"Психологический практикум"
рабочая программа
Автор: Литвинова Татьяна Николаевна, педагог-психолог, МКОУ "Шадринцевская СОШ", Тальменский район Алтайский край
В раздел основное общее образование
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья « Лесобиржская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Рассмотрена и рекомендована
Утверждена
к утверждению решением
приказом от 07.09. 2012 г
методического совета
№ 115
прот. № 1 от 05.09 2012 г.
Директор________ И.Ю. Пименова.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Психологический практикум»
в 9а,в классе. 2012-2013 уч.г. Разработала и реализует программу учитель Морозова Т.Ю. г. Кингисепп 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Психологический практикум» разработана на основе Программы Министерства образования РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом МКОУ «Шадринцевская СОШ». Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. В основе нарушения интеллектуального развития лежит органическое поражение головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребёнка возможности своевременно и полноценно развиваться, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определёнными побуждениями ребёнка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития. Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребёнок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и
межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребёнок получает с помощью органов чувств. Осознание ребёнком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом. Поэтому целью коррекционно-развивающей работы является: Создание условий для интеллектуального развития детей школьного возраста с ограниченными возможностями через совершенствование работы анализаторов. В коррекционной работе поставлены следующие
задачи:
Обучающие: 1.Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации. 2.Создавать условия для раскрытия и развития творческих способностей. Развивающие: 3.Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы. 4.Расширять знания об окружающем мире. Воспитательные: 5.Формировать духовно-нравственные ценности. 6.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе.
Методы работы:
1.Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги, журналы. Использование интерактивной доски. 2.Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3.Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения. Опыт работы показывает, что подростки неохотно идут на контакт, стараются отмолчаться, отказываются, часто агрессивно, от разговора. Включение в занятие нетрадиционных способов рисования, оригами, помогает ребятам раскрыться.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями через взаимосвязанную координированную работу различных анализаторов. Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю, в форме комбинированных психологических уроков.
Учебно-тематический план
1 четверть. Развитие интеллектуальной сферы
Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей. 1.Мышление вербально - понятийное 2.Пространственные представления 3.Развитие глазомера 4.Зрительно – двигательные координации 5.Произвольность движений 6.Внимание 7.Восприятие 8.Память 9.Зачем мы учимся?
2 четверть. Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы
Проведение коррекционной работы с мотивационной и эмоциональной сферой подростков и старших школьников вызвано несколькими причинами. Во- первых, однообразие и монотонность, продиктованные традиционной классно- урочной организацией обучения, являются одной из основных причин снижения мотивации к учению у средних и старших школьников. На первое место выдвигаются мотивы (в юношеском возрасте), связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением. Во-вторых, растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. В-третьих, внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, тревожностью, беспокойством. 1.Кто Я? 2.Мои драконы 3.Борьба с драконами 4.Рисуем эмоции песком 5.Законы эмоций 6.Мои чувства 7.Рисуем чувства на стекле 8.Запреты на чувства
3 четверть. Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшее направление воспитания современных школьников. Цель истинного воспитания – пробудить в детях стремление ко всему духовно- нравственному, помочь им выработать чистоту нравов, уважение во взаимоотношениях, оградить их от зла, сформировать систему нравственных ориентиров. Там, где хранят уважение к памяти предков, к родному языку, к культурным ценностям, там есть данные ориентиры. 1.Мир, в котором я живу. 2.Мои интересы и увлечения. 3.Мои одноклассники 4.Наши достоинства и недостатки. 5.Восприятие человека. 6.Что может привлекать в человеке? 7.Дружба и любовь. 8.Что помогает и что мешает любить?
9.Стресс, способы борьбы с ним. 10.Мои ценности.
4 четверть. Коррекция сферы межличностных отношений
Межличностное общение в подростковом возрасте и в ранней юности — чрчрезвычайно значимо и предельно избирательно. Потребность в общеобщении ярко выражена у подростков и старшеклассников. Однако зачасзачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поис ке эффективных коммуникативных средств. Связано это может быть с зны, хотят быть «как все», принять нормы и ценности той среды, в которой они взаимодействуют. С другой стороны, присутствует стремление выделиться, обратить на себя внимание, совершить что-то неординарное. Все это приводит к появлению затруднений в налаживании межличностных отношений и как следствие — ощущение одиночества, дискомфорта, напряженности, боязнь быть непонятым. В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей. 1.Как добиться успеха. 2.Учимся сотрудничеству. 3.Учимся решать проблемы. 4.Что делать с агрессией и гневом. 5.Опасные последствия 6.Психологическая игра
Литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, «БАХРАХ-М», 2006. – 272с. 2. Гусев А.Н. и др. Общий психологический практикум. - М., 1997. 3. Дружинин В.М.Экспериментальная психология. - М. 1997г. 4. Методическое пособие по общей психологии. Под. Ред. Е.С.Романовой.- М., 2002. – 156 с. 5. Практикум по общей психологии/Под ред.А.И.Щербакова. – М.,1990. 6. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000. 7. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2000. 8. Романова Е.С. Психодиагностика.- СПб., 2005.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Психологический практикум»
в 9а,в классе. 2012-2013 уч.г. Разработала и реализует программу учитель Морозова Т.Ю. г. Кингисепп 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Психологический практикум» разработана на основе Программы Министерства образования РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом МКОУ «Шадринцевская СОШ». Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. В основе нарушения интеллектуального развития лежит органическое поражение головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребёнка возможности своевременно и полноценно развиваться, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определёнными побуждениями ребёнка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития. Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребёнок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и
межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребёнок получает с помощью органов чувств. Осознание ребёнком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом. Поэтому целью коррекционно-развивающей работы является: Создание условий для интеллектуального развития детей школьного возраста с ограниченными возможностями через совершенствование работы анализаторов. В коррекционной работе поставлены следующие
задачи:
Обучающие: 1.Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации. 2.Создавать условия для раскрытия и развития творческих способностей. Развивающие: 3.Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы. 4.Расширять знания об окружающем мире. Воспитательные: 5.Формировать духовно-нравственные ценности. 6.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе.
Методы работы:
1.Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги, журналы. Использование интерактивной доски. 2.Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3.Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения. Опыт работы показывает, что подростки неохотно идут на контакт, стараются отмолчаться, отказываются, часто агрессивно, от разговора. Включение в занятие нетрадиционных способов рисования, оригами, помогает ребятам раскрыться.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями через взаимосвязанную координированную работу различных анализаторов. Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю, в форме комбинированных психологических уроков.
Учебно-тематический план
1 четверть. Развитие интеллектуальной сферы
Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей. 1.Мышление вербально - понятийное 2.Пространственные представления 3.Развитие глазомера 4.Зрительно – двигательные координации 5.Произвольность движений 6.Внимание 7.Восприятие 8.Память 9.Зачем мы учимся?
2 четверть. Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы
Проведение коррекционной работы с мотивационной и эмоциональной сферой подростков и старших школьников вызвано несколькими причинами. Во- первых, однообразие и монотонность, продиктованные традиционной классно- урочной организацией обучения, являются одной из основных причин снижения мотивации к учению у средних и старших школьников. На первое место выдвигаются мотивы (в юношеском возрасте), связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением. Во-вторых, растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. В-третьих, внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, тревожностью, беспокойством. 1.Кто Я? 2.Мои драконы 3.Борьба с драконами 4.Рисуем эмоции песком 5.Законы эмоций 6.Мои чувства 7.Рисуем чувства на стекле 8.Запреты на чувства
3 четверть. Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшее направление воспитания современных школьников. Цель истинного воспитания – пробудить в детях стремление ко всему духовно- нравственному, помочь им выработать чистоту нравов, уважение во взаимоотношениях, оградить их от зла, сформировать систему нравственных ориентиров. Там, где хранят уважение к памяти предков, к родному языку, к культурным ценностям, там есть данные ориентиры. 1.Мир, в котором я живу. 2.Мои интересы и увлечения. 3.Мои одноклассники 4.Наши достоинства и недостатки. 5.Восприятие человека. 6.Что может привлекать в человеке? 7.Дружба и любовь. 8.Что помогает и что мешает любить?
9.Стресс, способы борьбы с ним. 10.Мои ценности.
4 четверть. Коррекция сферы межличностных отношений
Межличностное общение в подростковом возрасте и в ранней юности — чрчрезвычайно значимо и предельно избирательно. Потребность в общеобщении ярко выражена у подростков и старшеклассников. Однако зачасзачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поис ке эффективных коммуникативных средств. Связано это может быть с зны, хотят быть «как все», принять нормы и ценности той среды, в которой они взаимодействуют. С другой стороны, присутствует стремление выделиться, обратить на себя внимание, совершить что-то неординарное. Все это приводит к появлению затруднений в налаживании межличностных отношений и как следствие — ощущение одиночества, дискомфорта, напряженности, боязнь быть непонятым. В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей. 1.Как добиться успеха. 2.Учимся сотрудничеству. 3.Учимся решать проблемы. 4.Что делать с агрессией и гневом. 5.Опасные последствия 6.Психологическая игра
Литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, «БАХРАХ-М», 2006. – 272с. 2. Гусев А.Н. и др. Общий психологический практикум. - М., 1997. 3. Дружинин В.М.Экспериментальная психология. - М. 1997г. 4. Методическое пособие по общей психологии. Под. Ред. Е.С.Романовой.- М., 2002. – 156 с. 5. Практикум по общей психологии/Под ред.А.И.Щербакова. – М.,1990. 6. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000. 7. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2000. 8. Романова Е.С. Психодиагностика.- СПб., 2005.
В раздел основное общее образование

