"Ментальные карты: технологии креативности"
статья
Автор: Девяшина Екатерина Владимировна, учитель английского языка, МАОУ гимназия № 99, город Екатеринбург, Свердловская область
В раздел основное общее образование
Ментальные карты: технологии креативности
Девяшина Екатерина Владимировна, учитель английского языка МАОУ гимназия № 99 г. Екатеринбург В современном образовательном пространстве идет большой поток информации, которую человек должен переработать за короткое время, эффективно структурировать и применить в жизни. Новые, используемые в настоящее время или только зарождающиеся педагогические технологии, в рамках реализации концепции проектно- ориентированного образования, таких как решение реальных научно- исследовательских и проектных задач, анализ конкретных ситуаций, моделирование реальных технологических или управленческих процессов на базе информационных систем, немыслимы без активного применения нового педагогического инструментария. Поисками способов структурирования информации и оптимизации мышления занимались многие исследователи и не однократно. Использование различных карт или диаграмм для этой цели совсем не ново. Еще с 70-х годов такой метод применялся в Японии, поспособствовав революционному прорыву в экономике страны. Существовали четыре способа: диаграмма связей, диаграмма Исикавы, древовидная диаграмма и диаграмма осуществления деятельности. Кроме того, использовались также такие методики, как диаграмма Ганта и матрица связей. Все они заключались в отображении связей между различными понятиями, формируя из них логичную и продуманную систему. Существуют и несколько более сложных и громоздких способов, также построенных по принципу диаграммы. Это «грозовая туча» и «деревья текущей и будущей реальности». Предложены эти методы были Э. Голдраттом. Однако одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты, которые завоевывают популярность во всем мире в наши дни.
Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. В принципе, этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. В некоторых переводах приводится другое название данной методики: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти». Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Психолог исследовал мыслительные системы, которые были предпочтительными в эпоху античности и Ренессанса. После этого ученый и предложил замечательный способ помочь своему мышлению вместо того, чтобы бороться с собой. Опираясь на опыт великих мыслителей прошлого, Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они следовали ассоциативным связям и даже фантазии. Поэтому их записи были живыми и «говорящими», способными донести информацию не только их непосредственному создателю, но и любому иному человеку, даже через толщу веков. Отсюда же психолог почерпнул и значение рисунка для передачи и оформления собственных мыслей. Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Никакого сухого материала, длинных умных фраз, стенографии и иных способов сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более того, с ними будет работать интересно и продуктивно. Основана данная методика на принципе «радиантного мышления», связанного с ассоциативными мыслительными процессами. Отправная точка в таком процессе – центральный объект (мысль, идея, задача). Напомним, что радиант – это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отображает бесконечное разнообразие
возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяет запечатлеть их на различных носителях. Чтобы полученные результаты не выглядели слишком умозрительными, создав при этом дополнительные проблемы, предлагается их запечатлеть на бумаге или ином носителе информации. Чтобы мозг лучше воспринимал и усваивал информацию, рекомендуется оформлять все записи по-разному, с помощью различных цветов или форм, с использованием картинок и иных изображений. Такое наглядное оформление мыслительного процесса позволяет продолжать работу с информацией, структурируя ее, группируя или выделяя новые положения. В пользу методики «ментальных карт» говорит и то, что это метод целостного мышления. Как известно, за логическое мышление отвечает левое полушарие мозга. Следовательно, при ведении классических линейных записей будет активизировано именно оно. Зато правое, отвечающее за творчество и образное мышление, будет отдыхать. Но метод майндмэппинга позволяет одновременно задействовать оба. Это и означает целостность мышления.
Особенности построения метальных карт.
Необходимо записывать
только
ключевые
слова
(яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил: 1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3, которые располагаются горизонтально. Старайтесь
организовывать
пространство
, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. 2. При создании карты и
спользуйте разные цвета
для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию. 3. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. 4. Ключевые слова
помещаются на ветвях
, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова
на ветках
, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих. 5. Пишите на каждой линии
только
одно
ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. 6. Длина линии должна
равняться длине слова
. 7. Пишите
печатными буквами
, как можно яснее и четче. 8.
Варьируйте
размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. 9. Широко используйте рисунки
и
символы
для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.
Необходимо обращать внимание на форму получившейся ментальной карты- она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.
Ошибки построения метальных карт
1. Использование листа бумаги в вертикальном положении. Это ограничивает пространство; 2. Написание одним и тем же шрифтом; 3. Не использование картинок. Это большая ошибка, оставлять ментальную карту только в виде линей и текста, конечный результат – выглядит монотонно и соответственно, плохо запоминается; 4. Использование ярких цветов только в центре.
Сферы применения ментальных карт
Каким бы абстрактным ни выглядел майндмэппинг на первый взгляд, он может быть использован для самых разных целей и в различных сферах деятельности человека. Неважно, кто обращается к этой методике, специалист в какой-либо сфере деятельности, руководитель, менеджер, ученый, студент, преподаватель, журналист, писатель или кто-то другой. Методика ментальных карт может быть полезной каждому. Вот некоторые из областей применения ментальных карт: • проведение презентаций, тренингов • информационный менеджмент • мозговой штурм • самоанализ и личностное развитие • самопрезентация • принятие решений • планирование • обучение и др.
Презентация
при помощи ментальных карт дает возможность за меньшее время дать больше информации, при этом вас лучше поймут, а информацию лучше запомнят. Мы видим чёткость, последовательность, доступность излагаемой информации.
Информационный
менеджмент
при помощи MindMaps помогает осуществить поиск нужной информации, её оценку и эффективное использование, а также сокращает временные затраты на изучение темы. Метод
мозгового штурма
предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, - одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать.
Методика ментальных карт не менее эффективна для
самоанализа
и
развития творческих
способностей. Составив такую карту, вы сможете увидеть все свои недостатки и достоинства, выделите направления, в которых вам следует далее совершенствоваться и развиваться.
Самопрезентация
- это прежде всего тот навык, который может понадобиться при прохождении собеседования на работу т. к. это наиболее часто требуется при прохождении процедуру отбора кандидата на вакансию. От того, как вы расскажете о себе будет зависеть, как уровень вашей заработной платы, так и сама возможность работать в долгожданной компании. Поэтому в
ментальной карте необходимо отразить все направления, концентрируясь на различных особенностях своего опыта, знаний, событий, знакомств, связей, перспектив. Существует масса причин, по которым нам приходится
принимать
решения
. Где-то нам это дается легко, а где-то это сделать не так-то и просто. И на помощь нам может прийти ментальная карта, которая поможет нам ускорить принятие решения, логически его взвесить, проанализировать все за и против, увидеть неожиданные решения. Определяем те параметры, на которые мы будем ориентироваться при выборе. Что-то важное, на что мы будем обращать внимание, наши критерии! Далее нам достаточно оценить по этим критериям каждый вариант и суммировать баллы.
Вся наша жизнь складывается из
планирования
, нам всегда хочется что-то сделать, но зачастую мы откладываем дела на потом, а, в конце концов, или забываем о них, или просто не делаем то, что хотим. Нам приходиться передавать дела другим, т.к. мы не успеваем их сами делать или просто отказываемся от своих желаний. Почему все это происходит? Вот ряд причин, по которым это может происходить: o Люди не планируют время на бумаге; o Если и планируют, то делают это в голове; o Люди вообще не планируют, делают, как придется и когда вздумается; o Планирование вызывает скуку, разочарование, другие негативные мысли и желания. В этом случае нам опять поможет метод ментальных карт, где Легко видны приоритеты; Всегда видно, куда перенести дела, встречи, отдых; Распределение срочности важности и ненужности дел, событий, встреч становиться приятным; Сложно потерять даже самое малозначимое событие, вещь; Цели становятся осязаемыми, значимыми, увеличивается мотивация к их достижению.
Полученную карту необходимо держать на видном месте – это позволит вам достигнуть своих целей, получая при этом эстетическое и нравственное удовольствие. Использование ментальных карт результативно в сфере
обучения
. При обучении человека на него обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом.
Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить. При этом обучающийся использует весь свой творческий потенциал и креативность, что способствует развитию его интеллектуальных способностей и повышает познавательную активность.
Использование интеллект-карт при обучении английскому языку.
На уроках английского языка мы с обучающимися создаем интеллект- карты в зависимости от темы, целей и задач. Это могут быть:
мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола
. Их можно быстро нарисовать на уроке. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.
карты по определенной лексической теме
. Перед учащимися стоит задача – собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам (если возможно), показать эти связи графически. Рекомендуется выписывать не только слова, а также словосочетания по темам.
карты
для систематизации
грамматического
материала.
Полнота изложения изучаемого материала и принцип наглядности - основное преимущество использования ментальных карт в процессе изучения грамматического материала. Благодаря картам, обучающиеся могут не только закрепить пройденный материал, но и достаточно просто восстановить ранее изученный.
карты-опоры
для
пересказа
текста
. Тогда в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее на ветвях выписываются словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий.
Результат использования интеллект - карт на уроках
1.
Интеллект-карта
-
непроизвольное
запоминание
с
использованием
ключевых элементов
. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке). 2.
Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются
связи
с
другими
знаниями,
понятиями,
темами
, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей. 3.
Интеллект-карта
выступает
опорой
для
быстрой
актуализации
необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва
. Интеллект-карта позволяет быстро перевести пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать из памяти и подтолкнуть к употреблению лексических единиц. 4.
Интеллект-карта
позволяет
увидеть
информацию
внутренним
мысленным взором.
Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения. 5.
Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового
штурма, стимулируют быстрое генерирование идей
. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.
6.
Умственная
карта
дает
обучающемуся
полную
картину,
которая
увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены
. Для школьника она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа.
Эффективность ментальных карт
Методика ментальных карт позволяет увидеть многое, что оставалось скрытым от нас. Ассоциативное мышление поможет открыть новые стороны личности или новые проблемы, на которых мы могли просто не заострять внимание, определить новые пути и способы решения различных вопросов. Действительно, в нашей голове постоянно проносятся миллионы мыслей, а ведь многие из них хотелось бы зафиксировать, записать, развить и т.д. Интеллект-карты позволяют сохранить все мысли, которые важны для вас. То же самое относится и к потоку информации, которая поступает бесконечно. Структурировать и запомнить ее эффективно поможет использование ментальных карт. Записанная на языке мозга, информация будет впоследствии отлично восприниматься. Преимущество метода ментальных карт в особенности записи. Например, записи, сделанные линейным способом, часто сложно запомнить и не менее сложно впоследствии восстановить в памяти. Кроме того, все записи, несмотря на их разделение заголовками, идут «сплошным потоком», поэтому нелегко выделить главное, основное. Чтобы прочитать всю информацию, записанную на страницах тетради или блокнота, требуется много времени, использование которого может быть гораздо более эффективным. Напротив, записи, сделанные радиальным способом, позволяют избежать всех перечисленных выше неудобств. Это значит, что информация будет восприниматься целиком, во всей полноте, при этом сразу будет очевидно «центральное звено», основополагающая мысль. А времени на изучение ментальной карты требуется совсем не много. Продуктивность и эффективность метода ментальных карт заложена в том, что при их построении используются три принципа, по которым работает наше мышление. Это ассоциации, иерархия и визуальное представление. Все эти
принципы естественны для человеческого мозга, поэтому они так подходят для структурирования, обработки, понимания и запоминания информации любого рода и сложности. Преимущество ментальных карт - охват большого объема информации, легкости усвоения и запоминания материала, а также в том, что задействованы оба полушария мозга при создании карты. Можно также утверждать, что ментальные карты гораздо более индивидуальны, чем обычные записи. Они – непосредственное отражение мышления конкретного человека.
Заключение
Как видим, научиться майндмэппингу несложно. Ваш мозг сам подскажет вам, какое звено следует за каким, поможет отобразить ассоциативный ряд на бумаге. Понятия, ключевые слова, запечатленные на ментальной карте, окажутся «живыми», близкими и понятными вашему мозгу. Ключевое звено, несущая конструкция, составленная из живых мыслей, не будет поглощена скучным и бессмысленным текстом, как иногда может показаться при чтении объемного материала. Именно поэтому мозг сможет запомнить и воссоздать их снова при первой необходимости. Обучение майндмэппингу происходит, как и всегда при внедрении нового метода или методики, через практику. Начав с создания простых ментальных карт, которые помогают справиться с небольшими, может, даже незначительными задачами, вы впоследствии сможете решать более серьезные проблемы, применяя этот метод. Если вы сомневаетесь, стоит ли прибегнуть к методу ментальных карт, просто вспомните о том, что визуализированные цели достигаются быстрее. На всех уровнях самоорганизации и во всех видах деятельности майндмэппинг может стать настоящим действующим помощником, способным облегчить вам жизнь или даже изменить ее.
Литература
1. Бьюзен Т. Супермышление [Текст] / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: ООО «Попурри», 2003.
В раздел основное общее образование