"Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании общественно-научных предметов"
статья
Автор: Пономарева Наталья Евгеньевна, учитель истории и учитель обществознания, МБОУ СОШ №4, Нижний Тагил
В раздел основное общее образование
Методические рекомендации по использованию метода проектов в
преподавании общественно-научных предметов
В современном обществе проектирование все шире применяется в различных сферах и видах человеческой деятельности. Как важнейший компонент практики проектирование присуще не только науке или производству. В обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем. При этом важно уметь планировать свои действия, выбирать наиболее оптимальный способ решения той или иной проблемы, осуществлять анализ и рефлексию полученных результатов. Люди, обладающие проектным типом мышления, как правило, более успешны, востребованы. Большую роль в его формировании играет школа. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения требует использования в образовательном процессе современных педагогических технологий, среди которых стоит отметить «метод проектов». Применение на практике «метода проектов» на основе личностно-ориентированной технологии способствует развитию самостоятельности и творчества обучающегося, всех сфер его личности, обеспечивает его субъектность в образовательном процессе. История как общественно - научный предмет обладает огромным потенциалом для формирования проектного мышления. Вопрос «Как сегодня преподавать историю в школе?» остаётся актуальным, ведь ни одна наука не претерпела столько изменений, как история. Появляются новые трактовки исторических процессов, новые версии исторических событий. Остроту этой проблеме придает также усилившаяся в последнее время политическая борьба разных общественных сил и движений вокруг исторического наследия. Сегодня от учителя истории зависит не только приобретение учеником теоретических знаний, но и накопление опыта применения им полученных знаний и умений, опыта объективного оценивания социальных явлений, современных глобальных процессов. Опыт накапливается в деятельности, которую должен организовать учитель в сотрудничестве с учеником. Метод проектов на основе личностно-ориентированной технологии позволяет организовать такую деятельность.
Историческая справка
Метод проектов уже достаточно давно применяется в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века. Метод проектов известный ещё и как метод проблем возник в США. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории следующие: истинным и ценным является только то, что дает практический результат; ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании
окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом); усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс; ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой). Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его ученика и последователя – В. Х. Килпатрика. Метод проектов использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. Вместе с тем в зарубежной школе метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации общества положение в российском образовании стало меняться. Метод проектов изучался такими учёными, педагогами как И. А. Зимняя, В. В. Гузеев, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.
Что такое метод проектов?
Проект
– это буквально "брошенный вперед" ("projectus"- лат.), то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование есть процесс воплощения проекта.
Метод
проектов
как
педагогическая
технология
– это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, учебно- познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией своих результатов. Она ориентирована не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Проектная
деятельность
–
это любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.
Этапы
освоения
метода
проектов
как
педагогической
технологии:
1. изучение методологических и теоретических основ проектного обучения; 2. создание банка данных о педагогической технологии; 3. внедрение педагогической технологии в образовательный процесс, диагностирование учебных достижений; 4. аналитико-рефлексивная деятельность (подведение итогов, анализ, обобщение опыта).
Методика проектной деятельности
1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости её результата 2. Определение темы, целей и поэтапных задач проекта 3. Формулировка гипотезы 4. Определение средств и методов достижения цели, возможностей интеграции с другими предметами, а также сроков работы над проектом. 5. Определение способов сбора и анализа информации. 6. Выбор исполнителя или группы для осуществления проекта, распределение обязанностей, планирование работы. 7. Работа над проектом, решение промежуточных задач, формулировка выводов. 8. Определение формы представления результатов проекта. 9. Подготовка к защите проекта 10. Защита проекта. Презентация продукта проекта 11. Рефлексия (анализ работы). Планирование дальнейшей деятельности.
Критерии, используемые при выборе типа проекта
1. преобладающий вид деятельности (информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой) и др.; 2. содержание (монопредметный, выполняемый на материале конкретного предмета, межтапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), надпредметным, который выполняется в ходе интегрированных курсов, факультативных занятий, работы в творческих мастерских) 3. количество участников (индивидуальный, парный, ма- логрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
4. длительность (продолжительности) проекта (от проект - урока до вертикального многолетнего проекта); 5. дидактическая цель (обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.)
Выбор темы проекта
По мнению ряда учёных (Полат Е.С и др.), выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. «Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний» 1 . При выборе темы проекта в общественно-научных предметах необходимо руководствоваться требованиями образовательной программы, учитывать исторически значимые события календаря, социально важные проблемы общественного развития, социальный опыт и возрастные особенности обучающегося. Тема должна быть интересна, доступна, актуальна для обучающегося.
Типы проектов, которые используются при изучении
общественно-научных дисциплин
1.
Информационные
проекты.
Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте школы, каталогов с приложением карт, схем, фотографий. Например: электронная страница сайта школы «Вести школьного музея». 1 Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. - 2002.- №9.
2.
Игровые
проекты.
Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом которой является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, компьютерных) на основе предметного содержания. Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, программного обеспечения, в формате электронной игры. Например, интерактивная игра «Права ребёнка».
3.
Ролевые
проекты.
Под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определенных ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Ученики принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и описанием проекта. Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций, фото - и видеоматериалов. Так в курсе истории России в 7 классе можно реализовать ролевой проект «Петровские ассамблеи».
4. Социальные проекты.
Социальные проекты представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику относительно социальных проблем и явлений. Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, помогает осваивать правила общественного поведения. Например, в 2015 году в МБОУ СОШ №4 осуществлялся групповой социальный проект «70-летию Великой Победы – 70 добрых дел».
5.
Инженерные
проекты.
Под инженерным проектом понимается создание или усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин. Эти проекты предполагают традиционные для инженерного проекта этапы: определение функциональной необходимости изобретения (улучшения), определение критериев результативности, планирование работы, предварительные исследования и поиск информации, создание и оценка реального прототипа первоначальной идеи, корректировка, демонстрация результатов. В курсе истории это могут быть макеты средневековых замков, памятников науки и техники.
Учебно-исследовательские
проекты.
Основным видом деятельности данного типа проектов является исследовательская деятельность, связанная с решением обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и получение в результате объективно новых научных знаний. Очень важно, чтобы исследования носили прикладной характер, использовались не только на уроках, но и при проведении классных часов, лекториев, радиолинеек. В соответствии с Историко-культурным стандартом при изучении истории особое место должно уделяться личности в истории, причём не только через изучение биографии великих людей, но и через постижение судьбы «рядового человека», судьбы российской семьи, её традиций, мира повседневности. Данный тип проектов позволяет сделать открытия именно в этой «малой» истории.
Примерные требования к построению проектно-
исследовательского процесса:
1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося. 2. Для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества. 3. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. 4. Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). 5. Необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта. 6. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника. Результаты и продукты проектной работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся
при работе над проектом
1. Постановка ведущих и текущих целей и задач 2. Формулировка гипотезы 3. Поиск пути решения проблемы, оптимальный выбор при наличии альтернативы 4. Совершение самостоятельных действий 5. Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов 6. Самооценка процесса и результата проектирования Для обучающихся проектной деятельностью ШМО учителей общественно-научных предметов разработана «Памятка – исследователю».
Памятка – исследователю
1. Определитесь с темой исследования 2. Посетите библиотеку и музеи школы, района, города с целью сбора информации по теме 3. Проконсультируйтесь с библиотекарем о формах работы с библиотечным каталогом 4. Корректно используйте Интернет-ресурсы 5. Познакомьте своего научного руководителя со списком литературы по теме с целью отбора наиболее важных источников 6. Разработайте план исследования 7. Заведите папку-черновик по сбору материалов по теме 8. Проведите социологическое исследование по проблеме темы (если это необходимо), за консультацией по этому виду работы обратитесь к учителю 9. Работая над темой исследования, подумайте, что нового можете внести в её развитие сами 10.Описывая чью-то точку зрения, позицию постарайтесь высказать своё мнение 11.Результаты черновой работы обязательно покажите педагогу
Использование возможностей школьного музея как ресурса
проектной деятельности обучающихся
Школьный музей «Память» МБОУ СОШ №4 является единым информационно-методическим центром, на базе которого организуется проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Музей «Память» воссоздан в 2001 г. на базе ранее существовавших в школе Краеведческого музея и музея Боевой Славы. Музей - это настоящий кладезь подлинных исторических источников, которые могут быть использованы в работе над проектами. Кроме того музей – это пространство для исторической и социальной практики ребёнка. Работая в школьном музее, ребёнок начинает ощущать свою сопричастность к историческому процессу. При музее работает школа юных экскурсоводов. Наиболее ценные экспонаты музея: предметы русского быта; этнографические документы по истории Урала, документы периода Великой отечественной войны и войны с Японией 1945 г., документы советского периода 1945-91 гг., письма ветеранов 3 Гвардейской танковой армии. В 1975 г. музей получил задание от областного Дома офицеров собирать материал об этом подразделении. Ребята вели переписку с Героями
Советского Союза, встречались с ветеранами танкистами, в том числе тагильчанами. Материалы этих встреч хранятся в фондах музея. На всех этапах работы над проектом руководитель музея предлагает консультирование групп или индивидуальных участников проекта по оптимальному отбору исторических источников, которыми располагает школьный музей.
Перечень
примерных
результатов
(продуктов)
проектной
деятельности
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (по истории культуры России и мира), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к оформлению текстов проектов
Каждый проект независимо от темы, направления и формы должны иметь описательную часть с определённой структурой: титульный лист, план работы или этапы работы, оглавление, введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, указатель полных адресов ссылок на используемые материалы из Интернета, перечень приложений. На титульном листе указываются Ф. И. О. автора, название работы, образовательное учреждение, класс; Ф. И. О. руководителя и его должность, адрес и телефон образовательного учреждения (аналогично для научного консультанта). Технические требования должны определять: объём текста, размер шрифта, размеры межстрочного интервала, полей, содержание колонтитулов, размер отступа первой строки абзаца, требования к иллюстративному материалу. Требования к содержанию проектов определяются особенностями каждого типа проекта.
Оценивание результатов проектной деятельности
Процедура оценивания проекта, часто представляет сложность для педагога. Этот вопрос изучается многими учёными. Как отмечает профессор И.Д. Чечель, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при
использовании метода проектов существует, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения школьника, в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Вторая составляющая оценки результата – это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели. Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель советует использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она выполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета балла. Суммирование выглядит следующим образом: 85-100 баллов – «5» 70 – 85 баллов – «4» 50 -70 баллов – «3» Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик не понял или педагог не правильно объяснил. «Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации... 2 »
Преимущества использования метода проектов при изучении
общественно-научных предметов
1. Повышение учебной мотивации обучающихся к общественно- научным предметам 2. Формирование у обучающихся навыков работы с информацией 3. Развитие творческих способностей обучающихся. 4. Вовлечение обучающихся в коллективную деятельность, в поиск оптимальных путей решения проблемы 5. Предоставление возможностей каждому ребёнку для его самореализации. 2 Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. // Практика административной работы в школе.- 2003. - №6. – С. 24-30.
6. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, к социальным процессам и явлениям 7. Повышение самооценки обучающихся, занимающихся выполнением проектной работы. 8. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе. 9. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах 10. Формирование рефлексивных умений, навыков самоанализа своей деятельности. Материалы, представленные в данной статье, позволяют сделать вывод, что метод проектов как педагогическая технология может быть использован в преподавании общественно-научных дисциплин. Он активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует повышению качества образовательного процесса. Метод проектов позволяет решить проблему учебной мотивации. На практике реализуются принципы личностно - ориентированного обучения. Каждый ребёнок может сделать выбор не только темы проекта, но и вида проектной деятельности, модели своего участия в создании проекта в соответствии со своими интересами, индивидуальными особенностями. Также, выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания.
Литература
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000 2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000 3. Клименко А.В., Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 9 4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. 5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель, 2000.-№4. 6. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся под авторством С. В. Третьяковой, А.В. Иванова и др.- М.,: Просвещение, 2013. 7. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004. 8. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. - 2002.- №9. 9. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы.- М.: Просвещение, 2004. 10. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. // Практика административной работы в школе.- 2003. - №6 11. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования», Народное образование, 2003. - №2.
В раздел основное общее образование