"Сотрудничество воспитателей пришкольного интерната с учителями – предметниками и классными руководителями"
доклад
Автор: Сязи Оксана Никоноровна, воспитатель интерната, МОУ "Школа -детский сад" с.Катравож, село Катравож, Тюменская область
В раздел основное общее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-детский сад» с. Катравож
Доклад на тему:
«Сотрудничество воспитателей пришкольного интерната
с учителями – предметниками и классными руководителями»
Воспитатель ИСТ: Сязи О.Н.
Катравож, 2014 год
Организационно-управленческая работа в интернате призвана сформировать особую воспитательную среду, участниками которой являются дети, воспитатели, учителя и другие работники школы-интерната. Ведь настоящая семья с гармоничными отношениями – это сообщество уважительно и внимательно относящихся друг к другу людей, способных доверять ребёнку, увидеть в нём индивидуальность и целенаправленно влиять на его личностное развитие. Создание единого творческого коллектива – высокий показатель уровня управления. Нельзя достигнуть успеха, если работающие в школе-интернате чувствуют себя людьми, сведёнными вместе только силой случая. Усилия отдельных учителей или воспитателей без согласованности действий коллектива в целом не могут оказать заметного влияния на формирование характера, поведения и личности школьника в целом. Педагоги школы-интерната должны быть нацелены на изучение особенностей поведения и деятельности своих учеников на протяжении всех лет обучения и иметь в виду, что психофизические особенности могут своеобразно проявляться в каждом конкретном возрасте. Кроме того, каждому учителю и каждому воспитателю необходимо учитывать влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им практического жизненного опыта и в соответствии с этим осуществлять его обучение и воспитание. Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия воспитателя и учителя являются: экологичность воспитательно-образовательного процесса (сделать процесс воспитания и образования наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальных особенностей детей при определении ориентиров воспитания и обучения, и прочие специфические черты коллектива и личности); организованность (обеспечение дисциплины и самоорганизации воспитанников в классе); дифференциация и индивидуализация (учёт педагогических вмешательств); последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся. Аспекты, способные при анализе обозначить наиболее существенные проблемы взаимодействия или напротив, накопленный положительный опыт: эмоциональная характеристика взаимодействия (доверие (недоверие) в межличностных отношениях, положительные (негативные) эмоции, конфликты, дружеские (неприязненные) отношения между воспитателями и учителями); деловая характеристика взаимодействия (степень регулярности в обмене информацией, наличие более или менее устойчивых форм взаимодействия воспитателей и учителей); нормативная характеристика взаимодействия (наличие устных или письменных договорённостей между воспитателями и учителями, ясность прав и обязанностей, прозрачность взаимных ожиданий). В течение девяти месяцев воспитанник интерната оторван от тех условий жизнедеятельности, к которым привык с детства, он попадает под опёку незнакомых ему людей: воспитателей, учителей. Очень важно, ещё раз подчеркнуть, что воспитание и влияние на развитие личности ребёнка должно быть согласовано, остро встаёт необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества педагогов и воспитателей. Необходимость взаимодействия обусловлена, прежде всего, тем, что наша педагогическая деятельность связана самим объектом – это учащийся – воспитанник. Взаимодействие имеет своей целью совместное выявление причин, возникающих у ребёнка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной деятельности для оказания помощи и предупреждения возможных проблем. Одним из важнейших вопросов организации деятельности интерната является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей - предметников и классных руководителей. От этого зависит учёба и воспитанность учащихся. Формы совместной деятельности учителя и воспитателя, используемые в работе:
1.
Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива: планирование, проведение внеурочной воспитательной работы, ведение психолого- педагогических наблюдений, посещаемость уроков и т.д.
2.
Обмен информацией между учителем и воспитателем (классные журналы, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена).
3.
Совместное проведение отдельных учебно-воспитательных мероприятий.
4.
Обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режиму, устной и письменной речи, ведению тетрадей, объёму домашних заданий, возможности усиления или ослабления учебной нагрузки. Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовки в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Существенную помощь учителю и воспитателю в обмене рабочей информации оказывает дневник взаимосвязи, в котором учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы. На сегодняшний день отмечается, что воспитанники стали менее заинтересованы в учебном труде, большинство детей имеет низкую учебную мотивацию, познавательные мотивы у них слабо выражены и учебный материал их мало привлекает. В связи с этим воспитателями во время самоподготовки домашних заданий, при проведении фронтальных и индивидуальных бесед, в первую очередь ведется работа по формированию общеучебных умений, направленных на интеллектуальное развитие разных возрастных групп, на развитие организационных моментов, на приобретение навыков приучать себя действовать согласно плану воспитателя или учителя, следовать и выполнять их требования, воспитанников учат слушать и понимать речь других, умению отстаивать и подтверждать свою точку зрения, умению аргументировать свой ответ. У воспитанников вырабатывается навык приобретения новых знаний на уроках посредством внеурочной деятельности, мотивация с желанием выполнять домашние задания, не бояться трудностей. Воспитателями детей, имеющих проблемы в школе, проводятся посещения - встречи с учителями, с классными руководителями. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовки в семье, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки, согласовывают индивидуальный подход к детям. Большинству учителей хорошо известен каждый наш воспитанник (его личностные особенности (типа: уверен или неуверен в себе), индивидуальные умения в учёбе, состояние здоровья), они учитывают эти знания в своей педагогической деятельности. При посещении всегда оказывают помощь в виде рекомендаций: над чем надо поработать, в каком направлении совершенствоваться воспитаннику, какую помощь нужно оказать ребёнку. Связующим звеном взаимодействия является работа с детьми по подготовке и проведению школьных олимпиад, творческих конкурсов, Парада войск, принятия в члены республики «Детство», что также относится к сфере образовательного процесса. С целью самоконтроля деятельности в области взаимодействия со школой воспитателями заведены листы посещаемости уроков, которые должны посещаться дважды в месяц каждым воспитателем, а также по мере необходимости. Каждое посещение имеет определённую цель. Большинство учителей - предметников принимают посещение воспитателей не как контроль над работой учителя, а как желание узнать лучше своего воспитанника, увидеть качество его работы на уроке. Воспитатели выступили с просьбой к учителям - предметникам и классным руководителям контролировать выставление отметок в дневники учащихся, т.к. воспитатели не всегда имеют возможность и время для работы с классными журналами, о необходимости назначать дополнительные занятия во внеурочное время отстающим воспитанникам и наладить
совместную работу с родителями. На большинство из своих пожеланий воспитатели получили согласие и поддержку. В годовом цикле взаимодействия воспитателя и учителей - предметников для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса можно рекомендовать такие формы взаимодействия как: Совещание воспитателя, классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе; Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия); Отслеживание выполнения классом контрольных работ; Организация малых педсоветов; Организация педагогических консилиумов; Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания; Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися; Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель, НПК, конкурсов проектов. Осуществление преемственности, Проведение дней открытых дверей для родителей.
Организационно-управленческая работа в интернате призвана сформировать особую воспитательную среду, участниками которой являются дети, воспитатели, учителя и другие работники школы-интерната. Ведь настоящая семья с гармоничными отношениями – это сообщество уважительно и внимательно относящихся друг к другу людей, способных доверять ребёнку, увидеть в нём индивидуальность и целенаправленно влиять на его личностное развитие. Создание единого творческого коллектива – высокий показатель уровня управления. Нельзя достигнуть успеха, если работающие в школе-интернате чувствуют себя людьми, сведёнными вместе только силой случая. Усилия отдельных учителей или воспитателей без согласованности действий коллектива в целом не могут оказать заметного влияния на формирование характера, поведения и личности школьника в целом. Педагоги школы-интерната должны быть нацелены на изучение особенностей поведения и деятельности своих учеников на протяжении всех лет обучения и иметь в виду, что психофизические особенности могут своеобразно проявляться в каждом конкретном возрасте. Кроме того, каждому учителю и каждому воспитателю необходимо учитывать влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им практического жизненного опыта и в соответствии с этим осуществлять его обучение и воспитание. Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия воспитателя и учителя являются: экологичность воспитательно-образовательного процесса (сделать процесс воспитания и образования наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальных особенностей детей при определении ориентиров воспитания и обучения, и прочие специфические черты коллектива и личности); организованность (обеспечение дисциплины и самоорганизации воспитанников в классе); дифференциация и индивидуализация (учёт педагогических вмешательств); последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся. Аспекты, способные при анализе обозначить наиболее существенные проблемы взаимодействия или напротив, накопленный положительный опыт: эмоциональная характеристика взаимодействия (доверие (недоверие) в межличностных отношениях, положительные (негативные) эмоции, конфликты, дружеские (неприязненные) отношения между воспитателями и учителями); деловая характеристика взаимодействия (степень регулярности в обмене информацией, наличие более или менее устойчивых форм взаимодействия воспитателей и учителей); нормативная характеристика взаимодействия (наличие устных или письменных договорённостей между воспитателями и учителями, ясность прав и обязанностей, прозрачность взаимных ожиданий). В течение девяти месяцев воспитанник интерната оторван от тех условий жизнедеятельности, к которым привык с детства, он попадает под опёку незнакомых ему людей: воспитателей, учителей. Очень важно, ещё раз подчеркнуть, что воспитание и влияние на развитие личности ребёнка должно быть согласовано, остро встаёт необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества педагогов и воспитателей. Необходимость взаимодействия обусловлена, прежде всего, тем, что наша педагогическая деятельность связана самим объектом – это учащийся – воспитанник. Взаимодействие имеет своей целью совместное выявление причин, возникающих у ребёнка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной деятельности для оказания помощи и предупреждения возможных проблем. Одним из важнейших вопросов организации деятельности интерната является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей - предметников и классных руководителей. От этого зависит учёба и воспитанность учащихся. Формы совместной деятельности учителя и воспитателя, используемые в работе:
1.
Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива: планирование, проведение внеурочной воспитательной работы, ведение психолого- педагогических наблюдений, посещаемость уроков и т.д.
2.
Обмен информацией между учителем и воспитателем (классные журналы, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена).
3.
Совместное проведение отдельных учебно-воспитательных мероприятий.
4.
Обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режиму, устной и письменной речи, ведению тетрадей, объёму домашних заданий, возможности усиления или ослабления учебной нагрузки. Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовки в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Существенную помощь учителю и воспитателю в обмене рабочей информации оказывает дневник взаимосвязи, в котором учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы. На сегодняшний день отмечается, что воспитанники стали менее заинтересованы в учебном труде, большинство детей имеет низкую учебную мотивацию, познавательные мотивы у них слабо выражены и учебный материал их мало привлекает. В связи с этим воспитателями во время самоподготовки домашних заданий, при проведении фронтальных и индивидуальных бесед, в первую очередь ведется работа по формированию общеучебных умений, направленных на интеллектуальное развитие разных возрастных групп, на развитие организационных моментов, на приобретение навыков приучать себя действовать согласно плану воспитателя или учителя, следовать и выполнять их требования, воспитанников учат слушать и понимать речь других, умению отстаивать и подтверждать свою точку зрения, умению аргументировать свой ответ. У воспитанников вырабатывается навык приобретения новых знаний на уроках посредством внеурочной деятельности, мотивация с желанием выполнять домашние задания, не бояться трудностей. Воспитателями детей, имеющих проблемы в школе, проводятся посещения - встречи с учителями, с классными руководителями. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовки в семье, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки, согласовывают индивидуальный подход к детям. Большинству учителей хорошо известен каждый наш воспитанник (его личностные особенности (типа: уверен или неуверен в себе), индивидуальные умения в учёбе, состояние здоровья), они учитывают эти знания в своей педагогической деятельности. При посещении всегда оказывают помощь в виде рекомендаций: над чем надо поработать, в каком направлении совершенствоваться воспитаннику, какую помощь нужно оказать ребёнку. Связующим звеном взаимодействия является работа с детьми по подготовке и проведению школьных олимпиад, творческих конкурсов, Парада войск, принятия в члены республики «Детство», что также относится к сфере образовательного процесса. С целью самоконтроля деятельности в области взаимодействия со школой воспитателями заведены листы посещаемости уроков, которые должны посещаться дважды в месяц каждым воспитателем, а также по мере необходимости. Каждое посещение имеет определённую цель. Большинство учителей - предметников принимают посещение воспитателей не как контроль над работой учителя, а как желание узнать лучше своего воспитанника, увидеть качество его работы на уроке. Воспитатели выступили с просьбой к учителям - предметникам и классным руководителям контролировать выставление отметок в дневники учащихся, т.к. воспитатели не всегда имеют возможность и время для работы с классными журналами, о необходимости назначать дополнительные занятия во внеурочное время отстающим воспитанникам и наладить
совместную работу с родителями. На большинство из своих пожеланий воспитатели получили согласие и поддержку. В годовом цикле взаимодействия воспитателя и учителей - предметников для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса можно рекомендовать такие формы взаимодействия как: Совещание воспитателя, классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе; Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия); Отслеживание выполнения классом контрольных работ; Организация малых педсоветов; Организация педагогических консилиумов; Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания; Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися; Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель, НПК, конкурсов проектов. Осуществление преемственности, Проведение дней открытых дверей для родителей.
В раздел основное общее образование

