Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие техники владения мячом у обучающихся 5-7 классов на уроках физической культуры посредством подвижных игр и игровых упражнений"

учебный материал

Автор: Пирнык Ирина Александровна, учитель физкультуры, МБОУ "СОШ №34", город Старый Оскол, Белгородская обл



В раздел основное общее образование



1 Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа №34 с углублённым изучением отдельных предметов»
ТЕМА:

«Развитие техники владения мячом у обучающихся 5-7

классов на уроках физической культуры посредством

подвижных игр и игровых упражнений»

Подготовил учитель физической культуры

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34

с углублённым изучением отдельных предметов»

Пирнык Ирина Александровна

I квалификационная категория
Старый Оскол
2015 год

2 Содержание: 1 Пояснительная записка 3-5 2. Материалы работы 6-11 Список литературы 12
3
Пояснительная записка
Предоставленные материалы «Из опыта работы» - это отдельные авторские разработки и тематические подборки материалов по разделу учебной программы «Баскетбол», для учащихся 5-7 классов, которые могут быть использованы учителями физической культуры на уроках и во вне урочных формах занятий (в работе школьной спортивной секции баскетбола). Целью создания данных материалов является: создание условий для успешной, сознательной физической деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приёмов, направленных на повышение интереса к учению. Моя многолетняя практика работы и в качестве тренера и учителя физической культуры показывает, что для обучения целому ряду тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков выполнения технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия. Наилучшим образом в средних классах это можно сделать с помощью подвижных игр. В большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к занятиям, а также качество обучения и тем самым сократить период начального обучения баскетболу, что очень важно в условиях современной школы. Баскетбол – это игра, следовательно, к ней гораздо проще перейти после подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться.
4 Игровая форма проведения занятия является основной методикой обучения учащихся игре в баскетбол. Занятие должно проходить как занимательная игра. Спортивные упражнения, подвижные игры с мячом играют особую роль во всестороннем физическом развитии школьников. Баскетбол состоит из естественных движений- (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих- целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол - не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. Занятия с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
5 Ожидаемый результат: Использование данных материалов способствует повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни. С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, воспитательная, коррекционная, социализирующая, познавательная, игротерапевтическая . Подвижные игры помогают оживить и разнообразить занятие. Эмоциональное переключение несёт в себе эффект активного отдыха – это помогает восстанавливать силы, непосредственно в ходе занятий и облегчает овладение материалом. Неоценимое достоинство игр состоит ещё и в том, что их можно использовать в любых условиях и на любых этапах учебных занятий.
6
Материалы работы
Вашему вниманию я предлагаю подвижные игры, которые можно использовать при обучении баскетболу, для совершенствования отдельных элементов игры.
Подвижные игры в решении задач подготовительной части урока
Основная задача подготовительной части урока – это подготовка организма ребёнка к основной двигательной нагрузке. На своих уроках в подготовительной части с успехом использую подвижные подводящие игры: «Перемена мест», «Прыгуны и бегуны».
Игра «ПЕРЕМЕНА МЕСТ»

-класс – 5-7

-часть урока – подготовительная часть

-направленность: комплексное совершенствование разновидностей

передвижений и развитие быстроты.

- ход игры:
учащиеся выстраиваются в 2 шеренги друг на против друга, на боковых линиях баскетбольной площадки. По команде учителя игроки выполняя задание, должны поменяться местами, построившись на другой стороне. В игре можно менять: 1. исходное положение (стоя спиной, лёжа, сидя, выполняя общеразвиваюшие упражнения); 2. способы передвижения (бег спиной вперёд, приставными шагами, прыжками и т.д.)
- итог игры:
Побеждает команда, которая первой займёт место соперника и правильно выполнит задание.
7
Игра «ПРЫГУНЫ и БЕГУНЫ»

- класс – 5-7

- часть урока – подготовительная часть

-направленность:

развитие

скоростно-силовых

качеств

и

совершенствование координационных способностей.

- ход игры:
одна команда «Прыгуны», вторая «Бегуны». Прыгуны встают по периметру квадрата, бегуны в центре. По сигналу бегуны стараются убежать от прыгуна, который за 20 секунд должен прыгая на одной ноге осалить, как можно большее количества бегунов. По истечении времени заходит другой прыгун.
- варианты игры:
- играют до тех пор, пока все прыгуны не пройдут квадрат. Затем команды меняются местами; - выбирают определённое количество водящих: - время осаливания.
- итог игры:
Побеждает команда, игроки которой осалили большее количество играющих.
8
Подвижные игры в решении задач основной части урока
В основной части урока решаются другие задачи, поэтому и подвижные игры носят иной характер. Очень часто подвижная игра решает несколько задач.
Игра «САЛКИ С ВЕДЕНИЕМ МЯЧА»

- класс – 5-7

- часть урока – основная часть

-направленность:

совершенствование

ведения

мяча

без

зрительного контроля.

- ход игры:
дети выполняют дриблинг по площадке и стараются, чтобы водящие, так же ведя мяч, их не осалили.
- варианты игры:
-трое-четверо водящих с ведением мяча стараются осалить, как можно большее количество детей за определённое время; - ведение мяча только правой или только левой рукой.
- итог игры:
Побеждает команда или игрок, который осалил наибольшее количество детей.
Игра «АВТОМОБИЛЬ»

- класс –3- 5

- часть урока – основная часть

-направленность:

совершенствование

ведения

мяча

без

зрительного контроля, правильная остановка двумя шагами

- ход игры:
все дети с ведением мяча распределены по площадке имитируют движущийся автомобиль. Исходная позиция авто стоит выполняется дриблинг на месте. Когда «мотор» заработал начинаем ведение с продвижением (вперёд, назад, с поворотами, самостоятельно меняя скорость), по сигналу светофора «красный» -правильная остановка на две
9 ноги, по сигналу светофора «жёлтый» - приседания с переводом мяча перед собой, «зелёный» - рывок вперёд с ведением мяча. За нарушение «Правил дорожного движения», ошибки при ведении мяча нарушитель получает штрафное очко.
- итог игры:
Побеждают учащиеся, набравшие наименьшее количество штрафных очков.
Игра «САЛКИ С ПЕРЕДАЧАМИ МЯЧА»

- класс – 5-7

- часть урока – основная часть

-

направленность:

совершенствование

передачи,

ловли

мяча

в

движении, закрепление правильного выполнения 2-х шагов.

- ход игры:
начинают игру 2 ведущих, они перемещаясь по площадке только с помощью передач, сделанных после двух шагов, должны осалить убегающих. Тот, кого осалили присоединяется к ведущим и вместе догоняют остальных. Игра идёт до тех пор, пока весь класс не осалит самого шустрого и внимательного. Нельзя : бросать мяч в убегающих, бегать с мячом.
ИГРА «25 ОЧКОВ»

- класс – 5-7

- часть урока – основная часть

-направленность: совершенствование броска мяча на месте двумя

руками от груди, обучение подбору и добиванию мяча

- ход игры:
каждая команда, опередив команду соперников должна набрать 25 очков ( 2 очка за попадание, 2 за подбор мяча и плюс 3 очка за добивание мяча после подбора). Побеждает команда или один игрок раньше всех набравший 25 очков.
10
ИГРА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЬЦА»

- класс – 5-7

- часть урока – основная часть

-направленность: совершенствование броска мяча на месте, обучение

игре в защите

- ход игры:
игра проводится в парах: один учащийся бросает мяч по кольцу, (стараясь за 2 минуты забить, как можно большее кол-во очков) второй - защитник кольца. По сигналу учителя первый начинает выполнять броски в кольцо, защитник (в пределах баскетбольных правил) мешает забить мяч. За каждый заброшенный мяч первый игрок получает 2 очка. Затем игроки меняются ролями.
- варианты игры:
- соревнуются в парах; - варьируется время , количество заброшенных очков.
- итог игры:
Побеждает тот, кто наберет больше очков.
ИГРА «МАКСИМУМ»

- класс – 5-7

- часть урока – основная часть

-направленность:

совершенствование

броска

мяча

в

движении,

развитие ловкости и ведение мяча без зрительного контроля

- ход игры:
у каждого игрока мяч. По сигналу учителя обучающиеся поочередно выполняют броски в два игровых кольца. Бросив мяч в одно кольцо, игрок ведет мяч по направлению к противоположному кольцу, и т.д. Два раза подряд в одно кольцо мяч бросать нельзя. В зависимости от уровня подготовки можно выполнять броски с разных расстояний. Например, начинающие игроки выполняют броски только с близкого расстояния,
11 более подготовленные — с близкого и среднего расстояния либо с конкретной дистанции в зависимости от задач урока.
- итог игры:
Побеждает игрок, забивший максимальное количество очков за определённое учителем время. .
12
Методическое обеспечение и литература
1. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б. Кофмана- М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с. 2. Портнов Ю.М.Баскетбол. Учебник для ВУЗов-М. :Астра-семь, 1997.-479с. 3.Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с. 4. Физическая культура в основной школе. Учебная программа для учащихся 1-11 класс. В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение,2011. 5. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Издательский дом «Первое сентября», газета «Спорт в школе», Москва 2009 6. От мини-баскетбола до баскетбола. Технический путеводитель. Баскетбольный тренерский Совет Сербии 2012-63с


В раздел основное общее образование