Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ МАОУ ЛИЦЕЙ №3"

статья

Автор: Кулиничева Оксана Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, МАОУ лицей№3, город Екатеринбург



В раздел основное общее образование



Кулиничева Оксана Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ лицей №3, г. Екатеринбург oksa-9462@mail
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ МАОУ ЛИЦЕЙ №3
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1]. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире», говорится в концепции [1]. Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области патриотического воспитания, является преодоление последствий «безличной» педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно- нравственного здоровья личности. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. В лицее №3 (МАОУ лицей №3) одним из ключевых направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен рядом причин. На протяжении всего периода своего существования лицей реализует экологический профиль, выполняет социальный заказ города и региона – воспитание школьника - эколога. Умело выстроенный учебно-воспитательный процесс позволяет добиться достаточно высоких результатов, как на российском, так и международном уровне. Традиционно обучающиеся лицея представляют город Екатеринбург на олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня – региональных, всероссийских, международных, защищая честь города и Родины. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а
также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско- патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством. Для реализации данного направления лицей использует потенциал программ внеурочной деятельности. Задачи которой мы видим в:  обеспечении условий развития личности школьников через творческую деятельность;  разностороннее развитие и воспитание детей на основе их интересов и творческих способностей, используя способствующее этому культурно- образовательное пространство лицея, Ленинского района, г. Екатеринбурга, Свердловской области;  предоставлении возможности самореализации личности обучающихся через их участие в интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня. Программы внеурочной деятельности, согласно направлениям развития личности учитывают запрос родителей и интересы обучающихся. В основной школе для организации внеурочной деятельности используется оптимизационная модель, которая позволяет использовать кадровый потенциал лицея, систему дополнительного образования лицея. План внеурочной деятельности в основной школе (Таблица 1.) отражает, по каким направлениям ведется работа, с использованием каких программ, а так же какое количество часов на ученика в год проводится на занятиях по внеурочной деятельности. Оптимизационная модель удобна с точки зрения формирования расписания для занятий внеурочной деятельностью (рис.1) и дополнительным образованием (есть пересечения), а так же для учеников, которые могут не выходя из стен школы заниматься в кружках, секциях и объединениях. Таблица 1. План внеурочной деятельности. Основная школа. Направления развития личности Наименование рабочей программы вд, программы до Количество часов в неделю\год Всего 5 класс 6 класс 7 класс Духовно-нравственное Юный патриот 1(35) 1(35) 1(35) 3(105) Физкультурно-спортивное и оздоровительное Волейбол 2(70) 2(70) 4(140) Социальное Научно-практическое краеведение 2(70) 2(70) 4 (140) Общеинтеллектуальное Научное общество 1(35) 1(35) 1(35) 3(105) Общекультурное Смотрю на мир глазами художника 2(70) 2(70) 2(70) 6(210) Вокальная студия 1(35) 1(35) 2(70) Актерская грамота 1(35) 1(35) 2 (70) Итого часов внеурочной деятельности
8

280

9

315

7

245

24

840

Рис.1. Фрагмент расписания внеурочной деятельности Для основной школы создана программа воспитания и социализации обучающихся, одним из модулей которой является «Я - гражданин». Для реализации задач модуля учащиеся вовлечены в объединение, работающее по программе «Юный патриот». Предусматривается проведение 35 занятий, большинство из которых проходит в классе, часть в музеях, предусмотрены экскурсии, посещение театров. Ученики воспринимают окружающую действительность эмоционально, потому патриотические чувства к городу и стране проявляются в чувстве восхищения своей большой и малой родиной. Именно эти чувства необходимо вызывать у детей в процессе работы. Но они не могут возникнуть после нескольких, пусть и очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного
воздействия на ребенка. Поэтому используемая в лицее интегрированная программа может рассматриваться как пропедевтический курс для только что пришедшего в школу ребенка, предваряющий систематическое изучение истории, литературы, географии, изобразительного искусства и других учебных предметов. Программа состоит из семи разделов. Учебно- тематический план программы [3] представлен в таблице 1.
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности

«Юный патриот»
Таблица №1 №п/п Название раздела Количество часов Всего Теория Практика 1. Наша Родина 4 2 2 2. Екатеринбург - твоя Родина 4 1 3 3. Освободительные войны России 4 3 1 4. Военная техника 3 - 3 5. Урал в Великой Отечественной войне 7 2 5 6. Литературные музеи города. П.П.Бажов 10 2 8 7. Подготовка и проведение итогового мониторинга 2 1 1 Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданско-патриотического воспитания является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют занятия в объединении «Научно-практическое краеведение» и «Школьный музей». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, музейных уроков, ресурсов школьного музея. Представим тематику классных часов, посвящённых значимым сражениям Великой Отечественной войны:  «В белоснежных полях под Москвой»  «Это было в Сталинграде»  «Огненная дуга»  «Вот Европа, а спасибо все по-русски говорят»  «Битва за Берлин. Победа!»  «Далеко на Востоке»  «Уральский Сокол» (к 100-летию Н.Кузнецова)  «Гроза 1812 года»
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Традиционными в школе стали участие старшеклассников в работе школы актива «ШАГ» и работе «Лицейского парламента». Здесь проводятся выездные музейные уроки в музеях г. Екатеринбурга (Краеведческий музей, музей «Крылатая гвардия», «Шурави»). В таблице №2 представлены мероприятия, лицея, направленные на организацию патриотического воспитания обучающихся лицея: Организация патриотического воспитания детей и подростков в МАОУ лицей №3 Таблица №2 Направления деятельности Примечание 1. Программы и проекты военно- патриотического воспитания 1. Программа дополнительного образования учащихся: «Школьный музей» (срок реализации 1 год). 2. В рамках реализации внеурочной деятельности в начальной школе – программа «Юный патриот» для учащихся 1-2 классов (с 2011 года в соответствии с ФГОС второго поколения). 2. Организация и проведение Месячника, посвященного Защитникам отечества по плану (февраль 2012). В рамках данного месячника проводится общешкольный конкурс военно- патриотической песни для начальной школы и основной школы. 3. Участие в районных конкурсах: смотр строя и песни «Служу Отечеству», спортивных мероприятиях «Добры молодцы». 2. Отряды и 1. Ансамбль военно-патриотической песни лицея
объединения (учащиеся 9-11 классов); 2. Отряд юных инспекторов движения «Совенок» - добровольное объединение учащихся 1-6 класса, созданное с целью воспитания у гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, пропаганды безопасного поведения. 4. Школьные музей На базе музея функционируют выставки: «Ранний Екатеринбург», «В гостях у Великого Полоза» и др. 5. Шефство над ветеранами Тематические классные часы с участием ветеранов ВОВ (уроки Мужества, посвященные Дню защитника Отечества и празднованию 9 Мая). К празднованию 9 мая учащиеся посещают ветеранов ВОВ, определенных районным советом ветеранов. На встречах лицеисты устраивают поздравление и чаепитие для каждого ветерана. 6. Методическая работа 1. Разработка и реализация программ патриотической направленности дополнительного образования и внеурочной деятельности:  Юный патриот;  Школьный музей;  Научно-практическое краеведение;  Секция баскетбола; 2. Организация и проведение конкурсов военно- патриотической направленности на уровне лицея, участие в районных конкурсах и смотрах. 7. Районные конкурсы «Служу Отечеству», «Добры молодцы» В результате работы в области гражданско-патриотического воспитания школьников педагогический коллектив лицея обеспечивает детям возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей. Реализация программы призвана создать сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка, а так же способствует осознанию принадлежности детей к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающих. Литература 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков − Москва. 2009г. «Просвещение» [Электронный ресурс]
2. Программа развития и социализации школьников МБОУ лицей №3. Екатеринбург, 2011г. [Электронный ресурс] 3. Юмакова В.Я. Программа «Юный патриот» / В.Я. Юмакова −Екатеринбург, 2009г. / [Электронный ресурс]


В раздел основное общее образование