Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Турнир знатоков литературы"

внеклассное мероприятие

Автор: Коничева Ангелина Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 446, Колпино, Санкт-Петербург



В раздел основное общее образование



1
Турнир знатоков литературы

«Путешествие в страну Литературию»

(игра для учащихся 7 классов).

Описание игры
. От каждого класса – команда в количестве 6 человек. Придумать название. Выбрать капитана.
1 ведущий
. Открываю томик одинокий — томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе, и в столетьях мы не повстречались... Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались. (В. Тушнова)
2 вед
.Шелест книжных страниц Нам сопутствует в жизни повсюду, От бурлящих столиц До поселка у тихой запруды, От горячих низин До просторов Полярного круга, От кудрей до седин, Книга – нет у нас лучшего друга.(В. Инбер)
1 вед.
Сегодня мы проводим турнир знатоков литературы. Мы отправляемся в удивительную страну Литературию, которую нельзя отыскать ни на одной карте, потому что она – в наших сердцах…Вы будете –мы надеемся – с удовольствием вспоминать стихи, узнавать литературных героев, место действия героев, их слова и поступки, узнавать авторов любимых книг.
2 вед
.
Первый
конкурс
– РАЗМИНКА
. Нужно узнать слово по его шутливой характеристике.
1).
Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это…
2)
Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это…
3
) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? 1 вед.
Второй конкурс
мы посвящаем
поэзии
. И вначале мы вспомним стихи для детей – думаю, вы их слышали в детстве. 2 вед. Первую строку читаем мы, а дальше команда хором продолжает стихотворение.
1)Наша Таня громко плачет… 2) Уронили мишку на пол…
(Уронила в речку мячик, (Оторвали мишке лапу. Тише, Танечка, не плачь, Все равно его не брошу, Не утонет в речке мяч.) Потому что он хороший.)
2
3) Идет бычок, качается.. 4). Муха, муха – цокотуха…
(Вздыхает на ходу: ( Позолоченное брюхо. «Ой, доска кончается, Муха по полю пошла, Сейчас я упаду».) Муха денежку нашла.)
5). Зайку бросила хозяйка… 6). Дали туфельку слону…
(Под дождем остался зайка. Взял он туфельку одну Со скамейки слезть не смог, И сказал: «Нужны пошире, Весь до ниточки промок.) И не две. А все четыре».) 1 вед. А сейчас перейдем
к более серьезной
поэзии. Мы читаем
последнюю строку
стихотворения, ваша задача – в течение одной минуты вспомнить и прочитать хотя бы одну строфу этого стихотворения, указать фамилию автора. Получаете 2 балла ( за строфу и за указание фамилии автора). 2 вед.
1)

Что кинул он в краю родном?
(Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?)
2).Лошадка, везущая хворосту воз…
(Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел. Был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз…)
3)Но примешь ты смерть от коня своего…
(Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего – Но примешь ты смерть от коня своего…)
4).И тихонько плачет он в пустыне
… ( Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.)
5). Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вено холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.)
3
6). Туда, где гуляем лишь ветер…да я!..
(Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края…) 1 вед. Один из самых популярных литературных героев – Шерлок Холмс. Автор произведений о нем Конан Дойл скептически относился к своему герою, считал, что рассказы и повести о нем недолговечны. Но Конан Дойл ошибся: Хомс стал очень популярным героем. 2 вед. Сейчас вам придется стать сыщиком и, используя дедуктивный метод героя,
расшифровать

полученное письмо
. Можно заработать 8 баллов - по 1 баллу за каждую правильно расшифрованную строчку. Н…м ст…л… …зв…стно, Чт… пр…здн…к … в…с, … н…м …нт…р…сн… Пр……х…ть с…йч…с …в…д…ть р…б…т …т…х, …мн…х … м…л…х, …х зн…нь… пр…в…р…ть, Пр…в…р…ть …х с…л… . (Нам стало известно, Что праздник у вас, И нам интересно Приехать сейчас, Увидеть ребят этих, Умных и милых, Их знанья проверить, Проверить их силы. 1 вед. У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у нас. В этой папку хранятся
словесные портреты персонажей
знакомых вам книг. Мы познакомим вас с некоторыми. Вы должны
назвать литературного героя
по его словесному портрету, определить, в каком
произведении
он действует, кто
автор
произведения. 1). «Он был один из славных коренных, старых полковников; весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и поссорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне…неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». 2). «…Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». 3). «Девочка тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный».
4 4). «Бешено звенела гитара, дробно звучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал…, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился». 5). «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки». 6) «…Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить ! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно , да и в голосе у него звучала сила». 2 вед. Следующий конкурс –
географический
. Узнайте
произведение и его автора по месту

действия.
1). «Перед собой видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками…обращен был в некошеный луг…» 2). «Он смотрел на все их производство: и металлические фабрики, и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть…Перед каждым на виду висит долбица умножения…» 3). «По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там еще ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал. Тут все перестали пищать, рассыпались по увалу и начали брать землянику, только-только еще поспевающую, белобокую, редкую и потому особенно радостную и дорогую». 1 вед. Конкурс
«Квартирный вопрос
». Узнайте
произведение и его автора по описанию

интерьера.
1). « …Картинки на стенах украшали смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями…Далее, промотавшийся юноша, в рубище…пасет свиней…Наконец представлено возвращение его к отцу..» 2). «Изба… состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, к углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и
5 погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправляя лучину. Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло; не весело войти ночью в мужицкую избу». 3). «Я остановился у входа, пораженный невиданным зрелищем. Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на темном фоне подземелья; свет этот проходил в два окна, одно из которых я видел в полу склепа, другое, подальше, очевидно, было пристроено таким же образом; стены были сложены из камня. Большие, широкие колонны массивно вздымались снизу и, раскинув во все стороны свои каменные дуги, крепко смыкались кверху сводчатым потолком». 2 вед. Следующий наш конкурс называется –
«Комната забытых вещей
». В эту комнату поступило много вещей. Нужно разыскать их
владельцев, сообщить их имя и адрес
. Адресом служит название книги, героем которой является владелец данной вещи. 1) Трубка (люлька). (Н.Гоголь «Тарас Бульба» - Тарасу Бульбе). 2) Волшебное зеркальце. (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – царице). 3) Нарядная, большая, красивая кукла. ( Короленко «В дурном обществе» - Соне, Марусе). 4) Соловей из золота, украшенный драгоценными камнями. (Андерсен « Соловей» - китайскому императору). 5) Двенадцать шариков, сломанная губная гармошка, осколок синего бутылочного стекла, пустая катушка, ключ. ( М.Твен «Приключения Тома Сойера» - Тому Сойеру). 6) Огромный меховой зонтик. ( Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо» - Робинзону Крузо). 1 вед. Следующий конкурс –
«Блиц-турнир
». Каждая команда должна ответить на 7 вопросов. Времени на подготовку нет. Вопросы 1 команде. 1. Что такое «колядки»? (обрядовые рождественские песни) 2. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? ( Александр Пушкин) 3. В кого превратился гадкий утенок? ( в лебедя) 4. Что такое гипербола? (преувеличение) 5. Имя и отчество купца Калашникова? ( Степан Парамонович) 6. Где случилось « необычайное приключение» с Владимиром Маяковским? ( город Пушкино дача Румянцева,27 верст по Ярославской железной дороге). 7. Таганрог – родина какого писателя? А.П.Чехова) Вопросы 2 команде. 1.Где учился Пушкин? ( в Царскосельском лицее) 2.Самое лучшее привидение в мире. ( Карлсон) 3.У кого Осел предлагал учиться Соловью? ( у Петуха) 4. Кто автор «Каменного цветка»? (Павел Бажов) 5. Где живут боги в греческих мифах? ( на горе Олимп) 6. С кем дрался купец Калашников? ( с опричником Кирибеевичем). 7. Что такое эпитет? (образное определение)
6 Вопросы 3 команде. 1. Город, в котором родился Пушкин. ( Москва) 2. Кто написал стихотворение «Три пальмы»? (Лермонтов) 3.Кто помог сбежать Жилину из плена? ( татарская девочка Дина) 4. Что такое метафора? (скрытое сравнение) 5. Как звали жену купца Калашникова? (Алена Дмитриевна) 6. Кто автор романа «Робинзон Крузо»? (Даниэль Дефо) 7. В каком городе жили Иван Иванович и Иван Никифорович? ( в Миргороде) 2 вед. Следующий конкурс –
для капитанов
. Нужно продолжить
афоризм
( напоминаем, что афоризм – это законченная мысль, выраженная сжато и ёмко).
Капитану 1.
1). «Ты навсегда в ответе за всех… (…кого приручил». А.де Сент-Экзюпери) 2). « Люди перестают мыслить, когда…. (…перестают читать». Дидро)
Капитану 2
. 1). « Зорко одно лишь сердце. Самого главного… (…глазами не увидишь». Экзюпери) 2). « Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и… ( …для чего написать». М.Горький)
Капитану 3.
1). «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и… (…сразу же приведи в порядок свою планету». Экзюпери) 2). «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают… (…хорошо говорить». Вольтер) Подведение итогов турнира. Слово жюри. Награждение команд.


В раздел основное общее образование