Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Нормы современного русского языка"

Элективный курс по русскому языку для 9 класса

Автор: Горбуль Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №6", г. Курчатов, Курская область



В раздел основное общее образование



1
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Нормы современного русского языка» по русскому языку в 9б классе составлена на основе следующих нормативных документов:


п/п

Нормативные документы
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 2. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова на 2014/2015 учебный год 3. Локальный акт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова «О структуре рабочей программы» Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9б классе рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю, II полугодие). Элективный курс
«
Нормы современного русского языка
»
предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Элективный курс представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка. Курс адресован тем, кто интересуется историей и современным состоянием русского языка. Программа курса предполагает использование межпредметных знаний по истории и литературе. Знания и практические умения, приобретённые учащимися при изучении данного курса, могут быть использованы в жизни и в дальнейшем обучении. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание родного языка и развитие чутья, умение пользоваться выразительными средствами языка, его лексическим многообразием - самая лучшая опора, самое лучшее подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. Занятия предполагают различные виды индивидуальной, групповой работы, проведение деловых и ролевых игр, решение поисковых задач, что позволит обеспечить серьёзную мотивацию на дальнейшее лингвистическое обучение и сформировать устойчивый интерес учащихся к русскому языку. Расширение словарного запаса учащихся и активация их творческого потенциала возможно при условии творческого изучения ими справочной литературы и путём самостоятельного наблюдения над языковыми процессами, происходящими в современном русском языке. На занятиях предпочтительны формы работы, открывающие возможности к проявлению личностного начала, развивающие интеллект, творческую активность, самостоятельность. Занятия предполагают создание условий для проявления познавательной активности учащихся путём создания проблемных ситуаций, стимулирование научно-творческой деятельности каждого школьника в атмосфере делового общения.
2
Цель курса:
 выработать у учащихся любовь к хорошей, правильной русской речи, нетерпимость к языковой безграмотности, пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля;  ознакомить учащихся с нормами литературного языка.
Задачи курса:
 дать типологию основных речевых ошибок;  привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера ошибок и умелом их устранении;  создать условия для проявления коммуникативных возможностей школьников, для раскрытия их творческого потенциала;  обеспечить овладение лингвистической компетенцией, развивать языковое чутьё, активизировать приёмы побуждения к языковой дискуссии, к мыслительной деятельности, способствовать расширению словарного запаса учащихся.
Практическая направленность курса:
Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ГИА (ОГЭ) по русскому языку. Он призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.
Содержательная часть курса:
Курс представлен лекционными и практическими занятиями. На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация типичных речевых недочетов, повторяются нормы литературного языка. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
По завершении курса учащиеся должны
знать:
- классификацию видов общения, норм литературного языка; - классификацию стилей русского литературного языка, языковые черты стилей и сферу их применения. По завершении курса учащиеся должны
уметь:
- владеть нормами литературного языка на практике; - составлять конспекты, тезисы, выступления под руководством учителя; - оформлять деловые бумаги; - редактировать тексты со стилевыми и языковыми нарушениями.
Учебно-тематический план
№п/п Основные содержательные линии Кол-во часов 1 Вводное занятие. Понятие нормы. Лингвистика. 2 2 Лексика. Нормы словоупотребления 8 3 Нормы ударения 1 4 Нормы морфологии 2
3 5 Синтаксические нормы 1 6 Практическое занятие 2 7 Зачётное занятие 1 ВСЕГО 17
Тематическое планирование
№п/п Дата (п) Дата (ф) Тема занятия Кол-во часов 1 15.01 Вводное занятие. Русский язык и культура речи. Понятие нормы. 1 2 22.01 Лингвистика. Лингвистические словари. 1 3 29.01 Лексика. Слово как единица языка. 1 4 05.02 Нормы словоупотребления. Синонимия речи. 1 5 12.02 Омонимы. Паронимы. 1 6 19.02 Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. 1 7 26.02 Активная и пассивная лексика. 1 8 05.03
Практическое занятие -1
. Комплексный анализ текста. 1 9 12.03 Новые слова и сферы их употребления. 1 10 19.03 Полезные и вредные заимствования. 1 11 02.04 Роль историзмов и архаизмов. Нормы словоупотребления. 1 12 13 09.04 16.04 Нормы ударения в русском языке.
Практическое занятие
-
2
. Нормы произношения. 1 1 14 15 23.04 07.05 Нормы в морфологии. Определение грамматического рода аббревиатур. 2 16 14.05 Синтаксические нормы. Согласование и управление. 1 17 21.05
Зачётное занятие
. Анализ текста. 1
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания. Измерители качества выполнения программы элективного курса:  устные ответы обучающихся  тесты  письменные работы (анализ текста)
4
Список литературы:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов.- М: Просвещение, 1996 Голуб Б. Стилистика русского языка.-М.: Рольф,1999 Демиденко Л.П. Речевые ошибки. – Минск, 1986. Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Сочинение: от темы к тексту.- Пермь, 2001 Иссер О.С., Н.А. Кузьмина. Почему так не говорят по-русски.Учебное пособие. М.1999. Пототня Е.М. Интеллектуальные игры для школьников: сборник.- Пермь, 2005 Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи.- СПб, 1997 Шахиджанян В.В. Учимся говорить публично.- СПб, Пропаганда,2004


В раздел основное общее образование