Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Туристско-краведческая работа в сельской школе"

статья

Автор: Булыгина Вера Владимировна, учитель физической культуры, МОУ Петровская СОШ, поселок Петровск, Ярославская область



В раздел основное общее образование



Автор: Булыгина Вера Владимировна, учитель физической культуры, МОУ Петровская СОШ, п. Петровск, Ростовского района, Ярославской области Материал может использоваться для организации внеклассной и внеурочной деятельности по туризму для учащихся с 1-11 классы.
Туристско-краеведческая работа в сельской школе
Среди разнообразных учебно-воспитательных средств особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим в последнее время все более прочные позиции в школах, учреждениях дополнительного образования детей, дошкольных учреждениях. Проблемы воспитания подрастающего поколения туризм решает с помощью специфического содержания, форм и методов. Турист обладает многими, подчас и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно - политическом и военно-патриотическом воспитании обучающихся. При разработке маршрута похода руководитель должен планировать по возможности посещение памятных и исторических мест, мест боев гражданской и Великой Отечественной войн, организацию встреч с передовиками производства и т.д. Туризм - средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей, средство познания красоты природы. В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только всей группы дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Нельзя недооценивать и того, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Туристско - краеведческая деятельность детей и подростков относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в ее участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям. По своей организации туристско – краеведческая деятельность, относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использование. Туристско – краеведческая деятельность является мощным средством оздоровления и физического развития обучающихся. Туристские походы, туристские соревнования, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам могучий заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.
Важным фактором сохранения и укрепления здоровья в туристском походе является само движение. Занятия туризмом способствуют созданию базы общей физической подготовки, необходимой в любом виде порта. Туристская деятельность не только оздоравливает человека, но и совершенствует его физические данные, вырабатывая такие важные качества, как выносливость, силу, ловкость. Туризм дает огромные возможности в деле профессиональной ориентации, как через походное самообслуживание, так и через краеведческую, научно-поисковую работу обучающихся в путешествиях. В результате общения обучающихся с представителями различных сфер деятельности формируется правильное отношения к труду, что положительно влияет на выбор профессии. Этому содействуют ролевые позиции ребят в туристской группе, устанавливающиеся при получении ими походной должности. Многие участники походов и экспедиций, выполняющие обязанности проводников, фотографов, санитаров, или «научные» должности – географов, историков, геологов, гидрологов, экологов, связывают последующую жизнь с данной профессией. Туристская работа очень многообразна по формам:  походы в разных видах туризма, разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности;  пешие и транспортные экскурсии;  занятия в кружках, секциях, клубах;  туристские слеты, сборы;  разные виды туристских соревнований;  семинары;  конкурсы;  экспедиции;  выставки;  турлагеря;  музеи… Туристский поход – это прохождение группой обучающихся определѐнного маршрута активным способом передвижения (пешком, на лыжах, на плавсредствах, на велосипедах) с целями познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. По продолжительности и сложности походы подразделяют на походы выходного дня, степенные (некатегорийные) и категорийные. Экскурсия – это коллективная поездка с целью посещения достопримечательных объектов. Туристский лагерь- его основной задачей является проведение походов, привитие или совершенствование туристских навыков, познавательная деятельность по изучению родного края. Туристские экспедиции – это мероприятия, проводимые с целью изучения маршрута, территории, объекта; выполнения краеведческой, научной, исследовательской работы.
Туристские конкурсы проводятся для проверки туристских навыков. Соревнования – являются одной из важных форм подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийного, содержательного туристского похода. Музеи - занимают особое место в туристско-краеведческой деятельности, и являются результатом туристско-краеведческой работы. Туристические кружки: каждый туристический кружок имеет свой особый профиль. Занятия в кружках предполагают освоение теории, методики и практических навыков туристско-краеведческой работы. Список литературы: 1. Бардин К.В. Азбука туризма.- М.: Просвещение,1981. 2. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования.-М.:ЦДЮТиК, 2001. 3. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся.-М.:ЦДЮТиК МО РФ,2001. 4. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002.


В раздел основное общее образование