"Особенности работы с детьми,имеющими трудности в обучении"
проект
Автор: Чернова Татьяна Васильевна,баталова Елена Павловна, методист, заведующий отделом, БОУ города ОмскаЦТРиГО"Перспектива", Город Омск, Омская область
В раздел основное общее образование
Бюджетное образовательное учреждение города Омска
«Центр творческого развития и гуманитарного образования
_______________«ПЕРСПЕКТИВА»______________
644027, Российская Федерация, город Омск, улица Лизы Чайкиной, дом 3, т. 536109 gmc_omsk@mail ПРОЕКТ
Особенности работы с детьми, имеющими
трудности в обучении
Авторы проекта:
Чернова Татьяна Васильевна, методист БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива»; Баталова Елена Павловна, заведующий секцией БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива»
Научный руководитель
проекта:
Мурзина Н.П., канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «ОмГПУ» Омск- 2014 г.
Проблемный анализ, актуальность
С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта важной целью образования становится подготовка детей с разными учебными возможностями к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, а также достижение такого уровня образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ребёнком в будущем задач теоретического и прикладного характера. Поэтому вопросы работы с детьми, имеющими трудности в обучении, чрезвычайно актуальны для современной общеобразовательной школы. В школе мы сталкиваемся с противоречиями, сущность которых заключается в том, что в классе обучаются дети с разным интеллектуальным уровнем. Чаще всего, в работе с детьми из-за необходимых показателей результативности в своей деятельности учитель делает упор на среднего и сильного ученика. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся к знаниям, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению дополнительных занятий путем объяснения, многократных повторений, заучивания правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Не всегда педагоги знакомы с группами неуспевающих обучающихся, не всегда владеют теоретическими знаниями об особенностях работы с ними, часто не знакомы с видами учебных ситуаций, затрудняющих деятельность слабоуспевающих школьников. По итогам анкетирования педагогов (182 респондента) на выявление сформированности компетенций по организации работы с детьми, имеющими трудности в обучении, были выявлены следующие результаты: «умею» - 15 %, «скорее да, чем нет» - 38 %, «скорее нет, чем да» - 28 %, «не умею» - 19 %. Исходя из анализа данных, следует, что у многих педагогов возникают затруднения в организации данного вида деятельности. В связи с этим возникает необходимость в методическом сопровождении педагогов по данной деятельности.
Цель
проекта
- развитие профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
Задачи проекта:
- совершенствовать знания педагогов о группах неуспевающих и слабоуспевающих детей и особенностях работы с ними; - оказать методическую помощь в овладении эффективными способами работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- изучить и распространить эффективный педагогический опыт работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
Концепция проекта
В исследованиях многих педагогов и психологов (Марковой А.К., Локаловой Н.П., Хромова Н.И.) подчёркивается необходимость создания условий для организации педагогической поддержки обучающихся, имеющих трудности в обучении, в условиях освоения новых образовательных стандартов. Анализ состояния работы с такими детьми выявил, что адресная поддержка педагогов по развитию профессиональной компетентности в работе со слабоуспевающими и неуспевающими детьми недостаточно развита. Таким образом, в образовательном процессе выявляются следующие
противоречия:
между требованиями, зафиксированными в нормативных документах, и истинным положением слабоуспевающего ребенка в условиях образовательного процесса; между потребностью детей в обучении с использованием индивидуального образовательного маршрута и недостаточным владением педагогами основными факторами организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми. Эти противоречия определили ряд
проблем:
- недостаточное владение педагогами знаниями о группах неуспевающих и слабоуспевающих детей; - недостаточное владение знаниями об особенностях работы с детьми, имеющими трудности в обучении; - отсутствие систематического информационно-методического сопровождения деятельности педагогов.
Содержание проекта
В рамках совместной деятельности методистов информационно- издательской секции с различными ГМО БОУ г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива» возникла необходимость в создании проекта «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении». Концепция проекта была представлена на заседании научно – методического совета БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива», одобрена и представлена на фестивале городских методических объединений «Педагогический меридиан». Далее был разработан поэтапный план реализации проекта в 3 направлениях.
Работа с педагогами
Для данной категории участников проекта была создана система методических мероприятий по реализации проекта: На 1 этапе необходимыми стали методические мероприятия обучающего практико-ориентированного характера с глубоким погружением
в проблему: семинар постоянно действующий, семинар – практикумы (деловые игры, тренинги), выставки и т.д. На 2 этапе возникла необходимость в систематизации, обобщении, презентации и популяризации эффективного педагогического опыта учителей по данной проблеме. Поэтому необходимыми становятся: «круглые столы», учитывающие запросы и потребности педагогов разных квалификационных категорий, дискуссии, показ открытых занятий по проблематике проекта, консультации (в том числе и on – line). 3 этап предполагает обобщение, анализ результатов, разработку методических материалов по результатам реализации проекта и рефлексию деятельности педагогов по реализации проекта. На данном этапе целесообразны: творческая группа (с разработкой методических рекомендаций), семинары, круглые столы, креатив-марафон, выпуск сборника.
Работа с родителями
Родителям важно знать, как правильно и грамотно организовать процесс домашнего воспитания с учётом индивидуальности каждого ребёнка, учёта специфики его физиологических, психологических, возрастных, социальных особенностей: организовать досуг, помочь выполнить домашнее задание и т.д. Удобной формой работы с родителями могут быть тематические классные часы, родительские собрания, консультации с узкими специалистами (психологами, логопедами, дефектологами, медиками).
Социальное партнёрство
Социальные партнёры выполняют определённую роль в рамках реализации проекта: ФГБОУ ВПО «ОмГПУ» – научно – методическая поддержка (обучающие мероприятия с педагогами, консультации, рецензирование методических материалов, в составе экспертов); ООО «СФЕРА» – спонсорская помощь в формировании призового фонда; публикации лучших статей в сборнике по итогам проекта; Бюджетные образовательные учреждения города Омска.
Этапы реализации проекта
Проект реализуется второй год. В рамках реализации проекта в 2012 – 2013учеб. г. и в 2013 – 2014 учеб. г. были получены следующие результаты: - в
2012
–
2013
учебном
году
был разработан диагностический инструментарий, проведена диагностика по выявлению затруднений педагогов в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, написана дополнительная образовательная программа «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении». В
2013
– 2014
учебном
году
в рамках мероприятий проекта были проведены обучающие методические мероприятия для педагогов ОУ города Омска («СОШ № 33», «СОШ № 50», «СОШ № 98») . 78 человек расширили знания об особенностях организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми; 26 человек получили индивидуальные консультации при подготовке презентаций своего педагогического опыта по данной
проблематике; 2 человека («СОШ № 50») приняли участие в муниципальном конкурсе молодых педагогов «Открытие»; 10 педагогов представили к публикации опыт своей деятельности по данной проблеме; все участники повысили уровень профессиональной компетентности, посетив тематические выставки учебно-методической литературы по основным направлениям современного образования.
Реализация проекта в 2014 – 2015 учебном году
Цель:
продолжить работу по оказанию методической помощи педагогам и родителям в вопросах, связанных с особенностями обучения и воспитания детей, имеющих трудности в обучении, в различных ГМО БОУ г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива».
Задачи:
1. Разработать систему мероприятий и информационно – методические материалы по проблеме организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми. 2. Подготовить сборник методических рекомендаций по данной проблеме. 3. Провести «Креатив-марафон» на муниципальном уровне. Формы и тематика мероприятий, сроки проведения вынесены в
Приложение
1
.
Предполагаемые результаты реализации проекта в 2014 – 2015 учебном
году:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми; - повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей, имеющих трудности в обучении; - выпуск сборника методических материалов и рекомендаций «Из опыта работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми»; - проведение «Креатив-марафона» на муниципальном уровне по данной проблеме.
Предполагаемый результат реализации проекта
1.Педагоги научатся организовывать образовательный процесс с использованием знаний специфики работы с детьми, имеющими трудности в обучении (оказание адресной помощи обучающимся). 2.Участие в проекте будет способствовать взаимодействию с другими специалистами (в рамках психолого-медико-педагогического консилиума). 3.Педагоги овладеют профессиональной установкой на оказание помощи любому ребёнку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении. 4.Педагоги смогут разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты с учётом личностных и возрастных особенностей обучающихся. 5.Повысится уровень личностного самосовершенствования и активность учителей. 6.Повысится мотивационная сфера педагогов.
7.Повысится профессиональная компетентность педагогов в организации работы с детьми, имеющими трудности в обучении (проведение открытых занятий, выступления на семинарах, мастер-классах, круглых столах и других методических мероприятиях, на конференциях; публикации педагогов в рамках ГМО на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях; участие в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников). 8.Проведение «Креатив-марафона» на муниципальном уровне.
Критерии оценки результатов проекта
Критерии Содержание Овладение теоретическими знаниями Знать: - основные понятия и категории («успевающий ученик», «слабоуспевающий», «неуспевающий», «дети «группы риска» и др.); -индивидуально-типологические особенности неуспевающих учащихся; - методики диагностики детей, имеющих трудности в обучении; - основные факторы организации работы со слабоуспевающими детьми; - организации индивидуального сопровождения детей «группы риска». Приобретение практического опыта Уметь: - организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом результатов диагностических исследований детей, имеющих трудности в обучении; - организовывать образовательный процесс с использованием методических рекомендаций по работе со слабоуспевающими и неуспевающими детьми; - обобщать и распространять эффективный педагогический опыт по теме «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении». Приобретение личностно - значимых качеств Уметь: - самостоятельно находить способы решения проблем; - находить пути дальнейшего личностного роста; - активизировать творческую деятельность.
Материально-техническое,
финансовое,
кадровое
и
научно-
методическое обеспечение проекта
Материально- техническое обеспечение проекта Финансовое обеспечение проекта Кадровое обеспечение проекта Научно- методическое обеспечение проекта Компьютеры – 2 шт. Ксерокс – 1 шт. Принтер – 1 шт. Фотоаппарат – 1 шт. Бумага, сертификаты педагогам, подарки победителям «Креатив- марафона» (книги, блокноты, канцелярские товары), бумага для принтера, материалы для оформления актового зала к «Креатив- марафону», оформление секций марафона; выпуск сборника методических рекомендаций. Ставки заработной платы согласно штатному расписанию Ставка методиста Ставка библиотекаря Ставка заведующего секцией Ставка психолога Научный руководитель проекта: Мурзина Н.П., канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», библиотека ИРООО, библиотека БОУ г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива», ООО «Сфера»
Система управления проектом
Департамент образования Администрации
города Омска
БОУ г. Омска «ЦТРиГО«Перспектива» (ГМЦ)
Социальные партнёры: ФГБОУ ВПО
«ОмГПУ», ООО «СФЕРА», библиотека
ИРООО; родители, УО
1 этап
2 этап
3 этап
МИИС
НР
МИИС
УС
МИИС
ГМО
ОУ
Д
ОУ
СМО
ОП
К
ПДС
МК
С
РР
МПК
ОЭО
ИК
Креатив-марафон
Условные обозначения:
ГМЦ
– городской методический центр
ОУ
– общеобразовательное учреждение
МИИС
– методисты информационно-издательской секции
НР
– научный руководитель
ОП
– образовательная программа
Д
– диагностика и диагностический инструментарий
УС –
узкие специалисты
К -
консультации
ПДС
– постоянно действующий семинар
РР –
работа с родителями
ОЭО –
обобщение эффективного опыта
ГМО –
городские методические объединения
МК
– мастер – класс
С
– семинар
МППК
– медико-психолого-педагогический консилиум
Реализация проекта проходит на основе взаимодействия различных ГМО, педагогов ОУ, где организаторы (координаторы) – методисты информационно-издательской секции, методисты-предметники БОУ г. Омска «ЦТРиГО«Перспектива». Методисты осуществляют руководство методическими мероприятиями по проблематике проекта, совместно с представителями ФГОУ ВПО «ОмГПУ» разрабатывают обучающие мероприятия для снятия затруднений у педагогов по организации работы с детьми, имеющими трудности в обучении, корректируют методические материалы участников ПДС. Активными участниками проекта являются педагоги-практики, которые успешно реализуют в своей деятельности опыт по данной проблеме. Они представляют эффективный педагогический опыт, проводят обучающие мастер – классы. В роли социальных партнеров – образовательные учреждения города, Омский государственный педагогический университет, БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива», ООО «СФЕРА» и др. Успешность реализации проекта связана с его системой управления, действующей на трех уровнях: научно – методологическом – уровень согласования, единства базовых педагогических принципов и подходов к реализации проекта на основе технологий инновационного содержания, устранения разрывов в теоретических знаниях педагогических работников по проблеме работы с детьми, имеющими трудности в обучении; программно – методическом – уровень согласования тактики разработки и реализации проекта; практическом – уровень общности и преемственности развития практического опыта и слаженного взаимодействия участников проекта в деятельности по организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми.
Дальнейшее развитие проекта
Предполагается создание площадок (или творческих групп) по организации демонстрации накопленного опыта работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми, их родителями на базе ОУ г.Омска; Продолжить работу по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по данной проблеме.
Список использованной литературы
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Просвещение, 2008. 5. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Монография. - Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. 6. Аплетаев М.Н. Базисный словарь педагога-исследователя. - Омск, 2005. 10. Безруких М.М., С.П. Ефимова «Знаете ли вы своего ученика?». - М.: Просвещение, 1991. 11.Басова Л.М. Психологические особенности умственного развития учащихся 9 класса, обучающихся в разных образовательных средах. Автореферат. Дис. канд. псих. наук. – М.: 2004. 12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2005. 13. Веселова Н.Н. Учебная деятельность учащихся в школе и дома: уч.- метод.пособие. - М.: «Аркти», 2004. 14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М.: Просвещение, 2006. 15. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. Педагогическая психология под редакцией В.В.Давыдова. - Москва: АСТ, Астрель-Люкс, 2005. 16. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – Т-2. – М.: Педагогика,1982. 17. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию письменной и связной речи. – М.: «Аркти», 2000. 20. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В. – М.: Дрофа, 1978. 23. Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. 24. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. – Москва: «Аркти», 2003. 27.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство «Питер», 2000. 34. Калмыкова З.И. «Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога». - М.: Просвещение, 1982. 35. Ковалёва С.П., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. 36. Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащимися” // Завуч, 2000. № 3. 38. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. - М.: Наука, 1988. 39.Кучма В.Р., Брызгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Детская патопсихология: Хрестоматия. - Москва: «Когитоцентр», 2000. 40. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - Москва: «Просвещение», 2009. 41. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. - Москва: Ось- 89, 2005.
Приложение 3
Календарный план реализации проекта
Сроки Мероприятия по реализации проекта Категория участников Ожидаемый результат Ответственные Октябрь 2014 2 неделя Ноябрь 2014 2 неделя 4 неделя
Вводное занятие.
Формирование
основных
понятий по
проблеме
.
Группы
неуспевающих
учеников
Школьники с несформированно й учебной деятельностью. Школьники с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению. Школьники, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению. Школьники, для которых характерно как низкое, так и высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции Педагоги ОУ Педагоги ОУ, научные консультанты, узкие специалисты Формирование понятийного аппарата Педагоги научатся организовыват ь образовательн ый процесс с использование м знаний специфики работы с детьми, имеющими трудности в обучении (оказание адресной помощи обучающимся) Чернова Т.В. Баталова Е.П. Психолог Логопед Чернова Т.В. Баталова Е.П.
Декабрь 2014 г. 2 неделя Январь 2015 3 неделя 4 неделя школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Основные
психолого-
педагогические
условия
организации
работы
со
слабоуспевающи
ми детьми.
Индивидуально- типологические особенности слабоуспевающег о ученика. Переход от «педагогики требований» к «педагогике отношений». Технологии обучения «слабоуспевающи й обучающийся».
Создание
образовательной
среды
для
обучения
слабоуспевающих
и
неуспевающих
детей.
Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность слабоуспевающег о школьника. Правила работы со слабоуспевающим и и неуспевающими школьниками.
Организация
индивидуального
сопровождения
детей
«группы
Педагоги ОУ, Психолог, логопед, педагоги- практики Педагоги ОУ, Научный консультант Психолог, Логопед, педагоги- Участие в проекте будет способствовать взаимодействи ю с другими специалистами в рамках психолого- медико- педагогическог о консилиума Педагоги овладеют профессиональ ной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении Педагоги научатся разрабатывать Психолог Логопед Чернова Т.В. Баталова Е.П. Педагоги- практики Психолог Логопед Чернова Т.В. Баталова Е.П. Педагоги- практики
Февраль 2015 2 неделя
риска».
Особенности работы с гиперактивными детьми или детьми с синдромом дефицита внимания. Особенности обучения леворуких детей. Особенности работы с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере: - агрессивны е дети; - эмоционал ьно– растормож енные дети; - слишком застенчивы е, тревожные дети.
Темы
для
самостоятельно
й
работы
участников
семинара
Как работать со слабоуспевающим и школьниками. Как работать с инертными школьниками. Как работать с гиперактивными детьми. Как работать с детьми с эмоциональными нарушениями практики Педагоги ОУ и реализовывать индивидуальн ые образовательн ые маршруты с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Повысится уровень личностного самосовершенс твования и активность учителей Психолог Логопед Чернова Т.В. Баталова Е.П. Педагоги- практики
(агрессивными, эмоционально– расторможенным и, тревожными). Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой. Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность инертных учащихся. Как научить ребенка правильным способам учебной работы. Постановка техники письма у леворуких детей. Ребенок читает медленнее всех в классе. Как ему помочь? Ребенок не может пересказать прочитанное. Как ему помочь? Как добиться от детей выразительного чтения. Как привить любовь к чтению (если ребенок читает только то, что задано, а сверх того читать не хочет). Ребенок считает медленнее, чем остальные. Как ему помочь? Как помочь детям, которые
Март 2015 2 неделя Апрель 2015 1 – 4 недели Май 2015 3 неделя плохо справляются с решением задач. Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий.
Мониторинг
достижений
педагогов
Текущий
контроль
Выполнение заданий и диагностики обучающихся
Выпуск сборника
«Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими трудности в обучении»
Итоговый
контроль
Представление опыта работы (презентации, статьи) по теме «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении» Педагоги ОУ Педагоги ОУ Педагоги ОУ Повысится мотивационная сфера педагогов Педагоги обобщат опыт по данной проблеме Креатив- марафон Чернова Т.В. Баталова Е.П. Чернова Т.В. Баталова Е.П. Чернова Т.В. Баталова Е.П. Приложение 4
Предложения по распространению и внедрению
результатов проекта
Сроки Мероприятия по распространению и внедрению результатов проекта: семинары, консультации, творческие Категория руководящих и педагогических работников Ответственные
группы и др. Октябрь 2014 ПДС по дополнительной образовательной программе «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении» Методическая выставка Все педагоги Чернова Т.В. Баталова Е.П. Ноябрь 2014 ПДС Организация консультаций с узкими специалистами Круглый стол Все педагоги Чернова Т.В. Баталова Е.П. Декабрь 2014 ПДС Организация и проведение психолого-медико- педагогического консилиума Помощь в организации родительских собраний Педагоги, узкие специалисты, методисты различных ГМО, педагоги-практики Чернова Т.В. Баталова Е.П. Январь 2015 ПДС Мастер-классы Педагоги, узкие специалисты, методисты различных ГМО, педагоги-практики Чернова Т.В. Баталова Е.П. Февраль 2015 ПДС Консультации со специалистами Методические выставки Педагоги, узкие специалисты, методисты различных ГМО, педагоги-практики Чернова Т.В. Баталова Е.П. Март 2015 ПДС Мастер-классы Педагоги, методисты различных ГМО, педагоги-практики Чернова Т.В. Баталова Е.П. Апрель 2015 Индивидуальные консультации Все педагоги Чернова Т.В. Баталова Е.П. Май 2015 Креатив-марафон Все педагоги, научные консультанты, методисты- предметники Чернова Т.В. Баталова Е.П. Методисты- предметники
_______________«ПЕРСПЕКТИВА»______________
644027, Российская Федерация, город Омск, улица Лизы Чайкиной, дом 3, т. 536109 gmc_omsk@mail ПРОЕКТ
Особенности работы с детьми, имеющими
трудности в обучении
Авторы проекта:
Чернова Татьяна Васильевна, методист БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива»; Баталова Елена Павловна, заведующий секцией БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива»
Научный руководитель
проекта:
Мурзина Н.П., канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «ОмГПУ» Омск- 2014 г.
Проблемный анализ, актуальность
С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта важной целью образования становится подготовка детей с разными учебными возможностями к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, а также достижение такого уровня образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ребёнком в будущем задач теоретического и прикладного характера. Поэтому вопросы работы с детьми, имеющими трудности в обучении, чрезвычайно актуальны для современной общеобразовательной школы. В школе мы сталкиваемся с противоречиями, сущность которых заключается в том, что в классе обучаются дети с разным интеллектуальным уровнем. Чаще всего, в работе с детьми из-за необходимых показателей результативности в своей деятельности учитель делает упор на среднего и сильного ученика. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся к знаниям, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению дополнительных занятий путем объяснения, многократных повторений, заучивания правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Не всегда педагоги знакомы с группами неуспевающих обучающихся, не всегда владеют теоретическими знаниями об особенностях работы с ними, часто не знакомы с видами учебных ситуаций, затрудняющих деятельность слабоуспевающих школьников. По итогам анкетирования педагогов (182 респондента) на выявление сформированности компетенций по организации работы с детьми, имеющими трудности в обучении, были выявлены следующие результаты: «умею» - 15 %, «скорее да, чем нет» - 38 %, «скорее нет, чем да» - 28 %, «не умею» - 19 %. Исходя из анализа данных, следует, что у многих педагогов возникают затруднения в организации данного вида деятельности. В связи с этим возникает необходимость в методическом сопровождении педагогов по данной деятельности.
Цель
проекта
- развитие профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
Задачи проекта:
- совершенствовать знания педагогов о группах неуспевающих и слабоуспевающих детей и особенностях работы с ними; - оказать методическую помощь в овладении эффективными способами работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- изучить и распространить эффективный педагогический опыт работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
Концепция проекта
В исследованиях многих педагогов и психологов (Марковой А.К., Локаловой Н.П., Хромова Н.И.) подчёркивается необходимость создания условий для организации педагогической поддержки обучающихся, имеющих трудности в обучении, в условиях освоения новых образовательных стандартов. Анализ состояния работы с такими детьми выявил, что адресная поддержка педагогов по развитию профессиональной компетентности в работе со слабоуспевающими и неуспевающими детьми недостаточно развита. Таким образом, в образовательном процессе выявляются следующие
противоречия:
между требованиями, зафиксированными в нормативных документах, и истинным положением слабоуспевающего ребенка в условиях образовательного процесса; между потребностью детей в обучении с использованием индивидуального образовательного маршрута и недостаточным владением педагогами основными факторами организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми. Эти противоречия определили ряд
проблем:
- недостаточное владение педагогами знаниями о группах неуспевающих и слабоуспевающих детей; - недостаточное владение знаниями об особенностях работы с детьми, имеющими трудности в обучении; - отсутствие систематического информационно-методического сопровождения деятельности педагогов.
Содержание проекта
В рамках совместной деятельности методистов информационно- издательской секции с различными ГМО БОУ г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива» возникла необходимость в создании проекта «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении». Концепция проекта была представлена на заседании научно – методического совета БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива», одобрена и представлена на фестивале городских методических объединений «Педагогический меридиан». Далее был разработан поэтапный план реализации проекта в 3 направлениях.
Работа с педагогами
Для данной категории участников проекта была создана система методических мероприятий по реализации проекта: На 1 этапе необходимыми стали методические мероприятия обучающего практико-ориентированного характера с глубоким погружением
в проблему: семинар постоянно действующий, семинар – практикумы (деловые игры, тренинги), выставки и т.д. На 2 этапе возникла необходимость в систематизации, обобщении, презентации и популяризации эффективного педагогического опыта учителей по данной проблеме. Поэтому необходимыми становятся: «круглые столы», учитывающие запросы и потребности педагогов разных квалификационных категорий, дискуссии, показ открытых занятий по проблематике проекта, консультации (в том числе и on – line). 3 этап предполагает обобщение, анализ результатов, разработку методических материалов по результатам реализации проекта и рефлексию деятельности педагогов по реализации проекта. На данном этапе целесообразны: творческая группа (с разработкой методических рекомендаций), семинары, круглые столы, креатив-марафон, выпуск сборника.
Работа с родителями
Родителям важно знать, как правильно и грамотно организовать процесс домашнего воспитания с учётом индивидуальности каждого ребёнка, учёта специфики его физиологических, психологических, возрастных, социальных особенностей: организовать досуг, помочь выполнить домашнее задание и т.д. Удобной формой работы с родителями могут быть тематические классные часы, родительские собрания, консультации с узкими специалистами (психологами, логопедами, дефектологами, медиками).
Социальное партнёрство
Социальные партнёры выполняют определённую роль в рамках реализации проекта: ФГБОУ ВПО «ОмГПУ» – научно – методическая поддержка (обучающие мероприятия с педагогами, консультации, рецензирование методических материалов, в составе экспертов); ООО «СФЕРА» – спонсорская помощь в формировании призового фонда; публикации лучших статей в сборнике по итогам проекта; Бюджетные образовательные учреждения города Омска.
Этапы реализации проекта
Проект реализуется второй год. В рамках реализации проекта в 2012 – 2013учеб. г. и в 2013 – 2014 учеб. г. были получены следующие результаты: - в
2012
–
2013
учебном
году
был разработан диагностический инструментарий, проведена диагностика по выявлению затруднений педагогов в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, написана дополнительная образовательная программа «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении». В
2013
– 2014
учебном
году
в рамках мероприятий проекта были проведены обучающие методические мероприятия для педагогов ОУ города Омска («СОШ № 33», «СОШ № 50», «СОШ № 98») . 78 человек расширили знания об особенностях организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми; 26 человек получили индивидуальные консультации при подготовке презентаций своего педагогического опыта по данной
проблематике; 2 человека («СОШ № 50») приняли участие в муниципальном конкурсе молодых педагогов «Открытие»; 10 педагогов представили к публикации опыт своей деятельности по данной проблеме; все участники повысили уровень профессиональной компетентности, посетив тематические выставки учебно-методической литературы по основным направлениям современного образования.
Реализация проекта в 2014 – 2015 учебном году
Цель:
продолжить работу по оказанию методической помощи педагогам и родителям в вопросах, связанных с особенностями обучения и воспитания детей, имеющих трудности в обучении, в различных ГМО БОУ г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива».
Задачи:
1. Разработать систему мероприятий и информационно – методические материалы по проблеме организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми. 2. Подготовить сборник методических рекомендаций по данной проблеме. 3. Провести «Креатив-марафон» на муниципальном уровне. Формы и тематика мероприятий, сроки проведения вынесены в
Приложение
1
.
Предполагаемые результаты реализации проекта в 2014 – 2015 учебном
году:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми; - повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей, имеющих трудности в обучении; - выпуск сборника методических материалов и рекомендаций «Из опыта работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми»; - проведение «Креатив-марафона» на муниципальном уровне по данной проблеме.
Предполагаемый результат реализации проекта
1.Педагоги научатся организовывать образовательный процесс с использованием знаний специфики работы с детьми, имеющими трудности в обучении (оказание адресной помощи обучающимся). 2.Участие в проекте будет способствовать взаимодействию с другими специалистами (в рамках психолого-медико-педагогического консилиума). 3.Педагоги овладеют профессиональной установкой на оказание помощи любому ребёнку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении. 4.Педагоги смогут разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты с учётом личностных и возрастных особенностей обучающихся. 5.Повысится уровень личностного самосовершенствования и активность учителей. 6.Повысится мотивационная сфера педагогов.
7.Повысится профессиональная компетентность педагогов в организации работы с детьми, имеющими трудности в обучении (проведение открытых занятий, выступления на семинарах, мастер-классах, круглых столах и других методических мероприятиях, на конференциях; публикации педагогов в рамках ГМО на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях; участие в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников). 8.Проведение «Креатив-марафона» на муниципальном уровне.
Критерии оценки результатов проекта
Критерии Содержание Овладение теоретическими знаниями Знать: - основные понятия и категории («успевающий ученик», «слабоуспевающий», «неуспевающий», «дети «группы риска» и др.); -индивидуально-типологические особенности неуспевающих учащихся; - методики диагностики детей, имеющих трудности в обучении; - основные факторы организации работы со слабоуспевающими детьми; - организации индивидуального сопровождения детей «группы риска». Приобретение практического опыта Уметь: - организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом результатов диагностических исследований детей, имеющих трудности в обучении; - организовывать образовательный процесс с использованием методических рекомендаций по работе со слабоуспевающими и неуспевающими детьми; - обобщать и распространять эффективный педагогический опыт по теме «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении». Приобретение личностно - значимых качеств Уметь: - самостоятельно находить способы решения проблем; - находить пути дальнейшего личностного роста; - активизировать творческую деятельность.
Материально-техническое,
финансовое,
кадровое
и
научно-
методическое обеспечение проекта
Материально- техническое обеспечение проекта Финансовое обеспечение проекта Кадровое обеспечение проекта Научно- методическое обеспечение проекта Компьютеры – 2 шт. Ксерокс – 1 шт. Принтер – 1 шт. Фотоаппарат – 1 шт. Бумага, сертификаты педагогам, подарки победителям «Креатив- марафона» (книги, блокноты, канцелярские товары), бумага для принтера, материалы для оформления актового зала к «Креатив- марафону», оформление секций марафона; выпуск сборника методических рекомендаций. Ставки заработной платы согласно штатному расписанию Ставка методиста Ставка библиотекаря Ставка заведующего секцией Ставка психолога Научный руководитель проекта: Мурзина Н.П., канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», библиотека ИРООО, библиотека БОУ г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива», ООО «Сфера»
Система управления проектом
Департамент образования Администрации
города Омска
БОУ г. Омска «ЦТРиГО«Перспектива» (ГМЦ)
Социальные партнёры: ФГБОУ ВПО
«ОмГПУ», ООО «СФЕРА», библиотека
ИРООО; родители, УО
1 этап
2 этап
3 этап
МИИС
НР
МИИС
УС
МИИС
ГМО
ОУ
Д
ОУ
СМО
ОП
К
ПДС
МК
С
РР
МПК
ОЭО
ИК
Креатив-марафон
Условные обозначения:
ГМЦ
– городской методический центр
ОУ
– общеобразовательное учреждение
МИИС
– методисты информационно-издательской секции
НР
– научный руководитель
ОП
– образовательная программа
Д
– диагностика и диагностический инструментарий
УС –
узкие специалисты
К -
консультации
ПДС
– постоянно действующий семинар
РР –
работа с родителями
ОЭО –
обобщение эффективного опыта
ГМО –
городские методические объединения
МК
– мастер – класс
С
– семинар
МППК
– медико-психолого-педагогический консилиум
Реализация проекта проходит на основе взаимодействия различных ГМО, педагогов ОУ, где организаторы (координаторы) – методисты информационно-издательской секции, методисты-предметники БОУ г. Омска «ЦТРиГО«Перспектива». Методисты осуществляют руководство методическими мероприятиями по проблематике проекта, совместно с представителями ФГОУ ВПО «ОмГПУ» разрабатывают обучающие мероприятия для снятия затруднений у педагогов по организации работы с детьми, имеющими трудности в обучении, корректируют методические материалы участников ПДС. Активными участниками проекта являются педагоги-практики, которые успешно реализуют в своей деятельности опыт по данной проблеме. Они представляют эффективный педагогический опыт, проводят обучающие мастер – классы. В роли социальных партнеров – образовательные учреждения города, Омский государственный педагогический университет, БОУ г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива», ООО «СФЕРА» и др. Успешность реализации проекта связана с его системой управления, действующей на трех уровнях: научно – методологическом – уровень согласования, единства базовых педагогических принципов и подходов к реализации проекта на основе технологий инновационного содержания, устранения разрывов в теоретических знаниях педагогических работников по проблеме работы с детьми, имеющими трудности в обучении; программно – методическом – уровень согласования тактики разработки и реализации проекта; практическом – уровень общности и преемственности развития практического опыта и слаженного взаимодействия участников проекта в деятельности по организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми.
Дальнейшее развитие проекта
Предполагается создание площадок (или творческих групп) по организации демонстрации накопленного опыта работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми, их родителями на базе ОУ г.Омска; Продолжить работу по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по данной проблеме.
Список использованной литературы
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Просвещение, 2008. 5. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Монография. - Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. 6. Аплетаев М.Н. Базисный словарь педагога-исследователя. - Омск, 2005. 10. Безруких М.М., С.П. Ефимова «Знаете ли вы своего ученика?». - М.: Просвещение, 1991. 11.Басова Л.М. Психологические особенности умственного развития учащихся 9 класса, обучающихся в разных образовательных средах. Автореферат. Дис. канд. псих. наук. – М.: 2004. 12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2005. 13. Веселова Н.Н. Учебная деятельность учащихся в школе и дома: уч.- метод.пособие. - М.: «Аркти», 2004. 14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М.: Просвещение, 2006. 15. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. Педагогическая психология под редакцией В.В.Давыдова. - Москва: АСТ, Астрель-Люкс, 2005. 16. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – Т-2. – М.: Педагогика,1982. 17. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию письменной и связной речи. – М.: «Аркти», 2000. 20. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В. – М.: Дрофа, 1978. 23. Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. 24. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. – Москва: «Аркти», 2003. 27.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство «Питер», 2000. 34. Калмыкова З.И. «Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога». - М.: Просвещение, 1982. 35. Ковалёва С.П., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. 36. Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащимися” // Завуч, 2000. № 3. 38. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. - М.: Наука, 1988. 39.Кучма В.Р., Брызгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Детская патопсихология: Хрестоматия. - Москва: «Когитоцентр», 2000. 40. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - Москва: «Просвещение», 2009. 41. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. - Москва: Ось- 89, 2005.
Приложение 3
Календарный план реализации проекта
Сроки Мероприятия по реализации проекта Категория участников Ожидаемый результат Ответственные Октябрь 2014 2 неделя Ноябрь 2014 2 неделя 4 неделя
Вводное занятие.
Формирование
основных
понятий по
проблеме
.
Группы
неуспевающих
учеников
Школьники с несформированно й учебной деятельностью. Школьники с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению. Школьники, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению. Школьники, для которых характерно как низкое, так и высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции Педагоги ОУ Педагоги ОУ, научные консультанты, узкие специалисты Формирование понятийного аппарата Педагоги научатся организовыват ь образовательн ый процесс с использование м знаний специфики работы с детьми, имеющими трудности в обучении (оказание адресной помощи обучающимся) Чернова Т.В. Баталова Е.П. Психолог Логопед Чернова Т.В. Баталова Е.П.
Декабрь 2014 г. 2 неделя Январь 2015 3 неделя 4 неделя школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Основные
психолого-
педагогические
условия
организации
работы
со
слабоуспевающи
ми детьми.
Индивидуально- типологические особенности слабоуспевающег о ученика. Переход от «педагогики требований» к «педагогике отношений». Технологии обучения «слабоуспевающи й обучающийся».
Создание
образовательной
среды
для
обучения
слабоуспевающих
и
неуспевающих
детей.
Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность слабоуспевающег о школьника. Правила работы со слабоуспевающим и и неуспевающими школьниками.
Организация
индивидуального
сопровождения
детей
«группы
Педагоги ОУ, Психолог, логопед, педагоги- практики Педагоги ОУ, Научный консультант Психолог, Логопед, педагоги- Участие в проекте будет способствовать взаимодействи ю с другими специалистами в рамках психолого- медико- педагогическог о консилиума Педагоги овладеют профессиональ ной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении Педагоги научатся разрабатывать Психолог Логопед Чернова Т.В. Баталова Е.П. Педагоги- практики Психолог Логопед Чернова Т.В. Баталова Е.П. Педагоги- практики
Февраль 2015 2 неделя
риска».
Особенности работы с гиперактивными детьми или детьми с синдромом дефицита внимания. Особенности обучения леворуких детей. Особенности работы с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере: - агрессивны е дети; - эмоционал ьно– растормож енные дети; - слишком застенчивы е, тревожные дети.
Темы
для
самостоятельно
й
работы
участников
семинара
Как работать со слабоуспевающим и школьниками. Как работать с инертными школьниками. Как работать с гиперактивными детьми. Как работать с детьми с эмоциональными нарушениями практики Педагоги ОУ и реализовывать индивидуальн ые образовательн ые маршруты с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Повысится уровень личностного самосовершенс твования и активность учителей Психолог Логопед Чернова Т.В. Баталова Е.П. Педагоги- практики
(агрессивными, эмоционально– расторможенным и, тревожными). Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой. Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность инертных учащихся. Как научить ребенка правильным способам учебной работы. Постановка техники письма у леворуких детей. Ребенок читает медленнее всех в классе. Как ему помочь? Ребенок не может пересказать прочитанное. Как ему помочь? Как добиться от детей выразительного чтения. Как привить любовь к чтению (если ребенок читает только то, что задано, а сверх того читать не хочет). Ребенок считает медленнее, чем остальные. Как ему помочь? Как помочь детям, которые
Март 2015 2 неделя Апрель 2015 1 – 4 недели Май 2015 3 неделя плохо справляются с решением задач. Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий.
Мониторинг
достижений
педагогов
Текущий
контроль
Выполнение заданий и диагностики обучающихся
Выпуск сборника
«Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими трудности в обучении»
Итоговый
контроль
Представление опыта работы (презентации, статьи) по теме «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении» Педагоги ОУ Педагоги ОУ Педагоги ОУ Повысится мотивационная сфера педагогов Педагоги обобщат опыт по данной проблеме Креатив- марафон Чернова Т.В. Баталова Е.П. Чернова Т.В. Баталова Е.П. Чернова Т.В. Баталова Е.П. Приложение 4
Предложения по распространению и внедрению
результатов проекта
Сроки Мероприятия по распространению и внедрению результатов проекта: семинары, консультации, творческие Категория руководящих и педагогических работников Ответственные
группы и др. Октябрь 2014 ПДС по дополнительной образовательной программе «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении» Методическая выставка Все педагоги Чернова Т.В. Баталова Е.П. Ноябрь 2014 ПДС Организация консультаций с узкими специалистами Круглый стол Все педагоги Чернова Т.В. Баталова Е.П. Декабрь 2014 ПДС Организация и проведение психолого-медико- педагогического консилиума Помощь в организации родительских собраний Педагоги, узкие специалисты, методисты различных ГМО, педагоги-практики Чернова Т.В. Баталова Е.П. Январь 2015 ПДС Мастер-классы Педагоги, узкие специалисты, методисты различных ГМО, педагоги-практики Чернова Т.В. Баталова Е.П. Февраль 2015 ПДС Консультации со специалистами Методические выставки Педагоги, узкие специалисты, методисты различных ГМО, педагоги-практики Чернова Т.В. Баталова Е.П. Март 2015 ПДС Мастер-классы Педагоги, методисты различных ГМО, педагоги-практики Чернова Т.В. Баталова Е.П. Апрель 2015 Индивидуальные консультации Все педагоги Чернова Т.В. Баталова Е.П. Май 2015 Креатив-марафон Все педагоги, научные консультанты, методисты- предметники Чернова Т.В. Баталова Е.П. Методисты- предметники
В раздел основное общее образование