Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

статья

Автор: Волыхина Галина Серафимовна, учитель математики, МОУ "СОШ № 10", город Печора, Республика Коми



В раздел основное общее образование




Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.
«Будьте добрыми, если захотите, будьте мудрыми, если сможете, но здоровыми вы должны быть всегда» Конфуций Восприятие информации на протяжении длительного периода требует интенсивной мыслительной деятельности, статического напряжения, высокой концентрации внимания. Для усвоения нового материала ребенок прилагает невероятные усилия, что отрицательно влияет на его психологическое и физическое состояние. А ведь состояние ребенка - ресурс его успеха в учебе. От него зависит отставание развития, неуспеваемость. В настоящее время здоровье школьников определяют в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.Особое внимание уделяется созданию комфортной развивающей образовательной среды. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет каждому ребенку легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, содействует самоопределению школьника, его самореализации на основе своей внутренней мотивации, помогает достигать целей обучения. Подобный подход не дает дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Ведь счастливый человек- здоровыйчеловек. Построение педагогического процесса должно учитывать особенности физиологии обучающихся и соответствовать определенным гигиеническим нормам, среди ко- торых – грамотное чередование физической и умственной активности. Учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность, может сделать многое для сохранения здоровья учеников.
Математика – серьезный и сложный предмет, требует от ребенка немалых усилий и сосредоточенности. На уроках математики учащимся приходится много решать, писать, анализировать, рассуждать, что ведет к быстрой утомляемости, поэтому особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает немного времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья. Главная задача учителя – обеспечить максимально комфортную и благоприятную обстановку и создать у учащихся положительный эмоциональный настрой. Вежливость-это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность. В своей речи, обращаясь к ученикам, всегда использую слово «пожалуйста», учащиеся тоже. Очень часто ощущение счастья связано у детей с хорошими оценками, успешностью в школе. Необходимо создавать доброжелательную позитивную атмосферу на уроке, обучать учащихся осознавать и справляться со своими эмоциями, поддерживать у ребенка положительное отношение к себе, уверенность в себе и доброжелательность к окружающим. Нужно создавать для школьников ситуации успеха: -не требовать быстрого ответа на вопросы, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. -учитывать личные интересы и особенности школьника и возможность выбрать свой уровень и объем задания, разноуровневые задания; -использовать различные методы и виды работ на уроке; смену видов деятельности; устная работа, самостоятельная работа, решение заданий, работа с учебником (устная и письменная), творческие задания, мозговой штурм; - применять различные формы работы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную; - проводить нестандартные уроки; - применять безотметочную систему оценки знаний за работу у доски в младших классах, отсроченную оценку, накопительную систему баллов в старших классах, стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; -использовать эмоциональные разрядки-шутки, юмор, афоризмы.
Важная часть работы по здоровьесбережению – это рациональная организация урока. Помещение, в котором проводится занятие, должно соответствовать гигиеническим требованиям (свежий воздух, оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещённость, озеленение)
.
Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учитывать нормы длительности использования технических средств на уроках: в 5 – 7 классах длительность непрерывного применения ТСО составляет от 20 до 25 минут. Количество времени, затраченное школьником на учебную работу должно быть не более 75%, но не менее 60%. Технологии: блочно-модульная, игровые, коллективного способа обучения, проектной деятельности, проблемно-модульного обучения, решения исследовательских задач содействуют индивидуализации режима и ритма учебного процесса, максимально приближают его к возможностям и способностям ученика, а следовательно, делают здоровьесберегающими. Цветовое оформление классной комнаты влияет на способность к обучению и уровень IQ. Установлен диапазон оптимальных цветов – это зеленый, желто-зеленый, зелено- голубой. Зеленый цвет стабилизирует эмоции, при его отсутствии повышаются возбудимость, нервозность, раздражительность, нецелесообразная активность. Это цвет принятия решений. В своей работе применяю различные цвета ( карточки, плакаты, презентации). Например, жёлтый и оранжевый улучшают умственную работоспособность, а голубые и синие успокаивают возбудимых детей. Использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно). Уроки математики дают прекрасную возможность для формирования у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья.
Задания по здоровьесбережению, применяемые на уроках математики
Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю текстовые задачи, условия которых содержат советы и рекомендации.
Учащиеся также сами составляют задачи, презентации на тему «здоровье». Текстовый материал математических задач способствует пропаганде здорового образа жизни. Важно решать задания на фактическом материале, использовать графические иллюстрации, диаграммы, таблицы для пропаганды здорового образа жизни. Для того, чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, рассматриваю на уроках задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “знание своего тела», «безопасное поведение на дорогах». Например, 1.Чтобы получить суточную норму белков, школьнику необходимо съедать в день 0,2кг мяса. Сколько килограммов мяса необходимо съедать в год для нормального развития? Во сколько раз вес съеденного превышает вес среднего школьника, если он весит 40кг? 2.Содержание фтора в одной чашке чая относится к суточной потребности человека во фторе, как 2:17. Сколько процентов суточной дозы фтора содержится в одной чашке чая? Сколько чашек чая надо выпить, чтобы обеспечить свой организм фтором? 3.За три зимних месяца в школе переболело гриппом 25%учащихся. Если в следующем году учащимся сделать прививку против этой болезни, то количество заболевших уменьшится на 15%.Сколько учащихся не заболеет, если в школе учится 600 человек? 4.Кровь составляет 1/13 массы тела человека, 54% всей крови находится в кровеносных сосудах, 20% содержится в печени, 16% содержится в селезёнке и 10% в подкожных сосудах. Сколько крови находится в кровеносных сосудах, в печени, селезёнке и в подкожных сосудах у человека, масса которого 75кг? 5. Определите, сколько литров крови содержится в организме человека, вес которого составляет 47 кг, если известно, что на долю крови приходится 7% веса тела, а удельный вес крови 1,06 г/см³. 6.Человеческая кровь, двигаясь по артериям, прошла1120 см за 56 с. Какова скорость движения крови? 7.Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах. Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. 8.Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови. 9. Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15–20% из белков, на 20–30% – из жиров. Оставшиеся 50–55% должны приходиться на углеводы, которые содержатся в фруктах, овощах, злаках, орехах. 10. Ученые подсчитали, что смертельная для человека доза никотина составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Определим это число. 1 мг/кг х Р (ваш вес в кг) = … мг. У каждого из вас получилась своя цифра. А в целом можно сказать, что опасная для подростка доза составляет 50–70 мг. Но при этом надо учесть, что растущий организм примерно в два раза чувствительнее к никотину, чем взрослый. 11.Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. 12. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины. 13. Определить процентное содержание самых ядовитых веществ в дыме табака, если никотина – 2%; синильной кислоты – 0,5 часть никотина; смолы – в 7,5 раза больше, чем никотина; окись углерода – 3/5 от смолы. 14. В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32? 15 .В медицине известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший мелкий вирус имеет размер 16 миллимикрон (0,0000016 мм). Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание ( микробом или вирусом), и узнают, какая болезнь. Для предупреждения преждевременного утомления учеников проводятся почти на каждом уроке физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно- двигательного аппарата.
Систематическая и грамотная организация динамических пауз не только способствует сохранению их здоровья и формированию у них культуры ЗОЖ, но и учит их правильной организации труда,учит преодолевать трудности.
Физкультминутки
Необходимо на уроке проводить динамические паузы. Сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания Физкультминутки стараюсь встраивать в контекст урока: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения. Подобные нагрузки позволяют справиться с усталостью, вызванной продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Небольшая двигательная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты. В своей работе применяю творческие физкультминутки. Помимо снятия утомления и восстановления работоспособности, подобная гимнастика развивает творческое воображение. Например, 1.При изучении правильных и неправильных дробей предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; называю правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную дробь, – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением 2. При изучении положительных и отрицательных чисел ученики встают, руки на талии; называю положительное число, ученики делают повороты вправо; называю отрицательное – ученики делают повороты влево. 3. При изучении темы на сложение и вычитание положительных чисел играем в «перетягивание каната» (наклоняются вправо, если результат положительный, влево- отрицательный). 4. При изучении действий с десятичными дробями использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые расклеиваются в разных точках класса и которые дети должны найти, выполнив задание. 5. При изучении формул сокращённого умножения я показываю часть формулы, а вторую часть ученики должны отыскать вокруг себя.
6. Выполняю движения руками, когда проговариваю определение или правило перед классом. Учащиеся повторяют за мной. 7. После введения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. 8. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах при решении цепочки примеров предлагаю учащимся выполнять с закрытыми глазами. 9. При изучении различных геометрических фигур предлагаю выполнить задание из цветной бумаги (работа в парах или группах стоя) 10. В 7-9 классе предлагаю учащимся представлять планиметрические модели, в 10-11 классе - стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. 11. Предлагаю глазами “нарисовать” фигуры (спираль, окружность, ломаную и т. д.) несколько раз в одном, а затем в другом направлении. 12. Предлагаю учащимся закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. 13. Вообразить большие настенные часы, центр которых расположен прямо перед глазами. Вначале направить взгляд в центральную точку. Потом, не поворачивая головы, быстро перевести его на любую из цифр и так же быстро вернуть в центр. Таким образом просмотреть весь циферблат, сначала по часовой стрелке, а потом против. 14. Написание математических терминов открытыми глазами. Желательно чередовать размер букв. 15. Рисование глазами геометрических фигур сначала в одну сторону, затем в другую и, наконец, в разные стороны. 16. Предлагаю представить, что вы режете лук. Ваши глаза начали слезиться. Бы- стро поморгайте, закройте глаза и сидите спокойно, медленно проговаривая таблицу умножения. 17. Ваш указательный палец стал кисточкой, которой вы рисуете воздушного змея в форме ромба. Обозначьте вершины ромба, а затем соедините их. Изобразите шесть таких змеев. 18. Представьте, что вы впервые в жизни получили пятерку по математике. Не веря своим глазам, вы быстро поморгали несколько раз и зажмурились. Через 5 с, успокоившись, вы должны открыть глаза и убедиться, что у вас действительно такая оценка.
Применяю упражнения для формирования правильной осанки в сочетании с дыхательной гимнастикой: смена рук рывком, вращение головой вправо, влево, потягивания, ходьба на месте, покачивания и т. д. Включаю в урок массаж биологически активных точек. Например, 1. Вы пытаетесь дотянуться до турника, для этого поднимаете сжатые в кулаки руки вверх, а затем разжимаете их. И так 6–8 раз. Ваши руки устали, встряхните их, станет легче. 2. Вы сидите в парке и видите бабочку. Поднимите руку вверх и попробуйте дотронуться до нее. Повторите тщетную попытку несколько раз. 3 И.п.: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног нужно достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснения ладоней. 4. И.п.: сидя на стуле, прогнуться в пояснице, кисти – к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед. 5. Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало (встают, руки с разведенными пальцами поднимают вверх). Вдруг повеял ветерок (делают махи руками из стороны в сторону с наклонами корпуса), Небо тучей заволок (круговые движения руками влево, затем вправо) И деревья раскачал (качание туловищем влево-вправо). Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше (дети барабанят пальцами по столу), Солнце клонится все ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик (постепенно садятся и кладут голову на руки). 6. Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее) И вдруг проснулся (поморгать глазами), Больше спать не захотел
(руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки), Встрепенулся, потянулся (руки согнуть в стороны – выдох), Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). 7. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо! И еще – Через левое плечо! 8. И.п.: встать прямо, согнуть руки в локтях и «показать ладошки зрителю». Выполнять шумные, короткие вдохи носом, одновременно сжимая ладони в кулаки. Важно помнить: вдох носом – активный, выдох через рот – абсолютно пассивный, неслышный. Упражнение можно делать стоя, сидя. 9. Делается сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой – за кончик носа. Хлопнуть в ладоши быстро поменять положение рук: левой взяться за правое ухо, правой – за кончик носа. 10.Упражнение можно выполнять в такой последовательности: потягивание за мочки сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; потягивание ушной раковины к наружи; круговые движения. 11. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Применяю физические упражнения в сочетании с психологической разгрузкой: например, 1.«ЭТЮД ДУШИ» Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Солнышко!»
2.«ГОРА». Люди с самого рожденья Жить не могут без движенья. Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы! 3. «Поза покоя» Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Медленно, тихим голосом, с длительными паузами произносится: Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень легкая, простая: Замедляется движение, Исчезает напряжение… И становится понятно: Расслабление приятно! 4.«Не боюсь» Учитель произносит строчку и делает паузу, а дети про себя повторяют за ним, выполняя какие-либо движения. Я скажу себе, друзья: Не боюсь я никогда Ни диктанта, ни контрольной, Ни стихов и ни задач, Ни проблем, ни неудач. Я спокоен, терпелив, Сдержан и неговорлив, Просто не люблю я страх, Я держу себя в руках.
5. Сядьте поудобнее, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте себя далеко- далеко от шума улиц и забудьте обо всех своих проблемах и неприятностях. Вообразите, что вы находитесь там, где вы больше всего любите отдыхать, где вам легко, спокойно и комфортно. Вслушайтесь в звуки природы: журчание ручейка, пение птиц. Ощутите теплоту нежного, ласкового летнего солнышка. Расслабьтесь, сбросьте напряжение дня. Отдыхайте. Дышите животом и наслаждайтесь музыкой природы. Вы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните. Выдохните накопившиеся в вас обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них навсегда. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и к окружающим. 6.«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ». М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? Культура здоров ьяЛитература: 1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004. 2. Зайцев Н.Ю. «Твое здоровье: укрепление здоровья»: Методическое пособие для 5–7-х классов, 2001. 3.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973. 4.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. М. Вако 2008 5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.АРКТИ, 2003. 6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Мин.образования и науки Российской Федерации. М.Просвещение, 2011.
, Культура здоровья


В раздел основное общее образование