Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Урок в условиях реализации ФГОС"

статья

Автор: Очирова Елена Геннадьевна, учитель географии, МБОУ ЭМГ, Элиста



В раздел основное общее образование




Новый урок в новых условиях

Очирова Е.Г. , учитель географии МБОУ «ЭМГ»
В начале выступления просмотр видео из фильма «По секрету всему свету» 1976 г. Современный урок - это творческое взаимодействие ученика и учителя, где каждый может проявить и познавать самого себя. Главной частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД), которые направлены на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания. Соответственно изменяется и деятельность учителя, который, пользуясь стандартами, стремится к индивидуальному развитию каждого ученика, мотивирует его к самостоятельности. Учитель должен уметь импровизировать, быть готовым к изменению и коррекции хода урока, используя все свои артистические умения, педагогическую технику, мастерство. Какой он, современный урок?
Какие требования к современному уроку?
Перечислю самые основные: • Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока. • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора. • Обязательная рефлексия учащихся на уроке. • Высокая степень речевой активности учащихся.
Требования к заданиям на уроке
• Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета и даже других предметов. Современный урок в контексте требований ФГОС предусматривает разработку
технологической

карты

урока
. Это обобщенно-графическое выражение, которое позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы.
Проанализировав (открытые источники сети Интернет) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями- предметниками можно прийти к выводу, что унифицированной формы подобной карты в настоящее время не существует. На основе множества Технологических карт урока я смогла подобрать для своей работы данную структуру, на мой взгляд, удачно реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока можно менять.
Структурные элементы урока
Мобилизующий этап Целеполагание Этап овладения новыми знаниями Этап закрепления материала Этап рефлексии В качестве примера можно рассмотреть один из этапов урока в 6 классе «Строение атмосферы»…(Презентация) Наша гимназия в 2015 году только осуществляет введение ФГОС основной школы в среднем звене, но основные принципы инновационного урока мы уже используем на своих занятиях: o
Метапредметность
: Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета и даже других предметов. На уроках географии осуществляется интеграция с биологией, химией, физикой, историей. В качестве примера можно посмотреть, как внедряются элементы химии на уроке в виде опытов горения свечи в закрытой пробирке (тема: «Атмосфера.Состав воздуха»), перевернутый стакан с водой, накрытый бумагой («Атмосферное давление»). o
Деятельностный подход
: знания добываются учащимися в ходе поисковой и исследовательской деятельности, которая формирует практически все ключевые компетенции. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются
информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах. Примером проектной деятельности в 6 классе является урок по теме «Охрана воздуха от загрязнения». Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли, поэтому экологическое воспитание в современных условиях становится приоритетным. Ребята получили задание самостоятельно изучить данный вопрос и отразить его в плакате. Таким образом в процессе урока они занимаются поиском истины, ее осмыслением, происходит развитие личностных качеств учеников. После учащиеся должны защитить свой плакат и ответить на возникшие у одноклассников вопросы, что может вызвать дискуссии, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Лучшие плакаты с письменной защитой участвовали в городском конкурсе «Защитим озоновый слой Земли» -2015 г, где заняли 2 и 3 места (Чупова Айса, Манджиева Айтана, Адучиева Валерия). Одним из интересных мини-исследований на уроке в 6 классе была тема «Географическое оружие – миф или реальность» (Гиндеев Бадма). В 7 классе ребята раскрывали тему «Жемчужина нашей степи» (Надбитова Катя), посвященная охране сайгака. Провели социологический опрос, напечатали буклеты. Также в исследовательских работах затрагивали и тему опустынивания (Батырев Эльдар). Интересная тема «Феномен японской кухни» была выбрана Стадниковой Виталиной, ученицей 6 класса. На гимназической научно-практической конференции учащихся «Первые шаги в науку» ученики занимают призовые места. Многие современные профессии, сферы деятельности сегодня требуют умения рекламировать или делать выбор с помощью рекламы. В 7 классе изучение стран осуществляется в виде географической рекламы, ребята готовят презентацию по определенной теме. Например, Эрдниев Пюрвя выступал с темой «Туристический отдых в Тунисе, плюсы и минусы»

Внеучебная деятельность
направлена на участие в заочных конкурсах и дистанционных олимпиадах. Я не ограничиваю их в использовании дополнительного материала, потому что таким образом они сами ищут ответ на сложные вопросы. В каждом классе есть ученик, который несет ответственность за проведение олимпиады, и по ее результатам он получает благодарность за помощь в проведении олимпиады. При подготовке к Всеросийской олимпиаде гимназического и городского этапов мы используем олимпиадные задания других регионов прошлых лет. Тестовые задания ребята могут находить самостоятельно и решать, совместно мы разбираем задания аналитического уровня, в частности, с использованием топографических карт. Наши результаты: Сенгляев Дольган – призер муниципального этапа, Мунухаев Владислав – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады по географии. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что «Современный урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно». «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются». «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок». «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком». «Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно». «Современный урок – это урок без стрессов»
Список использованных источников
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 2. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. – 2010. 3. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта


В раздел основное общее образование