Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемный подход в обучении иностранного языка"

статья

Автор: Бакирова Эльвира Дамиловна, учитель английского языка, МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш, с.Чекмагуш



В раздел основное общее образование



Доклад по теме: Проблемный подход в обу- чении иностранному языку Выполнила: учитель английского языка

МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш Бакирова Эльвира Дамиловна

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Современное образование требует разработки и внедрения все новых мето- дов обучения. В настоящее время все более часто в учебном процессе при- меняются проблемные методы обучения, которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем традиционные лекции или уроки. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях амери- канского философа-прагматика, психолога и педагога Джона Дьюи, который предлагал построить все обучение как самостоятельное решение проблемы.
Он основал в 1894 году в Чикаго опытную школу, где учебный план был заме- нен игровой и трудовой деятельностью. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обуче- ния внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др. Под проблемным обучением они понимают такую организацию учебного процесса, когда учащиеся под руководством учителя самостоятельно решают задачу, в результате чего происходит творческое владение знаниями, навыка- ми, умениями развитие способностей. Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутвержде- ния ребят. Посредством своих работ ребят учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов. Проектный метод применялся нами в 6 Г классе школы МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш в марте-апреле 2013г. По типу этот проект является творческим, внутренним, индивидуальным, средней продолжительности. Вся работа над проектом подразделялась на 3 этапа: 1)планирование 2)реализация(подготовка и исполнение проекта) 3)презентация. Урок в форме защиты проекта был проведен в конце марта. Тема урока- «Дом моей мечты». В работу над проектом (которая заняла 4 недели) были вовлечены все учащи- еся. Нашу творческую деятельность мы начали с темы «Types of Houses in Eng- land» («Типы домов в Англии»). Учебник “Enjoy English” М.З Биболетовой со- держит информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности учащихся, вовлечение их творческую де- ятельность. В этапе планирования проекта мы применили и дополнительный материал, содержащий подробное описание видов домов в Англии(a semi-
detached house, a detached house, a block of flats, etc.). Чтобы у учащихся воз- никало четкое представление о каждом типе дома, описание сопровожда- лось иллюстрациями, что ученикам очень понравилось. Для лучшего воспри- ятия материала учащиеся заранее получили карточки, на которых приводи- лись перевода некоторых реалий. Объяснения сопровождались вопросами типа “Do you like this type of a house?”, “Would you like to live in a house like this?” “What type of a house is the best for you?” По заинтересованным взглядам учащихся, по их горящим глазам было ясно, что преподносимый материал им интересен и у них есть желание и дальше работать по этой теме. На последующих занятиях происходило совершенствование лексики по теме “Types of Houses in England”. Учащиеся выполняли разнообразные упражне- ния, читали диалоги. Таким образом, мы подошли к той стадии нашего проекта, на которой пред- полагалось выполнение еще одного микропроекта, который внес существен- ный вклад в наш конечный проект «Дом моей мечты». Мы вспомнили разни- цу между конструкциями “there is”, “there are” , которые были призваны по- мочь учащимся при описании комнаты. С помощью этих конструкций ребята подробно рассказали про свои комнаты. На следующем уроке мы рассмотрели The Future Simple Tense, как оно обра- зуется и его употребление. Мы считаем, что этот урок явился кульминацией нашего проекта, так как именно с помощью будущего простого времени учащиеся затем выполнили свои проекты. На уроке мы дали возможность учащимся потренироваться в описании дома своей мечты, задавая им вопросы типа “What type of house will you live in?”, “How many stores will it have?”, “What kinds of rooms will there be in your dream house?”, “What room will be your favorite one?”. Учащимся по- лучили образцы текстов с описанием дома мечты и домашнее задание- на- рисовать и описать дом своей мечты. На следующем уроке планировалось провести презентацию проектов. Для этого мы решили организовать мероприятие, призванное также закрепить лексику по теме “Types of Houses in England”, которое увенчалось защитой проектов “My Dream House”. Мы руководствовались тем, что внимание ребят не способно концентрироваться долгое время на одном виде деятельности, и
поэтому включили в наше в наше мероприятие разнообразные задания, вы- полняя которые учащиеся соревновались друг с другом, 12 учащихся образо- вывали две команды. В ходе мероприятия ребята разгадывали кроссворд, угадывали тип дома по описанию, определяли вид дома по картинкам. После этих заданий участники представили свои проекты. Таким образом, наш опыт показал, что благодаря проблемному подходу можно сделать учебный процесс более продуктивным и интересным. С каж- дым годом увеличивается количество учителей, которые используют в своей практике проектную методику, которая является одним из эффективных средств реализации положений проблемного подхода при обучении ино- странному языку. После применения метода проектов на практике мы при- шли к выводу, что учащиеся легче усваивают материал и запоминают его в процессе творческой деятельности. Хотелось бы надеяться, что проблемный подход получит широкое применение в школьной практике при обучении всем аспектам языка.
Использованная литература:
1.Бейзеров В.А. Проблемное обучение// Образование в современной школе. 2005.-№12 2.Биболетова М.З. и др английский с удовольствием/Enjoy English.-Обнинск: Титул ,2007. 3. Владыко О.А. Проектная методика- эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка// ИЯШ. – 2007- №4 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии. – М.,2005


В раздел основное общее образование