"Взаимодействие семьи и школы в воспитании духовно нравственных ценностей младшего подростка посредством реализации социокультурного подхода"
статья
Автор: Полоротова Ирина Николаевна, учитель истоковедения, МБОУ " Чушевицкая средняя школа", с. Чушевицы Вологодская область
В раздел основное общее образование
В связи с преобразованиями, происходящими в нашем государстве, идет
процесс формирования нового поколения российских граждан. Наши дети живут и
развиваются, окруженные множеством разных источников сильного воздействия на
них, как позитивного, так и негативного характера. Сегодня система образования
призвана обеспечить воспитание граждан обладающих нравственностью. Такую
задачу ставит перед школой Национальная доктрина образования РФ, и
Федеральные образовательные стандарты. Эту задачу можно решить только через
взаимодействие семьи и школы. Это определило актуальность моей темы.
Тема моего выступления
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании
духовно-нравственных ценностей младшего подростка посредством реализации
социокультурного подхода».
Целью м
оей работы является обобщение опыта и анализ форм взаимодействия семьи и школы для развития духовно-нравственных ценностей ребенка младшего подросткового возраста. Для реализации цели ставила следующие
задачи,
наиболее важными из которых считаю: - проанализировать методы социокультурного подхода влияющие на духовно – нравственное развития обучающихся; - систематизировать формы работы с родителями через урок, внеклассную и внеурочную деятельность. О роли воспитания в семье говорили все великие педагоги и просветители об этом гласит и народная мудрость. Рассматривая современные тенденции и важность семейного воспитания отмечаем, что семья - один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга, которое должно носить характер
встречного движения, совпадающего по своей направленности, целям, формам и методам реализации.
Анализ процесса взаимодействия семьи и школы при воспитании ребенка позволил выделить ряд противоречий. Последнее из противоречий приведенных на слайде я пытаюсь разрешить в своей деятельности.
Новизна опыта
состоит в разработке форма управления взаимодействием школы и семьи на основе социокультурного подхода, методы и приемы которого направлены на развитие духовно нравственных ценностей подростка.
Методологическая основа социокультурного подхода основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей; участии родителей в общественном управлении школой.В своем исследовании опиралась на работы Сухомлинского В.А. Макаренко А.С., Бабанского Ю.К, Байбородовой Л.Б. и др. известных авторов. Остановимся на описании технологии и формах взаимодействия с семьей посредством социокультурного подхода, в основе которого лежит большая возможность развития нравственных основ у подростков и включение родителей в совместную деятельность в дальнейшем выходящую на партнерские отношения. Элементами данной технологии являются:
активные формы обучения,
совместная деятельность обучающихся;
- освоение социокультурных ценностей, накопление социокультурного опыта.
Рассмотрим этапы построения партнерских отношений. 1 этап – знакомство реализуется через урок истоки, где родители – наблюдатели, им дается возможность посетить уроки: урок наблюдения в теме «Храм Покрова на Нерли», урок - практическое участие в теме Крестьянские хоромы», урок- совместное использование компьтерных технологий в теме «Соловки». Изучая тему вместе с детьми родители чувсвуют себя внутри образовательного процесса. 2 этап - совместная деятельность. Он реализуется через программу «Воспитание на социокультурном опыте», которая органично связана с учебном
курсом «Истоки» и переводит в практическую плоскость знания, освоенные в предмете «Истоки». Еще Демокрит утверждал, что хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы. Родители принимали участие в выполнении дом заданий, в исследовательской деятельности в подготовке и проведении классных часов, экскурсий, походов. 3 этап – партнерские отношения. Внеурочная деятельность с родителями начинается в 6-7 классах. Совместно с родителями приходим к выводу, что среди наиболее важных факторов влияющих на духовно-нравственное развитие ребенка является неформальное общение родителей и детей в каком-то общем деле, совместное выдвижение долговременных целей и помощь родителей в их осуществлении. Таким совместным делом являются социальные проекты. В настоящее время мы работаем над проектом « Родное село». Таким образом, использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять друг друга. И тогда взаимодействие семьи и школы дает положительные результаты. 1. Наблюдение показало, что использование социокультурной технологии дает положительные результаты развития личности и группы. 2 .Результаты мониторинга, проведенного департаментом образования, показали отношение родителей: -76 % отметили позитивное отношение к курсу «социокультурные истоки», -96% указали на то, что предмет необходим как школьная дисциплина, -85 % приняли предмет «Истоки и программу «Вспитание на социокультурном опыте, 90% детей ставят предмет «истоки» среди учебных дисциплин на 1 место, 100% чувствуют себя на уроке комфортно. 3. Нам удалось изменить ценностные ориентации обучающихся.
.
По диаграмме видно, что ценностные и познавательные ориентации стали занимать более высокую позицию.
.
Изменилась и приобщенность родителей к школе, повысился уровень их активности. Об этом мы можем также судить по посещению родителями собраний, открытых уроков, праздников, участию в самоуправлении класса и школы, участию в работе над социальным проектом.
Заключение
На данном этапе я продолжаю работу по этому направлению, т.к. духовно – нравственное воспитание это основа нашей жизни, этого требует время и это отражено в новых образовательных стандартах. Социокультурный подход даёт нам возможность в дальнейшем осуществить переход от государственного управления к общественно- государственному.
Спасибо за внимание!
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании
духовно-нравственных ценностей младшего подростка посредством реализации
социокультурного подхода».
Целью м
оей работы является обобщение опыта и анализ форм взаимодействия семьи и школы для развития духовно-нравственных ценностей ребенка младшего подросткового возраста. Для реализации цели ставила следующие
задачи,
наиболее важными из которых считаю: - проанализировать методы социокультурного подхода влияющие на духовно – нравственное развития обучающихся; - систематизировать формы работы с родителями через урок, внеклассную и внеурочную деятельность. О роли воспитания в семье говорили все великие педагоги и просветители об этом гласит и народная мудрость. Рассматривая современные тенденции и важность семейного воспитания отмечаем, что семья - один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга, которое должно носить характер
встречного движения, совпадающего по своей направленности, целям, формам и методам реализации.
Анализ процесса взаимодействия семьи и школы при воспитании ребенка позволил выделить ряд противоречий. Последнее из противоречий приведенных на слайде я пытаюсь разрешить в своей деятельности.
Новизна опыта
состоит в разработке форма управления взаимодействием школы и семьи на основе социокультурного подхода, методы и приемы которого направлены на развитие духовно нравственных ценностей подростка.
Методологическая основа социокультурного подхода основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей; участии родителей в общественном управлении школой.В своем исследовании опиралась на работы Сухомлинского В.А. Макаренко А.С., Бабанского Ю.К, Байбородовой Л.Б. и др. известных авторов. Остановимся на описании технологии и формах взаимодействия с семьей посредством социокультурного подхода, в основе которого лежит большая возможность развития нравственных основ у подростков и включение родителей в совместную деятельность в дальнейшем выходящую на партнерские отношения. Элементами данной технологии являются:
активные формы обучения,
совместная деятельность обучающихся;
- освоение социокультурных ценностей, накопление социокультурного опыта.
Рассмотрим этапы построения партнерских отношений. 1 этап – знакомство реализуется через урок истоки, где родители – наблюдатели, им дается возможность посетить уроки: урок наблюдения в теме «Храм Покрова на Нерли», урок - практическое участие в теме Крестьянские хоромы», урок- совместное использование компьтерных технологий в теме «Соловки». Изучая тему вместе с детьми родители чувсвуют себя внутри образовательного процесса. 2 этап - совместная деятельность. Он реализуется через программу «Воспитание на социокультурном опыте», которая органично связана с учебном
курсом «Истоки» и переводит в практическую плоскость знания, освоенные в предмете «Истоки». Еще Демокрит утверждал, что хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы. Родители принимали участие в выполнении дом заданий, в исследовательской деятельности в подготовке и проведении классных часов, экскурсий, походов. 3 этап – партнерские отношения. Внеурочная деятельность с родителями начинается в 6-7 классах. Совместно с родителями приходим к выводу, что среди наиболее важных факторов влияющих на духовно-нравственное развитие ребенка является неформальное общение родителей и детей в каком-то общем деле, совместное выдвижение долговременных целей и помощь родителей в их осуществлении. Таким совместным делом являются социальные проекты. В настоящее время мы работаем над проектом « Родное село». Таким образом, использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять друг друга. И тогда взаимодействие семьи и школы дает положительные результаты. 1. Наблюдение показало, что использование социокультурной технологии дает положительные результаты развития личности и группы. 2 .Результаты мониторинга, проведенного департаментом образования, показали отношение родителей: -76 % отметили позитивное отношение к курсу «социокультурные истоки», -96% указали на то, что предмет необходим как школьная дисциплина, -85 % приняли предмет «Истоки и программу «Вспитание на социокультурном опыте, 90% детей ставят предмет «истоки» среди учебных дисциплин на 1 место, 100% чувствуют себя на уроке комфортно. 3. Нам удалось изменить ценностные ориентации обучающихся.
.
По диаграмме видно, что ценностные и познавательные ориентации стали занимать более высокую позицию.
.
Изменилась и приобщенность родителей к школе, повысился уровень их активности. Об этом мы можем также судить по посещению родителями собраний, открытых уроков, праздников, участию в самоуправлении класса и школы, участию в работе над социальным проектом.
Заключение
На данном этапе я продолжаю работу по этому направлению, т.к. духовно – нравственное воспитание это основа нашей жизни, этого требует время и это отражено в новых образовательных стандартах. Социокультурный подход даёт нам возможность в дальнейшем осуществить переход от государственного управления к общественно- государственному.
Спасибо за внимание!
В раздел основное общее образование