Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Электронные ресурсы в обучении русскому языку и литературе"

статья

Автор: Казанцева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей №5, город Уфа



В раздел основное общее образование




Электронные ресурсы в обучении русскому языку и литературе.
Для достижения высоких результатов в процессе обучения необходимо расширять кругозор обучающихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает у них самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. При знакомстве с жизнью того или иного писателя, с его произведением я использую на уроке не только презентации, но и виртуальные экскурсии. Совершаем путешествие на родину писателя, где он бывал (учился, служил); по географическим местам, которые описаны автором в тексте. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды. Использование ИКТ позволяет: значительно сэкономить время на уроке; повысить уровень наглядности в ходе обучения; внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Использование презентаций позволяют обучающимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда обучающиеся не могут найти нужные произведения в библиотеке или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет повысить темп урока; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся; углубить степень отработки практических умений и навыков; вести дифференцированную работу с каждым учеником; выявить пробелы в его грамотности; выработать умение составлять алгоритмы. С помощью компьютера организовано выполнение всех известных типов упражнений (вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов и др.). Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля над усвоением знаний и формированием навыков учащихся. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.


В раздел основное общее образование