"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ, НАХОДКИ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ".
статья
Автор: Дубова Наталья Викторовна, педагог-психолог, МБОУ "Многопрофильный лицей № 11 им. В. Г. Мендельсона", г. Ульяновск
В раздел основное общее образование
1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ,
НАХОДКИ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ.
Н.В. Дубова, педагог-психолог В образовательном пространстве школы созданы условия для воспитания и обучения детей с 6 -х до 17 лет. Актуальными задачами школы являются: создание условий для формирования общей культуры обучающихся, нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование и самоопределение, исходя из этого целью психолого-педагогического сопровождения
–
является создание условий для сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса, максимального раскрытия индивидуальности каждого ученика и об
е
спечение преемственности в оказании психологической помощи на всехступенях образования. ФГОС предъявляет
требования
к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования [3]:
-преемственность
содержания
и
форм
организации
образовательного процесса по отношению к начальной (основной)
ступени общего образования
[3];
-учет
специфики
возрастного
психофизического
развития
обучающихся
[3]. В этом направлении работа психолога планируется на основе программ преемственности между начальным и основным общим образованием. Программа преемственности можно подразделить на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный - каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению в начальном звене школы, переход в среднее звено, последующая социализация и обучение в школе с использованием возрастных принципов развития. Учебный процесс предусматривает мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся, с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающих разного вида трудностей.
2 Программа преемственности предусматривает проведение занятий с учащимисяс целью коррекции выявленных проблем в личностной или интеллектуальной сфере. работу с родителями по оказанию поддержки обучающихся через тематические родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, педсоветы. Работа с педагогами по об
е
спечению решения задач преемственности проводит через круглые столы, презентации на педсоветах, посещение уроков и внеклассных мероприятий. Психологическое сопровождение реализуется на основе планирования психолого-педагогической работы. Классные руководители, педагог-психолог и другие специалисты ежегодно составляют план психолого-педагогической работы с классом в соответствии с актуальными возрастными задачами и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением. Планирование предусматривает индивидуальную и групповую работу с учащимися, сопровождение общешкольных и воспитательных мероприятий, проведение тематических родительских собраний.
-Формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности
обучающихся,
педагогических
и
административных
работников,
родителей
(законных
представителей) обучающихся
[3]. Психологическое консультирование и просвещение является одним из обязательных направлений деятельности педагога-психолога и проводится со всеми субъектами образовательной среды.
-Вариативность
направлений
психолого-педагогического
сопровождения участников образовательного процесса (сохранение
и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование
ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и
индивидуализация
обучения;
мониторинг
возможностей
и
способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых
детей,
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной
сферы
деятельности;
формирование
коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
поддержка
детских
объединений,
ученического
самоуправления).
3
-Диверсификация
уровней
психолого-педагогического
сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса,
уровень учреждения).
- Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения
участников
образовательного
процесса
(профилактика,
диагностика,
консультирование,
коррекционная
работа,
просвещение).
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится не только предметные результаты, но и метапредметные и личностные. Поэтому, в условиях внедрения новых образовательных стандартов необходимо тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса, это поможет решению задач сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий. Это возможно через творческий поиск и реализацию психологических методов и приемов, программ, обеспечивающих формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся, которые рассматриваются как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. Сегодня я представлю вам результаты диагностического исследования, проведенного в 1-2 классах на базе одного из муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы г.Ульяновска по программе «Комплексная диагностическая программа изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения»: Причина исследования: исследование проводилось в рамках плана работы на 2012-2013 учебный год с использованием единой городской психодиагностической программы: изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по ФГОС второго поколения Направления обследования: - Личностные УУД (Мет. «Какой я?», анкета «Оцени поступок», Мет. Лускановой Н.Г.) - Коммуникативные УУД («Социометрия» Дж. Морено) - Регулятивные УУД (Мет.«Узоры» Л.И. Цеханской) - Познавательные УУД (Мет.Э.Ф. Замбацавичене) Диагност: Дубова Н.В. Сроки проведения исследования: январь-март 2012-2013 уч. г. Количество обследуемых: учащиеся 1-х классов38челове 2-х классов 36 человек
4
В ходе проведения исследования получены следующие результаты (в %)
Кл . Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Общие результаты сформированности УУД
в
с
н
в
с
н
в
с
н
в
с
н
в
с
н
1- е 24 47 29 29 47 24 16 53 31 11 47 42 11 55 34 2- е 14 25 61 53 19 28 8 70 22 19 53 28 8 50 42
Выводы:
1.
По результатам исследования было выявлено следующее: сформированность УУД у учащихся 1-х классов по параметрам личностной готовности, уровню произвольной регуляции, общепознавательных и логических действий, адаптации и коммуникации составляет 66%, что прогнозирует положительную динамику при дальнейшем формировании УУД; у 34 % учащихся низкий уровень сформированности УУД, данные учащиеся составляют «группу риска», что говорит о необходимости проведения с ними коррекционной работы с привлечением всех участников образовательного процесса.
2.
Результаты учащихся 2-х классов представлены следующими показателями: сформированность – 58%, несформированность – 42%, что свидетельствует о наличии отрицательной динамики сформированности УУД: во-первых, показатели ниже, чем у учащихся 1-х классов; во-вторых, они ниже показателей предыдущего года обучения (сформированность-82%, а несформированность-18%). Выявленная проблема отрицательной динамики требует внимательного изучения и нахождения оптимальных путей её оперативного решения всеми участниками образовательного процесса.
Рекомендации:
1.
Классным руководителям провести беседу с родителями детей «группы риска», рекомендовать консультацию специалистов;
2.
Учителям-предметникам обеспечить индивидуальный подход в работе с данными учащимися по формированию УУД:
- Личностные УУД:
5 поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом (УУД самопознание и самоопределение, 1-2 класс); включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов(УУД смыслообразование, 1 класс); организация успеха в рамках учебной программы (УУД смыслообразование, 2 класс); стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) (УУД нравственно-этическая ориентация, 1-2 класс).
- Регулятивные УУД:
коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия (вид УУД целеполагание, 1-2 классы); коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание (вид УУД контроль, 1-2 классы); коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля (вид УУД оценка, 1 класс); создание ситуации успеха на уроках (вид УУД оценка, 2 класс). -
Познавательные УУД:
Индивидуальный подход и коррекционная работа по выявленным нарушениям.
- Коммуникативные УУД:
поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого (вид УУД коммуникация как кооперация и интериоризация, 1 класс); продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого (вид УУД коммуникация как интеракция, 1 класс); поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять
6 небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого (вид УУД коммуникация как кооперация и интериоризация, 2 класс). Итак, мы видим насколько могут быть информативны данные диагностического исследования. А сейчас мне хотелось бы вернуться к нашей теме. В широком значении термин
«универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Теоретико-методологической
основой
концепции
развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования является культурно- исторический системно-
деятельностный подход
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), который раскрывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развитияличности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.
7 В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1. Личностный; 2. Регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3. Познавательный; 4. Коммуникативный. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой» норме) и их свойства. С введением стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных
действий учащихся:
-Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; -Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития. Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из
8 активно-деятельностной природы развития психологических новообразований. Данная программа диагностики позволяет выявить актуальный уровень развития у учащихся различных универсальных учебных действий и определить оптимальные условия для их эффективного развития в дальнейшем. Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов (Калинина Н.В.) Литература: 1.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании [2, с.105-117]. СПб., 2002 2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [1, с.154]. – М.: Совершенство, 1997 3. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении //Библиотека журнала Директор школы - 2010.- № 8 4. Справочник психолога. Школа [4]. Ред. коллегия Рубцов В.В., Басова Е.Ю., Богданова Г.В. и др.// -2012-№ 4. 5.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [3.стр.48]. (Стандарты второго поколения)/Под ред.Кондакова А. М., Кузнецова А. А.– М: Просвещение, 2011 г. 6.Рубцов В.В., Марголис А.А. Роль и задачи психолого-педагогической диагностики в определении качества образования // Психологическая наука и образование. –2007–№4. 7.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010 8. «Комплексной диагностической программе изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения», разработанной и рекомендованной к применению в общеобразовательных учреждениях МБОУ ППМС Центр «Росток» в 2012 году.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ,
НАХОДКИ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ.
Н.В. Дубова, педагог-психолог В образовательном пространстве школы созданы условия для воспитания и обучения детей с 6 -х до 17 лет. Актуальными задачами школы являются: создание условий для формирования общей культуры обучающихся, нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование и самоопределение, исходя из этого целью психолого-педагогического сопровождения
–
является создание условий для сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса, максимального раскрытия индивидуальности каждого ученика и об
е
спечение преемственности в оказании психологической помощи на всехступенях образования. ФГОС предъявляет
требования
к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования [3]:
-преемственность
содержания
и
форм
организации
образовательного процесса по отношению к начальной (основной)
ступени общего образования
[3];
-учет
специфики
возрастного
психофизического
развития
обучающихся
[3]. В этом направлении работа психолога планируется на основе программ преемственности между начальным и основным общим образованием. Программа преемственности можно подразделить на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный - каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению в начальном звене школы, переход в среднее звено, последующая социализация и обучение в школе с использованием возрастных принципов развития. Учебный процесс предусматривает мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся, с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающих разного вида трудностей.
2 Программа преемственности предусматривает проведение занятий с учащимисяс целью коррекции выявленных проблем в личностной или интеллектуальной сфере. работу с родителями по оказанию поддержки обучающихся через тематические родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, педсоветы. Работа с педагогами по об
е
спечению решения задач преемственности проводит через круглые столы, презентации на педсоветах, посещение уроков и внеклассных мероприятий. Психологическое сопровождение реализуется на основе планирования психолого-педагогической работы. Классные руководители, педагог-психолог и другие специалисты ежегодно составляют план психолого-педагогической работы с классом в соответствии с актуальными возрастными задачами и индивидуальными особенностями обучающихся, а также целями и задачами, стоящими перед образовательным учреждением. Планирование предусматривает индивидуальную и групповую работу с учащимися, сопровождение общешкольных и воспитательных мероприятий, проведение тематических родительских собраний.
-Формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности
обучающихся,
педагогических
и
административных
работников,
родителей
(законных
представителей) обучающихся
[3]. Психологическое консультирование и просвещение является одним из обязательных направлений деятельности педагога-психолога и проводится со всеми субъектами образовательной среды.
-Вариативность
направлений
психолого-педагогического
сопровождения участников образовательного процесса (сохранение
и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование
ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и
индивидуализация
обучения;
мониторинг
возможностей
и
способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых
детей,
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной
сферы
деятельности;
формирование
коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
поддержка
детских
объединений,
ученического
самоуправления).
3
-Диверсификация
уровней
психолого-педагогического
сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса,
уровень учреждения).
- Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения
участников
образовательного
процесса
(профилактика,
диагностика,
консультирование,
коррекционная
работа,
просвещение).
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится не только предметные результаты, но и метапредметные и личностные. Поэтому, в условиях внедрения новых образовательных стандартов необходимо тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса, это поможет решению задач сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий. Это возможно через творческий поиск и реализацию психологических методов и приемов, программ, обеспечивающих формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся, которые рассматриваются как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. Сегодня я представлю вам результаты диагностического исследования, проведенного в 1-2 классах на базе одного из муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы г.Ульяновска по программе «Комплексная диагностическая программа изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения»: Причина исследования: исследование проводилось в рамках плана работы на 2012-2013 учебный год с использованием единой городской психодиагностической программы: изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по ФГОС второго поколения Направления обследования: - Личностные УУД (Мет. «Какой я?», анкета «Оцени поступок», Мет. Лускановой Н.Г.) - Коммуникативные УУД («Социометрия» Дж. Морено) - Регулятивные УУД (Мет.«Узоры» Л.И. Цеханской) - Познавательные УУД (Мет.Э.Ф. Замбацавичене) Диагност: Дубова Н.В. Сроки проведения исследования: январь-март 2012-2013 уч. г. Количество обследуемых: учащиеся 1-х классов38челове 2-х классов 36 человек
4
В ходе проведения исследования получены следующие результаты (в %)
Кл . Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Общие результаты сформированности УУД
в
с
н
в
с
н
в
с
н
в
с
н
в
с
н
1- е 24 47 29 29 47 24 16 53 31 11 47 42 11 55 34 2- е 14 25 61 53 19 28 8 70 22 19 53 28 8 50 42
Выводы:
1.
По результатам исследования было выявлено следующее: сформированность УУД у учащихся 1-х классов по параметрам личностной готовности, уровню произвольной регуляции, общепознавательных и логических действий, адаптации и коммуникации составляет 66%, что прогнозирует положительную динамику при дальнейшем формировании УУД; у 34 % учащихся низкий уровень сформированности УУД, данные учащиеся составляют «группу риска», что говорит о необходимости проведения с ними коррекционной работы с привлечением всех участников образовательного процесса.
2.
Результаты учащихся 2-х классов представлены следующими показателями: сформированность – 58%, несформированность – 42%, что свидетельствует о наличии отрицательной динамики сформированности УУД: во-первых, показатели ниже, чем у учащихся 1-х классов; во-вторых, они ниже показателей предыдущего года обучения (сформированность-82%, а несформированность-18%). Выявленная проблема отрицательной динамики требует внимательного изучения и нахождения оптимальных путей её оперативного решения всеми участниками образовательного процесса.
Рекомендации:
1.
Классным руководителям провести беседу с родителями детей «группы риска», рекомендовать консультацию специалистов;
2.
Учителям-предметникам обеспечить индивидуальный подход в работе с данными учащимися по формированию УУД:
- Личностные УУД:
5 поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом (УУД самопознание и самоопределение, 1-2 класс); включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов(УУД смыслообразование, 1 класс); организация успеха в рамках учебной программы (УУД смыслообразование, 2 класс); стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) (УУД нравственно-этическая ориентация, 1-2 класс).
- Регулятивные УУД:
коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия (вид УУД целеполагание, 1-2 классы); коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание (вид УУД контроль, 1-2 классы); коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля (вид УУД оценка, 1 класс); создание ситуации успеха на уроках (вид УУД оценка, 2 класс). -
Познавательные УУД:
Индивидуальный подход и коррекционная работа по выявленным нарушениям.
- Коммуникативные УУД:
поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого (вид УУД коммуникация как кооперация и интериоризация, 1 класс); продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого (вид УУД коммуникация как интеракция, 1 класс); поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять
6 небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого (вид УУД коммуникация как кооперация и интериоризация, 2 класс). Итак, мы видим насколько могут быть информативны данные диагностического исследования. А сейчас мне хотелось бы вернуться к нашей теме. В широком значении термин
«универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Теоретико-методологической
основой
концепции
развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования является культурно- исторический системно-
деятельностный подход
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), который раскрывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развитияличности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.
7 В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1. Личностный; 2. Регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3. Познавательный; 4. Коммуникативный. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой» норме) и их свойства. С введением стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных
действий учащихся:
-Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; -Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития. Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из
8 активно-деятельностной природы развития психологических новообразований. Данная программа диагностики позволяет выявить актуальный уровень развития у учащихся различных универсальных учебных действий и определить оптимальные условия для их эффективного развития в дальнейшем. Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов (Калинина Н.В.) Литература: 1.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании [2, с.105-117]. СПб., 2002 2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [1, с.154]. – М.: Совершенство, 1997 3. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении //Библиотека журнала Директор школы - 2010.- № 8 4. Справочник психолога. Школа [4]. Ред. коллегия Рубцов В.В., Басова Е.Ю., Богданова Г.В. и др.// -2012-№ 4. 5.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [3.стр.48]. (Стандарты второго поколения)/Под ред.Кондакова А. М., Кузнецова А. А.– М: Просвещение, 2011 г. 6.Рубцов В.В., Марголис А.А. Роль и задачи психолого-педагогической диагностики в определении качества образования // Психологическая наука и образование. –2007–№4. 7.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010 8. «Комплексной диагностической программе изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения», разработанной и рекомендованной к применению в общеобразовательных учреждениях МБОУ ППМС Центр «Росток» в 2012 году.
В раздел основное общее образование