"Я ТАЛАНТЛИВ!" с использованием приемов технологии критического мышления
Сценарий классного часа
Автор: Ананьева Марина Александровна, учитель английского языка, МБОУ СОШ №13, г.Сургут, ХМАО-Югра
В раздел основное общее образование
Сценарий классного часа-размышления «Я ТАЛАНТЛИВ!»
с использованием приемов технологии критического мышления
5 класс
Автор:
Ананьева Марина Александровна, учитель английского языка МБОУ СОШ №13 г.Сургута ХМАО-ЮГРА Данный сценарный ход классного часа разработан на основе инициативы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Алексеевича Астахова проведения в День знаний открытых уроков и воспитательных мероприятий по теме: «Я талантлив!».
Длительность:
35-40 минут
Цели:
расширить представления детей о собственных талантах и интересах; развивать умение критически оценивать себя и других; способствовать разумному повышению самооценки; способствовать повышению ценности собственных умений и достижений и осознанию общественной значимости; совершенствовать в детях умение находить решение возникающих проблем; стимулировать стремление учащихся к гармоничному развитию.
Оборудование:
доска, стикеры двух контрастных (например, синий-розовый, жёлтый- зелёный) цветов, ручки (фломастеры), чистая мусорная корзина (или любой контейнер), раздаточный материал с тектами.
1.
Стадия вызова.
1.1.Учащимся предлагается на отдельных стикерах кратко написать свои интересы, хобби и всё то, что у них особенно хорошо получается в любой области. Один человек может взять сколько угодно стикеров. Все стикеры необходимо приклеить на парту перед собой, их может сколько угодно много. Обычно перед каждым учащимся не менее 2-3 стикеров. (5 мин)
Предполагаемые варианты:
Трюки на велосипедах. Участвую во всех спектаклях в школе. Люблю печь торты. Занимаюсь хоккеем. Компьютерные игры. Хорошо пою. Брейкданс. Быстрее всех бегаю на физкультуре. Хорошая дикция. Коллекционирую машинки и др. 1.2 Учащиеся в минигруппах по 3-4 человека озвучивают друг для друга написанное. Обычно на данном этапе дети активно берут дополнительные листочки и дописывают подзабытые свои способности. Количество листочков перед каждым увеличивается. (1-2 мин) 1.3 Классу предлагается подобрать одно слово, которое бы охарактеризовало все упомянутые детьми способности.(1 мин)
Предполагаемые (ожидаемые) ответы:
Одарённость, дар, талант 1.4. Ученикам предлагают подумать, можно ли отнести утверждение «Я талантлив!» к каждому из них. Традиционно каждый ученик готов признать свою исключительную одаренность. Учитель может предложить каждому ученику вслух произнести эту фразу о себе.(1 мин) 1.5 Задание: Попробуйте определить правильный вариант происхождения слова ТАЛАНТ в русском языке. (2-3 мин)
Варианты (на раздаточных листочках или слайде): а) От названия сплава металлов ТАЛОНИТА, который так же редко встречается в природе, как подлинный талант в людях. б) От названия денежной единицы в золотом выражении ТАЛАНТ, которая использовалась в Европе, Азии и Африке в древности. в) От имени древнегреческого ученого-изобретателя ТАЛАНТОСА.
Правильный ответ б)
Краткое объяснение: Слово "талант" происходит от меры веса с аналогичным названием. Эта денежная единица в золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена. 1.5 Дети читают ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ. (1-2 мин). Талант — это определённые или выдающиеся способности человека, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других. Многолетние экспериментальные исследования, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант.
2.
Стадия осмысления
2.1 Учащимся предлагается оставить на столе только те листочки, на которых написано то их качество, - которое они развивают и совершенствуют в кружке или секции (вне зависимости от того, добились они ощутимых результатов в этом или нет), - которое они используют, чтобы принести практическую пользу не только себе, но и ОБЩЕСТВУ (например, Я на каждый праздник в классе сама пеку торт. Я много читаю, поэтому иногда меня приглашают принимать участие в интеллектуальных играх за школу). Остальные стикеры нужно встать и выбросить в мусорную корзину (специально подготовленную чистую). Как правило, остаётся 1-2 листочка, а у некоторых вообще ни одного. Можно также взять стикер ДРУГОГО ЦВЕТА, чтобы дописать качество, которое ребенок не указал до этого, т.е. он не считает, что его стоило включать в сферу его интересов. (например, не включил в сферу своих интересов языки, но при этом ходит на доп.курс иностранного языка в частной языковой школе). Стикер контрастного цвета может говорить о несоответствии истинных интересов ребенка со сферой его занятости или о чрезмерном нажиме на ученика со стороны родителей. (5 мин) 2.2 Предлагается обсудить в группах вопросы. (5 мин) Посмотрите теперь на те стикеры, которые у вас остались. Насколько их стало меньше? Почему? Что означает «зарыть талант»?
2.3 Притча о талантах.(3-7 мин) Сценарий 1. Учитель рассказывает притчу вкратце. Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант. Сценарий 2. Дети в группах читают притчу и ищут общие черты с тем, что они сами сделали на этапе п.2.2 урока (выбросили в мусорную корзину листочки). Притча о талантах «…человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего. После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них». Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое». Господин же сказал ему в ответ: «Лукавый и ленивый раб! Твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 14—30; от Луки, гл. 19, 11— 28.
3.
Рефлексия
3.1 Учащиеся могут в группах поразмышлять над следующими вопросами. Обсуждение этих вопросов не обязательно выносить на весь класс. Достаточно, чтобы дети просто поделились своими мыслями и мнениями друг с другом. (5 мин) а) Какие из тех качеств, которые вы выбросили в мусорную корзину, могли бы и хотели бы развивать?
б) Что мешает нам совершенствовать свои таланты? Предполагаемые ответы: нехватка времени, невозможно объять необъятное, родители против, лучше уметь делать немногое, но хорошо, чем всё, но плохо и др. 3.2 Учащимся предлагается найти решение всем классом.(5-7 мин) Как сделать так, чтобы ваши невостребованные (выброшенные в корзину) таланты могли принести пользу вам и обществу? Учитель достаёт выброшенные стикеры из корзины, зачитывает их вслух, и дети предлагают варианты продуктивного развития и применения таланта/интереса/хобби.
Предполагаемые варианты решений:
(Хорошо пою) Петь в школьном хоре. (Я очень общительный) Можно попробовать себя в роли журналиста- интервьюера школьной газеты. (Умею играть в шахматы) Принять участие в соревнованиях по шахматам в составе школьной сборной. (Люблю животных и цветы) Заняться исследовательским проектом по биологии/ Следить за растениями в классном кабинете в течение года. (Люблю кататься на велосипеде) Подготовить выступление на велосипеде на школьный конкурс «Алло, мы ищем таланты» (Хорошо готовлю) На следующее классное чаепитие принесешь собственноручно изготовленное печенье. (Отлично учусь) Вступить в школьное научное общество.
4.
Выводы
Учащиеся возвращаются к определению слова ТАЛАНТ из энциклопедии п.1.5. Задание: прочитать определение ещё раз и найдите те слова, которые определяют условия, при которых талант не будет зарыт в землю. (3 мин)
Ответ:
Талант — это определённые или выдающиеся способности человека, которые
раскрываются с приобретением навыка и опыта.
В качестве логического завершения классного час-размышления можно предложить несколько сценариев:
1. Пригласить родителей, воспитавших успешных детей; известных и авторитетных людей; талантливых детей и подростков, готовых на примере собственных достижений в искусстве, спорте, науке и других сферах творческой деятельности подтвердить необходимость формирования в каждом человеке творческого потенциала и желания развивать свои таланты. 2. Записать видеообращение успешных выпускников вашей школы, готовых поделиться личным опытом достижения успеха в различных областях (поступление в вуз, карьерные перспективы и др.) и дать советы. 3. Представить отдельно тех учеников класса, которые уже имеют весомые заслуги (награды, грамоты, благодарственные письма, медали и др.) и добились успехов в различных областях.
В раздел основное общее образование