Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Кислоты: состав, определение, физические свойства

Конспект урока

Автор: Гришина Татьяна Андреевна, учитель химии, МОУ СОШ №10, ст. Стодеревская, Курской район, Ставропольский край

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




Тема: «Кислоты: состав, определение, физические свойства» 8 класс

Цель урока
: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока
1.
Образовательная
: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот. 2.
Развивающие:
а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку; б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос; в) информационные: выделять существенные признаки явлений, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы. 3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям. 4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать
а) определение понятия - кислоты; б) классификацию кислот; в) физические свойства кислот.
Уметь
: а) распознавать кислоты при помощи индикаторов; б) определять валентность кислотного остатка; в) пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева; г) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни

Оборудование
: ПК и презентация; набор справочных материалов для учащихся, карточки с терминами; наборы химической посуды для учащихся; химические реактивы: дистиллированная вода, растворы соляной и уксусной кислот, индикаторы (фенолфталеин и метилоранж), заваренный чай, кусочек лимона, аскорбиновая кислота в виде витамина С.
Ход урока.
I.
Орг. момент
: добрый день! Я рада видеть вас сегодня на своём уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. II.
Вступительное слово учителя
: Ребята! Сегодня у нас будет интересный урок, потому что вы познакомитесь с веществами, имеющими важное значение для человека. Эти вещества строят живой организм, их широко используют в химическом синтезе, употребляют в пищу, применяют как лекарственные средства. А называются они кислоты. Поэтому тема урока звучит следующим образом: «Кислоты: состав, определение, физические свойства» (1й слайд) Обратите внимание на слова российского химика И.В. Тананаева, которые я взяла в качестве эпиграфа: «Слово «кислота» - это функция вещества, а не этикетка с названием» (читаю эти слова в презентации). Сегодня на уроке мы это докажем. ( 2й слайд): девиз урока - предлагаю высказывание английского философа и педагога Д. Локка: «Лучший путь к истине – это изучать вещи как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили». Мы не будем сегодня верить, а будем изучать, будем искать свой путь к истине. (3й слайд): Этот путь к истине вы видите на экране: чтобы придти к истине, нам с вами необходимо достичь цели – изучить состав кислот, дать их определение и связать состав со свойствами.
III.

Актуализация субъективного опыта учащихся:

Беседа:
Ребята, коль сегодня мы будем говорить о кислотах, хочу спросить, что вы знаете об этих веществах? (слушаю высказывания учащихся)
Добавляю к рассказу ребят и демонстрирую слайд
- кислоты окружают нас. Яблочная кислота входит в состав яблок, лимонная кислота – лимона, янтарная входит в состав прогорклого масла, муравьиная – в состав секрета муравья, крапивы, уксусную кислоту используют для консервирования. Изучая организм человека, вы также встречались с кислотами – соляная кислота входит в состав желудочного сока, остатки угольной, фосфорной кислот входят в состав костей, крови, межклеточного вещества, цитоплазмы клеток. А кроме того многие витамины по своему составу также являются кислотами: витамин С – аскорбиновая кислота, В 3 – пантотеновая кислота, РР – никотиновая кислота. IY
. Основной момент
: Итак, мы начинаем с вами путь к истине.
Беседа:


определение и состав кислот
: ребята, на столах у вас лежат справочные материалы. Найдите лист №1. В нём вы видите таблицу «Формулы некоторых кислот и кислотных остатков» Задание: рассмотрите вторую графу, где представлены формулы кислот; что общего в составе кислот вы видите? (на 1м месте записаны атомы водорода)
Вывод:
это действительно так – наличие водорода на 1м месте является важным признаком кислот.
Объяснение
: (Вывешиваю карточки на доску) – если в формуле кислоты закрыть символ водорода, то остаётся кислотный остаток (обращаю внимание на термин на доске). У каждой кислоты кислотный остаток имеет своё название и валентность.
Объяснение
: валентность определяется числом атомов водорода в кислоте. Если 1-н атом, то валентность равна 1, если 2 атома, то валентность равна 2. Показываю это на карточках на доске– НСl, Н 2 SO 4
Объяснение:
каждый кислотный остаток имеет своё название.
Фронтальная работа с табл.№1 и формулами кислот на доске

Фронтальная

беседа
: из каких же компонентов состоят кислоты? (из водорода и кислотного остатка)
Объяснение:
Ребята, вы увидели, что в состав кислот входят атомы водорода соединённые с кислотным остатком. Зная это, можно составить общую формулу класса кислот. Если кислотный остаток обозначить буквой R, то общая формула кислот будет выглядеть следующим образом: H x R (слайд в презентации) – фронтальная работа с общей формулой.
Первичная проверка понимания изученного:
фронтальная беседа - назовите важные признаки кислот - попробуйте самостоятельно сформулировать определение кислот
Работа

с

учебником
: а теперь обратимся к учебнику и уточним это определение. Откройте учебник на 71й странице и прочтите это определение (читают вслух)
Творческая игра
: А мы продолжаем наш путь к истине. Я предлагаю вам необычное задание, которое называется «Третий лишний» (слайд с заданием)
Работа в парах:
- Ребята, внимательно посмотрите на экран и в каждом ряду кислот найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте. Вы можете работать в парах, советоваться, обсуждать ответ.
Фронтальная беседа
: по выполнению упражнения.
Вывод
: в этом задании вы увидели важные классификационные признаки кислот. Работа со схемой: если в состав кислоты входят атомы кислорода – это кислородосодержащие кислоты, если нет кислорода – бескислородные; основность кислоты определяется числом атомов водорода – 1атом-одноосновная, 2 – двухосновная, 3 – трёхосновная.
Индивидуальная работа со схемой №2:

- Ребята, а теперь озвучьте эту схему, добавьте в неё примеры. На столах у вас есть эта схема на листе № 2. С помощью таблицы №1 подберите примеры и вставьте их в схему. Лист №2 подпишите. (взаимопроверка – у кого нет ошибок «5») Наш путь к истине продолжается:
Объяснение
: по агрегатному состоянию кислоты могут быть жидкими, как правило бесцветными (соляная, серная кислоты), могут быть твёрдыми (лимонная, винная ), многие из них хорошо растворимы в воде, некоторые (кремниевая) не растворимы в воде. Кроме того, все кислоты жгучие, они разъедают растительные и животные ткани. Поэтому при работе с кислотами надо соблюдать правила ТБ.
Инструктаж по ТБ
– правила на слайде. А мы продолжаем наш путь к истине. - Ребята, хотя по правилам ТБ в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, я хочу угостить вас вкусной и крайне полезной кислотой – аскорбиновой, которая ещё называется витамином С; регулярное употребление этой кислоты повышает иммунитет. Будьте здоровы! (ребята пробуют аскорбинку на вкус)
Фронтальная беседа
: - какой вкус вы ощутили? - какой вкус имеют знакомые вам кислоты?
Вспомните состав кислот и ответьте на вопрос
: - почему все кислоты кислые? Подвожу итог: все кислоты кислые потому, что имеют сходный состав – атомы водорода. Ребята, до истины осталось совсем чуть-чуть. И я предлагаю вам провести маленький эксперимент.
Парная работа
: у вас на столах в стаканчиках налит заваренный чай; положите в него кусочек лимона и палочкой выдавите сок.
Фронтальная беседа
: - Что наблюдаете? - Как объяснить этот результат с тоски зрения химии? Комментарий учителя: представьте себе, чай указывает нам, что в лимоне есть кислота. Другими словами, заваренный чай можно назвать индикатором, т. е. веществом, которое меняет свой цвет под действием кислоты (обращаю внимание на термин на доске)
Рассказ:
такой способностью предсказывать людям, где кислота, обладают многие красители. В хим. лабораториях используют очищенные красители- лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин. А дома, кроме чая, вы можете воспользоваться соками некоторых растений, например, соком свёклы, чёрной смородины. Ещё в 17 в. Роберт Бойль обнаружил, что под воздействием кислоты цветки фиалки изменяют свою окраску. Из отвара фиалки и василька он приготовил фенолфталеин, а пропитав фильтровальную бумагу отваром тропического лишайника, он получил лакмусовую бумагу. Ребята, наш эксперимент продолжается, мы приближаемся к истине:
Парная лабораторная работа
: Предлагаю вам исследовать изменение окраски разных индикаторов в кислой и нейтральной средах. Обращаю ваше внимание на то, что работать с кислотами надо аккуратно, т.к. можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу, надо смыть её струёй воды. Давайте познакомимся с инструкцией. Возьмите лист № 3 и прочтите ход работы.
( фенолфталеин испытываем вместе с детьми, а метилоранж они испытывают самостоятельно и записывают результаты в таблицу)
Работа с учебником
: теперь проверьте свои результаты с помощью таблицы в учебнике на 70-й странице.
Фронтальная беседа
: - Как же можно доказать, что одним из растворов является кислота?
Фронтальная беседа:
- а что вы знаете о «кислотных» дождях? (слушаю рассуждения ребят)
Рассказ
: термин «кислотный дождь» английский метеоролог Роберт Смит ввёл сто лет назад. Он заметил, что дождь в его родном городе не только грязный, но ещё раз и разъедает камень и чугун. Дождь всегда представлял собой слабую кислоту. Но с развитием промышленности, транспорта, кислотность дождя резко повысилась. В Англии в 1952 г непроглядный туман – печально знаменитый «гороховый суп» - окутал улицы и площади Лондона. Четыре тысячи жизней унёс он с собой! Частицы смога сильно раздражали бронхи, лёгкие забивала слизь, тяжёлый кашель и следующий за ним сердечный приступ стали уделом множества жителей английской столицы. Причина этого заключалась в том, что по оценке учёных, туман был покислее лимонного сока. Вскоре британское правительство запретило сжигать в городах топливо, которое образует много дыма, потому, что такой дым содержит оксиды серы и азота, которые при взаимодействии с кислотами и водой образуют едкие серную и азотную кислоты. Кислотные дожди виноваты в исчезновении рыбы во многих водоёмах, т.к. рыба не выдерживает кислой воды. Такие дожди вымывают из почвы питательные вещества, без которых растениям грозит голодная смерть. Теперь, когда люди поняли и оценили вред кислотных дождей, в развитых странах на тепловых электростанциях устанавливают уловители, которые не пускают загрязнения в воздух. Обязательной частью автомобильного двигателя в некоторых странах стал прибор, который умеет удалять из выхлопа машины оксиды азота.
IY Итог урока
: наш путь подошёл к концу. Мы познакомились с кислотами, убедились, что кислота не этикетка, а функция. Надеюсь, что в жизни вы сможете правильно пользоваться кислотами, не навредив своему здоровью
Y Закрепление
: индивидуальная работа по карточкам – выполнение тестовых заданий. (приложение 4), самопроверка по слайду.
YI Задание на дом
: & 20 с71, 73-74, выучить формулы кислот в таблице
Рефлексия
: на столах цветная бумага: красный цвет – усвоил весь материал, жёлтый – усвоил новый материал частично. Приложение 1 – лист №1 (Формулы некоторых кислот) Приложение 2 – лист №2 (схема «Классификация кислот») Приложение 3 – лист №3 (инструкция) Приложение 4 – лист №4 (упражнения для закрепления)
Лист №4
Упражнения для закрепления
: 1.Число формул кислот в следующем списке: Н 2 СО 3 , Fe(OH) 2 , NaOH, Ва(ОН) 2 , СаО, SO 2 , H 2 SiO 3 – равно: А. 1 Б. 2 В. 3 Г 4 2. Ряд формул, в которых все вещества – кислоты: А. НCl, СаСl 2 , Н 2 SO 4 Б. НNO 3 ,H 2 SO 3 , H 3 РО 4 В. NаОН, Н 2 СО 3, Н 2 S 3. Общая формула кислот изображена условной записью: А. М(ОН) х Б. М х R В. Н х R, где М – металл, R – кислотный остаток.
Лист № 1
Формулы некоторых кислот и кислотных остатков
Название кислоты Формула кислоты Кислотный остаток Название кислотного остатка Соляная НСl -Сl Хлорид Сероводородная H 2 S -S Сульфид Азотная HNO 3 - NO 3 Нитрат Серная H 2 SO 4 = SO 4 Сульфат Угольная H 2 CO 3 = CO 3 Карбонат Ортофосфорная H 3 РО 4 РО 4 Ортофосфат Сернистая Н 2 SO 3 = SO 3 Сульфит
Лист №3 Инструктивная карта «Определение окраски индикаторов в различных средах» Цель: научиться определять кислоты с помощью различных индикаторов. Ход работы. 1. В штатив помещены три пробирки, в которых находятся дистиллированная вода, соляная кислота, уксусная кислота. 2. С помощью предложенных индикаторов: фенолфталеина, метилоранжа определите, как меняется их цвет в кислой и нейтральной средах. Результаты исследования занесите в таблицу: Окраска индикаторов в различных средах Индикатор Вода дистил. Н 2 О Соляная кислота НСl Уксусная кислота СН 3 СООН Метилоранж Фенолфталеин

Кислоты

Лист №2
По содержанию кислорода
Бескислородные кислородосодержащие
По основности о о о д д д н н н о о о о о о с с с н н н о о о в в в н н н ы ы ы е е е т т т р р р ё ё ё х х х о о о с с с н н н о о о в в в н н н ы ы ы е е е д д д в в в у у у х х х о о о с с с н н н о о о в в в н н н ы ы ы е е е о о о д д д н н н о о о о о о с с с н н н о о о в в в н н н ы ы ы е е е д д д в в в у у у х х х о о о с с с н н н о о о в в в н н н ы ы ы е е е


В раздел основное общее образование