Презентация опыта работы на семинаре учителей английского языка"Восприятие иноязычной культуры учащимися."
Интерактивная игра "Стереотипы".
Автор: Горбикова Елена Валентиновна, учитель английского языка, МОУ ГИМНАЗИЯ №15, Клин
В раздел основное общее образование
Презентация опыта работы на районном семинаре
учителей английского языка
Люди изучают иностранные языки на протяжении многих столетий, но
только в последние годы это социальное явление переживает настоящий бум
в нашей стране и во всем мире.
Особенности современной жизни - стремительное вхождение России в
мировое сообщество, безумные скачки политики, экономики, культуры,
идеологии, невиданный размах международного туризма, смешение и
перемещение народов и языков, ежегодный рост совместных предприятий и
фирм, изменение отношений между русскими и иностранцами, абсолютно
новые цели коммуникации - все это не может не вызывать новых проблем в
теории и практике преподавания иностранных языков. Иностранный язык
сегодня стал обязательным школьным предметом в начальной школе, а
конечной целью его изучения выдвигается практическое владение языком как
реальным средством общения в устной и письменной речи. В соответствии с
новыми целевыми установками моя задача как учителя иностранного языка
заключается в том, чтобы обеспечить условия для приобщения личности
обучающегося к иноязычной культуре и подготовить его к эффективному
участию в диалоге культур.
Иными словами, в современных условиях преподаватель - не только
источник информации о языке, его особенностях, он должен взять на себя
функцию "транслятора и интерпретатора иноязычной культуры".
Межкультурная коммуникация обычно исследуется на двух уровнях -
вербальном и невербальном. Она базируется на знании культурных
особенностей и норм поведения, характерных для своей страны и для страны
изучаемого языка и предполагает умение обоих сторон сопоставить и
безошибочно выбрать правильную линию поведения с учетом особенностей
менталитета носителей иностранного языка.
Иноязычное образование как процесс, есть с одной стороны, передача
мной, а с другой - присвоение учащимися иноязычной культуры. В отличие
от обучения, где и целью, и содержанием являются знания, умения и навыки
учащихся, в образовании целью является духовное развитие обучаемого как
индивидуальности, подготовка к адекватному восприятию представителей
других культур, а содержанием - культура.
Итак, одной из целей преследуемых мной целей является подготовка
учащихся к такому взаимодействию с представителями других культур,
результатом которого должно стать взаимопонимание. Подлинный
диалог
культур предполагает учет трех условий
: Знание чужой культуры. Оно предполагает восприятие, анализ, сопоставление со своей.
Эмоционально-чувственное отношение к фактам чужой культуры, т.е. ученик может отнестись к ним настороженно, терпимо, нейтрально, принять к сведению, выразить любопытство, проявить интерес и т.д. В зависимости от уровня ценности той или иной эмоции для учащихся факт чужой культуры переживается либо как факт личной жизни, либо как нечто постороннее, их не касающееся. Наши выпускники должны быть способными и готовыми: объяснять (интерпретировать) различные культурные ценности; видеть в чужом не столько то, что отличает нас друг от друга, сколько то, что нас сближает и объединяет; смотреть на события и их участников с позиции другой культуры; соотносить существующие стереотипы / представления с собственным опытом и делать адекватные выводы; На примере одной интерактивной игры я предлагаю рассмотреть прием по формированию у учащихся правильного восприятия факторов чужой культуры, применяемый на моих уроках. Так же это отличный прием для заучивания новой лексики по теме характер человека.
Страны и стереотипы
Цель проведения: Воспитание толерантного отношения в условиях многонационального государства. Аудитория : Учащиеся старших классов. Каждому участнику дают несколько карточек, на которых написано по одному прилагательному, обозначающему качество человека. На ватмане написаны названия стран. Участники должны положить свои карточки с качествами к той стране, с которой у них ассоциируется это качество (участники располагают качества так, как
ОНИ
СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНО с их точки зрения
). После того, как участники разложили все карточки к странам, ведущий переходит к обсуждению.
Обсуждение:
Согласны ли вы со всеми качествами для каждой страны? Почему? Насколько верны наши предположения? Трудно ли было решить, к какой стране относится прилагательное? По какому принципу вы выбирали страну? Все ли представители той или иной страны обладает такими качествами?
Что бы вы ПОМЕНЯЛИ?
(участники могут обсудить и поменять некоторые карточки с качествами местами)
Стереотипы – это хорошо или плохо? Готовы ли вы, что вас будут считать диким, угрюмым, закрытым русским, который каждый день пьет водку, носит ушанку и ходит по улицам, где бродят медведи? Почему? Здесь можно поговорить о внешнем виде русских девушек, невозможно объяснять каждому. Вы, как представитель России, ответственны за тот «имидж о России», который вы формируете у окружающих людей. По вам судят о России и ее людях. Что мы можем сказать о тех карточках, которые мы разложили? Ведущий поднимает, а потом опускает ватман и ВСЕ карточки СМЕШИВАЮТСЯ… Вывод: в каждой стране и каждой культуре есть РАЗНЫЕ люди и разные характеры. В каждой культуре может встретиться и добрый, и злой, и замкнутый, и отзывчивый человек… Не надо торопиться обобщать, это приводит к стереотипам, которые зачастую ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ. Подвести итоги с группой.
список прилагательных:
1. Добрый 2. Мудрый 3. Толерантный 4. Жадный 5. Скромный 6. Медлительный 7. Ответственный 8. Веселый 9. Мудрый 10. Эгоистичный 11. Практичный 12. Религиозный 13. Прямой 14. Вежливый 15. Легкомысленный 16. Агрессивный 17. Веселый 18. Замкнутый 19. Воспитанный 20. Гостеприимный 21. Безответственный 22. Грубый 23. Закрытый 26. Прагматичный 27. Оптимист 28. Пессимист 29. Реалист 30. Активный 31. Трудоголик 32. Ленивый 33. Гибкий (flexible) 34. Консервативный 35. Любопытный 36. Страстный 37. Любвеобильный 38. Серьезный 39. Щедрый 40. Эмоциональный 41. Скупой 42. Самостоятельный 43. Самодостаточный 44. Заботливый 45. Романтичный 46. Ревнивый 47. Пунктуальный 48. Открытый 49. Любознательный
Список стран:
1. Россия 2. Франция 3. Италия 4. Финляндия 5. США 6. Венесуэла 7. Бразилия 8. Грузия 9. Япония 10. Саудовская Аравия 11. Израиль 12. Китай 13. И т.д.
24. Дружелюбный 25. Меркантильный 50. Шумный 51. Спокойный
диалог
культур предполагает учет трех условий
: Знание чужой культуры. Оно предполагает восприятие, анализ, сопоставление со своей.
Эмоционально-чувственное отношение к фактам чужой культуры, т.е. ученик может отнестись к ним настороженно, терпимо, нейтрально, принять к сведению, выразить любопытство, проявить интерес и т.д. В зависимости от уровня ценности той или иной эмоции для учащихся факт чужой культуры переживается либо как факт личной жизни, либо как нечто постороннее, их не касающееся. Наши выпускники должны быть способными и готовыми: объяснять (интерпретировать) различные культурные ценности; видеть в чужом не столько то, что отличает нас друг от друга, сколько то, что нас сближает и объединяет; смотреть на события и их участников с позиции другой культуры; соотносить существующие стереотипы / представления с собственным опытом и делать адекватные выводы; На примере одной интерактивной игры я предлагаю рассмотреть прием по формированию у учащихся правильного восприятия факторов чужой культуры, применяемый на моих уроках. Так же это отличный прием для заучивания новой лексики по теме характер человека.
Страны и стереотипы
Цель проведения: Воспитание толерантного отношения в условиях многонационального государства. Аудитория : Учащиеся старших классов. Каждому участнику дают несколько карточек, на которых написано по одному прилагательному, обозначающему качество человека. На ватмане написаны названия стран. Участники должны положить свои карточки с качествами к той стране, с которой у них ассоциируется это качество (участники располагают качества так, как
ОНИ
СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНО с их точки зрения
). После того, как участники разложили все карточки к странам, ведущий переходит к обсуждению.
Обсуждение:
Согласны ли вы со всеми качествами для каждой страны? Почему? Насколько верны наши предположения? Трудно ли было решить, к какой стране относится прилагательное? По какому принципу вы выбирали страну? Все ли представители той или иной страны обладает такими качествами?
Что бы вы ПОМЕНЯЛИ?
(участники могут обсудить и поменять некоторые карточки с качествами местами)
Стереотипы – это хорошо или плохо? Готовы ли вы, что вас будут считать диким, угрюмым, закрытым русским, который каждый день пьет водку, носит ушанку и ходит по улицам, где бродят медведи? Почему? Здесь можно поговорить о внешнем виде русских девушек, невозможно объяснять каждому. Вы, как представитель России, ответственны за тот «имидж о России», который вы формируете у окружающих людей. По вам судят о России и ее людях. Что мы можем сказать о тех карточках, которые мы разложили? Ведущий поднимает, а потом опускает ватман и ВСЕ карточки СМЕШИВАЮТСЯ… Вывод: в каждой стране и каждой культуре есть РАЗНЫЕ люди и разные характеры. В каждой культуре может встретиться и добрый, и злой, и замкнутый, и отзывчивый человек… Не надо торопиться обобщать, это приводит к стереотипам, которые зачастую ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ. Подвести итоги с группой.
список прилагательных:
1. Добрый 2. Мудрый 3. Толерантный 4. Жадный 5. Скромный 6. Медлительный 7. Ответственный 8. Веселый 9. Мудрый 10. Эгоистичный 11. Практичный 12. Религиозный 13. Прямой 14. Вежливый 15. Легкомысленный 16. Агрессивный 17. Веселый 18. Замкнутый 19. Воспитанный 20. Гостеприимный 21. Безответственный 22. Грубый 23. Закрытый 26. Прагматичный 27. Оптимист 28. Пессимист 29. Реалист 30. Активный 31. Трудоголик 32. Ленивый 33. Гибкий (flexible) 34. Консервативный 35. Любопытный 36. Страстный 37. Любвеобильный 38. Серьезный 39. Щедрый 40. Эмоциональный 41. Скупой 42. Самостоятельный 43. Самодостаточный 44. Заботливый 45. Романтичный 46. Ревнивый 47. Пунктуальный 48. Открытый 49. Любознательный
Список стран:
1. Россия 2. Франция 3. Италия 4. Финляндия 5. США 6. Венесуэла 7. Бразилия 8. Грузия 9. Япония 10. Саудовская Аравия 11. Израиль 12. Китай 13. И т.д.
24. Дружелюбный 25. Меркантильный 50. Шумный 51. Спокойный
В раздел основное общее образование