Гигиена питания
открытый урок по биологии в 8 классе
Автор: Полякова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии, МБОУ "Краснорогская СОШ им.А.К.Толстого", Брянская область, Почепский район, с.Красный Рог, п.Роща
В раздел основное общее образование
Биология 8 класс.
Тема: Гигиена питания
Цель: Дать понятие о полноценном питании школьников. Рассмотреть рацион и режим питания,
предупреждение пищевых отравлений и оказание первой помощи при них; научить учащихся
читать этикетки на продуктах питания; рассмотреть влияние курения и употребления алкоголя на
органы пищеварения.
Оборудование: бинты, жгут, перекись водорода, вата, иод, продукты питания, ткань для
подкладки жгута, перчатки.
Презентации:
1. Генномодифицированные продукты.
2. Пищевые добавки.
3. Пластиковая посуда.
Этапы урока:
I.
Опрос.
Виды кровотечения и способы их остановки с демонстрацией.
II.
Изучение нового материала.
Познавательные задачи урока:
-что понимается под полноценным питанием человека?
-какие требования предъявляются к полноценному питанию?
-какие нарушения требований гигиены питания приводят к заболеваниям?
-какие меры следует принимать при пищевых отравлениях?
-как влияет курение и употребление алкоголя на органы пищеварения?
Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем,
для того, чтобы есть»
Питание - одна из основных потребностей человека (демонстрация слайдов).
Беседа об основных продуктах и питательных веществах.
Вопрос к классу:
Назвать продукты, содержащие белки, жиры, углеводы.
Правила приема пищи:
1.Пища должна быть разнообразной и полноценной.
2.Нельзя торопиться при приеме пищи.
3. Пища не должна быть горячей.
4. Нельзя злоупотреблять такими продуктами, как горчица, перец, уксус и т.д. (сообщение
учащихся о продуктах, возбуждающих аппетит)
5. Вредно питание в сухомятку без горячих блюд. 6. В пище должны содержаться вещества, стимулирующие моторику кишечника: ржаной хлеб, капуста, кефир, йогурт (сообщение учащегося о йогурте) 7. Нельзя пить на голодный желудок крепкий чай или кофе 8. Последний прием пищи, не позднее двух часов до сна. 9. Наиболее благоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4-5 раз в сутки, небольшими порциями. 10. 25% пищи полагается в день съедать за завтраком, 50%-за обедом, а оставшиеся 25% делятся между полдником и ужином. ВОЗБУДИТЕЛИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ: -холерный вибрион -возбудитель дизентерии -возбудитель брюшного тифа -сальмонеллез -бутуллизм Симптомы болезни (сообщение учащегося, демонстрация слайдов) ПЕРЕНОСЧИКИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ - мухи и тараканы. Правила гигиены и чистота в жилом помещении (демонстрация слайдов) Паразитические черви: -эхинококк -аскорида -свиной и бычий цепень -острица (демонстрация слайдов) МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ: 1. Следить за чистотой рук 2. Тщательно промывать овощи и фрукты перед едой. 3. Пить кипяченую воду 4. Регулярно ухаживать за ногтями 5. Следить за чистотой посуды, белья, одежды, помещений. 6. Такие продукты, как мясо, рыба, хлеб должны готовится на разных разделочных досках.
ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ КУРЕНИЯ НА ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ: -Цирроз печени и язва желудка (сообщение учащегося, демонстрация слайдов) ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ И ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ (сообщение учащегося, демонстрация слайдов) ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ: (сообщение учащегося, демонстрация слайдов) ТРЕБОВАНИЯ К ПИЩЕВЫМ ПРОДУКТАМ Презентации: 1. Генномодифицированные продукты 2. Пищевые добавки 3. Пластиковая посуда УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ЭТИКЕТКИ НА ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ Практическая работа с учащимися: «Определение пищевой калорийности, наличие белков, жиров и углеводов, нахождение срока годности и пищевых добавок. III.ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Каков наиболее благоприятный режим питания? 2. Почему инфекционные желудочно-кишечные заболевания называют болезнями грязных рук? 3. Всегда ли чисто вымытые руки гарантируют предотвращение глистных заболеваний? 4. Кто является наиболее распространенным переносчиком возбудителей желудочно- кишечных заболеваний? 5. Почему нельзя грызть ногти? 6. Назовите признаки отравления? 7. Что следует предпринимать при их появлении? 8. Какое влияние оказывает курение и алкоголь на органы пищеварения? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Заполнить в тетради таблицу Правила гигиены питания: Правила Физиологическое обоснование правил
5. Вредно питание в сухомятку без горячих блюд. 6. В пище должны содержаться вещества, стимулирующие моторику кишечника: ржаной хлеб, капуста, кефир, йогурт (сообщение учащегося о йогурте) 7. Нельзя пить на голодный желудок крепкий чай или кофе 8. Последний прием пищи, не позднее двух часов до сна. 9. Наиболее благоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4-5 раз в сутки, небольшими порциями. 10. 25% пищи полагается в день съедать за завтраком, 50%-за обедом, а оставшиеся 25% делятся между полдником и ужином. ВОЗБУДИТЕЛИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ: -холерный вибрион -возбудитель дизентерии -возбудитель брюшного тифа -сальмонеллез -бутуллизм Симптомы болезни (сообщение учащегося, демонстрация слайдов) ПЕРЕНОСЧИКИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ - мухи и тараканы. Правила гигиены и чистота в жилом помещении (демонстрация слайдов) Паразитические черви: -эхинококк -аскорида -свиной и бычий цепень -острица (демонстрация слайдов) МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ: 1. Следить за чистотой рук 2. Тщательно промывать овощи и фрукты перед едой. 3. Пить кипяченую воду 4. Регулярно ухаживать за ногтями 5. Следить за чистотой посуды, белья, одежды, помещений. 6. Такие продукты, как мясо, рыба, хлеб должны готовится на разных разделочных досках.
ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ КУРЕНИЯ НА ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ: -Цирроз печени и язва желудка (сообщение учащегося, демонстрация слайдов) ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ И ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ (сообщение учащегося, демонстрация слайдов) ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ: (сообщение учащегося, демонстрация слайдов) ТРЕБОВАНИЯ К ПИЩЕВЫМ ПРОДУКТАМ Презентации: 1. Генномодифицированные продукты 2. Пищевые добавки 3. Пластиковая посуда УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ЭТИКЕТКИ НА ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ Практическая работа с учащимися: «Определение пищевой калорийности, наличие белков, жиров и углеводов, нахождение срока годности и пищевых добавок. III.ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Каков наиболее благоприятный режим питания? 2. Почему инфекционные желудочно-кишечные заболевания называют болезнями грязных рук? 3. Всегда ли чисто вымытые руки гарантируют предотвращение глистных заболеваний? 4. Кто является наиболее распространенным переносчиком возбудителей желудочно- кишечных заболеваний? 5. Почему нельзя грызть ногти? 6. Назовите признаки отравления? 7. Что следует предпринимать при их появлении? 8. Какое влияние оказывает курение и алкоголь на органы пищеварения? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Заполнить в тетради таблицу Правила гигиены питания: Правила Физиологическое обоснование правил
В раздел основное общее образование