"Взаимосвязи организмов и окружающей среды"
разработка урока
Автор: Рухлова Ирина Анатольевна, учитель биологии, МБОУ СОШ №4, Город Нижний Тагил
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
1
Урок деятельностной направленности для 5 класса
по теме «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
Автор: И. А. Рухлова
учитель биологии МБОУ СОШ №4
город Нижний Тагил
Общая дидактическая цель:
выяснить характерные особенности природных зон.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости Метапредметные: формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. Предметные: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.
УУД
Познавательные: находить информацию о природной зоне и использовать ее для разработки рекламы и заполнения таблицы. Регулятивные: составлять план выступления с учетом критериев, принимать решения на основе переговоров, планировать ресурсы для достижения цели. Коммуникативные: работать в группе. Личностные: развивать интерес к предмету, к профессии рекламных агентов
Ход урока
1. Организационный этап. 1 минута Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Глубоко вдохните, медленно выдохните, радушно улыбнитесь и тихо садитесь. 2. Изучение нового материала. 20 минут. А). Мотивация. А почему в Африке водятся крокодилы и растут пальмы, а на Урале их нет? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Открываем тетради и записываем тему урока. Ребята, вы любите путешествовать? Но сегодня не я, а вы будете приглашать меня в свои путешествия по природным зонам. Мне необходимо выбрать путешествие по душе. Ваша задача сегодня на уроке – помочь мне с выбором и самим успешно справиться с предложенными заданиями. Вы разделитесь на группы. В группу объединяются ребята, сидящие за соседними партами. В одну группу – сидящие за первой и второй партами, в другую – ребята, сидящие за третьей и четвертой
2 партами. На каждом ряду по 2 группы, всего 6 групп. Каждая группа – это туристическое агентство. А что делает туристическое агентство? Варианты ответов обучающихся: «Продают путевки туристам», «Рассказывают о местах, где можно отдохнуть» и т.д. Вы сегодня выступите в роли туристических агентов. Вам необходимо сделать рекламу природной зоны, которую посетит турист. Для этого воспользуйтесь инструктивной карточкой (Приложение 1). Но сначала подойдите ко мне по одному «турагенту» от каждого «турагентства» и выберите (принцип лотереи) природную зону, о которой вы составите рекламу. Б). Выступление «турагентств». 12 минут. Во время выступление демонстрируются слайды с изображением пейзажей каждой природной зоны (Презентация). При подведении итога выступления ребятами демонстрируется слайд с фрагментом таблицы о рекламированной природной зоне. В своих выступлениях ребята должны не только назвать климатические особенности природной зоны, типичных представителей ее растительного и животного мира, но и дать советы туристам. Примерный совет: «В тундре холодно, поэтому возьмите с собой теплую одежду. Не забудьте захватить с собой солнцезащитные очки, чтобы не обжечь глаза». После выступления ребят каждого «турагенства» остальные дети из класса кратко анализируют их выступление по критериям инструктивной карточки. В). Промежуточный итог. Большое спасибо за рекламу. Я решила, что совершу путешествия по всем природным зонам. Но уважаемые «турагенты», пожалуйста, ответьте мне на вопрос: «Почему в Антарктиде нет тайги, а в Африке нет тундры?». Для ответа используйте заполненную таблицу. Предполагаемый ответ обучающихся: «В Антарктиде холодно, вода замерзла и корням деревьев недоступна. А в Африке жарко и снег не выпадает (вечная мерзлота не образуется)». Так каковы же причины распределения природных зон на Земле? Предполагаемый ответ: «Распределение природных зон на Земле зависит от количества тепла и влаги». Оцените свою работу в группе. Г). Физкультминутка. Упражнения для глаз, наклоны, потягивания. 3. Первичное закрепление. 5 минут. Самостоятельная работа по вариантам. Возьмите Проверочный лист с заданием №1 (Приложение 2). Заполните пропуски в таблице. Время на работу 5 минут. Ребята, время вышло. Сейчас проверьте правильность заполнения таблицы по образцу в вашей тетради (образец для учителя приведен в Приложении 3). Выставите оценку в лист самооценки (количество верных ответов равно количеству баллов оценки).
3 4. Повторение. 3 минуты. Сегодня на уроке вы рассказали мне о….? Ответ учащихся: «Мы рассказали вам о природных зонах». Теперь вы и я можем определить характерные особенности природных зон, назвать типичных представителей растительного и животного мира каждой природной зоны. Вы оценили свою работу на уроке. Но и я тоже оценю вашу работу. Возьмите Проверочный лист с заданием №2 (Приложение 4) и выполните задание. В зависимости от сформированности умений по оформлению ответа, задание может быть заменено на «Подбери пару». Мои учащиеся с начала учебного года научены предложенной в уроке форме оформления ответа. 5. Домашнее задание. 2 минуты. Творческое задание: составить на выбор по теме урока кроссворд, ребусы, синквейн, мини-альбом рисунков, мини-сборник стихов и т.д. 6. Рефлексия. 2 минуты. Заполните лист самооценки (Приложение 5). Ответьте на вопросы: «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания и умения?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». Спасибо за урок. Данный урок может быть использован и при изучении биологии, и при изучении географии, поэтому в приложениях даны примерные варианты заданий и примерное содержание таблицы. В зависимости от материала учебника информацию о природных зонах можно расширить. Это позволит сделать рекламу более насыщенной и интересной. Приложение 1 Инструктивная карточка рекламного агентства 1. Прочитайте внимательно о выбранной природной зоне в тексте учебника 2. Используя текс, рисунки и карту учебника, оборудование к уроку, подготовьте рекламное выступление о природной зоне. Требования к рекламе: достоверность информации (место положения, природные условия, растения и животные), яркость, эмоциональность, советы туристам. Время на подготовку рекламы – 10 минут, на представление тура – 3 минуты. 3. Во время подготовки рекламы заполните таблицу о своей природной зоне. Таблица Природные зоны Природная зона Место положения Особенности климата Растительный мир Животный мир
4 Приложение 2 Проверочный лист Задание №1 Вариант 1 Природная зона Особенности климата Растительный мир Животный мир Тайга Очень холодные зимы, лето не жаркое 1 Глухарь, кедровка, белка- летяга, соболь Саванны и степи 2 Травы, акация, баобаб Лев, зебра, антилопа гну, слон, жираф, носорог 3 Круглый год тепло, выпадают обильные дожди Орхидеи, лианы, Тукан, ленивец, ягуар Проверочный лист Задание №1 Вариант 2 Природная зона Особенности климата Растительный мир Животный мир Тундра 1 Лишайники, мхи, карликовые деревья Лемминги, грызуны, белая куропатка, белая сова, северный олень, песец Смешанные и широколиственные леса Больше тепла, нет многолетней мерзлоты Лиственные деревья: дуб, клен, липа, кустарники, травы 2 3 Высокая Саксаул, Варан, ящерица-
5 температура, мало влаги песчаная осока, верблюжья колючка круглоголовка, кобра, песчаный удавчик, кобылки, жуки- чернотелки, джейран, тушканчики, песчанки Приложение 3 Образец заполнения таблицы ответов Природные зоны Природная зона Место положения Особенности климата Растительный мир Животный мир Тундра Северные области Евразии и Северной Америки, прилегающие острова Мало тепла, многолетняя мерзлота Лишайники, мхи, карликовые деревья Лемминги, грызуны, белая куропатка, белая сова, северный олень, песец Тайга Южнее тундры Очень холодные зимы, лето не жаркое Хвойные деревья: лиственница, сосна кедровая, ель, пихта Глухарь, кедровка, белка- летяга, соболь Смешанны е и широколис твенные леса Южнее тайги Больше тепла, нет многолетней мерзлоты Лиственные деревья: дуб, клен, липа, кустарники, травы Кабан, сойка, кукушка, жук-олень, сова неясыть, землеройк а Саванны и степи Нет в Антарктиде Много тепла, недостаточно влаги Травы, акация, баобаб Лев, зебра, антилопа гну, слон, жираф, носорог
6 Пустыни Нет в Антарктиде Высокая температура, мало влаги Саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка Варан, ящерица- круглогол овка, кобра, песчаный удавчик, кобылки, жуки- чернотелк и, джейран, тушканчик , песчанки Влажные тропическ ие леса По обе стороны от экватора в Африке и Южной Америке Круглый год тепло, выпадают обильные дожди Орхидеи, лианы, Тукан, ленивец, ягуар Приложение 4 Проверочный лист Задание №2 Вариант 1 Установите соответствие между характерными признаками, представителями и природной зоной.
Характерные признаки и представители Природная зона
А) лемминги 1) тундра Б) жаркое лето 2) пустыня В) саксаул Г) береза карликовая Д) джейран Е) многолетняя мерзлота А Б В Г Д Е Проверочный лист Задание №2 Вариант 2 Установите соответствие между характерными признаками, представителями и природной зоной.
Характерные признаки и представители Природная зона
А) баобаб 1) влажные экваториальные леса
7 Б) много трав 2) саванны В) обильные осадки Г) лианы Д) лев Е) ленивец А Б В Г Д Е Приложение 5 Лист самооценки Вид деятельности Оценка Работа в группе Заполнение пропусков в таблице Итоговая оценка за урок Что нового я узнал на уроке? Каким образом я получил новые знания и умения? Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни? Оценка работы в группе. Критерии: был активен, самостоятелен при выполнении задания внутри группы, предлагал идеи, находил ответы, выслушивал мнение одноклассников (по 1 баллу за критерий).
Ответы.
1. Таблица. Вариант 1. 1 – Лишайники, мхи, карликовые деревья 2 – Много тепла, недостаточно влаги 3 – Влажные тропические леса Вариант 2 1 – Мало тепла, многолетняя мерзлота 2 – Кабан, сойка, кукушка, жук-олень, сова неясыть, землеройка 3 – Пустыни
8 2. Установить соответствие Вариант 1 А Б В Г Д Е 1 2 2 1 2 1 Вариант 2 А Б В Г Д Е 2 2 1 1 2 1 Литература 1. Биология. Учебник. 5 класс. (ФГОС). Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ. 2. В.И. Сивоглазов, В.Н. Кириленкова, О.В. Павлова Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2011. 3. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц/ авт.- сост. Н.П Наволокова, В.Н. Андреева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 4. Рохлов, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс: тестовые задания. М.: Дрофа, 2011.
Общая дидактическая цель:
выяснить характерные особенности природных зон.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости Метапредметные: формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. Предметные: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.
УУД
Познавательные: находить информацию о природной зоне и использовать ее для разработки рекламы и заполнения таблицы. Регулятивные: составлять план выступления с учетом критериев, принимать решения на основе переговоров, планировать ресурсы для достижения цели. Коммуникативные: работать в группе. Личностные: развивать интерес к предмету, к профессии рекламных агентов
Ход урока
1. Организационный этап. 1 минута Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Глубоко вдохните, медленно выдохните, радушно улыбнитесь и тихо садитесь. 2. Изучение нового материала. 20 минут. А). Мотивация. А почему в Африке водятся крокодилы и растут пальмы, а на Урале их нет? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Открываем тетради и записываем тему урока. Ребята, вы любите путешествовать? Но сегодня не я, а вы будете приглашать меня в свои путешествия по природным зонам. Мне необходимо выбрать путешествие по душе. Ваша задача сегодня на уроке – помочь мне с выбором и самим успешно справиться с предложенными заданиями. Вы разделитесь на группы. В группу объединяются ребята, сидящие за соседними партами. В одну группу – сидящие за первой и второй партами, в другую – ребята, сидящие за третьей и четвертой
2 партами. На каждом ряду по 2 группы, всего 6 групп. Каждая группа – это туристическое агентство. А что делает туристическое агентство? Варианты ответов обучающихся: «Продают путевки туристам», «Рассказывают о местах, где можно отдохнуть» и т.д. Вы сегодня выступите в роли туристических агентов. Вам необходимо сделать рекламу природной зоны, которую посетит турист. Для этого воспользуйтесь инструктивной карточкой (Приложение 1). Но сначала подойдите ко мне по одному «турагенту» от каждого «турагентства» и выберите (принцип лотереи) природную зону, о которой вы составите рекламу. Б). Выступление «турагентств». 12 минут. Во время выступление демонстрируются слайды с изображением пейзажей каждой природной зоны (Презентация). При подведении итога выступления ребятами демонстрируется слайд с фрагментом таблицы о рекламированной природной зоне. В своих выступлениях ребята должны не только назвать климатические особенности природной зоны, типичных представителей ее растительного и животного мира, но и дать советы туристам. Примерный совет: «В тундре холодно, поэтому возьмите с собой теплую одежду. Не забудьте захватить с собой солнцезащитные очки, чтобы не обжечь глаза». После выступления ребят каждого «турагенства» остальные дети из класса кратко анализируют их выступление по критериям инструктивной карточки. В). Промежуточный итог. Большое спасибо за рекламу. Я решила, что совершу путешествия по всем природным зонам. Но уважаемые «турагенты», пожалуйста, ответьте мне на вопрос: «Почему в Антарктиде нет тайги, а в Африке нет тундры?». Для ответа используйте заполненную таблицу. Предполагаемый ответ обучающихся: «В Антарктиде холодно, вода замерзла и корням деревьев недоступна. А в Африке жарко и снег не выпадает (вечная мерзлота не образуется)». Так каковы же причины распределения природных зон на Земле? Предполагаемый ответ: «Распределение природных зон на Земле зависит от количества тепла и влаги». Оцените свою работу в группе. Г). Физкультминутка. Упражнения для глаз, наклоны, потягивания. 3. Первичное закрепление. 5 минут. Самостоятельная работа по вариантам. Возьмите Проверочный лист с заданием №1 (Приложение 2). Заполните пропуски в таблице. Время на работу 5 минут. Ребята, время вышло. Сейчас проверьте правильность заполнения таблицы по образцу в вашей тетради (образец для учителя приведен в Приложении 3). Выставите оценку в лист самооценки (количество верных ответов равно количеству баллов оценки).
3 4. Повторение. 3 минуты. Сегодня на уроке вы рассказали мне о….? Ответ учащихся: «Мы рассказали вам о природных зонах». Теперь вы и я можем определить характерные особенности природных зон, назвать типичных представителей растительного и животного мира каждой природной зоны. Вы оценили свою работу на уроке. Но и я тоже оценю вашу работу. Возьмите Проверочный лист с заданием №2 (Приложение 4) и выполните задание. В зависимости от сформированности умений по оформлению ответа, задание может быть заменено на «Подбери пару». Мои учащиеся с начала учебного года научены предложенной в уроке форме оформления ответа. 5. Домашнее задание. 2 минуты. Творческое задание: составить на выбор по теме урока кроссворд, ребусы, синквейн, мини-альбом рисунков, мини-сборник стихов и т.д. 6. Рефлексия. 2 минуты. Заполните лист самооценки (Приложение 5). Ответьте на вопросы: «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания и умения?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». Спасибо за урок. Данный урок может быть использован и при изучении биологии, и при изучении географии, поэтому в приложениях даны примерные варианты заданий и примерное содержание таблицы. В зависимости от материала учебника информацию о природных зонах можно расширить. Это позволит сделать рекламу более насыщенной и интересной. Приложение 1 Инструктивная карточка рекламного агентства 1. Прочитайте внимательно о выбранной природной зоне в тексте учебника 2. Используя текс, рисунки и карту учебника, оборудование к уроку, подготовьте рекламное выступление о природной зоне. Требования к рекламе: достоверность информации (место положения, природные условия, растения и животные), яркость, эмоциональность, советы туристам. Время на подготовку рекламы – 10 минут, на представление тура – 3 минуты. 3. Во время подготовки рекламы заполните таблицу о своей природной зоне. Таблица Природные зоны Природная зона Место положения Особенности климата Растительный мир Животный мир
4 Приложение 2 Проверочный лист Задание №1 Вариант 1 Природная зона Особенности климата Растительный мир Животный мир Тайга Очень холодные зимы, лето не жаркое 1 Глухарь, кедровка, белка- летяга, соболь Саванны и степи 2 Травы, акация, баобаб Лев, зебра, антилопа гну, слон, жираф, носорог 3 Круглый год тепло, выпадают обильные дожди Орхидеи, лианы, Тукан, ленивец, ягуар Проверочный лист Задание №1 Вариант 2 Природная зона Особенности климата Растительный мир Животный мир Тундра 1 Лишайники, мхи, карликовые деревья Лемминги, грызуны, белая куропатка, белая сова, северный олень, песец Смешанные и широколиственные леса Больше тепла, нет многолетней мерзлоты Лиственные деревья: дуб, клен, липа, кустарники, травы 2 3 Высокая Саксаул, Варан, ящерица-
5 температура, мало влаги песчаная осока, верблюжья колючка круглоголовка, кобра, песчаный удавчик, кобылки, жуки- чернотелки, джейран, тушканчики, песчанки Приложение 3 Образец заполнения таблицы ответов Природные зоны Природная зона Место положения Особенности климата Растительный мир Животный мир Тундра Северные области Евразии и Северной Америки, прилегающие острова Мало тепла, многолетняя мерзлота Лишайники, мхи, карликовые деревья Лемминги, грызуны, белая куропатка, белая сова, северный олень, песец Тайга Южнее тундры Очень холодные зимы, лето не жаркое Хвойные деревья: лиственница, сосна кедровая, ель, пихта Глухарь, кедровка, белка- летяга, соболь Смешанны е и широколис твенные леса Южнее тайги Больше тепла, нет многолетней мерзлоты Лиственные деревья: дуб, клен, липа, кустарники, травы Кабан, сойка, кукушка, жук-олень, сова неясыть, землеройк а Саванны и степи Нет в Антарктиде Много тепла, недостаточно влаги Травы, акация, баобаб Лев, зебра, антилопа гну, слон, жираф, носорог
6 Пустыни Нет в Антарктиде Высокая температура, мало влаги Саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка Варан, ящерица- круглогол овка, кобра, песчаный удавчик, кобылки, жуки- чернотелк и, джейран, тушканчик , песчанки Влажные тропическ ие леса По обе стороны от экватора в Африке и Южной Америке Круглый год тепло, выпадают обильные дожди Орхидеи, лианы, Тукан, ленивец, ягуар Приложение 4 Проверочный лист Задание №2 Вариант 1 Установите соответствие между характерными признаками, представителями и природной зоной.
Характерные признаки и представители Природная зона
А) лемминги 1) тундра Б) жаркое лето 2) пустыня В) саксаул Г) береза карликовая Д) джейран Е) многолетняя мерзлота А Б В Г Д Е Проверочный лист Задание №2 Вариант 2 Установите соответствие между характерными признаками, представителями и природной зоной.
Характерные признаки и представители Природная зона
А) баобаб 1) влажные экваториальные леса
7 Б) много трав 2) саванны В) обильные осадки Г) лианы Д) лев Е) ленивец А Б В Г Д Е Приложение 5 Лист самооценки Вид деятельности Оценка Работа в группе Заполнение пропусков в таблице Итоговая оценка за урок Что нового я узнал на уроке? Каким образом я получил новые знания и умения? Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни? Оценка работы в группе. Критерии: был активен, самостоятелен при выполнении задания внутри группы, предлагал идеи, находил ответы, выслушивал мнение одноклассников (по 1 баллу за критерий).
Ответы.
1. Таблица. Вариант 1. 1 – Лишайники, мхи, карликовые деревья 2 – Много тепла, недостаточно влаги 3 – Влажные тропические леса Вариант 2 1 – Мало тепла, многолетняя мерзлота 2 – Кабан, сойка, кукушка, жук-олень, сова неясыть, землеройка 3 – Пустыни
8 2. Установить соответствие Вариант 1 А Б В Г Д Е 1 2 2 1 2 1 Вариант 2 А Б В Г Д Е 2 2 1 1 2 1 Литература 1. Биология. Учебник. 5 класс. (ФГОС). Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ. 2. В.И. Сивоглазов, В.Н. Кириленкова, О.В. Павлова Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2011. 3. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц/ авт.- сост. Н.П Наволокова, В.Н. Андреева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 4. Рохлов, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс: тестовые задания. М.: Дрофа, 2011.
В раздел основное общее образование