные
: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания работа над проектом
5 История появления жевательной резинки Виды жевательных резинок в истории. Откуда к нам пришла жевательная резинка лекция
Предметные:
знать виды жевательных резинок, уметь характеризовать материал жевательной резинки на разных этапах развития человечества.
Метапредметные:
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность,
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 6 История появления жевательной резинки в России. Современная жевательная резинка. Первые появления её на территории России комбинир ованный
Предметные:
уметь характеризовать отличительные особенности современной жевательной резинки от предыдущих аналогов, знать историю появления её в России.
Метапредметные
: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 7 Состав жевательной резинки. Состав: жевательная основа, вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты, пищевые добавки комбинир ованный
Предметные
: уметь характеризовать состав жевательной резинки.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; смысловое чтение, извлечение информации
. Личностные
: ответственное отношение к учебе работа над проектом 8 Польза и вред от жевательной резинки Отрицательное влияние на желудочнокишечный тракт, внимание. Польза –массаж десен, удаление мелких механических частиц. комбинир ованный
Предметные
: знать особенности влияния жевательной резинки на организм человека.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 9 Побочные эффекты. Загрязнение окружающей среды, кариес, повышение АД, аллергические крапивницы. комбинир ованный
Предметные:
уметь выделять побочные эффекты влияния жевательной резинки на организм, характеризовать их последствия.
Метапредметные
: умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил; искать и отбирать работа над проектом
информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: ответственное отношение к учебе 10 Чипсы и кока-кола- атрибут молодежи Что такое чипсы. Влияние рекламы на молодежь. комбинир ованный
Предметные:
знать основные признаки понятий темы; уметь характеризовать влияние рекламы на молодежь.
Метапредметные
: определение основной и второстепенной информации; планировать свою деятельность под руководством учителя.
Личностные:
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание работа над проектом 11 Соль в чипсах Из чего состоят чипсы. Соль. Её количество в продукте. Влияние соли на организм. комбинир ованный
Предметные:
знать состав чипсов; уметь характеризовать влияние соли на организм человека.
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание работа над проектом 12 Жиры в чипсах. Жиры. Их количество в чипсах. Влияние жиров на организм комбинир ованный
Предметные:
знать состав чипсов; уметь характеризовать влияние жира на организм человека
Метапредметные
: понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 13 Кока-кола Кока-кола – состав. Количество сахара в напитке кока-кола. Углекислый газ- плюсы и минусы. комбинир ованный
Предметные:
знать состав напитка « Кока-кола», уметь характеризовать влияния на организм человека составных частей напитка.
Метапредметные
: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми ре- зультатами.
Личностные
: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни работа над проектом 14 Пищевые добавки в кока-коле. Их назначение Красители, регуляторы кислотности ( ортофосфорная кислота), кофеин. комбинир ованный
Предметные:
уметь раскрывать содержание понятия темы; знать влияние их на организм человека.
Метапредметные
: умение оценивать работа над проектом
значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению 15 Что придает цвет знаменитому напитку. «Колер сахарный концентрированный. Технические условия», представляет собой водный раствор жженого сахара комбинир ованный
Предметные:
знать причины цветовой окраски напитка, уметь характеризовать его влияние на здоровье человека.
Метапредметные:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию работа над проектом 16 Фосфорная кислота: ее вред для организма Ортофосфорная кислота (Фосфорная кислота, orthophosphoric acid, E338). Вред : кариес, остеопороз, ожоги, раздражение пищеварительного тракта, рвота практикум
Предметные:
знать и уметь характеризовать отрицательное воздействие ортофосфорной кислоты на здоровье человека. Уметь проводить опыты.
Метапредметные
: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели; составлять план решения проблемы.
Личностные: :
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми работа над проектом 17 Сахар и его влияние на организм Повышение уровня инсулина, кровяного давления .вялость, раздражительность, выведение кальция практикум
Предметные:
знать влияние сахара, содержащегося в напитке на организм. Уметь проводить опыты, работать с различными источниками.
Метапредметные
: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению работа над проектом 18 Кофеин. Его наличие в напитке и влияние на организм. Кофеин и онкология. Кофеин и центральная нервная система. Кофеин и вес. Кофеин и сердечно- сосудистая система. практикум
Предметные:
знать основные характеристики «кофеина», его влияния на организм человека. Уметь выделять главное при характеристики последствий.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом
19 Практическое применение напитка в жизни В быту: удаление ржавчины, пятен и т.д. исследова ние
Предметные:
уметь приводить примеры отрицательного и положительного применения напитка Кока-кола.
Метапредметные:
планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи;
Личностные
: ответственное отношение к учебе; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни работа над проектом 20 Что такое сквернословие? Основные признаки понятия « сквернословие». Этимология. Синонимы комбинир ованный
Предметные:
знать основные характеристики и этимологию понятия « сквернословие», уметь приводить синонимы этого понятия.
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание работа над проектом 21 Сквернословие - оружие неуверенных в себе. Зачем и с какой целью люди сквернословят? комбинир ованный
Предметные:
знать причины сквернословия среди подростков, взрослых людей; уметь выделять главное и сравнивать причины.
Метапредметные
: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Личностные
: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни работа над проектом 22 История возникновения сквернословия Языческая древность. Демоны. Колдуны. Ведьмы. комбинир ованный
Предметные:
знать историю возникновения сквернословия; уметь выделять отличительные признаки понятий: демоны, колдуны, ведьмы.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 23 Сквернословие в России в древности, при Петре I Татаро-монгольское иго. Славяне. комбинир ованный
Предметные:
уметь выделять корни возникновения сквернословия на Руси; характеризовать отношение к этой проблеме народа, государства; раскрывать влияние татаро- монгольского нашествия на возникновение сквернословия на Руси.
Метапредметные
: работать с текстом и нетекстовыми компонентами; искать и отбирать информацию в учебных и работа над проектом
справочных пособиях, словарях.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание 24 Информационные свойства воды. Влияние сквернословия на жизнь человека. Опыты с водой при замораживании, после бранных слов исследова ние
Предметные:
уметь характеризовать влияние сквернословия на жизнь человека; уметь делать выводы.
Метапредметные
: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Личностные
: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми работа над проектом 25 Эксперименты с семенами растений. Влияние сквернословия на жизнь человека. Влияние сквернословия на развитие растений исследова ние
Предметные:
знать влияние сквернословия на жизнь человека, растения; уметь характеризовать опыты доказывающие это.
Метапредметные
: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные
: ответственное отношение к учебе. работа над проектом 26 Влияние сквернословия на здоровье окружающих людей Влияние сквернословия на здоровье окружающих людей практикум - исследова ние
Предметные:
знать какое влияние оказывает сквернословие на окружающих людей; уметь составлять
Метапредметные
: планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные
: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению работа над проектом 27 Азарт Азарт. Этимология. Игромания. комбинир ованный
Предметные:
знать основные характеристики понятия « азарт», этимологию.
Метапредметные
: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Личностные
: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению работа над проектом 28 Компьютерная зависимость. Причины Интернет зависимость. Игровая зависимость. Причины. Признаки комбинир ованный
Предметные:
знать основные критерии интернет – зависимости; уметь характеризовать причины возникновения.
Метапредметные:
: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем, формирование и развитие работа над проектом
компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные
: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению 29 Последствия компьютерной зависимости Последствия: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонница. исследова ние- практикум
Предметные:
знать основные последствия компьютерной зависимости; характеризовать влияние последствий на организм человека.
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание работа над проектом 30 Игровые автоматы. Игромания. Признаки. Причины. комбинир ованный
Предметные:
знать основные признаки игромании; уметь характеризовать причины, описывать признаки игромании.
Метапредметные
: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные
: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. беседа 31 Последствия игромании Последствия: Снижение уровня личности. Большой денежный долг. Распад семьи. Потеря друзей. Потеря социального статуса. исследова ние
Предметные:
знать последствия игромании для человека (подростка); уметь проводить опрос по проблеме среди подростков, взрослых.
Метапредметные:
выявлять причинно- следственные связи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание беседа 32 Профилактика вредных привычек Профилактика здорового образа жизни. практикум
Предметные:
уметь выделять основные направления профилактики вредных привычек; характеризовать их.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. беседа 33 Защита «Бедность - от лени, а болезнь - от практикум
Предметные:
уметь характеризовать и классный
проектов по теме Здоровый образ жизни невоздержанности». ( пословица) предоставлять в доступной форме информацию по изученной теме.
Метапредметные
: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников.
Личностные
: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми час в начальной школе 34 Защита проектов. «Бедность - от лени, а болезнь - от невоздержанности». ( пословица) практикум
Предметные:
уметь характеризовать и предоставлять в доступной форме информацию по изученной теме.
Метапредметные
: планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи;
Личностные
: : коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми классный час в начальной школе 35 Итоговое занятие Подведение итогов по курсу. рефлексия
Предметные:
уметь правильно выделять основные виды вредных привычек, причины их возникновения.
Метапредметные
: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников.
Личностные
: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми беседа
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
1. М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под редакциее МЛ Воробьёва «ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений» Москва, Астрель , 2012. 2. Интернет ресурсы: http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; http://www.4students.ru/search– Рефераты по безопасности жизнедеятельности http://www.uroki.net/ http://www.obzh.ru/ http://www.school-obz.org/ http://www.metodichka.net/
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Личностные результаты обучения:
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД
:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Цель
курса: создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к здоровому образу жизни; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания; развивать творческие способности обучающихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1
.
Дать представление о вредных привычках и их влияние на здоровье. 2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, способствовать формированию полезных привычек. 3. Умение выдвигать гипотезы и отстаивать их; интерпретировать результаты эксперимента. 4. Вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность. 5. Приобретать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; Содержание курса:
Раздел 1 Введение
– 3 часа Определение понятия ЖОЗ, здоровье. Факторы, оказывающие влияние на здоровье. Основные признаки понятия « привычка». Виды привычек. Состав вредных привычек. Причины. Последствия.
Раздел 2 Польза и вред жевательной резинки
- 6 часов Что такое « жевательная резинка» . Причины использования её подростками. Цель создания жевательной резинки. Виды жевательных резинок в истории. Откуда к нам пришла жевательная резинка. Современная жевательная резинка. Первые появления её на территории России. Состав: жевательная основа, вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты, пищевые добавки. Отрицательное влияние на желудочнокишечный тракт, внимание. Польза – массаж десен, удаление мелких механических частиц. Загрязнение окружающей среды, кариес, повышение АД, аллергические крапивницы.
Раздел 3 Чипсы и кока-кола-атрибут молодежи
– 11 часов Что такое чипсы. Влияние рекламы на молодежь. Из чего состоят чипсы. Соль. Её количество в продукте. Влияние соли на организм. Жиры. Их количество в чипсах. Влияние жиров на организм. Жиры. Их количество в чипсах. Влияние жиров на организм.
Кока-кола – состав. Количество сахара в напитке кока-кола. Углекислый газ- плюсы и минусы. Красители, регуляторы кислотности ( ортофосфорная кислота), кофеин. «Колер сахарный концентрированный. Технические условия», представляет собой водный раствор жженого сахара. Ортофосфорная кислота (Фосфорная кислота, orthophosphoric acid, E338). Вред : кариес, остеопороз, ожоги, раздражение пищеварительного тракта, рвота. Кофеин и онкология. Кофеин и центральная нервная система. Кофеин и вес. Кофеин и сердечно- сосудистая система. В быту: удаление ржавчины, пятен и т.д.
Раздел 4 Игромания и сквернословие - враги человеческой души
– 15 часов Основные признаки понятия « сквернословие». Этимология. Синонимы. История возникновения проблемы: языческая древность. Демоны. Колдуны. Ведьмы. Татаро-монгольское иго. Влияние сквернословия на жизнь человека. Опыты с водой при замораживании, после бранных слов. Влияние сквернословия на жизнь человека. Влияние сквернословия на развитие растений. Азарт. Этимология. Игромания. Интернет зависимость. Игровая зависимость. Причины. Признаки. Последствия: Снижение уровня личности. Большой денежный долг. Распад семьи. Потеря друзей. Потеря социального статуса. Профилактика здорового образа жизни. Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса обучающиеся могут выполнить индивидуальную исследовательскую работу (проект). По завершении курса будет проведена презентация и защита проектов обучающихся. Реализация программы предусматривает: обобщение результатов, создание проектов. Формы организации обучения: мозговой штурм, индивидуальная, конкурсы, проектная деятельность. Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся: 1. Мотивация на занятиях экспериментальной деятельностью. 2. Развитие личностной, социальной и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 3. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе. 4. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс. Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета основы безопасности жизнедеятельности, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.
Календарно-тематическое планирование
но мер уро тема урока элементы содержания тип урока результаты обучения УУД вид контроля дата (план.) дата (факт )
ка 1 Введение. Что такое ЗОЖ Содержание и задачи курса. Определение понятия ЖОЗ, здоровье. Факторы, оказывающие влияние на здоровье вводный
Предметные:
уметь выделять основные признаки понятия « здоровье». Виды здоровья. Характеризовать факторы оказывающие влияние на здоровье.
Метапредметные
: умение планировать работу до ее начала; умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил.
Личностные
: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни беседа 2 Привычка. Виды привычек Основные признаки понятия « привычка». Виды привычек комбинир ованный
Предметные:
знать основные признаки понятий, характеризовать и классифицировать привычки.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. беседа 3 Вредные привычки Состав вредных привычек. Причины. Последствия комбинир ованный МеПредметные: знать причины и последствия вредных привычек. Уметь характеризовать состав группы « вредные привычки.
ММетапредметные
: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Личностные
: ответственное отношение к учебе беседа 4 Жевательная резинка Что такое « жевательная резинка» . Причины использования её подростками. Цель создания жевательной резинки. комбинир ованный
Предметные:
уметь раскрывать основные критерии жевательной резинки; выделять и характеризовать причины использования её подростками.
Метапредметные
: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные
: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания работа над проектом
5 История появления жевательной резинки Виды жевательных резинок в истории. Откуда к нам пришла жевательная резинка лекция
Предметные:
знать виды жевательных резинок, уметь характеризовать материал жевательной резинки на разных этапах развития человечества.
Метапредметные:
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность,
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 6 История появления жевательной резинки в России. Современная жевательная резинка. Первые появления её на территории России комбинир ованный
Предметные:
уметь характеризовать отличительные особенности современной жевательной резинки от предыдущих аналогов, знать историю появления её в России.
Метапредметные
: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 7 Состав жевательной резинки. Состав: жевательная основа, вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты, пищевые добавки комбинир ованный
Предметные
: уметь характеризовать состав жевательной резинки.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; смысловое чтение, извлечение информации
. Личностные
: ответственное отношение к учебе работа над проектом 8 Польза и вред от жевательной резинки Отрицательное влияние на желудочнокишечный тракт, внимание. Польза –массаж десен, удаление мелких механических частиц. комбинир ованный
Предметные
: знать особенности влияния жевательной резинки на организм человека.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 9 Побочные эффекты. Загрязнение окружающей среды, кариес, повышение АД, аллергические крапивницы. комбинир ованный
Предметные:
уметь выделять побочные эффекты влияния жевательной резинки на организм, характеризовать их последствия.
Метапредметные
: умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил; искать и отбирать работа над проектом
информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: ответственное отношение к учебе 10 Чипсы и кока-кола- атрибут молодежи Что такое чипсы. Влияние рекламы на молодежь. комбинир ованный
Предметные:
знать основные признаки понятий темы; уметь характеризовать влияние рекламы на молодежь.
Метапредметные
: определение основной и второстепенной информации; планировать свою деятельность под руководством учителя.
Личностные:
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание работа над проектом 11 Соль в чипсах Из чего состоят чипсы. Соль. Её количество в продукте. Влияние соли на организм. комбинир ованный
Предметные:
знать состав чипсов; уметь характеризовать влияние соли на организм человека.
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание работа над проектом 12 Жиры в чипсах. Жиры. Их количество в чипсах. Влияние жиров на организм комбинир ованный
Предметные:
знать состав чипсов; уметь характеризовать влияние жира на организм человека
Метапредметные
: понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 13 Кока-кола Кока-кола – состав. Количество сахара в напитке кока-кола. Углекислый газ- плюсы и минусы. комбинир ованный
Предметные:
знать состав напитка « Кока-кола», уметь характеризовать влияния на организм человека составных частей напитка.
Метапредметные
: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми ре- зультатами.
Личностные
: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни работа над проектом 14 Пищевые добавки в кока-коле. Их назначение Красители, регуляторы кислотности ( ортофосфорная кислота), кофеин. комбинир ованный
Предметные:
уметь раскрывать содержание понятия темы; знать влияние их на организм человека.
Метапредметные
: умение оценивать работа над проектом
значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению 15 Что придает цвет знаменитому напитку. «Колер сахарный концентрированный. Технические условия», представляет собой водный раствор жженого сахара комбинир ованный
Предметные:
знать причины цветовой окраски напитка, уметь характеризовать его влияние на здоровье человека.
Метапредметные:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию работа над проектом 16 Фосфорная кислота: ее вред для организма Ортофосфорная кислота (Фосфорная кислота, orthophosphoric acid, E338). Вред : кариес, остеопороз, ожоги, раздражение пищеварительного тракта, рвота практикум
Предметные:
знать и уметь характеризовать отрицательное воздействие ортофосфорной кислоты на здоровье человека. Уметь проводить опыты.
Метапредметные
: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели; составлять план решения проблемы.
Личностные: :
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми работа над проектом 17 Сахар и его влияние на организм Повышение уровня инсулина, кровяного давления .вялость, раздражительность, выведение кальция практикум
Предметные:
знать влияние сахара, содержащегося в напитке на организм. Уметь проводить опыты, работать с различными источниками.
Метапредметные
: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению работа над проектом 18 Кофеин. Его наличие в напитке и влияние на организм. Кофеин и онкология. Кофеин и центральная нервная система. Кофеин и вес. Кофеин и сердечно- сосудистая система. практикум
Предметные:
знать основные характеристики «кофеина», его влияния на организм человека. Уметь выделять главное при характеристики последствий.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом
19 Практическое применение напитка в жизни В быту: удаление ржавчины, пятен и т.д. исследова ние
Предметные:
уметь приводить примеры отрицательного и положительного применения напитка Кока-кола.
Метапредметные:
планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи;
Личностные
: ответственное отношение к учебе; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни работа над проектом 20 Что такое сквернословие? Основные признаки понятия « сквернословие». Этимология. Синонимы комбинир ованный
Предметные:
знать основные характеристики и этимологию понятия « сквернословие», уметь приводить синонимы этого понятия.
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание работа над проектом 21 Сквернословие - оружие неуверенных в себе. Зачем и с какой целью люди сквернословят? комбинир ованный
Предметные:
знать причины сквернословия среди подростков, взрослых людей; уметь выделять главное и сравнивать причины.
Метапредметные
: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Личностные
: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни работа над проектом 22 История возникновения сквернословия Языческая древность. Демоны. Колдуны. Ведьмы. комбинир ованный
Предметные:
знать историю возникновения сквернословия; уметь выделять отличительные признаки понятий: демоны, колдуны, ведьмы.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. работа над проектом 23 Сквернословие в России в древности, при Петре I Татаро-монгольское иго. Славяне. комбинир ованный
Предметные:
уметь выделять корни возникновения сквернословия на Руси; характеризовать отношение к этой проблеме народа, государства; раскрывать влияние татаро- монгольского нашествия на возникновение сквернословия на Руси.
Метапредметные
: работать с текстом и нетекстовыми компонентами; искать и отбирать информацию в учебных и работа над проектом
справочных пособиях, словарях.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание 24 Информационные свойства воды. Влияние сквернословия на жизнь человека. Опыты с водой при замораживании, после бранных слов исследова ние
Предметные:
уметь характеризовать влияние сквернословия на жизнь человека; уметь делать выводы.
Метапредметные
: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Личностные
: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми работа над проектом 25 Эксперименты с семенами растений. Влияние сквернословия на жизнь человека. Влияние сквернословия на развитие растений исследова ние
Предметные:
знать влияние сквернословия на жизнь человека, растения; уметь характеризовать опыты доказывающие это.
Метапредметные
: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные
: ответственное отношение к учебе. работа над проектом 26 Влияние сквернословия на здоровье окружающих людей Влияние сквернословия на здоровье окружающих людей практикум - исследова ние
Предметные:
знать какое влияние оказывает сквернословие на окружающих людей; уметь составлять
Метапредметные
: планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные
: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению работа над проектом 27 Азарт Азарт. Этимология. Игромания. комбинир ованный
Предметные:
знать основные характеристики понятия « азарт», этимологию.
Метапредметные
: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Личностные
: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению работа над проектом 28 Компьютерная зависимость. Причины Интернет зависимость. Игровая зависимость. Причины. Признаки комбинир ованный
Предметные:
знать основные критерии интернет – зависимости; уметь характеризовать причины возникновения.
Метапредметные:
: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем, формирование и развитие работа над проектом
компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные
: осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению 29 Последствия компьютерной зависимости Последствия: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонница. исследова ние- практикум
Предметные:
знать основные последствия компьютерной зависимости; характеризовать влияние последствий на организм человека.
Метапредметные
:работать с текстом и нетекстовыми компонентами; ; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание работа над проектом 30 Игровые автоматы. Игромания. Признаки. Причины. комбинир ованный
Предметные:
знать основные признаки игромании; уметь характеризовать причины, описывать признаки игромании.
Метапредметные
: смысловое чтение, извлечение информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные
: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. беседа 31 Последствия игромании Последствия: Снижение уровня личности. Большой денежный долг. Распад семьи. Потеря друзей. Потеря социального статуса. исследова ние
Предметные:
знать последствия игромании для человека (подростка); уметь проводить опрос по проблеме среди подростков, взрослых.
Метапредметные:
выявлять причинно- следственные связи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Личностные
: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание беседа 32 Профилактика вредных привычек Профилактика здорового образа жизни. практикум
Предметные:
уметь выделять основные направления профилактики вредных привычек; характеризовать их.
Метапредметные
: построение логической цепи рассуждений; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Личностные
: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. беседа 33 Защита «Бедность - от лени, а болезнь - от практикум
Предметные:
уметь характеризовать и классный
проектов по теме Здоровый образ жизни невоздержанности». ( пословица) предоставлять в доступной форме информацию по изученной теме.
Метапредметные
: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников.
Личностные
: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми час в начальной школе 34 Защита проектов. «Бедность - от лени, а болезнь - от невоздержанности». ( пословица) практикум
Предметные:
уметь характеризовать и предоставлять в доступной форме информацию по изученной теме.
Метапредметные
: планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи;
Личностные
: : коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми классный час в начальной школе 35 Итоговое занятие Подведение итогов по курсу. рефлексия
Предметные:
уметь правильно выделять основные виды вредных привычек, причины их возникновения.
Метапредметные
: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; оценивать работу одноклассников.
Личностные
: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми беседа
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
1. М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под редакциее МЛ Воробьёва «ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений» Москва, Астрель , 2012. 2. Интернет ресурсы: http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; http://www.4students.ru/search– Рефераты по безопасности жизнедеятельности http://www.uroki.net/ http://www.obzh.ru/ http://www.school-obz.org/ http://www.metodichka.net/
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Личностные результаты обучения:
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Коммуникативные УУД
:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
В раздел основное общее образование