Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Экспериментальные задачи по химии

методическая разработка

Автор: Полякова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии, МБОУ "Краснорогская СОШ им.А.К.Толстого", Брянская область, Почепский район, с.Красный Рог, п.Роща



В раздел основное общее образование



Программа разработана Учителем химии Поляковой О.Н.
Экспериментальные

задачи по химии

Содержание курса  Задачи, связанные с наблюдением и объяснением происходящих явлений  Задачи на характерные для данного вещества реакции  Подтверждение состава известного вещества  Задачи на получение веществ  Задачи на очистку веществ и выделение их из смесей  Распознавание веществ

1. Задачи, связанные с наблюдением и

объяснением происходящих явлений

Задачи данного типа являются основой

экспериментального изучения химии
 Пример 1. Положите в пробирку немного меди(II). Прилейте 2-3 мл серной кислоты и слегка нагрейте. Объясните происходящее явление.  Пример 2. В пробирку с раствором щелочи прилейте несколько капель сульфата цинка, в другую пробирку- к раствору сульфата цинка прилейте несколько капель раствора щелочи. Наблюдайте происходящее явление, сравните их между собой и дайте им объяснение.
Содержание 3


2.

Задачи на характерные

для данного вещества реакции

Задачи данного типа относят к

подготовительным задачам двух следующих

типов:
 Пример 1. Проведите реакции, характерные для медного купороса.  Пример 2. Проведите реакции, характерные для глюкозы.
Содержание 4


3.

Подтверждение состава известного

вещества

Пример 1. Подтвердите характерными

реакциями, что выданное вам вещество -

медный купорос.

Пример 2. Подтвердите, что выданное вам

вещество-серная кислота.

Содержание 5


4. Распознавание веществ

В задачах данного типа предлагается определить

с помощью характерных реакций каждое из

двух-трех выданных веществ.
 Пример 1. В первой пробирке находится вода, во второй-раствор щелочи, а в третьей раствор кислоты. Распознайте их.  Пример 2. В трех пробирках находятся бесцветные жидкости-растворы серной, соляной и азотной кислот. Распознайте их.  Пример 3. Распознайте выданные минеральные удобрения: аммиачную силитру, сульфат аммония. Хлорид калия и суперфосфат.  Пример 4. В пронумерованных пробирках выданы растворы глюкозы, сахарозы и спирта. Распознайте их.
Содержание 6


5. Задачи на получение веществ

Данные задачи могут иметь разную сложность и

преследовать разные цели:

А. получение вещества из названных исходных.

Б. получение вещества из выданных реактивов,

без указания необходимых исходных веществ.

При этом можно предложить получить

определенное вещество одним, несколькими

или всеми возможными способами.

В. получение вещества через промежуточные

реакции (одну или две)

Содержание 7


5. Задачи на получение веществ

Пример А: получите сульфат бария взаимодействием растворов

хлорида бария и серной кислоты. Решение такого типа задачи

сводится только к проверке умения учеником проводить известные

ему манипуляции.

Пример Б:

-получите двумя способами сульфат цинка, имея в своем распоряжении

следующие вещества ZnO, Zn, H2SO4.

-получите всеми возможными способами хлорид калия, имея в своем

распоряжении следующие реактивы: KOH, HCL, KNO3, K2SO4, BCl2.

При выборе возможных способов получения KCL в этой задаче

необходимо иметь в виду только идущие до конца реакции.

Пример В:

-получите CuCl2 из CuSO4, имея в своем распоряжении необходимые

для этого реактивы

-получите ZnS, имея в своём распоряжении только растворы серной

кислоты, сульфид натрия и металлический цинк

Содержание 8


6. Задачи на очистку

веществ и выделение их из смесей

Данные задачи можно подразделить на две группы. Выделение

веществ физическими и химическими способами. Первая группа

задач имеет значение для изучения способов очистки веществ,

формирования и закрепления практических навыков в проведении

основных химических манипуляций.

К первой группе веществ можно отнести следующие задачи:

Пример 1. Разделите смесь песка с медным купоросом на

составляющие её компоненты.

Пример 2. Очистите бузун (загрязненный хлорид натрия)

перекристаллизацией.

Ко второй группе можно отнести следующие задачи:

Пример 1. Выделите нитрат натрия из смеси его с хлоридом натрия.

Пример 2. Выделите карбонат натрия из смеси с гидрокарбонатом

натрия.

Содержание 9


В раздел основное общее образование