"Труд - основа жизни"
Урок обществознания. 6 класс.Труд - основа жизни
Автор: Голицына Юлия Алексеевна, учитель истории и естествознания, МБОУ СОШ №75, город Нижний Новгород
В раздел основное общее образование
Труд – основа жизни ( 6 класс)
Тип урока: Урок изучение нового материала. Урок-викторина
Цель:
раскрыть роль и значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему через игровую и исследовательскую деятельность учащихся.
Задачи:
Продолжать знакомить учащихся с исследованием как новым типом познавательной деятельности. развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, анализировать, сопоставлять, сравнивать. Сформировать понятие о трудовой деятельности и показать ее значение в жизни человека. Формирование правовой культуры учащихся и их идентичности к российскому обществу.
Оборудование:
интерактивная доска, электронная презентация, раздаточный материал
Организационный момент
: заранее расставляется мебель. Учащиеся делятся на две команды.
Ход урока:
На интерактивной доске - слайд с видами профессиональной деятельности. - Ребята, что объединяет всех этих людей, изображенных на слайдах? Что они делают? (Работают, трудятся) - Сегодня мы поговорим о том, что такое труд и каково его значение в нашей жизни. Запишем тему урока
"Труд - основа жизни".
- Сегодня наш урок мы проведем в форме игры. Для этого мы заранее распределились по командам, дали им название и выбрали капитанов. Эксперты ( ученики помогавшие в подготовке урока) будут оценивать правильность выполнения заданий и оформлять оценочный лист . Правила игры вам знакомы. После того, как будет задан вопрос, команда совещается , капитан выбирает один ответ из ряда предложенных командой вариантов и озвучивает его. В случае совпадения ответов капитан может выбрать на свое усмотрение один из предложенных ранее ответов команды или назвать свой. №1 Первое задание для команд:
«Назови профессию».
Я предлагаю вам обратить свое внимание на интерактивную доску. Перед вами изображены представители разных профессий, вам необходимо назвать их.( Приложение 1) Учитывается точность формулировки и соответствие временному регламенту. ( Время выполнения одна минута) 2.Мы заранее подготовились к нашему уроку и провели социологический опрос среди учащихся и учителей. Респондентам был задан вопрос : «Что такое труд?» Следующее задание
«Угадайка».
Вы должны угадать, какой ответ был самым распространенным. Учитывается близость формулировки и соответствие временному регламенту. ( Время выполнения одна минута) (Приложение 2) На интерактивной доске по одному открываются ответы: - Большинство опрошенных считают, что труд - это деятельность №3.Следующее задание-
«Умники и умницы».
Перед вами текст из толковых словарей С.В. Ожегова и В.И. Даля. Используя определения из толковых словарей, дайте свое определение слову «ТРУД». Учитывается близость к правильному определению (время выполнения 3 минуты).(Приложение 3) - Давайте обобщим полученные сведения о труде, итак
труд – это
Определение появляется на доске (записывают в тетрадь)
В тетрадях делается запись:
Труд - это деятельность человека, которая имеет
определенную цель, требует специальных знаний и умений и всегда приводит к
результату
Баллы, полученные командами, записываются на доске. № 4.Четвертый раунд нашей игры:
«Народная мудрость».
Из представленных слов, за три минуты, соберите пословицы о труде (слова на доске).(Приложение 4) № 5.Пятое задание
– «Юный эксперт».
В этом задании вам нужно будет поработать с документом «ТК РФ Статья 132. Оплата по труду». Вопросы к анализу документа на доске. ( время выполнения задания три мин.)( Приложение 5) 1- Давайте выясним, каким может быть продолжительность рабочего дня для взрослого человека в нашей стране. 2- Могут ли дети работать? 3- На каких работах запрещено использовать труд детей? 4- Каковы условия труда для несовершеннолетних? 5-Какое может быть вознаграждение за труд? - И так, давайте подведем итог вашего анализа пока эксперты подсчитывают баллы.( на доске правильные ответы на вопросы) Баллы выписываются на доске. - Вот мы и подошли к завершающему этапу нашей игры. Последнее задание №6
«Реши проблему»
Перед вами текст «Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Конституции РФ» и проблемные ситуации. Вы должны будете выяснить какие права человека были нарушены в данных ситуациях и указать на них.( время выполнения пять минут)(Приложение 6) А теперь, пока эксперты подсчитывают конечные баллы, сверим ваши ответы с правильными ответами на доске. - Итак, ребята, давайте подведем итог - что мы сегодня узнали? (Что такое труд и почему труд - это основа жизни) Подсчитываются баллы, озвучиваются победители!
Выставление оценок учащимся, подведение итогов урока.
Рефлексия
«Как ты оцениваешь свою работу на уроке» Учащимся предлагается выбрать подходящий смайлик.( плохо, не удовлетворен; хорошо, но мог бы и лучше; очень хорошо.) (Приложение 7)
Литература:
1.Обществоведение 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др./авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007. 2.Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 6 кл. / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Горецкая и др.; ред. кол. Л.Н.Боголюбов и др.] - М.: Просвещение, 2008 3.Большой энциклопедический словарь 4.Даль В.И. Толковый словарь русского языка 5.Ожегов С.И. Словарь русского языка 6.Трудовой кодекс Российской Федерации 7.Конституция Российской Федерации
Приложение 1 Деятельность 47 Работа 26 Вся жизнь 8 Действия 7 Возможность самосовершенствования 6 Школьный предмет 2, 5 Средство заработка 2 Отличие человека от животных 1, 5 Приложение 2
Используя определения из толковых словарей С.В.Ожегова и В.И.Даля, дайте свое определение слову «ТРУД.»
Толковый Словарь Ожегова
ТРУД, -а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей
Толковый Словарь Даля
ТРУД м. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет Приложение3 Из представленных слов соберите пословицы о труде: КТО, ТРУД, РАБОТА, НЕ РАБОТАЕТ, СДЕЛАЛ, ЧАС, КОРМИТ, ТЕРПЕНЬЕ, НЕ ВОЛК, ГУЛЯЙ ,ТОТ, КОРМИТ, БЕЗ,В ЛЕС, ВСЕ, И, СМЕЛО, ПЕРЕТРУТ, НЕ ЕСТ, ТРУДА, ДЕЛО, НЕ ВЫТАЩИШЬ, ДЕЛУ, ПРУДА, ВРЕМЯ, РАБОТА, ПОТЕХЕ, НЕ УБЕЖИТ. Приложение 4
Трудовой кодекс РФ
ТК РФ Статья 132. Оплата по труду
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда. ТК РФ Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работниковВ систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы. ТК РФ Статья 131. Формы оплаты труда Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы. Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и
других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается. Придложение 5. Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Приложение 6
Приложение 7.
В раздел основное общее образование