Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"А знаешь ли ты?"

викторина

Автор: Морозова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ №26 с УИОП", город Сыктывкар



В раздел основное общее образование




Викторина по литературе

«А знаешь ли ты?».

Положение о викторине

«А знаешь ли ты?»

1.

Общие положения.
Настоящее положение определяет цели и задачи викторины «А знаешь ли ты?» (далее Викторина). Организатором Викторины является методическое объединение учителей русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов». 1.1.Возрастные категории: учащиеся 5-11 классов. 1.2.Форма проведения викторины – индивидуальная.
2.

Цели и задачи Викторины.
2.1. Цель Викторины: Содействовать повышению познавательного интереса к литературе. 2.2. Задачи Викторины:  пропаганда классической литературы среди учащихся;  развитие навыков самостоятельного мышления и расширение интеллектуального кругозора учеников;  развитие способности учащихся формулировать собственное мнение и умение оформлять результаты своей работы;  расширение и закрепление знаний по предмету «Литература»;
3.

Порядок организации и проведения Викторины.
 В викторине могут принять участие учащиеся 5-11 классов;  Викторина проходит в течение одной учебной недели. Каждый день вниманию учеников предлагается новый вопрос по литературе, на который нужно дать ответ в течение учебного дня. Итоги Викторины подводятся каждый день;  Проведение Викторины сопровождается сбором листовок с занимательной информацией по литературе. Каждый день вместе с вопросом выкладываются разноцветные листочки с интересной информацией из жизни писателей и поэтов.
4.

Подведение итогов Викторины.
По результатам Викторины каждый день объявляются победители. В конце учебной недели подводятся итоги по сбору листовок. Самые активные участники награждаются сладкими призами.

Случаи из жизни лицеистов
Лицейские годы Пушкина и его товарищей – это годы серьезной учебы. Достаточно сказать, что выпускные экзамены в 1817 году включали 15 предметов. Жизнь мальчиков была строго определена порядком, даже во время каникул, которые длились всего один месяц в году, они не могли покидать стены Лицея. Но ведь пришли они в Лицей совсем детьми. Троим из них – Аркаше Мартынову, Косте Данзасу и Саше Корнилову было всего по 10 лет, остальным 11 – 13, и только самому старшему, Ивану Малиновскому – пятнадцать. Как и все мальчишки, они шалили, подшучивали друг над другом, ссорились, мирились. Бывали различные забавные случаи. В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы. И на уроках иногда давали такие задания. Однажды темой сочинения был восход солнца. Мясоедов встал и прочел единственную строчку: "Блеснул на западе румяный царь природы". Услышав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, все дружно расхохотались, а Пушкин (по другим источникам это был Илличевский) приделал окончание: "И изумленные народы не знают, что им предпринять: ложиться спать или вставать".
Случаи из жизни лицеистов

Листовки


Символы любви…
Маяковский подарил своей возлюбленной кольцо с 3 буквами "Л Ю Б". Звали её Лиля Юрьевна Брик, и эти буквы были её инициалами. Буквы были расположены по кругу и если читать, то образовывали слово "ЛЮБЛЮ". Зимой 1910—1911 гг. М. А. Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 г. в восточном Крыму, в Коктебеле, где жил он сам. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. Однажды, полушутя, она сказала Волошину, что выйдет замуж только за того, кто угадает, каков ее любимый камень. Вскоре Сергей Эфрон подарил ей найденный на морском берегу сердоликовый камешек. Сердолик и был любимым камнем Цветаевой. После смерти И. С. Тургенева Полине Виардо по завещанию осталось пушкинское золотое кольцо-талисман с сердоликом и медальон с волосами поэта, подаренные Тургеневу П. Жуковским. П. Виардо передала всё это в дар Пушкинскому музею при Петербургском лицее. А. Ахматова из всех поэтесс начала 20 века произвела самое сильное впечатление. Тонкая, высокая. Стройная, с гордым поворотом маленькой головки, закутанная в цветистую шаль, Ахматова походила на гитану. Нос с горбинкой, темные волосы, на лбу подстрижены, на затылке подхвачены высоким испанским гребнем, который подарил ей Н. С. Гумилёв.
Роковая дуэль Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Составленные условия дуэли при барьерах в 10 шагов (7 м) были почти смертельными. Пули из дуэльных пистолетов Лепажа диаметром 12 мм наносили опасные для жизни раны. В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Подполковник Данзас (секундант Пушкина) махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашел в себе силы, чтобы лежа прицелиться и выстрелить. Пуля пробила правое предплечье. Дантес упал, Пушкин крикнул: "Браво!" Но Дантес быстро поднялся: ранение было вовсе не опасным. Спустя 46 часов после ранения Пушкин скончался. Дуэль М. Ю. Лермонтова с Мартыновым состоялась 15 июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера у подножия горы Машук возле Пятигорска. Условия дуэли были жестокими: стреляться до 3-х раз при барьерах в 15 шагов (10,5 метра). По сигналу секундантов дуэль началась при грозе и ливне. Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов, дойдя до барьера, выстрелил. Пуля пробила грудь поэта навылет, вызвав его мгновенную смерть. Но точные обстоятельства дуэли неизвестны до сих пор. На другой день при огромном стечении народа Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище, а позднее по просьбе его бабушки Е.А.Арсеньевой Николай I разрешил перевезти его тело в свинцовом и засмоленном гробу в Тарханы.

Анна Андреевна Ахматова
(1889-1966). Настоящая фамилия - Горенко, а
псевдонимом
стала фамилия бабушки, ведшей род от татарского хана Ахмата.
Максим

Горький,

Алексей

Максимович

Горький

(
1868 – 1936). Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Писал он про горькую участь обездоленных.
М. Е. Салтыков-Щедрин
(1826-1889). Писатель М. Е. Салтыков избрал псевдоним Щедрин как производное от слова ’щедрый’, так как в своих сочинениях он был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы. Но псевдоним «Щедрин» писатель предположительно взял в Заозерье, заметив и запомнив Заозерских крестьян Щедриных, щедро награжденных самой жизнью многочисленными бедами, несчастьями, нуждой, горем и бедностью.
Марк

Твен
(1835—1910). Настоящее имя - Сэ ́ мюэл Лэ ́ нгхорн Кле ́ менс. Американский писатель. Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» был взят им в юности из терминов речной навигации. Термином «марк твен» называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов (это 2 морских сажени, 364 см). Однако есть мнение, что в действительности этот псевдоним запомнился Клеменсу со времен его весёлых деньков на Западе. Там говорили «марк твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать это на счёт. А. Ахматова М. Горький М. Е. Салтыков-Щедрин М. Твен

Бумажная книга? Электронная книга?
Сколько было разговоров о том, что с появлением ридеров бумажная книга уйдёт в прошлое! И что же? Прошли годы, электронные читалки прочно вошли в нашу жизнь, а книга, изданная на бумаге, по-прежнему весьма и весьма востребована. Отчего так? Норвежские учёные провели ряд экспериментов, в ходе которых две группы испытуемых читали один и тот же детективный рассказ. Но одна группа читала электронный текст, а другая - бумажную книгу. Затем и те и другие прошли тест на то, как хорошо они запомнили героев и различные обстоятельства этой истории. Группа, читавшая бумажную книгу, справилась с тестом намного лучше тех, кто пользовался электронной версией. То же самое произошло, когда взрослых испытуемых заменили на школьников, а место художественного текста занял учебный материал. На основании полученных данных учёные пришли к выводу, что текст, изложенный в бумажной книге, запоминается лучше потому, что читателю помогают тактильные ощущения. Те, кто с удовольствием переворачивают страницы любимых книг, поймут, о чём речь.

А как учились великие?!
А. С. Пушкин А. С. Грибоедов Н. В. Гоголь Л. Н. Толстой А. П. Чехов
А. С. Пушкину
всё давалось легко, но учился он неровно и не очень любил математику. Как-то вызвали его к доске и задали алгебраическую задачу. Он долго писал какие-то формулы. «Чему равняется икс?» - спросил преподаватель. «Нулю»,- улыбаясь, ответил А. С. Пушкин. «У Вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи», - заключил учитель.
Н. В. Гоголь
учился ни хорошо ни плохо. Директор гимназии писал его родителям: «Жаль, что сын ваш иногда ленится…» Безропотно Гоголь переносил все выговоры начальства. Например, ему часто ставилась в вину его причёска: он не любил часто стричься, как того требовало школьное начальство. В восьмом — последнем — классе
А. П. Чехов
учился далеко не блестяще. Его сочинения по русскому языку никогда не оценивались выше тройки. В итоговом аттестате стояли «3» по математике, физике, латинскому и греческому языкам.
А.

С.

Грибоедов
с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал латинский и греческий. Позже овладел персидским, арабским и турецким. В 12 лет он поступил в университет и за шесть лет закончил три факультета.
Л. Н. Толстой
владел английским, французским и немецким языками, свободно читал на итальянском, польском, чешском и сербском языках. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, изучал древнееврейский, турецкий, голландский и болгарский языки.

Вопросы викторины:
1. В каких произведениях русской литературы встречается роза? 2. Кого из героев прочитанных вами книг можно назвать настоящим другом? 3. В каких произведениях русской литературы действует нечисть? 4. В каких произведениях русской литературы встречается имя Мария? 5. В каких произведениях русской литературы герои вступают в поединки? 6. Какой писатель скрывался под именем А. С. Гриневский? Назовите несколько его произведений.


В раздел основное общее образование