Учебный курс "Учись писать грамотно" 5 класс(ФГОС)
Рабочая программа
Автор: Семенихина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "Русскожуравская СОШ", Воронежская область, Верхнемамонский район, с. Русская Журавка
В раздел основное общее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«
»
Русскожуравская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО _________Хижнякова Н.В. Протокол №___ от «__» ___________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Русскожуравская СОШ» ____________Иноземцева О.В. «__» ___________ 2015 г.
«Утверждено»
Директор МКОУ«Русскожуравская СОШ» ____________Безручко А.А. Приказ№______от «__»____________2015г. Рабочая программа педагога Семенихиной Елены Васильевны по учебному курсу «
Учись писать грамотно
» 5 класс (ФГОС)
Количество часов за год:35 Количество часов в неделю:1
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Программа учебного курса по русскому языку для 5 класса разработана на основе следующих
нормативных документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.) 2.Примерной основной образовательной Программы основного общего образования . 3.Основной образовательной программы МКОУ «Русскожуравская СОШ» 4. Авторской Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2014).
Общая характеристика.
Учебный курс рассчитан на 35 часов и предназначен для обучающихся 5 классов. Данный курс позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Этот курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку к успешному написанию контрольных работ. На учебном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Цель курса:
формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие грамотности и кругозора..
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову; закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях; способствовать развитию творческих способностей школьников. В результате изучения курса русского языка учащиеся должны
знать/понимать
: определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст; особенности ударения в русском языке; основные правила орфоэпии; основные способы образования слов; основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; правила русской орфографии; морфологические признаки частей речи; нормы употребления в речи языковых единиц; виды словосочетаний; виды предложений; основные группы пунктуационных правил; признаки текста.
Уметь
: адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи; сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства; анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные; проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые слова; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения; толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех частей речи; объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций; строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля:
курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет. Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части
: 1. игровая; 2. теоретическая; 3. практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения; развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. – М.: «Просвещение», 1995 2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2004 г. 3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык. 5 класс»: М.: «Просвещение», 2014 4. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. 5. Черногрудова Е.П.Тесты по русскому языку,- М. «Экзамен», 2015
Дополнительная литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с. 2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с. 3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с. 4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с. 5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с. 6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с. 7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с. 8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981
9. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала) 2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы) 3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)
Данный учебный курс проводится еженедельно по пятницам в 15-00ч.
Календарно-тематическое планирование
№п/п Тема занятия Кол-во часов Виды деятельности учащихся Дата по плану по факту 1. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. 1ч. Зназзззз Чтение и анализ текстов о письменности. Просмотр презентации. Работа в группах. 4.09.15 2. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. 1ч. Анализ несоответствия в произношении и написании слов. Овладение способами решения орфографических задач.Викторина. 11.09.15 3. Тайна фонемы. 1ч. Чтение и анализ текста. Осознание соотношения между произношением и написанием. Работа в группах. 18.09.15 4-5. Ударение над гласной может сделать букву ясной. 2ч. Составление алгоритма выбора написания безударной гласной в корне слова. Использование алгоритма при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова. 25.09.15 2.10.15 6-7. Коварные словарные слова. 2ч. Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые 9.10.15 16.10.15 8. Орфографический словарь - наш главный помощник. 1ч. Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений. Использование орфографического словаря при работе. Работа в группах. 23.10.15
9. Проверь себя. Тест №1. 1ч. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. 30.10.15 10. Опасные согласные. 1ч. Составление алгоритма выбора написания проверяемой согласной в корне слова. Использование алгоритма при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова. 13.11.15 11. Звонкие и глухие «двойняшки». 1ч. Составление алгоритма выбора написания согласной в приставках на –з и –с. 20.11.15 12. Старые знакомые Ъ и Ь 1ч. Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова.. Викторина 27.11.15 13. Большие и маленькие (правописание имен собственных). 1ч. Распознавание существительных собственных и нарицательных. Чтение и анализ текста. 4.12.15 14-15 Приставки – труженицы. 2ч. Чтение и анализ текста. Работа в группах. 11.12.15 4 18.12.15 16-17. Суффиксы – большие молодцы. 2ч. Чтение и анализ текста. Работа в группах. Викторина 25.12.15 15.01.16 18. Как «справиться со сложными словами»? 1ч. Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом. 22.01.16 19 Решение орфографических задач. 1ч. Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом. 29.01.16 20. Проверь себя. Тест №2. 1ч. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. 5.02.16 21-22 Орфографические головоломки 2ч. Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом. Работа в группах. 12.02.16 19.02.16 23-25. Имя существительное. Трудности в написании окончаний. 3ч. Систематизация знаний об имени существительном как части речи. Определение морфологических признаков имён существительных. Совершенствование умения осуществлять правильный выбор окончания имен существительных. 26.02.16 4.03.16 11.03.16 26-27. Имя прилагательное. Трудности правописания. 2ч. Систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. Определение морфологических признаков имён прилагательных. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Комплексная работа с текстом. 18.03.16 1.04.16 28. Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами). 1ч. Практическая отработка орфограммы. Комплексная работа с текстом. Работа в группах. 8.04.16
29-31 Е или И? (Правописание окончаний глаголов). 3ч. Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Составление алгоритма на основе орфографического правила и его практическое применение .Комплексная работа с текстом. Составление мини-текстов на заданную тему. 15.04.16 22.04.16 29.04.16 32 Проверь себя. Тест№3. 1ч. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. 6.05.16 33. Волшебный клубок орфограмм. 1ч. Викторина 13.05.16 34. Путешествие в страну русского языка. 1ч. Викторина 20.05.16 35. Проверь себя. Тест №4. 1ч. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. 27.05.16
«Рассмотрено»
Руководитель МО _________Хижнякова Н.В. Протокол №___ от «__» ___________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Русскожуравская СОШ» ____________Иноземцева О.В. «__» ___________ 2015 г.
«Утверждено»
Директор МКОУ«Русскожуравская СОШ» ____________Безручко А.А. Приказ№______от «__»____________2015г. Рабочая программа педагога Семенихиной Елены Васильевны по учебному курсу «
Учись писать грамотно
» 5 класс (ФГОС)
Количество часов за год:35 Количество часов в неделю:1
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Программа учебного курса по русскому языку для 5 класса разработана на основе следующих
нормативных документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.) 2.Примерной основной образовательной Программы основного общего образования . 3.Основной образовательной программы МКОУ «Русскожуравская СОШ» 4. Авторской Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2014).
Общая характеристика.
Учебный курс рассчитан на 35 часов и предназначен для обучающихся 5 классов. Данный курс позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Этот курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку к успешному написанию контрольных работ. На учебном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Цель курса:
формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие грамотности и кругозора..
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову; закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях; способствовать развитию творческих способностей школьников. В результате изучения курса русского языка учащиеся должны
знать/понимать
: определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст; особенности ударения в русском языке; основные правила орфоэпии; основные способы образования слов; основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; правила русской орфографии; морфологические признаки частей речи; нормы употребления в речи языковых единиц; виды словосочетаний; виды предложений; основные группы пунктуационных правил; признаки текста.
Уметь
: адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи; сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства; анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные; проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые слова; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения; толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех частей речи; объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций; строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля:
курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет. Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части
: 1. игровая; 2. теоретическая; 3. практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения; развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. – М.: «Просвещение», 1995 2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2004 г. 3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык. 5 класс»: М.: «Просвещение», 2014 4. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. 5. Черногрудова Е.П.Тесты по русскому языку,- М. «Экзамен», 2015
Дополнительная литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с. 2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с. 3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с. 4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с. 5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с. 6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с. 7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с. 8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981
9. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала) 2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы) 3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)
Данный учебный курс проводится еженедельно по пятницам в 15-00ч.
Календарно-тематическое планирование
№п/п Тема занятия Кол-во часов Виды деятельности учащихся Дата по плану по факту 1. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. 1ч. Зназзззз Чтение и анализ текстов о письменности. Просмотр презентации. Работа в группах. 4.09.15 2. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. 1ч. Анализ несоответствия в произношении и написании слов. Овладение способами решения орфографических задач.Викторина. 11.09.15 3. Тайна фонемы. 1ч. Чтение и анализ текста. Осознание соотношения между произношением и написанием. Работа в группах. 18.09.15 4-5. Ударение над гласной может сделать букву ясной. 2ч. Составление алгоритма выбора написания безударной гласной в корне слова. Использование алгоритма при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова. 25.09.15 2.10.15 6-7. Коварные словарные слова. 2ч. Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые 9.10.15 16.10.15 8. Орфографический словарь - наш главный помощник. 1ч. Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений. Использование орфографического словаря при работе. Работа в группах. 23.10.15
9. Проверь себя. Тест №1. 1ч. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. 30.10.15 10. Опасные согласные. 1ч. Составление алгоритма выбора написания проверяемой согласной в корне слова. Использование алгоритма при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова. 13.11.15 11. Звонкие и глухие «двойняшки». 1ч. Составление алгоритма выбора написания согласной в приставках на –з и –с. 20.11.15 12. Старые знакомые Ъ и Ь 1ч. Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова.. Викторина 27.11.15 13. Большие и маленькие (правописание имен собственных). 1ч. Распознавание существительных собственных и нарицательных. Чтение и анализ текста. 4.12.15 14-15 Приставки – труженицы. 2ч. Чтение и анализ текста. Работа в группах. 11.12.15 4 18.12.15 16-17. Суффиксы – большие молодцы. 2ч. Чтение и анализ текста. Работа в группах. Викторина 25.12.15 15.01.16 18. Как «справиться со сложными словами»? 1ч. Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом. 22.01.16 19 Решение орфографических задач. 1ч. Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом. 29.01.16 20. Проверь себя. Тест №2. 1ч. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. 5.02.16 21-22 Орфографические головоломки 2ч. Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом. Работа в группах. 12.02.16 19.02.16 23-25. Имя существительное. Трудности в написании окончаний. 3ч. Систематизация знаний об имени существительном как части речи. Определение морфологических признаков имён существительных. Совершенствование умения осуществлять правильный выбор окончания имен существительных. 26.02.16 4.03.16 11.03.16 26-27. Имя прилагательное. Трудности правописания. 2ч. Систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. Определение морфологических признаков имён прилагательных. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Комплексная работа с текстом. 18.03.16 1.04.16 28. Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами). 1ч. Практическая отработка орфограммы. Комплексная работа с текстом. Работа в группах. 8.04.16
29-31 Е или И? (Правописание окончаний глаголов). 3ч. Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Составление алгоритма на основе орфографического правила и его практическое применение .Комплексная работа с текстом. Составление мини-текстов на заданную тему. 15.04.16 22.04.16 29.04.16 32 Проверь себя. Тест№3. 1ч. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. 6.05.16 33. Волшебный клубок орфограмм. 1ч. Викторина 13.05.16 34. Путешествие в страну русского языка. 1ч. Викторина 20.05.16 35. Проверь себя. Тест №4. 1ч. Самостоятельное выполнение тестовых заданий. 27.05.16
В раздел основное общее образование