Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Ценности и нравственные ориентиры подрастающего поколения"

сообщение

Автор: Богатырева Ирина Александровна, воспитатель, МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф. Алешина, поселок Шумячи



В раздел основное общее образование



1
Ценности и нравственные ориентиры

подрастающего поколения
В своем выступлении я хотела бы поговорить о ценностях, которые преобладают среди современной молодежи. Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания. Ценности, как справедливо отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Нынешняя молодежь в возрасте от 15 до 17 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»).
(Слайд 2)

«Дети перемен»
«Дети перемен» - это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен. Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях подрастающего поколения?
2 Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентирах и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества. В начале исследования была выдвинута гипотеза,
(слайд 3)

Гипотеза исследования
Под воздействием фактора времени и социально-экономических перемен их детства, нравственные ценности и ориентиры современных молодых людей претерпели изменения, и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым. что под воздействием фактора времени и социально-экономических перемен их детства, нравственные ценности и ориентиры претерпели изменения и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым. Был проведен опрос среди школьников старших классов: 51% юношей и 49% девушек. Были поставлены следующие исследовательские задачи:
(слайд 4)

Задачи исследования
 выявить систему базовых ценностей современной молодежи;  определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения;  выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии. 1) выявить систему базовых ценностей современной молодежи; 2) определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения; 3) выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии.
(Слайд 5)

3 Что такое базовые ценности?
Базовыми считаются

ценности, составляющие

основание ценностного

сознания человека и

подспудно влияющие на его

поступки в различных

областях жизни.
Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Чем же характеризуется ценностное сознание современных «детей перемен»? Было предложено назвать пять наиболее значимых для них жизненных ценностей.
(Слайд 6)

Приоритетные жизненные ценности

молодёжи

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

здоровье

семья

друзья

деньги

любовь

ценности
В группу предпочитаемых ценностей вошли следующие критерии: здоровье (93%), семья (78%), общение с друзьями (60%), деньги, материальные блага (52%) и любовь (45%). Уровень ниже среднего ( от 20 до 40% ) образовали такие ценности, как независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20%) получили такие ценности, как личная безопасность, престиж, слава, творчество, общение с природой. В то же время молодежь понимает, что в современных условиях положение человека в обществе
(слайд 7)

4
Что определяет положение человека

в обществе?
0 5 10 15 20 25 30 35 40 Достижения в образовании Ум,сила, привлекательность Материальные ценности Связи с полезными людьми Социальное положение семьи Ряд1 определяют именно личные достижения человека в образовании, профессиональной деятельности (38% респондентов), а также его личные качества – ум, сила, привлекательность и т.д. (28% респондентов). А такие качества как социальное положение семьи, владение материальными средствами не имеют большого значения. Структура базовых ценностей респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха.
(Слайд 8)

Критерии жизненного успеха (%)

0

20

40

60

80

100

богатство

престижная собственность

власть

семья

независимость

известность

интересная работа

хороший уровень жизни

надёжные друзья

высокая должность

честная жизнь

девушки

юноши
Так среди трех наиболее значимых критериев выделяют: наличие семьи, детей (78% - девушки, 76% - юноши), надежные друзья (78% - девушки, 76% - юноши), интересная работа (76% - девушки, 58% - юноши), такие показатели как наличие престижной собственности, богатство, высокая должность не так важны для современной молодежи. И к сожалению, приходится констатировать сокращение значимости в глазах молодых людей такой социально ориентированной цели как «честно прожитая жизнь». Влияют ли СМИ на ценности нашей молодежи? Оказалось 38,8% респондентов считают, что влияю, но незначительно, 36,3% - влияют в значительной степени, и лиши 5,4% считают, что не влияют вообще.
(слайд 9)

5
Какие ценности пропагандируют

СМИ: мнение молодёжи

патриотизм

деньги

насилие

справедливость

вера в бога

семейные ценности
В первую очередь под влиянием СМИ, по мнению молодежи, происходит формирование таких качеств как гражданина и патриота (патриотизм) (22,3%), пропаганда денег (31,7%), насилие (15,5%), справедливость (16,9%), веры в бога (8,3%), ценности семьи (9,7%). Весьма важным представляется ответ молодых респондентов на вопрос о том, что они считают главным в воспитании подростков в современных условиях.
(слайд10)

Ценностные оценки критериев

воспитания подростков

Критерии воспитания

%

Дать хорошее образование

37,4

Привить организованность, самодисциплину,

трудолюбие

24,8

Воспитать честность и доброту

16,5

Обучить профессии, которая даст кусок хлеба

10,1

Воспитать умение постоять за себя, стойкость

13,3

Развить умственные способности

7,5

Воспитать терпимость

6,5

Воспитать веру в Бога

3,2

Сформировать «деловую хватку»

8,3
Как видно из проведенного опроса, современная молодежь демонстрирует достаточно широкую палитру воспитательных ориентаций, среди которых упоминается необходимость дать детям хорошее образование, привить организованность, самодисциплину и трудолюбие, воспитать честность и доброту, а также стойкость и умственные способности. Таким образом, в воспитательных ориентациях современных молодых людей наблюдается сочетание так называемых «хлебных» моментов (образование, обучение профессии, которая «прокормит») и необходимости нравственного совершенствования и воспитания детей (развитие честности, доброты, трудолюбия, самодисциплины). Примечательно, что личностные качества,
(слайд 11)

6
Наиболее важные качества человека

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

отзывчивость

надёжность

честность

гостеприимность

скромность

предприимчивость

отзывчивость

надёжность

честность

гостеприимность

скромность

предприимчивость
связанные отношением к другим людям также имеют у молодежи направленность на традиционные нравственные ориентиры. Представляет интерес в этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (92%), надежность (92%), честность (84%), гостеприимность (58%), скромность (35%). Наряду с этими традиционными нравственными ориентирами, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость (49%). Одной из традиционных базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине. К сожалению, сегодня часто можно услышать обвинения в адрес современной молодежи в отсутствии у нее патриотизма. Так ли это? Опрос показал, что только незначительная часть молодежи считает, что патриотизм изжил себя (17%). При этом содержание понятия «патриотизм» не имеет уже государственно-державного характера.
(слайд 12)

Кто такой патриот?
 Быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности -
16,5%
 Патриотизм – это готовность посвятить свою жизнь Родине -
53,9%
 Быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности -
29,4%
Так, только 16,5% считает, что «быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности». Для большинства (53,9%) патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине». У
7 молодого поколения формируется понимание того, что патриот – это не только герой, но и гражданин. Так, 29,4% полагают, что «быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности». Также участникам опроса было предложено высказать свое мнение к поступкам, которые считаются аморальными и алчными.
(слайд 13)

Отношение к аморальным

поступкам (%)

0

20

40

60

80

достижение

цели любой

ценой

обогащение

за счёт

других

передача и

получение

взятки

зависит от ситуации

не приемлемо

приемлемо
Как оказалось, не поддерживая следующие поступки однозначно, молодежь допускает в определенных жизненных обстоятельствах достигать своей цели любой ценой (60%), обогащаться за счет других (47%), давать взятку (49%). Ценности семьи являются главенствующими во все времена. Последнее время на западе выделяют около сотни различных браков. Как молодежь относится к гражданским бракам.
(слайд 14)

Отношение молодежи к гражданским

бракам и рождению детей вне брака.
0 10 20 30 40 50 60 1
Как Вы относитесь к граждпнским бракам
положительно отрицательно затруднились ответить 0 10 20 30 40 50 60 1
Допустимо ли рождение детей вне брака для

Вас
да, допустимо нет, не допустимо зависит от ситуации 61% респондентов считают это нормальным явлением. Но при ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?», выявилась полная противоположность предыдущему ответу. Так, 59% считают, что это просто недопустимо в их жизни.
(слайд 15)

8
Какие качества Вы хотели бы видеть у

своих детей?

0

20

40

60

80

100

предприимчивость

высоконравственность

терпимость

образованность

трудолюбие

справедливость

воспитанность

девушки

юноши
Среди качеств, которые современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы образованность (82% - девушки, 61% - юноши), воспитанность (50% - девушки, 47% - юноши), трудолюбие (38% - девушки, 59% - юноши), справедливость (48% - девушки, 50% - юноши). В данный момент возрождается ценность религии.
(слайд 16)
Иногда посещают религиозные богослужения (63%), никогда - (25%), постоянно – 5%.
Уровень религиозности молодёжи

0

50

100

постоянно

иногда

никогда

0

50

100

постоянно

иногда

никогда

0

50

100

всегда

иногда

никогда

Рис. 1
(вверху слева)
Посещение

религиозных богослужений

Рис. 2
(вверху права)
Частота

молитв

Рис. 3
(внизу слева)
Соблюдение

постов
При ответе на вопрос: «В каких случаях в жизни Вы прибегали к молитве?». Как оказалось, 53% респондентов прибегали к молитве в беде, в опасности, 38% при сдаче экзаменов, 37% респондентов в церкви на богослужении. Все знают сейчас «Великий пост», при этом представляет интерес вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74% опрошенных никогда не постились, 14% перед причастием, и только 4% респондентов соблюдают все посты. В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что базовые ценности современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества. Можно говорить о поколенческой преемственности морали. А также можно сказать и о том, что
9 в структуре ценностных ориентиров подрастающего поколения наблюдается неустойчивое равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу. В заключении Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Ребята, все в наших руках, смысл жизни в наших руках. Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше смысл действий человека выходит за пределы его собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Такое значение невозможно навязать извне. Это результат глубокого и искреннего внутреннего убеждения и, прежде всего, осознанного выбора своего жизненного пути и предназначения. Так человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира.
10
11


В раздел основное общее образование