"Легенды и загадки Новгородской земли"
программа внеурочной деятельности
Автор: Осетрова Александра Викторовна, учитель ИЗО, МХК, музыки, МАОУ "Григоровская ООШ" Новгородского муниципального района, Новгородской области, Великий Новгород
В раздел основное общее образование
1
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Григоровская основная общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
Для обучающихся 7 класса один год обучения г. Великий Новгород 2015 год Составила: Учитель ИЗО, МХК, музыки Осетрова Александра Викторовна
2
Пояснительная записка.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Программа внеурочной деятельности «Легенды и загадки земли Новгородской» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, району, людям, живущим в нем. Особенность данной программы состоит в том, что она ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки. Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования у обучающихся четкого понятия исторической характеристики родного края.
Цель :
создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством краеведческой деятельности.
Обучающая задача:
ознакомление с историей Новгородской земли, ее легендами, преданиями, сказаниями, мифами, загадками.
Воспитательная задача:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родной земле;
Развивающая задача:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
3
Программа рассчитана на детей 13-14 лет.
Время проведения — 1 час в неделю, продолжительность 1 год.
В
результате
изучения
программы
«Легенды
и
загадки
земли
Новгородской» обучающиеся должны знать:
• основные краеведческие понятия; • основные исторические и памятные места родного города, музеи.
Должны уметь:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации; • анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.
Критерии и показатели усвоения материала.
Информационные
• Знание истории своего края, исторических предпосылок его возникновения. • Знание исторических и памятных мест в родном крае. • Представление об исторических и культурных ценностях края. • Знание художественных промыслов и народных ремесел родного края.
Исследовательские
• Умение выделять объект исследования. • Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию. • Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов. • Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические
• Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.
4
Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; презентации проектов учащихся; выставки рисунков и фотографий учащихся; фотосессия исторических и памятных мест анкетирование.
Формы и методы проведения занятий
– лекции; – экскурсии; – интерактивные программы; – фотосессии; – практические работы в библиотеке, краеведческом музее; – домашние семейные творческие работы.
Структура программы.
1. Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли. 2. Новгородская земля в древности. 3. Новгород в составе Древнерусского государства. 4. Новгородская республика. 5. Хозяйственная жизнь новгородской республики. 6. Военное дело и внешняя политика Новгородской республики. 7. Культура Новгорода Великого.
Методическое обеспечение программы.
- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и области, - имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения, - наличие связей с учреждениями образования и культуры, - привлечение к работе узких специалистов (музейные работники)
5 - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам, - выход в интернет. Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса индивидуальных зачетных работ — проектов.
Учебно-тематический план реализации образовательной программы
«Легенды и загадки земли Новгородской» № Тема Кол-во часов теория практика Форма проведения 1 Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли. 2 1 1 Беседа, экскурсия в музей, работа с литературой 2 Новгородская земля в древности. 6 5 1 Беседа, экскурсия по городу, сбор материала для презентации. 3 Новгород в составе Древнерусского государства. 6 4 2 Выход в музеи, сбор материала по литературным источникам. 4 Новгородская республика. 5 4 1 Фотосессия памятных мест в городе, подготовка теоретического
6 материала. 5 Хозяйственная жизнь новгородской республики. 4 2 2 Беседа, сбор материала. 6 Военное дело и внешняя политика Новгородской республики. 6 3 3 Работа с литературой, подготовка выставки рисунков и поделок. 7 Культура Новгорода Великого. 6 4 2 Работа с литературой, подготовка презентаций. ИТОГО
35
23
12
Содержание программы внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
Тема1.
Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли (2 часа). Знакомство с письменными источниками, вещественными источниками. История археологических раскопок в Новгороде. Как рождаются легенды?
Тема 2.
Новгородская земля в древности (6 часов). Освоение Новгородского края. Сказание о Словене, Русе и городе Словенске. Верования жителей края. Легенда о призвании варягов. Рюриково Городище.
Тема 3.
Новгород в составе Древнерусского государства (6 часов). Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли. Крещение Новгорода.
7 Как Андрей Первозванный в Новгород ходил. Заклятие Перуна. Как крестили новгородцев. Спасова рука. Камень Антония Римлянина. Чудо Николая Мирликийского.
Тема 4.
Новгородская республика (5 часов). Установление республиканского строя в Новгороде. Новгородское вече и 300 золотых поясов. Легенда об архиепископе Иоанне. Сказание о посаднике Шиле. Кто был прототипами Садко и Буслая?
Тема 5.
Хозяйственная жизнь новгородской республики (4 часа). Развитие сельского хозяйства и промыслов на Новгородской земле. Ремесло в средневековом Новгороде. Торговля Новгородской республики. Конец Ганзейского двора.
Тема 6.
Военное дело и внешняя политика Новгородской республики (6 часов). Оборонительные сооружения Новгородской земли. Организация военного дела. След стрелы (битва новгородцев с суздальцами). Житие Александра Невского. Раковская битва. Кого поразил копьем Александр Невский? Особые отношения Новгорода и Пскова. Отношения Новгорода с Москвой. Почему на памятнике «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного?
Тема 7.
Культура Новгорода Великого (6 часов). Развитие просвещения в Новгороде. Архитектура Новгорода Великого. Легенда о Сигтунских вратах. Живопись средневекового Новгорода. Быт Новгородцев.
Календарное планирование по программе внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
8 № Тема занятий Количество часов 1 Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли. 1 2 Экскурсия в краеведческий музей на тему «Исторические источники изучения Новгородской земли.» 1 3 Освоение Новгородского края. 1 4 Сказание о Словене, Русе и городе Словенске. 1 5 Верования жителей края. 1 6 Легенда о призвании варягов. 1 7 Рюриково Городище. 1 8 Экскурсия по городу на тему «Рюриково городище» 1 9 Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли. 10 Крещение Новгорода. Как Андрей Первозванный в Новгород ходил. 1 11 Заклятие Перуна. Как крестили новгородцев. 1 12 Спасова рука. Камень Антония Римлянина. Чудо Николая Мирликийского. 1 13 Экскурсия в Антониев монастырь. 1 14 Экскурсия в Софийский собор. 1 15 Установление республиканского строя в Новгороде. 1 16 Новгородское вече и 300 золотых поясов. 1 17 Легенда об архиепископе Иоанне. Сказание о посаднике Шиле. 1
9 18 Кто был прототипами Садко и Буслая? 1 19 Я и мой город. Организация фотосессии по памятным местам родного города. 1 20 Развитие сельского хозяйства и промыслов на Новгородской земле. 1 21 Интерактивное занятие «Ремесло в средневековом Новгороде» (краеведческий музей) 1 22 Торговля Новгородской республики. 1 23 Конец Ганзейского двора. 1 24 Оборонительные сооружения Новгородской земли. Организация военного дела. 1 25 След стрелы (битва новгородцев с суздальцами). Изучение преданий о чудодейственной иконе «Знамение божьей матери» 1 26 Житие Александра Невского. Раковская битва. Кого поразил копьем Александр Невский? 1 27 Особые отношения Новгорода и Пскова. 1 28 Отношения Новгорода с Москвой. Исследовательская работа на тему «Почему на памятнике «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного?» 1 29 Создание рисунков и поделок на тему «Великие воины Новгородской земли» 1 30 Развитие просвещения в Новгороде. 31 Архитектура Новгорода Великого. 1 32 Легенда о Сигтунских вратах. 1 33 Экскурсия в краеведческий музей «Живопись 1
10 средневекового Новгорода». 34 Экскурсия в краеведческий музей «Быт новгородцев». 1 35 Выставка — презентация творческих проектов. 1 ИТОГО 35часов
Список литературы:
1. Андреев В. Ф. Северный страж Руси. – Л., 1989. 2. Варнаева Н. В., Семёнова И. Е. История и культура Новгородской земли. – С-Пб., 2008. 3. Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. – Л., 1991. 4. Коваленко Г. М., Смирнов В. Г. Легенды и загадки Новгородской земли. – М., 2007. 5. Смирнов В. Г. История Великого Новгорода. – М., 2006. 6. Янин В. Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Григоровская основная общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
Для обучающихся 7 класса один год обучения г. Великий Новгород 2015 год Составила: Учитель ИЗО, МХК, музыки Осетрова Александра Викторовна
2
Пояснительная записка.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Программа внеурочной деятельности «Легенды и загадки земли Новгородской» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, району, людям, живущим в нем. Особенность данной программы состоит в том, что она ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки. Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования у обучающихся четкого понятия исторической характеристики родного края.
Цель :
создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством краеведческой деятельности.
Обучающая задача:
ознакомление с историей Новгородской земли, ее легендами, преданиями, сказаниями, мифами, загадками.
Воспитательная задача:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родной земле;
Развивающая задача:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
3
Программа рассчитана на детей 13-14 лет.
Время проведения — 1 час в неделю, продолжительность 1 год.
В
результате
изучения
программы
«Легенды
и
загадки
земли
Новгородской» обучающиеся должны знать:
• основные краеведческие понятия; • основные исторические и памятные места родного города, музеи.
Должны уметь:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации; • анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.
Критерии и показатели усвоения материала.
Информационные
• Знание истории своего края, исторических предпосылок его возникновения. • Знание исторических и памятных мест в родном крае. • Представление об исторических и культурных ценностях края. • Знание художественных промыслов и народных ремесел родного края.
Исследовательские
• Умение выделять объект исследования. • Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию. • Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов. • Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические
• Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.
4
Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; презентации проектов учащихся; выставки рисунков и фотографий учащихся; фотосессия исторических и памятных мест анкетирование.
Формы и методы проведения занятий
– лекции; – экскурсии; – интерактивные программы; – фотосессии; – практические работы в библиотеке, краеведческом музее; – домашние семейные творческие работы.
Структура программы.
1. Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли. 2. Новгородская земля в древности. 3. Новгород в составе Древнерусского государства. 4. Новгородская республика. 5. Хозяйственная жизнь новгородской республики. 6. Военное дело и внешняя политика Новгородской республики. 7. Культура Новгорода Великого.
Методическое обеспечение программы.
- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и области, - имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения, - наличие связей с учреждениями образования и культуры, - привлечение к работе узких специалистов (музейные работники)
5 - возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам, - выход в интернет. Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса индивидуальных зачетных работ — проектов.
Учебно-тематический план реализации образовательной программы
«Легенды и загадки земли Новгородской» № Тема Кол-во часов теория практика Форма проведения 1 Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли. 2 1 1 Беседа, экскурсия в музей, работа с литературой 2 Новгородская земля в древности. 6 5 1 Беседа, экскурсия по городу, сбор материала для презентации. 3 Новгород в составе Древнерусского государства. 6 4 2 Выход в музеи, сбор материала по литературным источникам. 4 Новгородская республика. 5 4 1 Фотосессия памятных мест в городе, подготовка теоретического
6 материала. 5 Хозяйственная жизнь новгородской республики. 4 2 2 Беседа, сбор материала. 6 Военное дело и внешняя политика Новгородской республики. 6 3 3 Работа с литературой, подготовка выставки рисунков и поделок. 7 Культура Новгорода Великого. 6 4 2 Работа с литературой, подготовка презентаций. ИТОГО
35
23
12
Содержание программы внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
Тема1.
Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли (2 часа). Знакомство с письменными источниками, вещественными источниками. История археологических раскопок в Новгороде. Как рождаются легенды?
Тема 2.
Новгородская земля в древности (6 часов). Освоение Новгородского края. Сказание о Словене, Русе и городе Словенске. Верования жителей края. Легенда о призвании варягов. Рюриково Городище.
Тема 3.
Новгород в составе Древнерусского государства (6 часов). Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли. Крещение Новгорода.
7 Как Андрей Первозванный в Новгород ходил. Заклятие Перуна. Как крестили новгородцев. Спасова рука. Камень Антония Римлянина. Чудо Николая Мирликийского.
Тема 4.
Новгородская республика (5 часов). Установление республиканского строя в Новгороде. Новгородское вече и 300 золотых поясов. Легенда об архиепископе Иоанне. Сказание о посаднике Шиле. Кто был прототипами Садко и Буслая?
Тема 5.
Хозяйственная жизнь новгородской республики (4 часа). Развитие сельского хозяйства и промыслов на Новгородской земле. Ремесло в средневековом Новгороде. Торговля Новгородской республики. Конец Ганзейского двора.
Тема 6.
Военное дело и внешняя политика Новгородской республики (6 часов). Оборонительные сооружения Новгородской земли. Организация военного дела. След стрелы (битва новгородцев с суздальцами). Житие Александра Невского. Раковская битва. Кого поразил копьем Александр Невский? Особые отношения Новгорода и Пскова. Отношения Новгорода с Москвой. Почему на памятнике «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного?
Тема 7.
Культура Новгорода Великого (6 часов). Развитие просвещения в Новгороде. Архитектура Новгорода Великого. Легенда о Сигтунских вратах. Живопись средневекового Новгорода. Быт Новгородцев.
Календарное планирование по программе внеурочной деятельности
«Легенды и загадки земли Новгородской»
8 № Тема занятий Количество часов 1 Введение. Исторические источники изучения Новгородской земли. 1 2 Экскурсия в краеведческий музей на тему «Исторические источники изучения Новгородской земли.» 1 3 Освоение Новгородского края. 1 4 Сказание о Словене, Русе и городе Словенске. 1 5 Верования жителей края. 1 6 Легенда о призвании варягов. 1 7 Рюриково Городище. 1 8 Экскурсия по городу на тему «Рюриково городище» 1 9 Превращение Новгорода в центр ремесла и торговли. 10 Крещение Новгорода. Как Андрей Первозванный в Новгород ходил. 1 11 Заклятие Перуна. Как крестили новгородцев. 1 12 Спасова рука. Камень Антония Римлянина. Чудо Николая Мирликийского. 1 13 Экскурсия в Антониев монастырь. 1 14 Экскурсия в Софийский собор. 1 15 Установление республиканского строя в Новгороде. 1 16 Новгородское вече и 300 золотых поясов. 1 17 Легенда об архиепископе Иоанне. Сказание о посаднике Шиле. 1
9 18 Кто был прототипами Садко и Буслая? 1 19 Я и мой город. Организация фотосессии по памятным местам родного города. 1 20 Развитие сельского хозяйства и промыслов на Новгородской земле. 1 21 Интерактивное занятие «Ремесло в средневековом Новгороде» (краеведческий музей) 1 22 Торговля Новгородской республики. 1 23 Конец Ганзейского двора. 1 24 Оборонительные сооружения Новгородской земли. Организация военного дела. 1 25 След стрелы (битва новгородцев с суздальцами). Изучение преданий о чудодейственной иконе «Знамение божьей матери» 1 26 Житие Александра Невского. Раковская битва. Кого поразил копьем Александр Невский? 1 27 Особые отношения Новгорода и Пскова. 1 28 Отношения Новгорода с Москвой. Исследовательская работа на тему «Почему на памятнике «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного?» 1 29 Создание рисунков и поделок на тему «Великие воины Новгородской земли» 1 30 Развитие просвещения в Новгороде. 31 Архитектура Новгорода Великого. 1 32 Легенда о Сигтунских вратах. 1 33 Экскурсия в краеведческий музей «Живопись 1
10 средневекового Новгорода». 34 Экскурсия в краеведческий музей «Быт новгородцев». 1 35 Выставка — презентация творческих проектов. 1 ИТОГО 35часов
Список литературы:
1. Андреев В. Ф. Северный страж Руси. – Л., 1989. 2. Варнаева Н. В., Семёнова И. Е. История и культура Новгородской земли. – С-Пб., 2008. 3. Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. – Л., 1991. 4. Коваленко Г. М., Смирнов В. Г. Легенды и загадки Новгородской земли. – М., 2007. 5. Смирнов В. Г. История Великого Новгорода. – М., 2006. 6. Янин В. Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.
В раздел основное общее образование