"Ценности и нравственные ориентиры подрастающего поколения"
сообщение
Автор: Богатырева Ирина Александровна, воспитатель, МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф. Алешина, поселок Шумячи
В раздел основное общее образование
1
Ценности и нравственные ориентиры
подрастающего поколения
В своем выступлении я хотела бы поговорить о ценностях, которые преобладают среди современной молодежи. Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания. Ценности, как справедливо отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Нынешняя молодежь в возрасте от 15 до 17 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»).
(Слайд 2)
«Дети перемен»
«Дети перемен» - это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен. Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях подрастающего поколения?
2 Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентирах и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества. В начале исследования была выдвинута гипотеза,
(слайд 3)
Гипотеза исследования
Под воздействием фактора времени и социально-экономических перемен их детства, нравственные ценности и ориентиры современных молодых людей претерпели изменения, и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым. что под воздействием фактора времени и социально-экономических перемен их детства, нравственные ценности и ориентиры претерпели изменения и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым. Был проведен опрос среди школьников старших классов: 51% юношей и 49% девушек. Были поставлены следующие исследовательские задачи:
(слайд 4)
Задачи исследования
выявить систему базовых ценностей современной молодежи; определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения; выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии. 1) выявить систему базовых ценностей современной молодежи; 2) определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения; 3) выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии.
(Слайд 5)
3 Что такое базовые ценности?
Базовыми считаются
ценности, составляющие
основание ценностного
сознания человека и
подспудно влияющие на его
поступки в различных
областях жизни.
Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Чем же характеризуется ценностное сознание современных «детей перемен»? Было предложено назвать пять наиболее значимых для них жизненных ценностей.
(Слайд 6)
Приоритетные жизненные ценности
молодёжи
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
здоровье
семья
друзья
деньги
любовь
ценности
В группу предпочитаемых ценностей вошли следующие критерии: здоровье (93%), семья (78%), общение с друзьями (60%), деньги, материальные блага (52%) и любовь (45%). Уровень ниже среднего ( от 20 до 40% ) образовали такие ценности, как независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20%) получили такие ценности, как личная безопасность, престиж, слава, творчество, общение с природой. В то же время молодежь понимает, что в современных условиях положение человека в обществе
(слайд 7)
4
Что определяет положение человека
в обществе?
0 5 10 15 20 25 30 35 40 Достижения в образовании Ум,сила, привлекательность Материальные ценности Связи с полезными людьми Социальное положение семьи Ряд1 определяют именно личные достижения человека в образовании, профессиональной деятельности (38% респондентов), а также его личные качества – ум, сила, привлекательность и т.д. (28% респондентов). А такие качества как социальное положение семьи, владение материальными средствами не имеют большого значения. Структура базовых ценностей респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха.
(Слайд 8)
Критерии жизненного успеха (%)
0
20
40
60
80
100
богатство
престижная собственность
власть
семья
независимость
известность
интересная работа
хороший уровень жизни
надёжные друзья
высокая должность
честная жизнь
девушки
юноши
Так среди трех наиболее значимых критериев выделяют: наличие семьи, детей (78% - девушки, 76% - юноши), надежные друзья (78% - девушки, 76% - юноши), интересная работа (76% - девушки, 58% - юноши), такие показатели как наличие престижной собственности, богатство, высокая должность не так важны для современной молодежи. И к сожалению, приходится констатировать сокращение значимости в глазах молодых людей такой социально ориентированной цели как «честно прожитая жизнь». Влияют ли СМИ на ценности нашей молодежи? Оказалось 38,8% респондентов считают, что влияю, но незначительно, 36,3% - влияют в значительной степени, и лиши 5,4% считают, что не влияют вообще.
(слайд 9)
5
Какие ценности пропагандируют
СМИ: мнение молодёжи
патриотизм
деньги
насилие
справедливость
вера в бога
семейные ценности
В первую очередь под влиянием СМИ, по мнению молодежи, происходит формирование таких качеств как гражданина и патриота (патриотизм) (22,3%), пропаганда денег (31,7%), насилие (15,5%), справедливость (16,9%), веры в бога (8,3%), ценности семьи (9,7%). Весьма важным представляется ответ молодых респондентов на вопрос о том, что они считают главным в воспитании подростков в современных условиях.
(слайд10)
Ценностные оценки критериев
воспитания подростков
Критерии воспитания
%
Дать хорошее образование
37,4
Привить организованность, самодисциплину,
трудолюбие
24,8
Воспитать честность и доброту
16,5
Обучить профессии, которая даст кусок хлеба
10,1
Воспитать умение постоять за себя, стойкость
13,3
Развить умственные способности
7,5
Воспитать терпимость
6,5
Воспитать веру в Бога
3,2
Сформировать «деловую хватку»
8,3
Как видно из проведенного опроса, современная молодежь демонстрирует достаточно широкую палитру воспитательных ориентаций, среди которых упоминается необходимость дать детям хорошее образование, привить организованность, самодисциплину и трудолюбие, воспитать честность и доброту, а также стойкость и умственные способности. Таким образом, в воспитательных ориентациях современных молодых людей наблюдается сочетание так называемых «хлебных» моментов (образование, обучение профессии, которая «прокормит») и необходимости нравственного совершенствования и воспитания детей (развитие честности, доброты, трудолюбия, самодисциплины). Примечательно, что личностные качества,
(слайд 11)
6
Наиболее важные качества человека
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
отзывчивость
надёжность
честность
гостеприимность
скромность
предприимчивость
отзывчивость
надёжность
честность
гостеприимность
скромность
предприимчивость
связанные отношением к другим людям также имеют у молодежи направленность на традиционные нравственные ориентиры. Представляет интерес в этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (92%), надежность (92%), честность (84%), гостеприимность (58%), скромность (35%). Наряду с этими традиционными нравственными ориентирами, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость (49%). Одной из традиционных базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине. К сожалению, сегодня часто можно услышать обвинения в адрес современной молодежи в отсутствии у нее патриотизма. Так ли это? Опрос показал, что только незначительная часть молодежи считает, что патриотизм изжил себя (17%). При этом содержание понятия «патриотизм» не имеет уже государственно-державного характера.
(слайд 12)
Кто такой патриот?
Быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности -
16,5%
Патриотизм – это готовность посвятить свою жизнь Родине -
53,9%
Быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности -
29,4%
Так, только 16,5% считает, что «быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности». Для большинства (53,9%) патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине». У
7 молодого поколения формируется понимание того, что патриот – это не только герой, но и гражданин. Так, 29,4% полагают, что «быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности». Также участникам опроса было предложено высказать свое мнение к поступкам, которые считаются аморальными и алчными.
(слайд 13)
Отношение к аморальным
поступкам (%)
0
20
40
60
80
достижение
цели любой
ценой
обогащение
за счёт
других
передача и
получение
взятки
зависит от ситуации
не приемлемо
приемлемо
Как оказалось, не поддерживая следующие поступки однозначно, молодежь допускает в определенных жизненных обстоятельствах достигать своей цели любой ценой (60%), обогащаться за счет других (47%), давать взятку (49%). Ценности семьи являются главенствующими во все времена. Последнее время на западе выделяют около сотни различных браков. Как молодежь относится к гражданским бракам.
(слайд 14)
Отношение молодежи к гражданским
бракам и рождению детей вне брака.
0 10 20 30 40 50 60 1
Как Вы относитесь к граждпнским бракам
положительно отрицательно затруднились ответить 0 10 20 30 40 50 60 1
Допустимо ли рождение детей вне брака для
Вас
да, допустимо нет, не допустимо зависит от ситуации 61% респондентов считают это нормальным явлением. Но при ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?», выявилась полная противоположность предыдущему ответу. Так, 59% считают, что это просто недопустимо в их жизни.
(слайд 15)
8
Какие качества Вы хотели бы видеть у
своих детей?
0
20
40
60
80
100
предприимчивость
высоконравственность
терпимость
образованность
трудолюбие
справедливость
воспитанность
девушки
юноши
Среди качеств, которые современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы образованность (82% - девушки, 61% - юноши), воспитанность (50% - девушки, 47% - юноши), трудолюбие (38% - девушки, 59% - юноши), справедливость (48% - девушки, 50% - юноши). В данный момент возрождается ценность религии.
(слайд 16)
Иногда посещают религиозные богослужения (63%), никогда - (25%), постоянно – 5%.
Уровень религиозности молодёжи
0
50
100
постоянно
иногда
никогда
0
50
100
постоянно
иногда
никогда
0
50
100
всегда
иногда
никогда
Рис. 1
(вверху слева)
Посещение
религиозных богослужений
Рис. 2
(вверху права)
Частота
молитв
Рис. 3
(внизу слева)
Соблюдение
постов
При ответе на вопрос: «В каких случаях в жизни Вы прибегали к молитве?». Как оказалось, 53% респондентов прибегали к молитве в беде, в опасности, 38% при сдаче экзаменов, 37% респондентов в церкви на богослужении. Все знают сейчас «Великий пост», при этом представляет интерес вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74% опрошенных никогда не постились, 14% перед причастием, и только 4% респондентов соблюдают все посты. В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что базовые ценности современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества. Можно говорить о поколенческой преемственности морали. А также можно сказать и о том, что
9 в структуре ценностных ориентиров подрастающего поколения наблюдается неустойчивое равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу. В заключении Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Ребята, все в наших руках, смысл жизни в наших руках. Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше смысл действий человека выходит за пределы его собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Такое значение невозможно навязать извне. Это результат глубокого и искреннего внутреннего убеждения и, прежде всего, осознанного выбора своего жизненного пути и предназначения. Так человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира.
10
11
Ценности и нравственные ориентиры
подрастающего поколения
В своем выступлении я хотела бы поговорить о ценностях, которые преобладают среди современной молодежи. Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания. Ценности, как справедливо отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Нынешняя молодежь в возрасте от 15 до 17 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»).
(Слайд 2)
«Дети перемен»
«Дети перемен» - это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен. Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях подрастающего поколения?
2 Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентирах и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества. В начале исследования была выдвинута гипотеза,
(слайд 3)
Гипотеза исследования
Под воздействием фактора времени и социально-экономических перемен их детства, нравственные ценности и ориентиры современных молодых людей претерпели изменения, и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым. что под воздействием фактора времени и социально-экономических перемен их детства, нравственные ценности и ориентиры претерпели изменения и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также отношение к алчным и аморальным поступкам стало более простым. Был проведен опрос среди школьников старших классов: 51% юношей и 49% девушек. Были поставлены следующие исследовательские задачи:
(слайд 4)
Задачи исследования
выявить систему базовых ценностей современной молодежи; определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения; выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии. 1) выявить систему базовых ценностей современной молодежи; 2) определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения; 3) выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии.
(Слайд 5)
3 Что такое базовые ценности?
Базовыми считаются
ценности, составляющие
основание ценностного
сознания человека и
подспудно влияющие на его
поступки в различных
областях жизни.
Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Чем же характеризуется ценностное сознание современных «детей перемен»? Было предложено назвать пять наиболее значимых для них жизненных ценностей.
(Слайд 6)
Приоритетные жизненные ценности
молодёжи
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
здоровье
семья
друзья
деньги
любовь
ценности
В группу предпочитаемых ценностей вошли следующие критерии: здоровье (93%), семья (78%), общение с друзьями (60%), деньги, материальные блага (52%) и любовь (45%). Уровень ниже среднего ( от 20 до 40% ) образовали такие ценности, как независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20%) получили такие ценности, как личная безопасность, престиж, слава, творчество, общение с природой. В то же время молодежь понимает, что в современных условиях положение человека в обществе
(слайд 7)
4
Что определяет положение человека
в обществе?
0 5 10 15 20 25 30 35 40 Достижения в образовании Ум,сила, привлекательность Материальные ценности Связи с полезными людьми Социальное положение семьи Ряд1 определяют именно личные достижения человека в образовании, профессиональной деятельности (38% респондентов), а также его личные качества – ум, сила, привлекательность и т.д. (28% респондентов). А такие качества как социальное положение семьи, владение материальными средствами не имеют большого значения. Структура базовых ценностей респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха.
(Слайд 8)
Критерии жизненного успеха (%)
0
20
40
60
80
100
богатство
престижная собственность
власть
семья
независимость
известность
интересная работа
хороший уровень жизни
надёжные друзья
высокая должность
честная жизнь
девушки
юноши
Так среди трех наиболее значимых критериев выделяют: наличие семьи, детей (78% - девушки, 76% - юноши), надежные друзья (78% - девушки, 76% - юноши), интересная работа (76% - девушки, 58% - юноши), такие показатели как наличие престижной собственности, богатство, высокая должность не так важны для современной молодежи. И к сожалению, приходится констатировать сокращение значимости в глазах молодых людей такой социально ориентированной цели как «честно прожитая жизнь». Влияют ли СМИ на ценности нашей молодежи? Оказалось 38,8% респондентов считают, что влияю, но незначительно, 36,3% - влияют в значительной степени, и лиши 5,4% считают, что не влияют вообще.
(слайд 9)
5
Какие ценности пропагандируют
СМИ: мнение молодёжи
патриотизм
деньги
насилие
справедливость
вера в бога
семейные ценности
В первую очередь под влиянием СМИ, по мнению молодежи, происходит формирование таких качеств как гражданина и патриота (патриотизм) (22,3%), пропаганда денег (31,7%), насилие (15,5%), справедливость (16,9%), веры в бога (8,3%), ценности семьи (9,7%). Весьма важным представляется ответ молодых респондентов на вопрос о том, что они считают главным в воспитании подростков в современных условиях.
(слайд10)
Ценностные оценки критериев
воспитания подростков
Критерии воспитания
%
Дать хорошее образование
37,4
Привить организованность, самодисциплину,
трудолюбие
24,8
Воспитать честность и доброту
16,5
Обучить профессии, которая даст кусок хлеба
10,1
Воспитать умение постоять за себя, стойкость
13,3
Развить умственные способности
7,5
Воспитать терпимость
6,5
Воспитать веру в Бога
3,2
Сформировать «деловую хватку»
8,3
Как видно из проведенного опроса, современная молодежь демонстрирует достаточно широкую палитру воспитательных ориентаций, среди которых упоминается необходимость дать детям хорошее образование, привить организованность, самодисциплину и трудолюбие, воспитать честность и доброту, а также стойкость и умственные способности. Таким образом, в воспитательных ориентациях современных молодых людей наблюдается сочетание так называемых «хлебных» моментов (образование, обучение профессии, которая «прокормит») и необходимости нравственного совершенствования и воспитания детей (развитие честности, доброты, трудолюбия, самодисциплины). Примечательно, что личностные качества,
(слайд 11)
6
Наиболее важные качества человека
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
отзывчивость
надёжность
честность
гостеприимность
скромность
предприимчивость
отзывчивость
надёжность
честность
гостеприимность
скромность
предприимчивость
связанные отношением к другим людям также имеют у молодежи направленность на традиционные нравственные ориентиры. Представляет интерес в этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (92%), надежность (92%), честность (84%), гостеприимность (58%), скромность (35%). Наряду с этими традиционными нравственными ориентирами, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость (49%). Одной из традиционных базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине. К сожалению, сегодня часто можно услышать обвинения в адрес современной молодежи в отсутствии у нее патриотизма. Так ли это? Опрос показал, что только незначительная часть молодежи считает, что патриотизм изжил себя (17%). При этом содержание понятия «патриотизм» не имеет уже государственно-державного характера.
(слайд 12)
Кто такой патриот?
Быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности -
16,5%
Патриотизм – это готовность посвятить свою жизнь Родине -
53,9%
Быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности -
29,4%
Так, только 16,5% считает, что «быть патриотом – это ставить интересы государства выше интересов личности». Для большинства (53,9%) патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине». У
7 молодого поколения формируется понимание того, что патриот – это не только герой, но и гражданин. Так, 29,4% полагают, что «быть патриотом – это соблюдать законы своего государства и добросовестно выполнять свои обязанности». Также участникам опроса было предложено высказать свое мнение к поступкам, которые считаются аморальными и алчными.
(слайд 13)
Отношение к аморальным
поступкам (%)
0
20
40
60
80
достижение
цели любой
ценой
обогащение
за счёт
других
передача и
получение
взятки
зависит от ситуации
не приемлемо
приемлемо
Как оказалось, не поддерживая следующие поступки однозначно, молодежь допускает в определенных жизненных обстоятельствах достигать своей цели любой ценой (60%), обогащаться за счет других (47%), давать взятку (49%). Ценности семьи являются главенствующими во все времена. Последнее время на западе выделяют около сотни различных браков. Как молодежь относится к гражданским бракам.
(слайд 14)
Отношение молодежи к гражданским
бракам и рождению детей вне брака.
0 10 20 30 40 50 60 1
Как Вы относитесь к граждпнским бракам
положительно отрицательно затруднились ответить 0 10 20 30 40 50 60 1
Допустимо ли рождение детей вне брака для
Вас
да, допустимо нет, не допустимо зависит от ситуации 61% респондентов считают это нормальным явлением. Но при ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?», выявилась полная противоположность предыдущему ответу. Так, 59% считают, что это просто недопустимо в их жизни.
(слайд 15)
8
Какие качества Вы хотели бы видеть у
своих детей?
0
20
40
60
80
100
предприимчивость
высоконравственность
терпимость
образованность
трудолюбие
справедливость
воспитанность
девушки
юноши
Среди качеств, которые современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы образованность (82% - девушки, 61% - юноши), воспитанность (50% - девушки, 47% - юноши), трудолюбие (38% - девушки, 59% - юноши), справедливость (48% - девушки, 50% - юноши). В данный момент возрождается ценность религии.
(слайд 16)
Иногда посещают религиозные богослужения (63%), никогда - (25%), постоянно – 5%.
Уровень религиозности молодёжи
0
50
100
постоянно
иногда
никогда
0
50
100
постоянно
иногда
никогда
0
50
100
всегда
иногда
никогда
Рис. 1
(вверху слева)
Посещение
религиозных богослужений
Рис. 2
(вверху права)
Частота
молитв
Рис. 3
(внизу слева)
Соблюдение
постов
При ответе на вопрос: «В каких случаях в жизни Вы прибегали к молитве?». Как оказалось, 53% респондентов прибегали к молитве в беде, в опасности, 38% при сдаче экзаменов, 37% респондентов в церкви на богослужении. Все знают сейчас «Великий пост», при этом представляет интерес вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74% опрошенных никогда не постились, 14% перед причастием, и только 4% респондентов соблюдают все посты. В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что базовые ценности современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества. Можно говорить о поколенческой преемственности морали. А также можно сказать и о том, что
9 в структуре ценностных ориентиров подрастающего поколения наблюдается неустойчивое равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу. В заключении Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Ребята, все в наших руках, смысл жизни в наших руках. Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше смысл действий человека выходит за пределы его собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Такое значение невозможно навязать извне. Это результат глубокого и искреннего внутреннего убеждения и, прежде всего, осознанного выбора своего жизненного пути и предназначения. Так человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира.
10
11
В раздел основное общее образование