"Счастливым быть - здоровым быть"
авторская программа
Автор: Игнатьева Марина Анатольевна, воспитатель, ГБООУ "Болгарская санаторная школа-интернат", город Болгар, Спасский район, РТ
В раздел основное общее образование
ГООУ «БОЛГАРСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
СПАССКОГО РАЙОНА РТ
Авторская образовательная программа по пропаганде и укреплению ЗОЖ для учащихся 3-4 классов
«Счастливым быть –
здоровым быть».
Составила: Игнатьева М.А. воспитатель II кв. категории. Г. Болгар 2011 – 2012 уч. год
Цели:
1.
Формирование гармонично-развитой, социально активной творческой личности.
2.
Совершенствование физического воспитания, культуры здоровья.
3.
Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1.
Увеличение значимости физического развития детей и укрепления их здоровья.
2.
Создание санитарно-гигиенических и социально-психологических условий в классе, способствующих укреплению здоровья.
3.
Формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья.
4.
Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.
5.
Развитие у воспитанников потребности самосовершенствования своих физических, психических, духовных и творческих способностей.
6.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
7.
Побуждение у воспитанников желания к самопознанию и самосовершенствованию, созданию собственных форм здорового стиля жизни.
Пояснительная записка.
Актуальность:
В современном, постоянно меняющемся мире, где на человека обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и
череда нескончаемых дел, самой большой ценностью может быть только здоровье человека. В концепции комплексной междисциплинарной программы по сохранению здоровья школьников Республики Татарстан: «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан» говорится, что социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы, существенно изменили облик Татарстана, но и породили большое количество проблем. Самой уязвимой группой населения оказались дети и подростки. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому проблемы сохранения здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части: Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма. Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами, мыслями. Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей. Ученые утверждают, что здоровье современного человека лишь частично зависит от таких факторов, как унаследованная от родителей склонность к определенным заболеваниям, экология или медицина. Преимущественно же оно определяется образом жизни человека, то есть его повседневным поведением. А это означает, что основную ответственность за свое здоровье человек несет сам. Но для того, чтобы его выбор образа жизни был правильным, человек должен быть хорошо знаком с вопросами здорового образа жизни. К сожалению, в наш информационный век дети мало знают о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек. А это не совсем так.
Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Какой образ жизни нужно считать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Зная, что здоровье представляет собой одну из важнейших ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здоровой жизни. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни, если не позволяет полностью вернуть утраченное, то помогает заметно нормализовать состояние человека. Важно научить детей использовать полученные знания о способах сохранения здоровья в повседневной жизни, проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения влияния на здоровье. Формирование культуры здорового образа жизни – одна из стратегических целей обучения и воспитания современных воспитанников. Культура здорового образа жизни человека – это его психологическая, теоретическая и практическая готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Изучая в течении нескольких лет проблему «Сохранение и укрепление здоровья школьников» и, анализируя свою работу по воспитанию ЗОЖ, уровень физического развития обучающихся, причины, частых заболеваний и т.д., я пришла к выводу, что раздела «Здоровье» в плане воспитательной работы недостаточно. Ведь одним из главных направлений воспитательной работы в учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, является сохранение здоровья воспитанников и привитие им навыков здорового образа жизни. Для полноценного объема работы по данной проблеме необходима специальная программа. И поэтому мною была разработана программа по пропаганде и укреплению ЗОЖ для учащихся 3-4 классов под общим названием «Счастливым быть –
здоровым быть» с учетом психологических, физических, индивидуальных особенностей. К каждому классу поставлены соответствующие цели и задачи и ориентированы по определенным темам: для 3 класса «Я хочу быть здоровым!», для 4 класса «Здоровый Я – здоровая Россия!»
Условия реализации программы, с учетом возрастных и психологических
особенностей детей.
Чтобы реализовать данную программу, здоровый образ жизни должен включать: • Настрой на здоровый образ жизни; • Достаточную двигательную активность; • Умение регулировать свое психическое состояние; • Правильное питание; • Четкий режим жизни; • Отказ от вредных привычек; • Выполнение гигиенических требований; • Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Учитывая, что дети подвижны, эмоциональны, не умеют долго концентрировать внимание на одном объекте, необходимо применять методики направленные на развитие интереса к программе, умение слушать и слышать, делать выводы. Это связь с повседневной жизнью, их знаниями, наглядные и игровые формы воспитания, достаточно быстрая смена видов деятельности, создающие возможность для усвоения новых знаний.
Основные формы и методы реализации программы:
- беседы (воспитателя, медработника.); - работа с книгой (чтение и обсуждение); - утренники, праздники здоровья; - выступления агитбригад; - устные журналы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»); - конкурсы: рисунков, плакатов( «Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый, зеленый»); стихотворений, сочинений «Береги здоровье смолоду»; загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»; - практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;
- обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»; - занятия по ОБЖ и ПДД; - часы здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка») - игры, соревнования , с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);
Организация воспитательного процесса.
Программа будет реализована при условии занятий с детьми в соответствии с предъявляемыми требованиями: - применение разнообразных методов и средств обучения; - поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности детей; - целесообразное расходование времени занятия; - высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и учащихся; - дифференцированный и индивидуальный подход к детям; - практическая значимость полученных знаний и умений. Необходимо создание благоприятной атмосферы во время занятий, оборудование кабинета должно соответствовать соответствующим требованиям, дети должны знать требования техники безопасности.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный
результат.
Программа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста. Периодичность занятий — один раз в неделю. 3 класс
«Я хочу быть здоровым!»
Цель:
воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1.
Познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека;
2.
Учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта;
3.
Осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек.
4.
Формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
Тема занятия
Форма
проведения
Содержание
Сроки
«Жить по режиму!» Информационны й час 1.Беседа «Твой режим дня. Значимость выполнения режима». 2.Составление режима дня. Сентябрь 1 неделя «Чистота – залог здоровья» Час здоровья 1.Беседа «Зачем это нужно?» 2. Ролевая игра «В гостях у Мойдодыра». Сентябрь 2 неделя «Что такое здоровье?» Устный журнал 1.Беседа «Что полезно для здоровья?». 2. «Мудрое слово о здоровье» (пословицы, поговорки) Сентябрь 3 неделя «Зов джунглей» Игра Конкурсная программа Сентябрь 4 неделя «О спорт, ты мир!» КТД 1.Беседа «Значение спорта в жизни человека». 2.Оформление стенда «Спортивная жизнь класса» (уголок здоровья) Октябрь 1 неделя «Здоровым быть здорово!» Экскурсия в школьный медицинский кабинет 1.Беседа врача школы «Берегите здоровье смолоду». 2.Спортивные игры. Октябрь 2 неделя «И хорошее настроение…» Час общения 1.Беседа «О дружбе». 2. «О взаимоотношениях» Октябрь 3 неделя «Хочу их знать!» Занятие по ПДД 1.Беседа «Мы знакомимся с дорожными знаками». Октябрь 4 неделя
2. Игра «Лото» на тему: «Азбука дорожных знаков». «Твое здоровье – в твоих руках!» Игра-практикум 1.»Калейдоскоп здоровья». 2.Высказывания великих людей о ценности здоровья. 3.Советы врача «Пути поддержания и укрепления здоровья». Ноябрь 1-2 неделя «Где чистота – там здоровье!» Практикум 1.Беседа «Как чистота и порядок в доме влияют на здоровье». 2.Операция «Уют». Ноябрь 3 неделя «Мой организм – целая планета!» Информационны й час 1.Рассказ исследование «Почему кости крепкие». 2. Конкурс рисунков «Что нужно для укрепления костей». Ноябрь 4 неделя «Я буду крепким и здоровым!» Час здоровья 1.Рассказ «Почему мы не ломаемся?». 2.Советы доктора Айболита. Декабрь 1 неделя «Будем здоровы!» Спортивные игры «Чтоб сильным и здоровым быть, спортивный зал надо любить!» Декабрь 2 неделя «Кулинарный вопрос». Информационны й час 1.Беседа «Почему человеку необходима пища? Правила приема пищи». 2.Викторина с демонстрацией овощей. 3.Пословицы об овощах. Декабрь 3-4 неделя «Сон – лучшее лекарство!» Час здоровья 1.Беседа «Зачем человек спит?» 2.Правила здорового сна. 3.Пословицы и поговорки о сне. 4.»Как спят домашние животные?» 5. «Причудливые позы». Январь 2 неделя «Секреты здоровья». Информационны й час 1.Беседа о красоте. 2.От чего зависит осанка? 3.Конкурс «Кто лучше пройдет?» Январь 3 неделя «Как защитить себя от Профилактика 1.Обсуждение «Что такое микроб». Январь 4 неделя
болезней?» 2.Правила обращения с лекарствами. 3.Правила «Как помочь больному до прихода врача?» «И летом и зимой со спортом дружим и игрой!» Веселые старты Спортивные развлечения с использованием скакалок, обручей, мячей и др. Февраль 1 неделя «Как сказать «нет» вредным привычкам?» Занятие с элементами деловой и ролевой игры 1.Беседа «Курить – здоровью вредить. Вред пассивного курения». 2.Ролевые упражнения. Февраль 2 неделя «Сильные, смелые, ловкие». «Зарница» (игра на местности) Февраль 3 неделя «Берегите зрение!» Практикум 1.Беседа «Что мы знаем о глазах». 2.Правила, способствующие сохранению зрения. 3.Упражнения для тренировки глаз. Февраль 4 неделя «Мы любим спорт!» Час аэробики 1.Упражнения для мышц плечевого пояса. 2.Упражнения для мышц ног. 3. Игровой марафон. Март 1 неделя «При пожаре не сидим, набираем 01». Информационны й час 1.Беседа «Что делать, если возник пожар?» 2.Игра-загадка «Если возник пожар». Март 2 неделя «Лесная аптека». Час здоровья 1.Беседа «Какие лекарственные растения мы знаем?» 2.Конкурс рисунков «В лес за здоровьем». Март 3 неделя «Гигиена питания». Своя игра Конкурсная программа Апрель 1 неделя «Я выбираю здоровье!» Час здоровья 1.Беседа «Здоровье в наших руках. 2.»Путешествие» на поезде «Здоровье». Апрель 2 неделя «Азбука юного пешехода». Занятие по ПДД 1.Беседа «Безопасность на дороге». Апрель 3 неделя
2.Конкурс рисунков. 3.Игры на знание ПДД. «Здравствуйте , значит будьте здоровы!» Час доброты 1.Беседа «О правилах приличия». 2.Ролевые ситуации. Апрель 4 неделя «Всегда ли солнышко полезно?» Занятие по ОБЖ 1.Беседа «Умеете ли вы загорать?» 2.Правила поведения на пляже. Май 1 неделя «Идем тропой здоровья!» Экскурсия в природу (игра на местности) Сбор лекарственных трав. Май 2 неделя «В поход за здоровьем». Экскурсия в лес Подведение итогов. Май 3-4неделя 4 класс
«Здоровый Я – здоровая Россия!»
Цели:
1.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
2.
Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
1.
Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
2.
Научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
3.
Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
4.
Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
5.
Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
6.
Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
7.
Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
8.
Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
9.
Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
10.
Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
11.
Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Тема занятия
Форма
проведения
Содержание
Сроки
«Здоровье – главное богатство!» Устный журнал 1.Совет «Как научиться соблюдать режим дня?» 2.Правила гигиены тела. Сентябрь 1 неделя «Посеешь привычку – пожнешь характер». Час здоровья 1.Обсуждение «Как «вырастить» привычку». 2.Полезные привычки, вредные привычки. Сентябрь 2 неделя «Гигиена труда и отдыха». Час общения 1.Беседа «Что такое утомление». 2.Релаксация. Сентябрь 3 неделя «Человек среди людей. Мое здоровье». Час здоровья 1.Обсуждение понятия «Давление», формы и способы сопротивления давлению. 2.Упражнение – энергизатор. 3.Ролевая игра «Учимся говорить нет!». Сентябрь 4 неделя «Красный, желтый, зеленый». Занятие по ОБЖ и ПДД 1.Беседа инспектора ПДД. 2.Ролевая игра «Светофор». Октябрь 1 неделя «Ох, уж эта зубная боль!» Час здоровья в зубном кабинете 1.Беседа «Мы и наши зубы». 2.Правила ухода за зубами. Октябрь 2 неделя «Как уберечься от ударов электрическим током». Информационны й час 1.Правила обращения с электроприборами. 2.Правила поведения во время грозы. Октябрь 3 неделя «Как избежать отравления». Час общения 1.Описание некоторых ядовитых грибов и ягод. 2.Профилактика отравления и первая помощь. Октябрь 4 неделя «Универсальны е олимпийские игры». Информационны й час 1.Информация «История олимпийских игр». 2.Обсуждение газетных и журнальных публикаций. 3.Просмотр специальных видеосюжетов. Ноябрь 1-2 неделя «Зимняя вода. Берегись Час здоровья 1.Беседа «Берегись тонкого льда!» Ноябрь 3 неделя
тонкого льда!» 2.Анализ художественных произведений С.В.Михалкова «Дядя Степа – милиционер» и Д.Мамина-Сибирика «Серая шейка». 3.Кроссворд по теме. «Правда и ложь об алкоголизме». Диспут 1.Игра «За или против?» 2.Конкурс пословиц и поговорок о вреде алкоголя. Ноябрь 4 неделя «О вреде курения». Информационны й час 1.Беседа «Курить – здоровью вредить» 2.Просмотр видеороликов о вреде курения. 3.Ролевые игры Декабрь 1 неделя «Азбука здоровья». Конкурс сочинений 1.Беседа «К каждой букве алфавита можно подобрать слова о здоровье». 2.Конкурс сочинений «Азбука здоровья». Декабрь 2 неделя «Со спортом дружить – здоровым быть». Час здоровья 1.Эстафетный марафон. 2.Игры «Ловкие петрушки», «Передай мяч», «Догони мяч», «Закати мяч». Декабрь 3-4 неделя «Здоровье – в наших руках». Профилактика 1.Беседа с фельдшером «Профилактика ОРВИ и гриппа». 2.Высказывания великих людей о ценности здоровья. 3.Обсуждение « Кого можно считать здоровым человеком». Январь 1-2 неделя «Поделись улыбкою своей». Информационны й час 1.Беседа «Как воспитать в себе хорошие манеры». 2.От чего зависит красивая улыбка. 3.Просмотр видеоролика о красивой улыбке. Январь 3 неделя «Мои достоинства и недостатки». Урок культуры 1.Беседа «Что обозначают слова «достоинство» и «недостатки». 2.Тренинг «Что это и Январь 4 неделя
почему?» 3. Правда о культурном человеке. «Все на танцы!» Час аэробики 1.Оздоровительные упражнения под музыку. 2.Сюжетно-ролевой комплекс утренней зарядки. Февраль 1 неделя «Что такое конфликт?» Час общения 1.Разбор ситуаций, приводящих к конфликту. 2.Способы выхода из конфликта. Февраль 2 неделя «Жизнь – радуга». Творческая мастерская 1.Беседа «Для чего человек живет на свете?». 2.Творческие задания. 3.Конкурс рисунков «Моя жизнь радуга». Февраль 3 неделя «Мой товарищ – спорт!» Спортивное занятие 1.Игры. 2.Эстафета «Веселые старты». 3.Викторина. Февраль 4 неделя «Зависимость. Болезнь. Лекарства». Час здоровья 1.Интервью с курильщиками «Почему вы курите?» 2.Беседа «О самолечении». Март 1 неделя «Ешь полезную для здоровья пищу!» Час здоровья 1.Беседа «Какая пища считается полезной». 2.Составление меню. 3.Кроссворд «Мой огород». Март 2 неделя «Дорожные приключения Бабы-Яги!» Игра по ПДД 1.Загадки. 2.Конкурс рисунков «Новые дорожные знаки». 3.Викторина по ПДД. Март 3 неделя «Как мы слышим?» Информационны й час 1.Беседа «Что мы знаем об ушах?». 2.Игра «Чьи это уши?» 3.Правила ухода за ушами. 4.Кроссворд по теме. Апрель 1 неделя «Опасные ситуации контактов с незнакомыми Час общения 1.Беседа «Как может выглядеть злоумышленник?» 2.Анализ поведения Апрель 2 неделя
людьми». сказочных героев. 3.Разыгрывание ситуаций с игрушками. «Красота тела и души». Час общения 1.Обсуждение «Лучше быть душой красивым или телом?» 2.Пословицы о красоте тела и души. 3.Конкурс рисунков «Как ты представляешь красивого человека». Апрель 3 неделя «Будем стройные и красивые». Информационны й час 1.Беседа «Значение правильной осанки для здоровья». 2.Приемы и упражнения по формированию правильной осанки. Апрель 4 неделя «В природе должно быть чисто и красиво!» Прогулка 1.Правила поведения в лесу и на водоемах. 2. Игры на открытом воздухе. Май 1 неделя «Здоровый Я – здоровая Россия!» Спортивный праздник Конкурсы и игры на улице. Май 2неделя «Чему я научился!» Час вопросов и ответов. 1.Тест-опросник «Что я знаю о ЗОЖ». 2.Диагностика знаний, умений, навыков о строении и функциях организма человека. Май 3-4 неделя
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
• значение здорового образа жизни для качества жизни человека;
• факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье; • основные гигиенические требования к условиям учёбы, труда, быта, отдыха; • причины основных заболеваний и их профилактику; • основные правила рационального питания; • влияние физических нагрузок на организм человека; • способы сохранения и укрепления иммунной системы человека; • основы строения, функции, гигиену органов чувств и восприятия; • правила поведения в природе; • понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «иммунитет», «медицина», «гигиена», «валеология», «фитотерапия»; • наиболее распространённые лекарственные растения и их свойства; • правила сбора, сушки и хранения растительного сырья; • ядовитые грибы и растения.
Кроме того, дети научатся:
• выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище, одежде, обуви, аксессуарам; • соблюдать режим дня; • проводить самоанализ и самооценку своего физического и психического здоровья; • предотвращать и оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, пищевых отравлениях, • придерживаться правил поведения в природе; • оценивать экологическое состояние помещения, учебного заведения, прилегающей территории; • применять на практике полученные знания и навыки; • пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания.
Используемая литература:
1. Аникеева Л.Ш. «Проблемы школьного возраста, Мир книг, Москва, 2002.
2. Басюк О.В., Головкина М.А. Классные часы 1-4 классы, выпуск 2,Волгоград: «Учитель», 2008. 3. Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым, Волгоград: «Учитель»,2006. 4. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня 3-4 классы, Москва: «Вако», 2007 (Мастерская учителя). 5. Досуг в школе (газеты), Московская область г. Мытищи. 6. Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников, Волгоград: «Учитель», 2007. 7. Интернет ресурсы. 8. Корбакова И.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе: праздники, игры, внеклассные занятия, выпуск 5, Волгоград: «Учитель», 2007. 9. Немов Р.С. «Психология образования», Москва, «Владос», 2002. 10.Павлова М.А., Формирование здорового образа жизни у младших школьников: классные часы, тематические мероприятия, игры, выпуск 2, Волгоград, «Учитель», 2009. 11.Педсовет (газеты), Московская область г. Мытищи. 12.Попова Г.П. Классные часы 3 класс, Волгоград: «Учитель», 2008. 13.Рудченко Л.И. Окружающий мир 1-4 классы: нестандартные уроки, Волгоград: «Учитель»,2008. 14.Харисов Ф.Ф., Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М. «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан, Казань, «Хэтер»,2000. 15.Школьные игры и конкурсы (газеты), Московская область г. Мытищи.
В раздел основное общее образование