Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Профориентационная работа через предмет"

статья

Автор: Ооржак Алена Алексеевна, учитель химии и биологии, МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа-Хем, п.г.т. Каа-Хем, Кызылский район, Республика Тыва

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




«Профориентационная работа через предмет»

(Ооржак Алена Алексеевна,

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа-Хем)
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них. В связи с этим одной из целей работы учителя предметника должна быть оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно – ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности. Ведущее направление профориентации школьников -профориентация через учебный предмет Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель предметник должен:  знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;  изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся;  формировать у школьников общественнозначимые мотивы выбора профессии;  консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.
Этапами работы учителя -предметника:
 выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал. Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы.  подбор соответствующих наглядных пособий.  изучение литературы об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету.  изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.  индивидуальная работа с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.  обновление материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.  углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения. Ежегодно я провожу анкетирование среди учащихся на интересующих их профессию. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам специальностей. Наиболее востребованными среди учащихся МБОУ СОШ №1 п.г.т Каа-Хем являются следующие профессии: врачи, фармацевты, медицинские работники, ландшафтные дизайнеры, экологи, психологи в структурных подразделениях.
Исходя из полученных результатов, на уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися. При этом, я использую в своей педагогической деятельности следующие
методы и формы:
беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом; - решение различного рода задач с практическим содержанием; - участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; экскурсии на предприятия; - встречи со специалистами; - проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов; домашних экспериментов и лабораторных работ. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению. Домашний эксперимент, проведение лабораторных работ и практических работ позволяет попробовать практическим путем свои силы в таких профессиях, как лаборант и фармацевт. Я активно приобщаю учащихся к исследовательской и проектной деятельности, что позволяет создавать условия для развития познавательного интереса школьников к химии и биологии. На протяжении нескольких лет учащиеся выполняют исследовательские работы и проекты, где применяют знания, полученные на уроках химии, биологии например, «Жевательная резинка польза или вред», «Дрожжи – биологические организмы», «Насвай – опасно для жизни», «Влияние спиртных напитков на денатурацию белка», «Энергетические напитки за или против», «Числа Фиббоначи в анатомии», «Зевота». Таким образом, становление учащихся, как личность, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, создавать условия для самоопределения. И тогда каждый учащийся сделает правильный выбор.


В раздел основное общее образование