Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Кислород, нахождение в природе, физические свойства, получение"

Конспект урока

Автор: Гришина Татьяна Андреевна, учитель химии, МОУ СОШ №10, ст. Стодеревская, Курской район, Ставропольский край

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




Тема: Кислород, нахождение в природе, физические свойства, получение (8 класс)

Цель:
способствовать формированию знаний учащихся о кислороде как о химическом элементе и простом веществе, показать распространение в природе, познакомить с физическими свойствами, историей открытия, способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на Земле и в жизни человека.
Задачи:

Дидактические:
формировать умение различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода, характеризовать его физические свойства.
Развивающие:
способствовать формированию умений: выделять общие и существенные признаки и свойства, видеть проблему и находить пути ее решения, применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий; продолжать развитие самостоятельности, умения работать в парах и группах, развивать умение учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой
Воспитательные:
способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели, воспитывать у учащихся личностные качества – внимание, наблюдательность, инициативу, доброжелательность.
Методы:
частично-поисковый, рефлексивный.
Материалы и оборудование:
лабораторный штатив, спиртовка, спички, пероксид водорода Н 2 О 2, оксид марганца (IY) МпО 2, перманганат калия КМnО 4 , химический стакан, пробирка с газоотводной трубкой, пробка, лучинка, фарфоровая чашка.
Ход урока

I Орг. момент
: готовность учащихся к уроку, наличие принадлежностей, информация о плане работы.
II Основной момент: (слайд 1)
1.
Вступительное слово учителя
: По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и в то же время невидимым может быть только бог. В действительности эти три эпитета вполне можно отнести и к химическому элементу, о котором пойдёт речь на нашем уроке. Чтобы ответить на вопрос, что же это за вещество, я предлагаю вам загадку: В чём горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без …
(кислорода)

Учитель: (слайд 2)
Тема нашего урока – «Кислород, нахождение в природе, физические свойства, получение».
(Слайд 3)
Ребята, обратите внимание на слова академика Вернадского В.И.: «Свободный кислород – самый могущественный деятель из всех
известных нам тел земной коры». Как вы думаете, почему академик дал такую высокую оценку кислороду? (ответы учащихся)
Учитель:
Вам ещё трудно полностью оценить значение кислорода, т.к. не хватает знаний. Сегодня на уроке мы расширим и углубим ваши представления о кислороде, его значении для живых существ. Вы должны доказать, что кислород вездесущ, всемогущ и невидим.
Создание проблемной ситуации:

Учитель:
Ребята, как вы думаете, почему кислород предлагается изучать самым первым в курсе химии? (созидающие процессы – дыхание, входит в состав воды, разрушение – горение, гниение, ржавление) Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель? Нужно о нём побольше узнать, чтобы ответить на этот вопрос.
(Слайд № 4)
И начнём мы с того, что дадим общую характеристику кислороду, узнаем о нахождении в природе и т.д.
Учитель
: (слайд № 5) Ребята, очень интересна история открытия кислорода. Я предлагаю послушать сообщения об этом историческом факте.
Демонстрация
: на столе находится 3 стакана: в 1м – воздух, во 2м – вода, в 3-м – песок.
Фронтальная беседа:
- в стакане с воздухом есть кислород? (да) Почему вы так считаете? - в стакане с водой есть кислород? (да, в виде простого вещества) Почему вы так считаете? (Нагреваю воду до кипения, кислород выходит) - а в кипяченой воде есть кислород? (в виде атомов химического элемента) - в каком виде кислород находится в песке? (в виде химического элемента)
Вывод:
Т.о, кислород может быть в двух видах: как химический элемент и как простое вещество. (
Слайд № 6)

Самостоятельная работа с учебником и интеллект – картой:

Учитель
: Ребята, первый учебный модуль называется «Характеристика кислорода как химического элемента и простого вещества»
Обсуждение результатов работы
: фронтальная беседа – А) дети докладывают о результатах работы – характеристика элемента, распространение в природе
(слайд № 7)
- Какой вывод можно сделать о распространении кислорода в земной коре? (занимает 1-е место) Б) взаимопроверка упражнения
(ключ на слайде №8)
В) физические свойства
(слайд №9)
После обсуждения физических свойств, учитель: Ребята, вы правильно отметили, что кислород – это газ без цвета, запаха и вкуса, т.е. он не видимый. Можно ли его увидеть? Да можно, если при определённых условиях превратить его в жидкость (зачитываю отрывок из повести Александра Беляева «Продавец воздуха»)
Учитель:
Ребята, все живые организмы используют кислород для дыхания. Кислород – это сознание человека. Клетки мозга умирают гораздо быстрее других клеток организма при недостатке кислорода. Человек в сутки вдыхает 750 л кислорода. Самолёт за 9 ч полёта использует 50 т кислорода.
Проблемный вопрос
: Откуда кислород берётся в атмосфере? (
слайды 10, 11)


Учитель
: В лаборатории кислород можно получить из веществ, которые легко разлагаются при нагревании. Такими веществами являются перманганат калия, перекись водорода, вода.
Демонстрация
разложения перманганата калия, пероксида водорода
Фронтальная беседа
: обсуждение способов собирания кислорода, основанных на физических свойствах этого вещества (немного тяжелее воздуха, малорастворим в воде) Демонстрация видеофильма «Собирание кислорода путём вытеснения воды»
Самостоятельная работа
: учебный модуль «Получение кислорода в лаборатории»
Фронтальная беседа
: обсуждение результатов самостоятельной работы, 1 человек выписывает уравнения реакций на доске, самопроверка по слайду приборов для получения кислорода (слайд № 13)
III Закрепление
: задание в интеллект – карте, самопроверка по слайду №13
IY Домашнее задание
:
на слайде № 14

Y Рефлексия: на доске дерево знания: вешают яблоки – красные (всё понятно), жёлтые

(есть сомнения), зелёные – (всё непонятно)

Приложение к уроку: интеллект-карта, презентация (смотри ниже)


Интеллект- карта урока

Тема урока: _________________
Источник жизни? Злой разрушитель?
I

. Кислород - химический элемент и простое вещество

:

при

выполнении следующих заданий используйте материал учебника & 18 с 53,

& 20 с 55

1)

Составьте характеристику элемента по предложенному плану.

План характеристики элемента.

1.

Химический символ

2.

Относительная атомная масса.

3.

Валентность.

4.

Распространённость в природе



2)

Определите, где говорится о кислороде как о химическом элементе, а где как о

веществе, обозначьте соответственно буквами

Э

и

В.
- Растения при фотосинтезе выделяют кислород. - В почве находятся соединения, содержащие кислород. - Кислород в почве необходим для дыхания корней. - В оксиде кальция, применяемом для побелки стволов деревьев, содержится кислород. - В классе открывают форточки, чтобы обогатить воздух кислородом.
3)

Заполни таблицу:

Признак

Кислород как простое вещество

Состав молекулы (формула)

Относительная молекулярная масса

Физические свойства:

- агрегатное состояние

- цвет

- запах

- вкус
Ф.И. учащегося:

- растворимость в воде

- вес по сравнению с воздухом

II. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.

1. Посмотрев демонстрационные опыты – реакции получения кислорода в

лаборатории, допишите следующие уравнения реакций (для справок используйте

учебник стр 54 ):

KMnO

4

=

H

2

O

2

=

H

2

O =

2. Письменно ответьте на вопросы:

1) К какому типу относятся эти реакции?

2) Как доказать, что выделяющийся газ – кислород?

3) Какими способами собирают кислород и почему?

4) Какую роль выполняет в реакции (2) оксид марганца (IY) МnO

2

5) Что такое катализатор?

6) Как получают кислород в промышленности?

3.
Перед вами 3 прибора для получения и собирания газов, зачеркните тот, который нельзя использовать для получения кислорода. Почему?
Закрепление:

Вычеркните неверные суждения.
1. В промышленности получают из воздуха. 2. Сложное вещество. 3. При обычных условиях бесцветный газ. 4. Собирают вытеснением воздуха 5. В природе встречается только в составе сложных веществ. 6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд. 7. В лаборатории получают из перекиси водорода. 8. Газ, имеющий запах. 9. Поддерживает горение. 10. Тяжелее воздуха. 11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды. 12. При обычных условиях жидкость. 13. Входит в состав воздуха. 14. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.


В раздел основное общее образование