Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Стоит ли играть на уроке?"

Cтатья

Автор: Масягина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа 2009, город Москва



В раздел основное общее образование



Масягина Ирина Владимировна.
Как сделать урок интересным?
Народная мудрость гласит, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Урок – основная форма организации учебной деятельности. Но каким должен быть этот урок? Любой ученик на это ответит: « Хочу, чтобы уроки были интересными, понятными». С каждым годом усложняется программа, увеличивается плотность уроков, на выполнение одного задания отводится все меньше и меньше времени. И здесь на помощь учителю может прийти игра. Стоит ли играть на уроке? Этот вопрос давно интересует учителей, но очень часто они говорят: «Нужно не играть, а учить детей!». А если таким учителям напоминаешь, что мы имеем дело с детьми, в ответ можно услышать, что ведущий вид деятельности школьников – учеба, а игра – это у дошкольников. Если нам, взрослым людям, предложить выслушать длинную лекцию, мы сосредоточим свое внимание и будем стараться вникнуть в суть. Но если тот же самый материал предложат преподать в занимательной, игровой форме, кто из взрослых откажется поиграть? А перед нами школьник, который без игры не может нормально расти и развиваться, как взрослый человек не может нормально существовать без труда. Игра для ребенка не просто забава, в ходе игры он на практике применяет доступные ему знания, а это своего рода творчество. Энергия ребенка требует выхода, и выход этот – в игре. В процессе игры «формируется и находит выход потребность ребенка оказывать активное воздействие на окружающую действительность, развиваются интеллектуальные качества, формируется личность в целом». Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в
подготовке школьников к усвоению важных идей, т.е. обучать во время игры. Играть нужно, но не во вред учебе, а в помощь ей. Помочь может только правильно подобранная игра, которая будет соответствовать теме урока, будет привлекать внимание детей к изучаемому или закрепляемому материалу. Такая игра поможет отработать определенные учебные навыки, в ней ребенок сможет проявить свои индивидуальные возможности. Можно согласиться с противниками игры на уроке в том, что игра отнимает время, отвлекает от основной деятельности – учебы, но это в том случае, когда игра проводиться ради игры. Следует отметить, что игра ради учебы привлекает внимание детей, раскрывает личностные качества и индивидуальные возможности ребенка, помогает понять сложный для понимания материал. Она учит оценивать работу в ходе урока, свою и своих одноклассников. Это помогает тратить меньше времени на выполнение скучного задания, потому что теперь оно стало интересным и захватывающим. А все дело в том, что внимание обучаемых направлено в первую очередь на игровое действие, а уже в процессе игры выполняются дидактические задачи, причем совершенно не заметно для ребенка. Психологи отмечают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузок. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной и познавательной деятельности. Не стоит забывать, что в отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает важными признаками – наличие четко поставленной цели и педагогического результата. Естественно, что дидактические игры не заменяют в полной мере традиционные формы обучения, но дополняют их, и такое сочетание позволяет нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе. Игровая деятельность позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить выход из сложившейся ситуации, принимать решения. Здесь развиваются способности, которые в других условиях и ситуациях не могут быть обнаружены: школьники учатся состязательности,
неординарности поведения; умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться общению, установлению контактов, умению получать удовольствие от общения с партнерами; учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Бесспорно, подготовка к таким урокам требует больше времени, но глядя в конце урока на удивленных детей, не понимающих, почему урок прошел так быстро, невольно забываешь и о потраченном времени, и о затраченных силах. Играть на уроке не просто нужно, а необходимо, обязательно, и тогда ребенку в школе будет интересно, комфортно, а учеба не будет для него тяжелым и неинтересным делом. Литература: 1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М., 2001 2. Выбор методов обучения в средней школе/под ред. Ю.К. Бабанского,- М., 1981 3. Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.,- М.: Педагогика,1983


В раздел основное общее образование