Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Литературный фестиваль"

Сценарий

Автор: Медведева Елена Георгиевна, Денисова Юлия Олеговна, учитель русского языка, учитель английского языка, МОБУ СОШ №17, город Таганрог, Ростовская область



В раздел основное общее образование



Аннотация: Литературная композиция « И музу мою о берёзовой грусти я петь поутру попрошу», проведённая в рамках Всероссийского фестиваля « Литературный венок России», рассчитана на широкий круг слушателей и исполнителей. Лейтмотивом композиции стало трепетное отношение известных поэтов и писателей к русской природе, олицетворением которой является дерево берёза. Читая и слушая лучшие тексты классической и современной российской словесности о самом простом и прекрасном русском деревце, обучающиеся становятся свидетелями признания в любви к родной земле авторов этих текстов. Все участники литературного мероприятия – не только слушатели, но и зрители театральных действий, берущих начало с древней Руси, направленных на чествование берёзы и любование ею. Композицию предваряет презентационный ролик и сопровождает презентация, выполненные в формате согласно техническим требованиям к работе. Методические рекомендации. Литературное мероприятие проводится в форме литературно-музыкальной композиции. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на обучающихся, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы . Использование отдельных ярких деталей оформления помогает донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство. Выбор данной формы предполагает активную деятельность творческой группы на различных этапах работы. В выборе текстов и составлении композиции принимают участие сами обучающиеся, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Чтецами и исполнителями является группа из большого количества детей разного возраста, что позволяет развивать творческий потенциал у максимального числа обучающихся. Эта форма работы не допускает большого количества зрителей, проведение мероприятия создаёт камерную обстановку, благотворно влияющую на эстетическое восприятие. форма литературного мероприятия полностью осуществляет решение задач, поставленных условиями конкурса : развитие творческого потенциала обучающихся, привлечение внимания общественности к значимым событиям литературной жизни России; повышение мотивации обучающихся к чтению и изучению творческого наследия писателей и поэтов, а также литературно-художественному творчеству; формирование нравственно-мировоззренческих, в том числе гражданско-патриотических позиций обучающихся через обращение к лучшим текстам классической и современной российской словесности; создание условий художественных, артистических дарований и литературного вкуса участников Фестиваля; формирование методической коллекции лучших практик в области проведения литературных мероприятий, посвященных творчеству российских писателей и поэтов.
В сценарии использованы отрывки из произведений К. М. Симонова, Н.М. Верзилина, И. С. Соколова-Микитова. Очерк « Девушка в берёзах» Михаила Михайловича Пришвина. Стихотворения : А. Фета« Береза» Николая Рубцова «Берёзы» А. Прокофьева «Люблю березку русскую…» Н.И. Рыленкова «Мы возмужаем и верней оценим…» Иван Бунина «Северная береза» Сергея Есенина « Береза», « Задремали звезды золотые…» Сценарий. Быть русским, любить Россию - это духовное состояние. М.М. Пришвин
Всероссийский фестиваль «Литературный венок России»
И музу мою о берёзовой грусти я петь поутру попрошу… Стихотворение к презентационному видеоролику. Над Россией – берёзовый звон С соловьиною трелью вдогонку. В божью Русь он так сильно влюблён И о том шелестит без умолку. Чище нет той любви и верней. В послушанье главу наклоня, Будто шепчет нам кроной своей «Мать – земля, мы навеки родня. Соком нежным своим поделюсь И последнюю каплю отдам. Моя светлая, тихая грусть О печалях, что посланы нам.
И теплом я согрею тебя, Если нужно рубить, поспеши. У огня помяни, всех любя, Имя светлое юной души».
Музыка. Балалайка.
Ведущий 1. Берёза, берёзка, берёзонька… Дерево - душа земли русской. Дерево - покорность, дерево – стойкость, дерево – исцеление, дерево – свет и радость, дерево – застенчивость, дерево- источник вдохновения. Ведущий 2. И музу мою о берёзовой грусти Я петь поутру попрошу… И в светлые очи берёз на опушке Я с нею тайком погляжу… Ведущий 1. Трудно сосчитать все строки русской поэзии и прозы, рождённые созерцанием берёзы, посвящённые ей. Крепко переплелись в сердцах многих поэтов и писателей берёзовая ветка, украшенная серёжками, и любовь к России. Чтец -1 Мы возмужаем и верней оценим Простые краски, точные слова. Вот снова светит в золоте осеннем Чуть тронутая солнцем синева. И если ты художник, если зорок Твой меткий глаз и обострён твой слух, - Туманной тропкой выйди на пригорок, Прислушайся и оглянись вокруг. Перед тобой, как страницы босые, Воспоминанья летние тая, Бредут берёзы в дальние края, А ветер тени путает косые, Шумят грачи. Так вот она, Россия, Твоя любовь, бессонница твоя. Н.И. Рыленков Чтец -2 Слайд
Музыка. «Лишь только подснежник распустится в срок»
(
В. Баснер - М.Матусовский)
Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Берёза Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки.
Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники-перелески. Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой роще. Как хороши молодые березовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдет день-другой - и все березы покроются молодой густой свежей листвою. Чтец -3 Ф. И. Тютчев. Первый лист Лист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым... Давно им грезилось весной, Весной и летом золотым, – И вот живые эти грезы Под первым небом голубым Пробились вдруг на свет дневной... О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах, С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью, Что в этих тысячах и тьмах Не встретишь мертвого листа.
Танец.
Под музыку « Во поле берёзонька стояла ». Чтец-4 А. Прокофьев Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнётся, но не ломится.
Музыка. Балалайка
Чтец -5 Иван Сергеевич Соколов-Микитов. В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака. Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук. Чтец -6 Сергей Есенин. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
Музыка. Дудочка ( народная)
Ведущий- 1 Какое русское, милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побелённая хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха. И курочка ряба. И даже молоко, которое пьют на всей земле…
Ведущий - 2 А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много – много русских имён, таких же светлых и чистых. Н.Н. Жуков
Танец. «Чествование берёзы».
Ведущий -1 Белоствольная, с развевающимися на ветру зелёными кудрями, весёлая берёза – самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали берёзу. « О лес ! О жизнь! О солнца свет! / О свежий дух берёзы» - восхищался Алексей Константинович Толстой. Н.М. Верзилин Ведущий -2 «Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу»,- сказал известный ценитель русской природы Михаил Пришвин. ( « Глаза Земли» М. Пришвин).
Стук колёс поезда и музыка.
Чтец-7 На березах только что обозначилась молодая зелень, и леса оказались такими большими, такими девственными. Наш поезд в этих лесах не казался чудовищем, — напротив, поезд мне казался очень хорошим удобством. Я радовался, что могу, сидя у окна, любоваться видом непрерывных светящихся березовых лесов. Перед следующим окном стояла девушка, молодая, но не очень красивая. Время от времени она откидывала голову назад и озиралась по вагону, как птица нет ли ястреба, не следит ли за ней кто-нибудь? Потом опять ныряла в окно. Мне захотелось посмотреть, какая она там про себя, наедине с зеленой массой берез. Тихонечко я приподнялся и осторожно выглянул в окно. Она смотрела в зеленую массу светящейся молодой березовой зелени и улыбалась туда и шептала что-то, и щеки у нее пылали. «Девушка в берёзах» Михаил Михайлович Пришвин
Музыка Балалайка
Чтец -8 Николай Рубцов « Берёзы».
Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю - и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же береза Над могилой матери моей. На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад... Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез…
Музыка.
Чтец -9 А. Фет. Печальная береза У моего окна. И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,— И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.
Чтец -10 Сергей Есенин « Берёза» Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Чтец -11 Иван Бунин «Северная береза» …То дождь, то град, то снег, как белый пух, То солнце, блеск, лазурь и водопады... «О девушки! Как весел лес и луг! Как радостны весенние наряды!» Опять, опять нахмурилось, - опять Мелькает снег и бор гудит сурово... «Я вся дрожу. Но только б не измять Зеленых лент! Ведь солнце будет снова». Ведущий -1 Русская берёзка. Нежная, как девичьи руки, и сильная, как юношеская удаль. Светлая, как надежда. Дух земли русской, её символ и святыня, святыня «страны берёзового ситца». Каждый, кто о ней писал, видел её по-своему и находил неповторимые слова о любви к ней. Ведущий-2 Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Константин Симонов Ведущий -1 Венком над головой России Сплетались имена. И звёздами на неба сини Запечатлелись письмена Давно ушедших, Словом клятву давших Воспеть « шестую часть земли», И в сонме звёзд их звёзды ярче В мерцающей дали. Им слово было сладостным проклятьем, Истомой, мукой, мыслей торжеством, Одетое то в рубище, то в платье, С загадочным, волшебным естеством. Венком сплетали мысли о державе, Свою судьбу вверяя в её руки, Служа искусству слова, а не славе И дерзновенье взявши на поруки. Ведущий -2 И нараспашку открывали душу. Им слово было в исповедь дано, В умы, сердца людские проникали. Избранникам такое суждено. Пажами Слову были, Господином служение Искусству обрели. Неся любви свет, истины, печали, Из слов берёзовый венок плели.


В раздел основное общее образование