"Музыка Грузии"
методическая разработка
Автор: Демец Валентина Александровна, учитель музыки, МОБУ СОШ им. И. Я. Нелюбина с. Ильино-Поляна муниципального района Благовещенский район РБ, село Ильино-Поляна Благовещенский район РБ
В раздел основное общее образование
МОБУ СОШ им.И.Я.Нелюбина с.Ильино-Поляна муниципального
района Благовещенский район Республика Башкортостан
Тема: «Музыка Грузии»
Урок музыки 4 класс
Цель: расширить знания детей в области музыки на основе культуры
грузинского народа;
Задачи:
-дать почувствовать мелодико – интонационные особенности музыки
Грузии;
- развивать музыкальное мышление, слух, память, ритм, вокально –
хоровые навыки, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству разных
народов, формировать эстетическое видение мира.
Подготовила: учитель музыки В.А. Демец
Ход урока № этапа Содержание УУД Принципы 1. 2.
Мотивация к учебной деятельности
Музыкальное приветствие
Открытие детьми новых знаний
-У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, музыка. - Мы продолжим знакомство с музыкальной культурой народов разных стран. В какую страну мы отправимся, постарайтесь определить сами : столицей этой страны является город Тбилиси. -Куда же мы отправимся? +В Грузию -Верно, ребята. -Посмотрите на карту, где же находится Грузия и с какими странами граничит. (Слайд ) -Граничит с Россией, Арменией, Азербайджаном, Турцией. -Посмотрите на флаг Грузии. (Слайд) -Какие цвета вы видите? +Красный и белый. -Флаг представляет собой прямоугольное полотно белого цвета с пятью красными крестами. Это означает, что грузинский народ относится к православной вере. -Как вы думаете, что означают эти цвета? +Белый цвет указывает на невинность, непорочность, т.е. моральную чистоту, порядочность и мудрость. А красный цвет- мужество, отвагу, справедливость и любовь. - А сейчас обратите внимание на герб Грузии, что вы здесь наблюдаете? (Слайд) +Герб представляет собой щит красного цвета с изображением серебряной фигуры покровителя Грузии - Святого Георгия на коне, поражающего дракона копьём. Под щитом находится лента с девизом «Сила в единстве». - Как вы понимаете значение этих слов? +Что все должны жить дружно; когда все люди живут сплоченно - они непобедимы. - Знаете ли вы, чем славится Грузия? -Грузия является уникальной страной. Она находится на юге Кавказа, между Чёрным и Каспийским морями. Грузия расположена в горах, где с вершин, покрытых снегом, бегут стремительные, холодные реки. Днём много солнца, а ночи бывают холодные. Воздух свеж, чист, прозрачен. Хорошо прослушивается эхо в горах. -Кто знает, какие горы там находятся? Психологической Комфортности; Личностные Регулятивные Коммуникативные Психологической комфортности Деятельности Вариативности Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
+Кавказские горы. -Правильно. Это Кавказские горы. Поэтому Грузия, Армения и Азербайджан называются странами Закавказья. -В Грузии очень жаркий климат, называют страну солнечной. Народ в Грузии очень трудолюбивый, гостеприимный, вежливый, Чтят свои традиции и обычаи, очень уважительно относятся к старшему поколению, к своим братьям и сестрам. Об этом говорит народная пословица «Согласную семью и горе не берет». -Как вы понимаете значение этих слов? +Ответы детей. - Действительно. Семье, где все дружны, где царит гармония и любовь, никакие беды и горести не страшны. - Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Грузии, обратите внимание на звучание музыкального сопровождения. Подумайте, к какой группе музыкальных инструментов относится инструмент, сопровождающий наше путешествие? Постарайтесь увидеть особенность грузинской природы. ( Видео) -Понравилось ли вам наше путешествие? - Инструмент какой группы звучал? +Струнно-щипковый музыкальный инструмент. -Молодцы ребята. Мы услышали звучание грузинского народного инструмента чонгури. ( Слайд) Это 4-х струнный щипковый музыкальный инструмент. Обычно на этом инструменте играют женщины. Чонгури используется в оркестре грузинских народных инструментов. -Не находите ли вы сходства данного инструмента с инструментами других народов? + Домра (русский народный инструмент); думбыра (башкирский народный инструмент) ; бандура ( украинский струнно-щипковый народный инструмент) и т.д. - Чонгури внешне и по структуре похож на музыкальные инструменты многих народов. (Слайд) -Какое впечатление вызвало у вас наше путешествие? Что вы можете сказать о природе Грузии? +Снегом покрытые вершины гор, пустыни и леса. Мы увидели современные города и старинные деревни. -Знаете ли вы, что в переводе с грузинского языка означает слово «солнце»? +Варианты ответов. -На грузинском языке слово «солнце» звучит очень нежно - «Лиле».
В песенном творчестве каждого народа мы слышим обращение к природе, воспевание природной красоты. Сегодня мы познакомимся с грузинской народной песней, обращённой к солнцу. -Послушаем грузинскую народную песню «Лиле». Внимательно прослушайте, охарактеризуйте особенность исполнения. -Как прозвучала песня? Какие особенности исполнения вы услышали? + Лирическая, протяжная, слышны красивые опевания, исполнялась мужским хором, многоголосно, a`capella. Грузинское народное пение многоголосно, исполняется либо мужским хором, либо только женским, смешанных хоров не бывает. -Грузинский народ очень поющий, поют они искренне, от всего сердца. Народ Грузии очень талантливый, умение петь на несколько голосов заложено в них самой природой. Все праздники сопровождаются исполнением народных песен на 3- 4 голоса. -Сейчас мы еще раз прослушаем прекрасную песню «Лиле». Подумайте, какие картины природы вы представили себе, слушая её? + Исполнители поют где-то высоко в горах, видя простор и широту всей природы, а звучание песни уносится ветром вдаль... -Ребята, мы с вами прослушали песню на грузинском языке, понятен ли нам этот язык? +Нет -Но мы с вами охарактеризовали ее и представили, о чем поется в песне. Значит, какой мы вывод можем сделать? +Не зная языка другого народа, мы можем охарактеризовать музыку. - И если разговорный язык понятен не всем, то музыкальный - понятен всем народам без перевода. -Мы можем сказать, что между музыкой разных народов нет непереходимых границ. (Слайд)
Разучивание песни
-
Песня- зеркало души любого народа. Это самый близкий и доступный жанр народного творчества, через который человек передает свои душевные чувства, переживания, страдания, мечтания. - Послушайте грузинскую народную песню « Сулико» – это грузинское женское и мужское имя, означающее «Душа». -Скажите, какие чувства передаются в ней? Слушание -Какие чувства вызвала у вас прослушанная песня?
3. +Варианты ответов. -Как звучала мелодия? +Мелодично, грустно, лирично, в неторопливом темпе. -Почему? +Поётся о потере близкого, любимого человека. Передаётся грусть, печаль. Тоска. Молодой человек обращается к природе, и находит образ своей любимой в цветущем кусте розы, в трели соловья. - Кто в песне даёт ответ на главный вопрос: «Где же ты моя Сулико?» + Зазвенела трель соловья, Будто он сказал: «Это я». - А сейчас разучим песню. -Ребята, обратите внимание, в какой форме написана песня? +Куплетная, в песне нет припева. Разучивание песни. (Слайд) -Молодцы ребята, во время разучивания песни вы постарались передать характер, настроение, пели светло, неторопливо, с любовью. - Сейчас прослушайте эту песню на грузинском языке. Кто является исполнителем? +Мужской ансамбль. -Эта песня прозвучала в исполнении мужского вокально-инструментального ансамбля «Орэро» (Слайд), который был создан в 1958 году. Основателем этого ансамбля был Роберт Бордзинашвили. -Удивительное исполнение мы услышали на родном языке. Песня прозвучала многоголосно. В звучании песни можно услышать бережное и можно сказать, гордое отношение исполнителей к своим народным песням. -Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент выступления молодого артиста Грузии. -Ваша задача узнать исполнителя и подумать где вы могли его видеть? (Фрагмент видео) -Итак, знаком ли вам исполнитель? Где мы могли его видеть? +Это участник российского вокального конкурса «Голос». -Верно. Зовут его Георгий Меликишвили. В этом конкурсе участвовали исполнители разных народов и некоторые из них пели песни на родном языке. -Какую особенность исполнения вы услышали? -Своеобразное, богатое распевание мелодии, характерное для песен кавказского народа. Такое распевание в музыке, называется орнаментированный распев, то есть узорчатый, окрашенный необычайно красивыми звуками.
-Грузинские народные песни красивы, и чтобы их исполнять, нужно иметь особое мастерство. Мы с вами убедились, что Георгий Меликишвили мастерски владеет исполнением народных грузинских песен. - Посмотрите на портреты артистов Грузии: Валерий Меладзе, Тамара Гвердцители, Сосо Павлиашвили, Диана Гурцкая и другие. (Слайд) -Как вы думаете, что объединяет всех этих артистов? В каком жанре они работают? + В жанре эстрадной песни. -Хорошо, молодцы. -Ребята, домашнее задание - найти песни всех этих артистов. Запись с голосом исполнителя, который вам больше всего понравится, мы все вместе послушаем на следующем уроке. -По музыке разных народов мы можем сказать о характере этого народа? + Да. Особенно ярко это выражается в народных танцах. - В народных танцах Грузии мы можем увидеть характер, присущий грузинскому народу. Мы с вами познакомимся с одним из таких танцев - Лезгинкой. (Слайд) Определите характер, темперамент народа Грузии, свяжите со звучанием музыки. Слушание. + Ответы детей -Отличительное, выразительное свойство грузинской музыки - это ритм: чёткий, яркий. + Сейчас ещё раз прослушаем, постарайтесь запомнить ритм. Повторное слушание. -Ребята, а кто запомнил ритм, и попытается его прохлопать? -В музыке есть акцент, к нему нужно стремиться. -Попробуем вместе прохлопать, также ярко, четко и стремительно. - А сейчас все вместе попробуем показать этот ритм, легко ударяя ладонями о парту. -Хорошо, ребята, молодцы! Запомните этот особый, четкий ритм. -А сейчас мы посмотрим «Лезгинку» в исполнении грузинского танцевального ансамбля «Армавир». Обратите внимание на характерные движения в танце, четкость ритма. -Также обратите внимание на то, как танцуют мужчины и как танцуют женщины, и подумайте, почему у них именно такие движения, так же обратите внимание на костюмы. (Видео) -Итак, какие особенности в движении вы заметили, почему именно такие движения?
+У мужчин резкие, быстрые и четкие движения, даже был показ боя, у них такие движения, потому что в первую очередь мужчина воин, он защитник, они танцуют на носочках очень подтянуто, решительно, воинственно и гордо. -У женщин же наоборот, движения очень плавные, грациозные, маленькие шажки, они танцуют как прекрасные лебеди, танцуют, как плывут, очень нежно и скромно, прикрывая лицо платком. -Какие элементы костюма вы увидели? +Красочность, драгоценность– это присуще кавказским платьям, которые называются картули. Также у мужчин обязательным элементом одежды является кинжал. ( Слайд) - А сейчас чтобы лучше почувствовать характер «Лезгинки» мы сами попробуем выполнить танцевальные движения. -Девочки будут передавать протяженность фразы плавными движениями рук попеременно вправо и влево. - А мальчики будут подчеркивать акценты в конце каждой фразы стремительным, резким, движением рук и притопом в конце каждой фразы. Анализ исполнения детьми, учителем. Сравнение музыки Грузии с музыкой других народов. -Мы с вами познакомились с музыкальной культурой грузинского народа. -Опираясь на ключевые слова «музыка», «народ», «культура», «человек» сформулируйте вывод урока. +Каждый воспитанный человек должен знать и уважать музыкальную культуру своего народа. 4.
Рефлексия
-Ребята, с музыкальной культурой какой страны мы познакомились? + -Какие трудности у вас возникли? + -А с чем было легче всего справиться? + -Таким образом, мы с вами познакомились с солнечной Грузией, с грузинской музыкой. -Спасибо за урок! (Слайд ) Психологической Комфортности; Личностные; Регулятивные; Коммуникативные;
В раздел основное общее образование