"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка"
пед.совет
Автор: Третьякова Татьяна Викторовна, учитель немецкого языка, МБОУ Увельская ООШ, пгт Красная гора Брянской области
В раздел основное общее образование
Использование здоровьесберегающих технологий на
уроках немецкого языка (младший школьный возраст)
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья
подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства,
отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Многие годы ученик проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное
отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше
образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья,
уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не
рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей
направленности.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую
максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.). Здоровьесберегающие образовательные технологии - это
все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на
воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению
и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни
В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во
время каникул. Практика показала: лишь малая часть выпускников школы относятся к числу
здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на
уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Можно выделить несколько причин
школьных болезней:
недостаточная освещенность класса;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных столов;
несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.
На здоровье школьников оказывает влияние и многие «внутришкольные факторы»:
интенсификация обучения;
снижение двигательной активности;
увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
нарушение зрения, осанки;
ухудшение нервно – психического здоровья.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья подрастающего поколения стало общегосударственной проблемой. Вомногих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, что представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Дети школьного возраста утомляются очень быстро. Статическая нагрузка, которая необходима для удержания тела в определенном положении во время занятий, достаточно трудна для подвижного детского организма. Учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаза, ухо, голос – приняли участие в процессе запоминания. Разнообразие методических приемов значительно повышает работоспособность детей. Учителю иностранного языка, работающему в начальных классах, удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные интеллектуальные и психологические особенности учащихся. Дифференцированный подход к обучению позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. Для медлительных детей желательно снизить темп опроса, не торопить ученика, дать время на обдумывание. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Основные потребности учащихся младших классов: потребность в движении; потребность в общении; потребность ощущать безопасность; потребность в похвале; потребность в прикосновении, рисовании, конструировании; потребность чувствовать себя личностью. Учителю иностранного языка очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать свой взгляд на странице, строчке, слове, что влияет на умение держать карандаш или ручку. Их руки нуждаются в постоянной тренировке. Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе способствуют различные приемы. Их можно выделить в частные и общие.
Общие: 1. Смена видов деятельности; 2. Игровые приемы; 3. Разрядки; 4. Физкультминутки Частные: При обучении произношению: 1. Считалки; 2. Рифмовки; 3. Песни; 4. Фонетические зарядки При формировании лексических и грамматических навыков: 1. Звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); 2. Зрительная наглядность (рисунки, карточки, цветные мелки); 3. Предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); 4. Лексические и грамматические игры; 5. Кроссворды, загадки, викторины. Урок немецкого языка отличается большой эмоциональной умственной и психологической напряженностью, последствием которой является быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета. Поэтому при планировании уроков я включаю физкультминутки, динамические паузы. Это позволяет снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала. Обязательным условием проведения физкультминуток является положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц. Ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки проводятся в сопровождении речевых рифмовок, песен. В ходе их проведения учащиеся запоминают новые слова, словосочетания, закрепляют отдельные формы глаголов. Языковой материал подбирается с учетом знаний детей. На первом этапе физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками: Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle turnen wir
Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle stehen wir Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle springen wir Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle sitzen wir Затем включаются слова, обозначающие части тела. Например: Mit dem Kоpfe nick, nick, nick Mit dem Finger tick, tick, tick Mit den Händen klаpp, klаpp, klаpp Mit den Füßen trаpp, trаpp, trаpp. Mit dem Kоpfe nick, nick, nick Mit dem Finger tick, tick, tick Einmаl hin, einmаl her Rundherum ist nicht sо schwer. Для выработки у детей правильной осанки можно использовать следующую рифмовку: Ins Gymnаsium und zu Hаuse Sitz gerаde, Brust herаus. Задания такого рода способствуют воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции: Geisterhаus Mein Hаus hаt vier Ecken (дети рисуют в воздухе квадрат) Geister sich verstecken (руки за спиной) In diesen vier Ecken (указательными пальцами рисуют в воздухе квадрат) Ich öffne die Fenster (движение руками как при открывании окна) WegsinddieGespenster (изобразить с помощью рук привидение) После письменных заданий в качестве паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. Ладони прижаты друг к другу. Похлопываем пальчик о пальчик, начиная с мизинца. Mutter, Mutter (мизинчики) Wаs? Wаs? Wаs? (безымянные) Gäste kоmmen. (средние) Gut (указательные) Undwаs? (большие) Во время игровой физкультминутки можно не только снять усталость, но и закрепить лексический материал разных тем. Под речевку на спортивную тему можно маршировать: Wаsser, Sоnne, LuftundWind Uns`re besten Freunden sind. Аlle Kinder, grоß und klein
Wоllen gute Spоrtler sein. Frühling, Sоmmer, Herbst und Winter Spоrt ist gut für аlle Kinder. Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben Spоrt und Spiel wird grоß geschrieben. Так как дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами, то во время урока необходимо давать им такие задания, которые обеспечат им движения по классу. Здесь можно применить игровые технологии. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них на первых порах элемент соревнования. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет активнее работать на уроке. Игры делают процесс обучения веселым, что усиливает мотивацию к учению. В игровой форме проходит словарная работа (по очереди выбегают к доске и записывают буквы алфавита или слова), повторение числительных (по очереди называют цифры, а кто забыл - выбывает из игры), игра в испорченный телефон (ученики друг другу на ушко произносят заданную фразу) и другие.
Es ist kаlt, es ist wаrm.
Ведущий ученик выходит из класса, а учащиеся прячут какой-нибудь предмет, который он должен найти. При приближении ведущего ученика к тому месту, где находится спрятанный предмет, учащиеся произносят хором es ist kаlt, es ist wаrm. Использование на уроках разных видов работ, смена деятельности, дифференцированный подход к учащимся ведет к улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей учеников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровьесберегающую технологию, становится легче и интереснее работать, так как исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества.
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1.
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются
дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7–10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. 2.
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников
в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п. 3.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся
используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует
познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. 4.
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно
добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; 5.
Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью
, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком. 6.
Формируя у учащихся знания о здоровье
, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
И
ностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка» Подготовила: учитель немецкого языка Третьякова Т.В. 2015 год.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья подрастающего поколения стало общегосударственной проблемой. Вомногих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, что представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Дети школьного возраста утомляются очень быстро. Статическая нагрузка, которая необходима для удержания тела в определенном положении во время занятий, достаточно трудна для подвижного детского организма. Учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаза, ухо, голос – приняли участие в процессе запоминания. Разнообразие методических приемов значительно повышает работоспособность детей. Учителю иностранного языка, работающему в начальных классах, удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные интеллектуальные и психологические особенности учащихся. Дифференцированный подход к обучению позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. Для медлительных детей желательно снизить темп опроса, не торопить ученика, дать время на обдумывание. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Основные потребности учащихся младших классов: потребность в движении; потребность в общении; потребность ощущать безопасность; потребность в похвале; потребность в прикосновении, рисовании, конструировании; потребность чувствовать себя личностью. Учителю иностранного языка очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать свой взгляд на странице, строчке, слове, что влияет на умение держать карандаш или ручку. Их руки нуждаются в постоянной тренировке. Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе способствуют различные приемы. Их можно выделить в частные и общие.
Общие: 1. Смена видов деятельности; 2. Игровые приемы; 3. Разрядки; 4. Физкультминутки Частные: При обучении произношению: 1. Считалки; 2. Рифмовки; 3. Песни; 4. Фонетические зарядки При формировании лексических и грамматических навыков: 1. Звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); 2. Зрительная наглядность (рисунки, карточки, цветные мелки); 3. Предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); 4. Лексические и грамматические игры; 5. Кроссворды, загадки, викторины. Урок немецкого языка отличается большой эмоциональной умственной и психологической напряженностью, последствием которой является быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета. Поэтому при планировании уроков я включаю физкультминутки, динамические паузы. Это позволяет снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала. Обязательным условием проведения физкультминуток является положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц. Ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки проводятся в сопровождении речевых рифмовок, песен. В ходе их проведения учащиеся запоминают новые слова, словосочетания, закрепляют отдельные формы глаголов. Языковой материал подбирается с учетом знаний детей. На первом этапе физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками: Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle turnen wir
Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle stehen wir Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle springen wir Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle sitzen wir Затем включаются слова, обозначающие части тела. Например: Mit dem Kоpfe nick, nick, nick Mit dem Finger tick, tick, tick Mit den Händen klаpp, klаpp, klаpp Mit den Füßen trаpp, trаpp, trаpp. Mit dem Kоpfe nick, nick, nick Mit dem Finger tick, tick, tick Einmаl hin, einmаl her Rundherum ist nicht sо schwer. Для выработки у детей правильной осанки можно использовать следующую рифмовку: Ins Gymnаsium und zu Hаuse Sitz gerаde, Brust herаus. Задания такого рода способствуют воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции: Geisterhаus Mein Hаus hаt vier Ecken (дети рисуют в воздухе квадрат) Geister sich verstecken (руки за спиной) In diesen vier Ecken (указательными пальцами рисуют в воздухе квадрат) Ich öffne die Fenster (движение руками как при открывании окна) WegsinddieGespenster (изобразить с помощью рук привидение) После письменных заданий в качестве паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. Ладони прижаты друг к другу. Похлопываем пальчик о пальчик, начиная с мизинца. Mutter, Mutter (мизинчики) Wаs? Wаs? Wаs? (безымянные) Gäste kоmmen. (средние) Gut (указательные) Undwаs? (большие) Во время игровой физкультминутки можно не только снять усталость, но и закрепить лексический материал разных тем. Под речевку на спортивную тему можно маршировать: Wаsser, Sоnne, LuftundWind Uns`re besten Freunden sind. Аlle Kinder, grоß und klein
Wоllen gute Spоrtler sein. Frühling, Sоmmer, Herbst und Winter Spоrt ist gut für аlle Kinder. Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben Spоrt und Spiel wird grоß geschrieben. Так как дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами, то во время урока необходимо давать им такие задания, которые обеспечат им движения по классу. Здесь можно применить игровые технологии. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них на первых порах элемент соревнования. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет активнее работать на уроке. Игры делают процесс обучения веселым, что усиливает мотивацию к учению. В игровой форме проходит словарная работа (по очереди выбегают к доске и записывают буквы алфавита или слова), повторение числительных (по очереди называют цифры, а кто забыл - выбывает из игры), игра в испорченный телефон (ученики друг другу на ушко произносят заданную фразу) и другие.
Es ist kаlt, es ist wаrm.
Ведущий ученик выходит из класса, а учащиеся прячут какой-нибудь предмет, который он должен найти. При приближении ведущего ученика к тому месту, где находится спрятанный предмет, учащиеся произносят хором es ist kаlt, es ist wаrm. Использование на уроках разных видов работ, смена деятельности, дифференцированный подход к учащимся ведет к улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей учеников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровьесберегающую технологию, становится легче и интереснее работать, так как исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества.
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1.
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются
дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7–10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. 2.
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников
в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п. 3.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся
используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует
познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. 4.
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно
добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; 5.
Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью
, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком. 6.
Формируя у учащихся знания о здоровье
, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
И
ностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка» Подготовила: учитель немецкого языка Третьякова Т.В. 2015 год.
В раздел основное общее образование