"Имя числительное. Значение, правописание, употребление в речи"
Сценарий интегрированного урока русского языка и биологии: экологическая конференция
Автор: Никонова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия 1582, Москва
В раздел основное общее образование
1
Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе
Тема: Имя числительное. Склонение, правописание, употребление в речи.
Аннотация к уроку:
Предлагаемый интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме «Имя числительное» проводится по технологии создания учебной ситуации с использованием технологии творческих мастерских. Такая форма предполагает творческую деятельность учащихся, направленную на самостоятельное решение практических задач и применение полученных знаний в новых условиях. В основу учебного занятия положен метод проекта. Работая в группах над созданием собственного проекта
,
учащиеся осуществляют разнообразные виды деятельности: Поиск и анализ информации Создание текста Информационный поиск Создание презентации, кластера или информационного/рекламного листа/газеты Рефлексия Урок рассчитан на 2 часа с учетом выступлений учащихся и рефлексии
2
Конспект урока
Тема:
Имя числительное: склонение, правописание, употребление в речи
Тип урока
: интегрированный урок повторения и обобщения знаний
Форма урока
: игра
Предметно-информационная составляющая
(предметные результаты) Знать формы изменения и правописание числительных, уметь правильно использовать их в речи Уметь определять тему и главную мысль текста Развивать устную и письменную речь
Деятельностно-коммуникативная составляющая
(метапредметные результаты) Уметь структурировать полученную информацию Принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях Уметь сотрудничать и работать в группе, соотносить свою позицию с позицией собеседника и вырабатывать общую точку зрения Включаться в работу по проекту и вносить свой вклад в соответствии со способностями и уровнем компетенции Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; извлекать пользу из опыта
Ценностно-ориентационная составляющая
(личностные результаты) Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, окружающей средой Иметь собственную позицию и уметь её отстаивать Искать и находить выход в сложной жизненной ситуации Уметь ставить перед собой цель и планировать средства её достижения
3
Оборудование
: карточки для распределения по группам, компьютер учителя, проектор, ноутбуки для учащихся (по одному на группу, по необходимости), листы А2 при необходимости создать кластер или плакат, фломастеры, распечатанные задания для каждой группы, песочные часы или хронометр для фиксации времени выступления
Предварительные задания для учащихся:
1.
По биологии:
повторить темы и собрать по ним иллюстративный материал: что такое экосистема и какую роль она играет в жизни людей; вода и ее значение в жизни планеты; загрязнение окружающей среды и его опасность для человечества; примеры успешного решения проблем экологии в разных странах мира.
2.
По русскому языку:
повторить склонение и правописание числительных; построение текста; определение главной мысли текста
Материалы для работы учащихся на уроке (далее на отдельных листах
представлены задания для каждой группы)
4
1. Команда «Солнышко»
Попробуйте по предложенной информации определить, какую важную проблему хотел поднять в своем выступлении руководитель фирмы и к чему призвать международное сообщество. Внимательно прочитайте требования к выступлению – и вперед!
Требования к выступлению:
1. Указать тему выступления на плакате или на слайде, определив ее по содержанию предложенной информации 2. Включить в свое выступление цифры и факты из информационного листка по своему выбору. 3. Можно использовать в тексте высказывания известных людей на экологические темы (см. информационный лист) 4. Выступление должно быть логически последовательным, грамотным, не должно содержать ошибок в формах числительных. 5. Выступление может сопровождаться иллюстративным материалом или плакатом с дополнительной информацией 6. Длительность выступления ограничивается тремя минутами. 7. Будьте готовы ответить на вопросы придирчивого жюри! ************************** 75% площади поверхности Земли покрыто водой. 97,5% всей воды планеты сосредоточено в океанах, и только 2,5% воды является пресной. 70% от всего количества пресной воды сосредоточено во льдах. Из оставшихся 30% большая часть пресной воды загрязнена, и только 1% воды можно назвать чистой водой (около 0,007% всей воды Земли пригодно к «прямому» употреблению человеком без предварительной доочистки). 70% пригодной к употреблению воды расходуется на ирригацию, 22% забирается промышленностью и только 0,08% используется в быту. К 2025 году более 2,8 миллиардов людей 48 стран мира будет испытывать нехватку воды. К 2050 году количество людей, постоянно испытывающих нехватку воды, достигнет 7 миллиардов. 70% всех пресных вод , изымаемых из окружающей среды человеком, идёт на орошение сельскохозяйственных угодий. На производство 1 кг шоколада необходимо 24 000 литров воды, 1 кг мяса — 15 500 л, 1 кг маслин — 4 400 л, 1 кг сахара — 1500 л, 1 чашки кофе — 140л. 38% поверхности Земли находится под угрозой опустынивания. По самым консервативным оценкам за последние 200 лет по вине человека в атмосфере Земли оказалось около 2,1 триллионов тонн CO2, при этом кислотность вод Мирового океана увеличилась на 30% (pH снизился на 0,1). В результате таяния вечной мерзлоты площадь России каждый год сокращается на 30 квадратных километров. ************* 1. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах»
Нильс Бор, ученый-физик
: 2. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
3.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
». Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875) – датский писатель-сказочник.
4. «Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас».
Рыленков Николай Николаевич (1909-1969) – русский поэт.
5.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) –
русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, общественный деятель.
6. «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет».
Одум Юджин (1913-2002) – американский эколог, зоолог.
5
2. Команда «Цветок»
Попробуйте по предложенной информации определить, какую важную проблему хотел поднять в своем выступлении руководитель фирмы и к чему призвать международное сообщество. Внимательно прочитайте требования к выступлению – и вперед!
Требования к выступлению:
1. Указать тему выступления на плакате или на слайде, определив ее по содержанию предложенной информации 2. Включить в свое выступление цифры и факты из информационного листка по своему выбору. 3. Можно использовать в тексте высказывания известных людей на экологические темы (см. информационный лист) 4. Выступление должно быть логически последовательным, грамотным, не должно содержать ошибок в формах числительных. 5. Выступление может сопровождаться иллюстративным материалом или плакатом с дополнительной информацией 6. Длительность выступления ограничивается тремя минутами. 7. Будьте готовы ответить на вопросы придирчивого жюри! ******************************************* По расчётам учёных 5-50 миллионов видов живых организмов может исчезнуть в ближайшем будущем, причём только менее 2 миллионов из них известны науке. Треть всех видов цветковых растений находится под угрозой исчезновения В Европе площадь ненарушенных экосистем составляет 3-4% от площади ЕС, и, как правило, эти экосистемы в Европе являются особо охраняемыми природными территориями. Только 3 200 особей тигра осталось на Земле. Численность тигров в дикой природе снизилась на 96,8% за последние 20 лет. В дикой природе на всей планете осталось только 3200 тигров. Для сравнения, в 1990 году в дикой природе насчитывалось 100000 тигров. 71 вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов. В настоящее время на Земле существует 17 видов пингвинов, из которых численность 12 видов неуклонно сокращается. Ежегодный доход от промышленного вылова голубого тунца составляет 7,2 миллиарда долларов. В настоящее время численность голубого тунца сократилась на 70%, начиная с 1980 года. В 2004 году темпы исчезновения видов живых организмов увеличилась в 100-1000 раз по сравнению с доисторическими временами, когда человек не был властителем судеб всего живого на Земле. По предварительным оценкам в ближайшие 20 лет темпы исчезновения видов могут увеличиться в 10000 раз по сравнению с фоновым (доисторическим) уровнем. ****************************************** 1. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах»
Нильс Бор, ученый-физик
: 2. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
3.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
». Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875) – датский писатель-сказочник.
4. «Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас».
Рыленков Николай Николаевич (1909-1969) – русский поэт.
5.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) –
русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, общественный деятель.
6. «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет».
Одум Юджин (1913-2002) – американский эколог, зоолог.
6
3. Команда «Снежинка»
Попробуйте по предложенной информации определить, какую важную проблему хотел поднять в своем выступлении руководитель фирмы и к чему призвать международное сообщество. Внимательно прочитайте требования к выступлению – и вперед!
Требования к выступлению:
1. Указать тему выступления на плакате или на слайде, определив ее по содержанию предложенной информации 2. Включить в свое выступление цифры и факты из информационного листка по своему выбору. 3. Можно использовать в тексте высказывания известных людей на экологические темы (см. информационный лист) 4. Выступление должно быть логически последовательным, грамотным, не должно содержать ошибок в формах числительных. 5. Выступление может сопровождаться иллюстративным материалом или плакатом с дополнительной информацией 6. Длительность выступления ограничивается тремя минутами. 7. Будьте готовы ответить на вопросы придирчивого жюри! ******************************************* По самым консервативным оценкам за последние 200 лет по вине человека в атмосфере Земли оказалось около 2,1 триллионов тонн CO2, при этом кислотность вод Мирового океана увеличилась на 30% (pH снизился на 0,1). За последние 50 лет вечная мерзлота Канады отступила к северу на 130 км. Начиная с 1980 года глобальное потребление электроэнергии возросло с 7300 до 17400 миллиардов кВт/ч Через 10 лет объём токсичных электронных отходов в мире увеличится в 500 раз Согласно расчётам исследователей Института Карнеги на каждого американца приходится 2,5 тонны CO2, выбрасываемых в атмосферу промышленностью развивающихся странах. Для среднестатистического жителя Европы эта величина составляет около 4 тонн CO2. Согласно данным, полученным в результате математического моделирования, «изъятие» из атмосферы планеты 100 миллиардов тонн CO2 приведёт к снижению средней глобальной температуры на 0,16°C. Количество городов, в которых превышены допустимые показатели загрязнения, установленные Всемирной Организацией Здравоохранения, превышает 50%. 36 млн россиян живут в городах, где загрязнение воздуха в 10 раз превышает санитарные нормы. 48 кг различных канцерогенных веществ в год вдыхает житель мегаполиса. На 4 года меньше живет средний житель мегаполиса по сравнению с теми, кто живет в сельской местности. Количество «городов-миллионеров»: в середине 19 в. – 4; в 1920 г. – 25; в 1960 г. – 140; в настоящее время – около 300. ******************************************* 1. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах»
Нильс Бор, ученый-физик
: 2. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
3.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
». Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875) – датский писатель-сказочник.
4. «Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас».
Рыленков Николай Николаевич (1909-1969) – русский поэт.
5.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) –
русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, общественный деятель.
6. «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет».
Одум Юджин (1913-2002) – американский эколог, зоолог.
7
4. Команда «Яблоко»
Попробуйте по предложенной информации определить, какую важную проблему хотел поднять в своем выступлении руководитель фирмы и к чему призвать международное сообщество. Внимательно прочитайте требования к выступлению – и вперед!
Требования к выступлению:
1. Указать тему выступления на плакате или на слайде, определив ее по содержанию предложенной информации 2. Включить в свое выступление цифры и факты из информационного листка по своему выбору. 3. Можно использовать в тексте высказывания известных людей на экологические темы (см. информационный лист) 4. Выступление должно быть логически последовательным, грамотным, не должно содержать ошибок в формах числительных. 5. Выступление может сопровождаться иллюстративным материалом или плакатом с дополнительной информацией 6. Длительность выступления ограничивается тремя минутами. 7. Будьте готовы ответить на вопросы придирчивого жюри! ******************************************************** В Швеции только 4% мусора закапывается в землю, всё остальное идёт на переработку. Государственная программа по получению энергии путём сжигания мусора оказалась настолько эффективной, что в последние годы Швеция импортирует мусор из других стран в количестве 80 тысяч тонн в год, большую часть — из Норвегии. В Австралии для предотвращения гибели коал под колёсами автомобилей протягивают искусственные лианы из канатов, соединяющие эвкалипты по обе стороны трассы. Животные охотно пользуются этими мостиками. Если каждый читатель газеты New York Times сдаст свой экземпляр на вторичную переработку, это сбережет 75000 деревьев. Швейцарский горный городок Церматт закрыт для автомобилей с выхлопом. По городу можно передвигаться лишь на велосипеде, гужевом транспорте или электромобиле. Между тем, среднестатистический автомобиль вырабатывает около 0, 5 кг. газообразных отходов на каждые 40 километров пути.
38 л воды
— столько можно сэкономить за один прием душа, проведя в нем на 2 минуты меньше обычного. Если вы выключите воду, когда будете чистить зубы, вы сэкономите не менее 4 литров воды в минуту. Учитывая то, что на процесс чистки зубов уходит 2-3 минуты, то это 8-12 литров только за один раз! Простая математика поможет подсчитать, что если вы прислушиваетесь к советам стоматолога и чистите зубы два раза в сутки, то просто выключая воду в процессе чистки вы экономите как минимум 16 литров воды в сутки. В месяц это получается 480 литров воды! ********************************************************* 1. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах»
Нильс Бор, ученый-физик
: 2. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
3.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
». Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875) – датский писатель-сказочник.
4. «Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас».
Рыленков Николай Николаевич (1909-1969) – русский поэт.
5.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) –
русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, общественный деятель.
6. «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет».
Одум Юджин (1913-2002) – американский эколог, зоолог.
8
Материал для работы жюри: Таблица оценки выступлений команд
№ Критерий Количество баллов Оценка / Примечания 1 Содержательность выступления, определение цели высказывания 1-5 2 Грамотность речи и богатство языка 1-10 3 Наличие ошибок в формах числительных 0 ош.- 5 1-2 ош. – 4 3 ош. – 1 4 ош. и более – 0 4 Артистизм и свобода общения 1-5 5 Оформление выступления 1-3
Ход урока:
1. Организационный момент:
все ученики у входа в класс получают на выбор одну из картинок (солнышко, цветок, снежинка, яблоко) и садятся за столы по группам в соответствии с доставшейся картинкой. Перед уроком учитель также назначает членов жюри из ребят, хорошо усвоивших материал. Жюри получает таблицу оценок и знакомится с ней.
Слово учителя:
Дорогие ребята! Закончилось наше знакомство с такой трудной частью речи как числительное. Теперь эти точные и бескомпромиссные слова всегда с вами и готовы прийти на помощь, если нужно убедить собеседника фактами и цифрами. Только использовать их нужно правильно. На этом уроке мы и проверим, смогут ли числительные стать вашими помощниками. Но сначала давайте поразмышляем над тем, что, казалось бы, к теме урока непосредственного отношения не имеет.
2. Стадия вызова:
9
Учитель:
Наверное, многие из вас уже знают, что в разных странах существуют различные фонды и международные комиссии, изучающие научные и практические инновации. Эти комиссии дают возможность осуществить разные проекты в области науки, здравоохранения, образования. На ценные предложения они выделяют гранты – средства для осуществления интересных и важных для человечества программ. Но для того, чтобы получить этот грант, нужно доказать, что ваша разработка, ваше предложение достойнее других. Представьте, что вы – члены такой международной комиссии. Посовещайтесь в группе и назовите несколько характеристик: каким должно быть выступление кандидата, чтобы вы выбрали победителем именно его?
Учащиеся
обсуждают и называют характеристики, учитель или члены жюри записывают их на доске (например, «убедительное, эмоциональное, много фактов, есть программа действий и т.д.)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся
.
Учитель
:
Мы оставим на доске все эти характеристики, чтобы вы помнили о них. Потому что теперь вам предстоит взглянуть на дело с другой стороны и понять, а легко ли этим требованиям соответствовать. Итак, представим, что каждая группа представляет организацию, приехавшую на экологическую конференцию со своими выступлениями. Недостает только вашего руководителя, который и должен выступать. Но что это? Кажется, вам пришло какое-то известие? Откройте конверты и посмотрите, что в них.
Ребята из жюри раздают запечатанные конверты каждой группе
. В конвертах – тексты СМС: 1) Иван Егорович приехать не может попал в ДТП, без сознания спасайте положение секретарь. 2) Мария Ивановна опоздала на самолет, стоит в пробке, выступайте - выбора нет. Заместитель 3) Директора не будет: в больнице, говорить не может. Что делать? Решайте! 4) Вылет задерживается на два часа, на выступление не успеваю. Держитесь!
Учитель:
Что же делать? Вы – команда. От вас зависит не только судьба фирмы, но и ваш личный успех. Что бы вы хотели сделать в такой ситуации? И для чего?
10 Тогда посмотрите на задание – в нем информация, которую ваш руководитель собирался использовать. Не вся она вошла в его речь, но можно определить тему по преобладающей информации. Попробуйте.
4. Актуализация знаний.
Учащиеся в группах обсуждают выбор темы выступления, при необходимости обращаются к учителям русского языка или биологии.
5. Обобщение и систематизация знаний
Учитель:
Итак, темы определены, пора готовить выступление. Прочитайте внимательно требования к нему на информационных листах. Помните о тех характеристика, которые вы назвали и записали на доске? Жюри о них тоже помнит – кому достанется грант? И, конечно же? A факты и цифры. Вы должны быть уверены, что правильно произнесете падежные формы числительных – а для проверки заполните, пожалуйста, пропуски в распечатанных листах. Так жюри будет проще проверить вашу грамотность, а вам – заработать дополнительные баллы.
Образец распечатанного задания (каждой группе – свое) для работы с
числительными
1. По расчётам учёных 5-50 (___________________________________) миллион__ видов живых организмов может исчезнуть в ближайшем будущем, причём только менее 2 (______)миллион___ из них известны науке. 2. Треть всех видов цветковых растений находится под угрозой исчезновения 3. В Европе площадь ненарушенных экосистем составляет 3-4% (__________________) от площади ЕС, и, как правило, эти экосистемы в Европе являются особо охраняемыми природными территориями. 4. Только 3 200 (_______________________) особей тигра осталось на Земле. Численность тигров в дикой природе снизилась на 96,8% (__________________________________) за последние 20 лет. В дикой природе на всей планете осталось только 3200 (__________________________________) тигров. Для сравнения, в 1990 ( ____________________________________________) году в дикой природе насчитывалось 100000 ( _________________________________) тигров. 5. 71 ( _____________________________________________________) вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов. 6. В настоящее время на Земле существует 17 (___________________) видов пингвинов, из которых численность 12 (_______________________________) видов неуклонно сокращается. 7. Ежегодный доход от промышленного вылова голубого тунца составляет 7,2(________________________________________) миллиард____ долларов. В настоящее время численность голубого тунца сократилась на 70%, (____________________) начиная с 1980 ( ________________________________) года. 8. В 2004 (_____________________________________) году темпы исчезновения видов живых организмов увеличилась в 100-1000 (____________________________) раз по сравнению с доисторическими временами, когда человек не был властителем судеб всего живого на Земле. По предварительным оценкам в ближайшие 20 лет темпы исчезновения видов могут увеличиться в 10000 (____________________________) раз по сравнению с фоновым (доисторическим) уровнем.
11
6. Применение знаний и умений в новой ситуации
На этом этапе урока учащиеся работают над подготовкой выступления, обращаясь при необходимости за консультациями к экспертам – учителям. Они имеют возможность проиллюстрировать свою речь с помощью слайдов или плакатов с информацией. Во время защиты проектов жюри оценивает не только выступления команд, но и их ответы на заданные вопросы. Вопросы могут задавать не только члены жюри, но и представители других команд.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Во время обсуждения жюри и подсчета баллов команды меняются листочками для записи числительных и осуществляют взаимопроверку. Проверенные другой командой листы возвращаются учителю на итоговую проверку. Учитель дополняет затем баллы, поставленные жюри командам за выступление. Члены жюри обязательно (!) – это входит в оценивание уже их работы на уроке - комментируют свои оценки командам.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель:
Итак, подведем итоги. Помогли ли вам сегодня числительные достойно представить свою команду на экологической конференции и, может быть, убедить жюри в достоинствах вашего проекта? В чем, по вашему мнению, причина вашей неудачи? А удачи? Какие выводы может сделать каждая команда для себя на будущее? После завершающей беседы учащимся предлагается, выходя уз класса, взять со стола учителя маленькие магниты и разместить их рядом с тем изображением на доске, которое соответствует их впечатлению от урока: Я доволен своей работой на уроке. Я понимал все задания, участвовал в обсуждении, получил достойную оценку.
12 Не совсем удовлетворен своей работой на уроке. Хотя я получил заслуженную оценку, я понял, что ещё недостаточно уверенно себя чувствую, мне надо кое-что повторить. На уроке мне было неинтересно, я не понимал, о чем
идет речь, мне это не нужно.
13
Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе
Тема: Имя числительное. Склонение, правописание, употребление в речи.
Аннотация к уроку:
Предлагаемый интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме «Имя числительное» проводится по технологии создания учебной ситуации с использованием технологии творческих мастерских. Такая форма предполагает творческую деятельность учащихся, направленную на самостоятельное решение практических задач и применение полученных знаний в новых условиях. В основу учебного занятия положен метод проекта. Работая в группах над созданием собственного проекта
,
учащиеся осуществляют разнообразные виды деятельности: Поиск и анализ информации Создание текста Информационный поиск Создание презентации, кластера или информационного/рекламного листа/газеты Рефлексия Урок рассчитан на 2 часа с учетом выступлений учащихся и рефлексии
2
Конспект урока
Тема:
Имя числительное: склонение, правописание, употребление в речи
Тип урока
: интегрированный урок повторения и обобщения знаний
Форма урока
: игра
Предметно-информационная составляющая
(предметные результаты) Знать формы изменения и правописание числительных, уметь правильно использовать их в речи Уметь определять тему и главную мысль текста Развивать устную и письменную речь
Деятельностно-коммуникативная составляющая
(метапредметные результаты) Уметь структурировать полученную информацию Принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях Уметь сотрудничать и работать в группе, соотносить свою позицию с позицией собеседника и вырабатывать общую точку зрения Включаться в работу по проекту и вносить свой вклад в соответствии со способностями и уровнем компетенции Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; извлекать пользу из опыта
Ценностно-ориентационная составляющая
(личностные результаты) Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, окружающей средой Иметь собственную позицию и уметь её отстаивать Искать и находить выход в сложной жизненной ситуации Уметь ставить перед собой цель и планировать средства её достижения
3
Оборудование
: карточки для распределения по группам, компьютер учителя, проектор, ноутбуки для учащихся (по одному на группу, по необходимости), листы А2 при необходимости создать кластер или плакат, фломастеры, распечатанные задания для каждой группы, песочные часы или хронометр для фиксации времени выступления
Предварительные задания для учащихся:
1.
По биологии:
повторить темы и собрать по ним иллюстративный материал: что такое экосистема и какую роль она играет в жизни людей; вода и ее значение в жизни планеты; загрязнение окружающей среды и его опасность для человечества; примеры успешного решения проблем экологии в разных странах мира.
2.
По русскому языку:
повторить склонение и правописание числительных; построение текста; определение главной мысли текста
Материалы для работы учащихся на уроке (далее на отдельных листах
представлены задания для каждой группы)
4
1. Команда «Солнышко»
Попробуйте по предложенной информации определить, какую важную проблему хотел поднять в своем выступлении руководитель фирмы и к чему призвать международное сообщество. Внимательно прочитайте требования к выступлению – и вперед!
Требования к выступлению:
1. Указать тему выступления на плакате или на слайде, определив ее по содержанию предложенной информации 2. Включить в свое выступление цифры и факты из информационного листка по своему выбору. 3. Можно использовать в тексте высказывания известных людей на экологические темы (см. информационный лист) 4. Выступление должно быть логически последовательным, грамотным, не должно содержать ошибок в формах числительных. 5. Выступление может сопровождаться иллюстративным материалом или плакатом с дополнительной информацией 6. Длительность выступления ограничивается тремя минутами. 7. Будьте готовы ответить на вопросы придирчивого жюри! ************************** 75% площади поверхности Земли покрыто водой. 97,5% всей воды планеты сосредоточено в океанах, и только 2,5% воды является пресной. 70% от всего количества пресной воды сосредоточено во льдах. Из оставшихся 30% большая часть пресной воды загрязнена, и только 1% воды можно назвать чистой водой (около 0,007% всей воды Земли пригодно к «прямому» употреблению человеком без предварительной доочистки). 70% пригодной к употреблению воды расходуется на ирригацию, 22% забирается промышленностью и только 0,08% используется в быту. К 2025 году более 2,8 миллиардов людей 48 стран мира будет испытывать нехватку воды. К 2050 году количество людей, постоянно испытывающих нехватку воды, достигнет 7 миллиардов. 70% всех пресных вод , изымаемых из окружающей среды человеком, идёт на орошение сельскохозяйственных угодий. На производство 1 кг шоколада необходимо 24 000 литров воды, 1 кг мяса — 15 500 л, 1 кг маслин — 4 400 л, 1 кг сахара — 1500 л, 1 чашки кофе — 140л. 38% поверхности Земли находится под угрозой опустынивания. По самым консервативным оценкам за последние 200 лет по вине человека в атмосфере Земли оказалось около 2,1 триллионов тонн CO2, при этом кислотность вод Мирового океана увеличилась на 30% (pH снизился на 0,1). В результате таяния вечной мерзлоты площадь России каждый год сокращается на 30 квадратных километров. ************* 1. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах»
Нильс Бор, ученый-физик
: 2. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
3.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
». Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875) – датский писатель-сказочник.
4. «Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас».
Рыленков Николай Николаевич (1909-1969) – русский поэт.
5.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) –
русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, общественный деятель.
6. «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет».
Одум Юджин (1913-2002) – американский эколог, зоолог.
5
2. Команда «Цветок»
Попробуйте по предложенной информации определить, какую важную проблему хотел поднять в своем выступлении руководитель фирмы и к чему призвать международное сообщество. Внимательно прочитайте требования к выступлению – и вперед!
Требования к выступлению:
1. Указать тему выступления на плакате или на слайде, определив ее по содержанию предложенной информации 2. Включить в свое выступление цифры и факты из информационного листка по своему выбору. 3. Можно использовать в тексте высказывания известных людей на экологические темы (см. информационный лист) 4. Выступление должно быть логически последовательным, грамотным, не должно содержать ошибок в формах числительных. 5. Выступление может сопровождаться иллюстративным материалом или плакатом с дополнительной информацией 6. Длительность выступления ограничивается тремя минутами. 7. Будьте готовы ответить на вопросы придирчивого жюри! ******************************************* По расчётам учёных 5-50 миллионов видов живых организмов может исчезнуть в ближайшем будущем, причём только менее 2 миллионов из них известны науке. Треть всех видов цветковых растений находится под угрозой исчезновения В Европе площадь ненарушенных экосистем составляет 3-4% от площади ЕС, и, как правило, эти экосистемы в Европе являются особо охраняемыми природными территориями. Только 3 200 особей тигра осталось на Земле. Численность тигров в дикой природе снизилась на 96,8% за последние 20 лет. В дикой природе на всей планете осталось только 3200 тигров. Для сравнения, в 1990 году в дикой природе насчитывалось 100000 тигров. 71 вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов. В настоящее время на Земле существует 17 видов пингвинов, из которых численность 12 видов неуклонно сокращается. Ежегодный доход от промышленного вылова голубого тунца составляет 7,2 миллиарда долларов. В настоящее время численность голубого тунца сократилась на 70%, начиная с 1980 года. В 2004 году темпы исчезновения видов живых организмов увеличилась в 100-1000 раз по сравнению с доисторическими временами, когда человек не был властителем судеб всего живого на Земле. По предварительным оценкам в ближайшие 20 лет темпы исчезновения видов могут увеличиться в 10000 раз по сравнению с фоновым (доисторическим) уровнем. ****************************************** 1. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах»
Нильс Бор, ученый-физик
: 2. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
3.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
». Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875) – датский писатель-сказочник.
4. «Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас».
Рыленков Николай Николаевич (1909-1969) – русский поэт.
5.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) –
русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, общественный деятель.
6. «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет».
Одум Юджин (1913-2002) – американский эколог, зоолог.
6
3. Команда «Снежинка»
Попробуйте по предложенной информации определить, какую важную проблему хотел поднять в своем выступлении руководитель фирмы и к чему призвать международное сообщество. Внимательно прочитайте требования к выступлению – и вперед!
Требования к выступлению:
1. Указать тему выступления на плакате или на слайде, определив ее по содержанию предложенной информации 2. Включить в свое выступление цифры и факты из информационного листка по своему выбору. 3. Можно использовать в тексте высказывания известных людей на экологические темы (см. информационный лист) 4. Выступление должно быть логически последовательным, грамотным, не должно содержать ошибок в формах числительных. 5. Выступление может сопровождаться иллюстративным материалом или плакатом с дополнительной информацией 6. Длительность выступления ограничивается тремя минутами. 7. Будьте готовы ответить на вопросы придирчивого жюри! ******************************************* По самым консервативным оценкам за последние 200 лет по вине человека в атмосфере Земли оказалось около 2,1 триллионов тонн CO2, при этом кислотность вод Мирового океана увеличилась на 30% (pH снизился на 0,1). За последние 50 лет вечная мерзлота Канады отступила к северу на 130 км. Начиная с 1980 года глобальное потребление электроэнергии возросло с 7300 до 17400 миллиардов кВт/ч Через 10 лет объём токсичных электронных отходов в мире увеличится в 500 раз Согласно расчётам исследователей Института Карнеги на каждого американца приходится 2,5 тонны CO2, выбрасываемых в атмосферу промышленностью развивающихся странах. Для среднестатистического жителя Европы эта величина составляет около 4 тонн CO2. Согласно данным, полученным в результате математического моделирования, «изъятие» из атмосферы планеты 100 миллиардов тонн CO2 приведёт к снижению средней глобальной температуры на 0,16°C. Количество городов, в которых превышены допустимые показатели загрязнения, установленные Всемирной Организацией Здравоохранения, превышает 50%. 36 млн россиян живут в городах, где загрязнение воздуха в 10 раз превышает санитарные нормы. 48 кг различных канцерогенных веществ в год вдыхает житель мегаполиса. На 4 года меньше живет средний житель мегаполиса по сравнению с теми, кто живет в сельской местности. Количество «городов-миллионеров»: в середине 19 в. – 4; в 1920 г. – 25; в 1960 г. – 140; в настоящее время – около 300. ******************************************* 1. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах»
Нильс Бор, ученый-физик
: 2. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
3.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
». Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875) – датский писатель-сказочник.
4. «Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас».
Рыленков Николай Николаевич (1909-1969) – русский поэт.
5.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) –
русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, общественный деятель.
6. «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет».
Одум Юджин (1913-2002) – американский эколог, зоолог.
7
4. Команда «Яблоко»
Попробуйте по предложенной информации определить, какую важную проблему хотел поднять в своем выступлении руководитель фирмы и к чему призвать международное сообщество. Внимательно прочитайте требования к выступлению – и вперед!
Требования к выступлению:
1. Указать тему выступления на плакате или на слайде, определив ее по содержанию предложенной информации 2. Включить в свое выступление цифры и факты из информационного листка по своему выбору. 3. Можно использовать в тексте высказывания известных людей на экологические темы (см. информационный лист) 4. Выступление должно быть логически последовательным, грамотным, не должно содержать ошибок в формах числительных. 5. Выступление может сопровождаться иллюстративным материалом или плакатом с дополнительной информацией 6. Длительность выступления ограничивается тремя минутами. 7. Будьте готовы ответить на вопросы придирчивого жюри! ******************************************************** В Швеции только 4% мусора закапывается в землю, всё остальное идёт на переработку. Государственная программа по получению энергии путём сжигания мусора оказалась настолько эффективной, что в последние годы Швеция импортирует мусор из других стран в количестве 80 тысяч тонн в год, большую часть — из Норвегии. В Австралии для предотвращения гибели коал под колёсами автомобилей протягивают искусственные лианы из канатов, соединяющие эвкалипты по обе стороны трассы. Животные охотно пользуются этими мостиками. Если каждый читатель газеты New York Times сдаст свой экземпляр на вторичную переработку, это сбережет 75000 деревьев. Швейцарский горный городок Церматт закрыт для автомобилей с выхлопом. По городу можно передвигаться лишь на велосипеде, гужевом транспорте или электромобиле. Между тем, среднестатистический автомобиль вырабатывает около 0, 5 кг. газообразных отходов на каждые 40 километров пути.
38 л воды
— столько можно сэкономить за один прием душа, проведя в нем на 2 минуты меньше обычного. Если вы выключите воду, когда будете чистить зубы, вы сэкономите не менее 4 литров воды в минуту. Учитывая то, что на процесс чистки зубов уходит 2-3 минуты, то это 8-12 литров только за один раз! Простая математика поможет подсчитать, что если вы прислушиваетесь к советам стоматолога и чистите зубы два раза в сутки, то просто выключая воду в процессе чистки вы экономите как минимум 16 литров воды в сутки. В месяц это получается 480 литров воды! ********************************************************* 1. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах»
Нильс Бор, ученый-физик
: 2. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
3.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
». Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875) – датский писатель-сказочник.
4. «Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоёмы в озерах, А в лесу древесины запас».
Рыленков Николай Николаевич (1909-1969) – русский поэт.
5.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) –
русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, общественный деятель.
6. «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет».
Одум Юджин (1913-2002) – американский эколог, зоолог.
8
Материал для работы жюри: Таблица оценки выступлений команд
№ Критерий Количество баллов Оценка / Примечания 1 Содержательность выступления, определение цели высказывания 1-5 2 Грамотность речи и богатство языка 1-10 3 Наличие ошибок в формах числительных 0 ош.- 5 1-2 ош. – 4 3 ош. – 1 4 ош. и более – 0 4 Артистизм и свобода общения 1-5 5 Оформление выступления 1-3
Ход урока:
1. Организационный момент:
все ученики у входа в класс получают на выбор одну из картинок (солнышко, цветок, снежинка, яблоко) и садятся за столы по группам в соответствии с доставшейся картинкой. Перед уроком учитель также назначает членов жюри из ребят, хорошо усвоивших материал. Жюри получает таблицу оценок и знакомится с ней.
Слово учителя:
Дорогие ребята! Закончилось наше знакомство с такой трудной частью речи как числительное. Теперь эти точные и бескомпромиссные слова всегда с вами и готовы прийти на помощь, если нужно убедить собеседника фактами и цифрами. Только использовать их нужно правильно. На этом уроке мы и проверим, смогут ли числительные стать вашими помощниками. Но сначала давайте поразмышляем над тем, что, казалось бы, к теме урока непосредственного отношения не имеет.
2. Стадия вызова:
9
Учитель:
Наверное, многие из вас уже знают, что в разных странах существуют различные фонды и международные комиссии, изучающие научные и практические инновации. Эти комиссии дают возможность осуществить разные проекты в области науки, здравоохранения, образования. На ценные предложения они выделяют гранты – средства для осуществления интересных и важных для человечества программ. Но для того, чтобы получить этот грант, нужно доказать, что ваша разработка, ваше предложение достойнее других. Представьте, что вы – члены такой международной комиссии. Посовещайтесь в группе и назовите несколько характеристик: каким должно быть выступление кандидата, чтобы вы выбрали победителем именно его?
Учащиеся
обсуждают и называют характеристики, учитель или члены жюри записывают их на доске (например, «убедительное, эмоциональное, много фактов, есть программа действий и т.д.)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся
.
Учитель
:
Мы оставим на доске все эти характеристики, чтобы вы помнили о них. Потому что теперь вам предстоит взглянуть на дело с другой стороны и понять, а легко ли этим требованиям соответствовать. Итак, представим, что каждая группа представляет организацию, приехавшую на экологическую конференцию со своими выступлениями. Недостает только вашего руководителя, который и должен выступать. Но что это? Кажется, вам пришло какое-то известие? Откройте конверты и посмотрите, что в них.
Ребята из жюри раздают запечатанные конверты каждой группе
. В конвертах – тексты СМС: 1) Иван Егорович приехать не может попал в ДТП, без сознания спасайте положение секретарь. 2) Мария Ивановна опоздала на самолет, стоит в пробке, выступайте - выбора нет. Заместитель 3) Директора не будет: в больнице, говорить не может. Что делать? Решайте! 4) Вылет задерживается на два часа, на выступление не успеваю. Держитесь!
Учитель:
Что же делать? Вы – команда. От вас зависит не только судьба фирмы, но и ваш личный успех. Что бы вы хотели сделать в такой ситуации? И для чего?
10 Тогда посмотрите на задание – в нем информация, которую ваш руководитель собирался использовать. Не вся она вошла в его речь, но можно определить тему по преобладающей информации. Попробуйте.
4. Актуализация знаний.
Учащиеся в группах обсуждают выбор темы выступления, при необходимости обращаются к учителям русского языка или биологии.
5. Обобщение и систематизация знаний
Учитель:
Итак, темы определены, пора готовить выступление. Прочитайте внимательно требования к нему на информационных листах. Помните о тех характеристика, которые вы назвали и записали на доске? Жюри о них тоже помнит – кому достанется грант? И, конечно же? A факты и цифры. Вы должны быть уверены, что правильно произнесете падежные формы числительных – а для проверки заполните, пожалуйста, пропуски в распечатанных листах. Так жюри будет проще проверить вашу грамотность, а вам – заработать дополнительные баллы.
Образец распечатанного задания (каждой группе – свое) для работы с
числительными
1. По расчётам учёных 5-50 (___________________________________) миллион__ видов живых организмов может исчезнуть в ближайшем будущем, причём только менее 2 (______)миллион___ из них известны науке. 2. Треть всех видов цветковых растений находится под угрозой исчезновения 3. В Европе площадь ненарушенных экосистем составляет 3-4% (__________________) от площади ЕС, и, как правило, эти экосистемы в Европе являются особо охраняемыми природными территориями. 4. Только 3 200 (_______________________) особей тигра осталось на Земле. Численность тигров в дикой природе снизилась на 96,8% (__________________________________) за последние 20 лет. В дикой природе на всей планете осталось только 3200 (__________________________________) тигров. Для сравнения, в 1990 ( ____________________________________________) году в дикой природе насчитывалось 100000 ( _________________________________) тигров. 5. 71 ( _____________________________________________________) вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов. 6. В настоящее время на Земле существует 17 (___________________) видов пингвинов, из которых численность 12 (_______________________________) видов неуклонно сокращается. 7. Ежегодный доход от промышленного вылова голубого тунца составляет 7,2(________________________________________) миллиард____ долларов. В настоящее время численность голубого тунца сократилась на 70%, (____________________) начиная с 1980 ( ________________________________) года. 8. В 2004 (_____________________________________) году темпы исчезновения видов живых организмов увеличилась в 100-1000 (____________________________) раз по сравнению с доисторическими временами, когда человек не был властителем судеб всего живого на Земле. По предварительным оценкам в ближайшие 20 лет темпы исчезновения видов могут увеличиться в 10000 (____________________________) раз по сравнению с фоновым (доисторическим) уровнем.
11
6. Применение знаний и умений в новой ситуации
На этом этапе урока учащиеся работают над подготовкой выступления, обращаясь при необходимости за консультациями к экспертам – учителям. Они имеют возможность проиллюстрировать свою речь с помощью слайдов или плакатов с информацией. Во время защиты проектов жюри оценивает не только выступления команд, но и их ответы на заданные вопросы. Вопросы могут задавать не только члены жюри, но и представители других команд.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Во время обсуждения жюри и подсчета баллов команды меняются листочками для записи числительных и осуществляют взаимопроверку. Проверенные другой командой листы возвращаются учителю на итоговую проверку. Учитель дополняет затем баллы, поставленные жюри командам за выступление. Члены жюри обязательно (!) – это входит в оценивание уже их работы на уроке - комментируют свои оценки командам.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель:
Итак, подведем итоги. Помогли ли вам сегодня числительные достойно представить свою команду на экологической конференции и, может быть, убедить жюри в достоинствах вашего проекта? В чем, по вашему мнению, причина вашей неудачи? А удачи? Какие выводы может сделать каждая команда для себя на будущее? После завершающей беседы учащимся предлагается, выходя уз класса, взять со стола учителя маленькие магниты и разместить их рядом с тем изображением на доске, которое соответствует их впечатлению от урока: Я доволен своей работой на уроке. Я понимал все задания, участвовал в обсуждении, получил достойную оценку.
12 Не совсем удовлетворен своей работой на уроке. Хотя я получил заслуженную оценку, я понял, что ещё недостаточно уверенно себя чувствую, мне надо кое-что повторить. На уроке мне было неинтересно, я не понимал, о чем
идет речь, мне это не нужно.
13
В раздел основное общее образование

