Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Словеса живые" программа дополнительного образования по русскому языку

программа дополнительного образования

Автор: Яснова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "Григоровская ООШ", Великий Новгород



В раздел основное общее образование




муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение « Григоровская основная

общеобразовательная школа »



Образовательная программа

дополнительного образования детей

социально-педагогической направленности

« Словеса живые»

Разработал:

педагог дополнительного образования

Яснова Светлана Николаевна

Возраст обучающихся: 10-14 лет

Срок реализация программы: 3 года

Великий Новгород

2013 год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Знай и люби русский язык» имеет социально-педагогическую направленность и
оформлена
в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006года № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». Программа «Знай и люби русский язык » реализуется в МАОУ «Григоровская ООШ».
Цель
программы – развитие творческих способностей учащихся, интереса к изобразительным возможностям русской речи и создание условий для применения приобретенных умений и навыков; дифференцированная подготовка к интеллектуальным соревнованиям с учетом индивидуальных (интеллектуальных, личностных и других) особенностей детей. Достижение поставленной цели представляется возможным посредством реализации следующих
задач:
· повышение интереса учащихся к решению заданий повышенной сложности; · показать различные приемы и способы решения олимпиадных заданий; · стимулировать дальнейшее филологическое самообразование. Олимпиада по русскому языку – одна из наиболее популярных и полезных форм работы, призванных оживить интерес к слову и словесности. Она представляет возможность учащимся в духе азартного соревнования, не страшась ошибок и плохих оценок, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении сложных и занимательных заданий, которые предлагает нам родной язык.
Новизна
данной программы олимпиадного тренинга «Знай и люби русский язык» определяется отсутствием универсальных методов и способов обучения русскому языку, благодаря которым учащиеся побеждали бы в интеллектуальных соревнованиях различного уровня. Содержание программы зависит от задач, которые призвано решать олимпиадное движение с обучающимися: - раннее выявление одаренных детей; - формирование у учащихся познавательного интереса к изучению основ наук; - определение основных знаний и умений у детей; - формирование у учащихся потребности постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
Педагогическая целесообразность
данной программы заключается в том, что для успешного выступления на олимпиадах различного уровня учащимся необходима особая подготовка, выходящая за рамки основной школьной программы, причем не только филологическая, но и психологическая, организационная. Занятия по данной программе рассчитаны на развитие лингвистических способностей, выявление филологически одаренных детей и их поддержку через индивидуальное сопровождение.
Актуальность
данной программы обуславливается ростом потребности современного общества в личности с высокими интеллектуальными способностями, которая может решить задачи повышенной сложности и нестандартными методами.
Методические приемы
, используемые педагогами в работе по данной программе «Знай и люби русский язык », следующие: · работа в группе и индивидуально: · обучение в режиме диалога: · дифференцированный подход к подбору заданий; · самостоятельность в выполнении практических заданий.
Программа предполагает выстраивание индивидуальной образовательной траектории для учащихся, организацию деятельности по развитию языковой компетенции учащихся через различные формы, организацию совместной деятельности учителя-словесника, выступающего в роли помощника, и ученика, создание комфортного общения, ситуации сотрудничества. Для осуществления обучения по данной программе наиболее эффективным методом является взаимодействие индивидуальные консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю в этом случае необходимо: - определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам; - выбрать форму отчета обучающихся (тесты, вопросы, творческие задания); - учитывая психологические особенности учащихся, поощрять их творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы. Для активизации познавательных потребностей учащихся педагог делегирует ряд традиционных педагогических полномочий детям: - подготовка дополнительной информации по определенной теме; - использование альтернативных путей поиска информации: знакомство с теоретическим материалом, представленным в энциклопедиях, справочниках; поиск и подбор необходимой информации; - установление причинно-следственных связей между изучаемыми языковыми явлениями; - обнаружение скрытых зависимостей и связей; - построение гипотез; - интеграция и синтез информации; - выстраивание алгоритма выполнения заданий; - формулировка выводов.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности
К концу первого года обучения учащиеся
должны знать
: что такое самодостаточная лингвистическая задача; что такое семиотика; «многоэтажность» языка; главное различие языковых единиц; классификация языков по общей функции, по внутренним языковым особенностям; древние изобретения человечества, похожие на письмо; ассонанс и аллитерация; способы моделирования слов; средства семантической дифференциации. К концу первого года обучения учащиеся
должны уметь
: работать со справочной литературой, литературными источниками; делать рабочие выписки; составлять длинные синтагмы; моделировать слова по предложенным схемам; работать со словообразовательным словарем. К концу второго года обучения учащиеся
должны знать
: классификацию словарного состава языка; различать принадлежность слова к определенному пласту лексики русского языка; понятие часть речи и его составляющие; виды словарей; литературные нормы употребления слов и фразеологизмов.
К концу второго года обучения учащиеся
должны уметь
: работать со словарной статьей; отыскивать аналогии; находить новое в знакомом; соблюдать нормы употребления слов и фразеологизмов; соблюдать нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов; редактировать текст; трансформировать текст; самостоятельно конструировать текст. К концу третьего года обучения учащиеся
должны знать
: изобразительные ресурсы русского словообразования и морфологические средства выразительности ; различать различные словообразовательные средства и морфологические средства выразительности; понятие морфема и ее составляющие; виды морфологических средств выразительности; К концу третьего года обучения учащиеся
должны уметь
: производить многоаспектный лингвистический анализ текста; использовать различные словообразовательные средства в изобразительных целях; пополнять свой словарный запас; соблюдать нормы употребления слов; производить фонетический, интонационный, лексический анализ слов; работать с текстом.
Формы подведения итогов реализации:
Ожидаемые результаты фиксируются через конкретные формы: - участие учащихся в конкурсах, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах различного уровня; - школьная олимпиада на основе заданий международного конкурса-игры «Русский медвежонок»; конкурс «Родное слово»; Для определения уровня развития у ребенка каждой из основных мыслительных способностей: анализировать, комбинировать, планировать и рассуждать, дважды (до начала курса и после) детям предлагаются диагностические задания.
Срок реализации, форма и режим занятий:
Программа рассчитана на три года обучения по одному часу в неделю. Занятия проводятся в форме групповых занятий во второй половине дня (во внеурочное время) по утвержденному расписанию. Наполняемость групп с 5 человек. С такой наполняемостью возможен индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Возраст детей 10-14 лет.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

2.1.Первый год обучения



темы

Тема

Кол-во часов
теория практика ВСЕГО 1. Введение 2 2 4 2. Как устроен язык 5 3 8 3. Вавилонское смешение 3 2 5 4. Письменность и человечество 4 2 6 5. Тайны фонетики. 2 4 6 6. Мастерская слова 3 2 5
ИТОГО:

19

15

34

2.2.Второй год обучения



темы

Тема

Кол-во часов
теория практика ВСЕГО 1. Царство слов 6 2 8 2. Вселенная в алфавитном порядке 2 2 4 3. Лабиринты фразеологии 6 4 10 4. Секреты морфологии 4 4 8 5. Язык мой – друг мой? 2 2 4
ИТОГО:

20

14

34

2.3.Третий год обучения



темы

Тема

Кол-во часов
теория практика ВСЕГО 1. Изобразительные ресурсы русского словообразования 6 5 11 2. Морфологические средства выразительности 14 9 23
ИТОГО:

20

14

34





3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
Программа опирается на
два основополагающих принципа:

разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение
,
В основе содержания программы лежат: -положения
деятельностного подхода
Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. и др.), согласно которым способности развиваются в соответствующей деятельности и вне ее формироваться не могут.
Введение. (4 часа)
Теоретический материал.(2 часа) Понятие олимпиады. Многозначность слова «олимпиада». Из истории олимпиадного движения. Пополнение и обогащение словарного запаса крылатыми словами: олимп, олимпийское спокойствие. Что такое самодостаточная лингвистическая задача. Изучение и анализ материала, догадка, предположение и его проверка, выстраивание доказательства, вывод как этапы научного лингвистического исследования. Первые олимпиады для школьников. А.А. Зализняк и А.Н. Журинский – составители первых олимпиад по русскому языку, авторы способа изучения лингвистики путем решения задач и узнавания при этом о различных языковых явлениях и законах. Выработка практических знаний и навыков.(2 часа) Подготовка учащихся к психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности, выработка умения свободно, раскованно держаться перед аудиторией и в аудитории, снятие психологического напряжения, тревожности во время участия в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах. Знакомство учащихся с методикой подбора материала на заданную тему: работа со справочной литературой, литературными источниками, составление библиографии по теме, рабочих выписок, правила хранения и систематизации отобранного материала в виде картотеки. Знакомство учащихся с условными обозначениями, принятыми в научной литературе.
Как устроен язык. (8 часов)
Теоретический материал.(5 часов) Что такое язык. Четыре свойства знака. Нулевые знаки. Наука о знаках – семиотика. Семиотика как часть лингвистики. Язык – универсальная знаковая система. Искусство и язык. Служить общению людей и быть средством мысли – любимые занятия языка. Экспрессивная функция языка. Игровая функция языка. Поэтическая и магическая функции языка. «Многоэтажность» языка. Звук как единица восприятия речи. Морфема как мельчайшая частица смысла в языке. Слово – центральная единица языка, средоточие языка, имеющее лексические и грамматические стороны. Словосочетание – на полпути от названия к предложению. Предложение – единица языка, служащая для выражения мысли. Текст. Признаки текста. Разновидности текста. Главное различие единиц – в их функции, языковом назначении. Выработка практических знаний и навыков.(3 часа) Игра «Снежный ком». Фразеологизмы как исключение из синтагматических законов. Парадигма как языковая единица, закономерно заменяющая друг друга в текстах. Выработка умения быстро составлять длинную синтагму.
Вавилонское смешение
.(5 часов) Теоретический материал. (3 часа) Сколько языков в мире? Сообщества языков. классификация языков по общей функции, по внутренним языковым особенностям. Эсперанто - искусственный международный язык. История эсперанто. Мужской и женский языки. Выработка практических знаний и навыков.(2 часа) Знакомство учащихся с научной литературой.
Письменность и человечество. (6 часов)
Теоретический материал. (4 часа) Долгий путь письменности. Предписьменности (древние изобретения человечества, похожие на письмо). Предметное письмо – древние способы передачи информации – вампумы и кипу. Рисуночное письмо. Картинопись ацтеков. Письменность шумеров - клинопись. Алфавитное письмо – венец графической эволюции. Каллиграфия – искусство красивого письма и стенография – мастерство быстрого письма.
Египетская иероглифика – самая красивая система письма в Древнем мире. Система сокращенной записи на Руси (протоколы Новгородского и Псковского вече XIV в.). Азбука для слепых – замечательное изобретение Луи Брайля. Азбука Морзе – кодирование букв последовательностью точек и тире. Загадочные письмена. Страницы древних рукописей. Предмет изучения палеографии. Собиратели рукописей. Глаголица и кириллица - древнейшая письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Реформа Петра I в кириллице. Изменения в алфавите 1917 года. Выработка практических знаний и навыков. (2 часа) Выработка умения пользоваться справочной литературой, систематизировать отобранный материал.
Тайны фонетики. (6 часов)
Теоретический материал.(2 часа) Звукопись как одно из свойств выражения речи. Ассонанс и аллитерация. «Хитрый» звук. «Пульс» в слове. Три особенности русского ударения. Умение различать: анаграммы, метаграммы, ропалики, палиндромы. Ударение как средство семантической дифференциации. Выработка практических знаний и навыков. (4 часа) Знакомство учащихся с основным понятийным аппаратом, используемым при овладении техникой речи, применительно к различным ситуациям общения. Овладение орфоэпическими нормами русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарем.
Мастерская слова. (5 часов)
Теоретический материал.(3 часа) Родственные слова и корень. Способы образования слов. Моделирование слов. Словообразовательные элементы греческого и латинского происхождения. Самые распространенные приставки. Многозначные и омонимичные приставки. Самые распространенные суффиксы. Эмоционально-оценочные суффиксы. Сложные и сложносокращенные слова. Дополнительное ударение как способ отличия сложносокращенного слова от сложного словосочетания. Выработка практических знаний и навыков.(2 часа) Овладение учащимися навыками моделирования слов по схемам, определение способов образования слов. Знакомство со словообразовательным словарем.
Царство слов. (8 часов)
Теоретический материал.(6 часов) «Многоликость» слова. Омонимы. Каламбур. Омоформы – грамматические омонимы. Омофоны – фонетические омонимы. Омографы – графические омонимы. Использование омонимов для создания яркого образа, шуток, каламбуров. История появления каламбуров. Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. Паронимы. Исконно русские слова. Старославянизмы и их фонетические приметы. Слова – иностранцы и их отличительные признаки. Диалектная и специальная лексика, активная и пассивная лексика. Из истории кроссвордов. Выработка практических знаний и навыков. (2 часа) Формирование умения выделять в тексте ключевые слова, определять их словарное и контекстное значения. Знакомство с различными видами словарей. Выполнение творческих заданий, формирование у учащихся умения преодолевать обычные способы деятельности, умения отыскивать аналогии, находить новое в знакомом, введение ясности в восприятие сложных вещей.
Вселенная в алфавитном порядке. (4 часа)
Теоретический материал. (2 часа) Лексикография как раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей. Разновидности словарей. Энциклопедические словари общие и отраслевые. Лингвистические словари общие и отдельных лексических групп. Выработка практических знаний и навыков. (2 часа) Построение словарной статьи: заглавное слово, грамматические формы, толкование лексического значения слова, примеры употребления слова в словосочетании.
Лабиринты фразеологии. (10 часов)
Теоретический материал. (6 часов) Лексическая и синтаксическая целостность фразеологизмов. Образно-эмоциональные фразеологизмы и нейтральные фразеологизмы.
Фразеологизмы – синонимы, фразеологизмы – антонимы, фразеологизмы – омонимы. Фразеологизмы – термины. Выработка практических знаний и навыков.(4 часа) Формирование умения отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, усваивать их значение, отличать эмоционально-выразительные достоинства. Происхождение фразеологизмов. Замена фразеологизмов одним словом. Работа с фразеологическим лото. Знакомство с различными видами фразеологических словарей, выработка умения пользоваться ими.
Секреты морфологии. (8 часов)
Теоретический материал.(4часа) Слова – своеобразные памятники людям. (Дизель, Ватман, Мансарда, Саксофон, Майонез, Тюль, Кашемир, Болонья). Род имен существительных. Существительные общего рода. Число имен существительных. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе или только в единственном числе. зачем нам необходимы падежи? Названия падежей. Почему в русском языке шесть падежей? Самый частый падеж. Склонение имен существительных. Количество склонений существительных в разных языках. «Чемпион» по количеству падежей. Китайский язык как язык, в котором существительные не склоняются и не имеют падежей. Прилагательные – определения. Прилагательные в загадках. Разрядные прилагательные. Пословицы, в которые входят антонимы-прилагательные. Краткие прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Способы образования прилагательных. Глагол – «самая огнепышущая, самая живая часть речи». Глагол речи, труда, звучания и цвета. Сила русского глагола. Видовые пары. Работа над языком. Времена глагола. Безличные глаголы. Наклонения глагола. Выработка практических знаний и навыков.(4 часа) Усвоение сведения о понятии часть речи и его составляющих.
Язык мой – друг мой?
(4 часа) Теоретический материал.(2 часа) Культура речи как раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей. Нормы лексические, орфоэпические, грамматические, словообразовательные, морфологические и синтаксические. Выработка практических знаний и навыков.(2 часа) Формирование умения соблюдать нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении. Выработка умения соблюдать нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов. Выполнение упражнений на соблюдение норм литературного языка, соблюдение принципа коммуникативной целесообразности.
Изобразительные ресурсы русского словообразования
(11 часов ) Теоретический материал.(6 часов) Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: словообразовательный повтор, использование стилистически окрашенных морфем, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, окказионализмов, паронимов, однокоренных слов и т. п. Выработка практических знаний и навыков.(5 часов ) Фонетический, интонационный, лексический анализ, наблюдение за словообразовательными средствами, выразительное чтение художественного текста.

Морфологические средства выразительности
( 23 часа ) Теоретический материал.(14 часов) Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Некоторые сведения из истории происхождения имён собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Морфологические средства образно- поэтического олицетворения. Наблюдение за использованием кратких и усеченных прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении. Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. Выработка практических знаний и навыков.( 9 часов ) Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение текстов художественной литературы.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

4.1.
Технологии: 1. проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Приемы управления познавательной деятельностью учащихся: 1.) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к материалу: а) прием новизны – включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных; б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов; в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его жизненной ценностью; 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения: а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу. б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения. в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, анализа литературы должны сформулировать вывод. 3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний: прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов. Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся.
4.2.
Занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном: 1. 11 парт с комплектом стульев, доска, мел, тряпка. 2. Компьютер или ноутбук с доступом в Интернет, проектор, экран, документ- камера. 3. Медиаматериалы: Мультимедийное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка 5 – 7классы». 4. Комплекс игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей (рабочие тетради на каждого учащегося). 5. База дополнительных задач, игр по разным уровням сложности. 6. Материалы международного конкурса-игры «Русский медвежонок» за несколько лет.

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. Работы по рус. яз.:Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.
2.
Касперская О.В. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119с.
3.
Трошин В.В. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях – Волгоград:Учитель, 2007. – 271с.
4.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Науч.-попул. – М.: Высш. шк., 1989 – 159с.
5.
Шанский Н.М. В мире слов: Кн. для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. -255с.
6.

1
. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. –
7.
2.Кежватова С.А. Сборник заданий для учащихся. –
8.
3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988.
9.
4. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1971.
10.
5. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978.
11.
6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1976.
12.
7. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М., 1984.
13.
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М., 1982.
14.
9. Абрамов В.П. Созвездия слов. – М., 1989.
15.
10. Граудина Л.К. беседы о русской грамматике. – М., 1983.
16.
11. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1967. Словари и справочники
17.
1. Толковый словарь под ред. С.И. Ожегова.
18.
2. Энциклопедический фразеологический словарь под ред. Федорова.
19.
3. Словарь синонимов.
20.
4. Словарь антонимов.
21.
5. Словарь паронимов.
22.
6. Словарь управлений русского языка.
23.
7. Словарь трудностей русского языка.
24.
8. Словарь иностранных слов.
25.
9. «Разум сердца». Сборник крылатых слов и выражений.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКА.


1.
Александрова Г.А. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, - «Тригон», 1997 – 656с., илл.
2.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С.Василькова. – М.: Просвещение, 1995. – 383с.: ил.
3.
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках:Кн. для учащихся.-М.:Просвещение, 1991г. – 96/эс. : ил.
4.
Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл./ -Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение, 1991. – 222с. :ил.
5.
Круговер В.В. Веселые уроки: Русский язык. Универсальная рабочая тетрадь для учащихся средней школы. Первое полугодие – СПб. РЕСПЕКС, 1995. – 80с.
6.
Круговер В.В. Веселые уроки:Русский язык. Универсальная рабочая тетрадь для учащихся средней школы. Второе полугодие – Спбю РЕСПЕКС, 1995. – 80с.
7.
Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира: Кн. для внеклас. чтения учащихся 5-7 кл. сред. шк. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1990. – 143с.: ил. – (Мир знаний).
8.
Львова С.И. Там, где кончается слово…: (О слитных, дефисных и раздельных написаниях): Кн. для учащихся 8-11 кл. сред. шк. – М: Просвещение, 1991. – 156с.: ил.
9.
Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклас. чтения учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1984 – 159с., ил.
10.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.1. – М.: Дрофа, 1996. – 320с. – (Хочу все знать).
11.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.2. – М.: Дрофа, 1996. – 208с. – (Хочу все знать).
12.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимат. задачи по рус. яз. : Кн. для учащихся 5-7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. -96с.: ил.
13.
Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык/ Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.- 704 с.: ил.


В раздел основное общее образование