Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование УУД на уроках химии"

доклад

Автор: Ондар Нина Кылан-Ооловна, учитель химии, МБОУ Суг-Аксынская СОШ, с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна Республики Тыва



В раздел основное общее образование




Выполнила: учитель химии Ондар Н.К.

МБОУ Суг-Аксынская СОШ
2015
Стремительное увеличение объема информации; Учащийся сам становится «архитектором и строителем» образовательного процесса; Система УУД, построенная на основе современных информационных технологий, способствует самостоятельному и успешному усвоению новых знаний и компетентностей.
создание методического инструментария, который бы позволил формировать УУД на уровне предмета химии в 8 классе и соответствовал требованиям ФГОС; реализация уровневой дифференциации; формирование компетентностей; формирование предметных и метапредметных результатов. Таким образом, целенаправленное, планомерное формирование универсальных учебных действий через выполнение разноуровневых заданий, выступает ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально- исторических условиях развития общества.
Предлагаю примерные варианты заданий разного уровня по теме «Растворы. Растворение. Электролитическая диссоциация» для уроков химии в 8 классе, которые могут быть использованы : * на уроках, при изучении данной темы; * при проведении предметной недели по химии; * в курсе внеурочной деятельности; * в индивидуальной работе.

Виды заданий

для

формирования

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ − участие в проектах;

подведение итогов урока;

– творческие задания;

– зрительное, моторное, вербальное

восприятие музыки;

– мысленное воспроизведение

картины, ситуации, видеофильма;

– самооценка события, происшествия;

– дневники достижений

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

«преднамеренные

ошибки»; – «ищу ошибки»; - диспут

поиск информации в предложенных

источниках;– взаимоконтроль; взаимный

диктант

––заучивание материала наизусть в классе

–контрольный опрос на определенную

проблему

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − «Найди отличия»

(можно задать их количество);

– «На что похоже?»

– Поиск лишнего

– «Лабиринты»

– Упорядочивание

– «Цепочки»

– Хитроумные решения

– Составление схем-опор

– Работа с разного вида таблицами

– Составление и распознавание диаграмм

– Работа со словарями

КОММУНИКАТИВНЫЕ −– составь

задание партнеру;

– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению

кроссворда;

– магнитофонный опрос;

– «отгадай, о ком говорим»;

– диалоговое слушание

(формулировка вопросов для

обратной связи);

– «подготовь рассказ...», «опиши

устно...», «объясни...» и т. д.


Задание №1

.

Личностные УУД

Познавательные

УУД
самостоятельн о вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию
Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД
Выбери правильный ответ: Электролитической диссоциацией называют: - распад электролита на ионы при растворении; - способность веществ проводить электрический ток; - способность веществ растворяться в воде; - процесс упорядоченного движения ионов. Контроль, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательн

ые УУД

Коммуникати

вные УУД

Регулятивные

УУД
аргументир овано оценивать свои и чужие поступки Дистиллиро- ванная вода Сахароза Глюкоза Минеральная вода Соляная кислота Нитрат алюминия Известковая вода Гидроксид калия Карбонат кальция
Личностные

УУД
Хлорид натрия Сахароза Сульфат натрия Вода, насыщенная кислородом Серная кислота Спирт Дистиллиро- ванная вода Азотная кислота Гидроксид натрия
Задание №2.
Работа в парах. Игра в «крестики-нолики». Соединив прямой линией три клетки покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ, растворы которых: а) проводят ток б) не проводят ток - поиск и выделение информации; - анализ с целью выделения признаков; определять понятия; строить логически обоснованны е рассуждения - на простом и сложном уровне организовыв ать работу в паре; корректиров ать свое мнение; инициативно е сотрудничест во выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Задание №3.
Работа в парах. Заполните пропуски в тексте формулами и выполните задания. В состав гидроксида калия --------- входит анион --------------. Пользуясь таблицей растворимости выбрать из предложенных катион, который образует с этим анионом осадок: К + ; B a 2 + ; Cu 2 + . Запишите ионное уравнение : ------------ + -------- = --------------- Запишите два молекулярных уравнения, соответствующих составленному ионному.
Личностные

УУД

Познавательные

УУД
- поиск и выделение информации;
Коммуникативн

ые УУД
организовыват ь работу в паре; корректировать свое мнение; инициативное сотрудничеств о в поиске и сборе информации
Регулятивные

УУД
определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели планировать деятельность аргументир овано оценивать свои и чужие поступки - анализ с целью выделения признаков; -синтез, как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

Задание №3. Работа в парах.

Заполните пропуски в тексте

формулами и выполните

задания.



В состав гидроксида калия

--------- входит анион --------------.

Пользуясь таблицей

растворимости выбрать из

предложенных катион,

который образует с этим

анионом осадок:

К

+

, Ba

2

+ , Cu

2

+.

Запишите ионное уравнение :

------------ + -------- = ---------------

Запишите два молекулярных

уравнения, соответствующих

составленному ионному.

Личностные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативн

ые УУД

Регулятивные

УУД

Задание № 4.

Сравнить частицы: а)
Li 0 и Li +
б) Cl

0

и Cl

-

оформить таблицу, сделать вывод

Личностные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативн

ые УУД
уметь договариваться , вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничеств а партнера и самого себя.
Регулятивные

УУД
Определять цель, проблему деятельности аргументир овано оценивать свои и чужие поступки сравнивать объекты по заданным или самостоятель но определенным критериям Устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне

Задание № 5

Личностные УУД
формирование понимания необходимости прочных знаний по химии
;
отражение личного видения проблемы
Познавательные

УУД
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативны

е УУД

Регулятивные

УУД
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятель но; контроль и оценка Закончите уравнения возможных реакций. Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде: а) FeCl 3 + NaNO 3 --> б) AgNO 3 + BaBr 2 --> в) H 2 S + Pb(NO 3 ) 2 --> г) Ca(OH) 2 + HCl --> д) ZnSO 4 + CuCl 2 --> умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать ; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Личностные

УУД
аргументиров ано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные

УУД

Коммуникативн

ые УУД

Регулятивные

УУД

Задание № 6
. Работа в парах. С какими из перечисленных веществ – оксид меди (II), хлорид меди (II) (р-р), оксид углерода (IV), соляная кислота, золото, хлорид натрия (р-р), карбонат кальция – может взаимодействовать гидроксид натрия? Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций. поиск и выделение информации; - анализ с целью выделения признаков; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне, использовать аналогии инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; организовывать работу в паре; корректировать свое мнение. определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально контроль, коррекция

Личностные

УУД
аргументиров ано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные

УУД
Анализ с целью выделения признаков
Коммуникативн

ые УУД
контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные

УУД

Задание №7
. Верно ли утверждение: А. Все реакции ионного обмена являются не окислительно- восстановительными реакциями. Б. В реакциях ОВР хотя бы одно вещество меняет значение степени окисления (СО). 1.Верно только А. 2. Верны оба. 3. Верно только Б. 4.Неверны оба.

Задание №8
. Синквейн - от французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он предложен как задание для работы в парах. План 1 строка – 1 слово- существительное- название темы 2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы 3 строка – 2-3 слова – глаголы – действия темы 4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме 5 строка – 1 –2 слова – философское понятие данной темы, синоним первой строки. Ключевое слово – кислота. Например: Синквейн. Раствор. Разбавленный, водный. Растворять, смешивать, решать. Растворы широко встречаются в быту. Смеси.
Личностные УУД
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
Познавательные

УУД

Коммуникативны

е УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные

УУД
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально рефлексия
;
выделение необходимой информации; представление информации в разных формах

Задание №9
. Р абота в парах или небольших группах.
Личностные УУД
Аргументирова- но оценивать свои и чужие поступки ;
Познавательные

УУД

Коммуникативны

е УУД
инициативное сотрудничество, излагать свое мнение, выдвигая контраргументы в дискуссии
Регулятивные

УУД
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Морская вода содержит ионы натрия, магния, калия; хлорид, -сульфат- , иодид- , и бромид - ионы. Какие соли необходимо растворить, чтобы приготовить «морскую воду»? Запишите формулы веществ.

Задание №10

Личностные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативны

е УУД
определение цели, функций участников, способов взаимодействия ; излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргумен ты в дискуссии
Регулятивные

УУД
анализ с целью выделения признаков; классифициров ать по заданным или самостоятельн о выбранным основаниям Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: H 2 SO 4 , Na 3 PO 4 , Ba(OH) 2 . Назовите вещества и ионы. К какому типу ионов (по заряду и по составу) относится каждый из них? аргументиров ано оценивать свои и чужие поступки контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) коррекция Ответ:

Задание №11
.
Личностные УУД
Аргументирова- но оценивать свои и чужие поступки ;
Познавательные

УУД

Коммуникативны

е УУД
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, излагать свое мнение, выдвигая контраргументы в дискуссии
Регулятивные

УУД
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально владеть смысловым чтением, анализировать, устанавливать аналогии и использовать их в решении задач В 100 г 10%-го раствора плавиковой кислоты распалось на ионы 2,408 · 10 22 ее молекул. Определите степень диссоциации плавиковой кислоты. Ответ:

Задание №13
.
Личностные УУД
Формирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы; осознавать целостность мира, вырабатывать собственные мировоззренчес кие позиции
Познавательные

УУД

Коммуникативны

е УУД

Регулятивные

УУД
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально поиск и выделение информации; представлять информацию в разных формах Работа по группам. Краткосрочный проект « Кислоты вокруг нас». Результат оформить в виде групповой презентации. Творческие задания по группам: 1 группа: Кислоты в природе. 2 группа: Кислоты в продуктах питания. 3 группа: Осторожно, кислота! (ТБ) 4 группа: Экология и кислоты. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; определение цели, ф ункций участников, способов взаимодейств ия; умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятель но используя ИКТ

Личностные

УУД
аргументиров ано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные

УУД

Коммуникативн

ые УУД
развитие умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать
Регулятивные

УУД
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальн о работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятел ьно
Задание №14
. Работа в парах. Используя схему получения солей, предложите не менее пяти способов получения: а) хлорида меди (II) б) нитрата меди (II) Составьте уравнения химических реакций, рассмотрите их в свете ТЭД или ОВР. построение логической цепи рассуждений; устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне

Задание № 12.
При оказании первой медицинской помощи при ожогах белым фосфором применяют 5%- ный раствор питьевой соды. Сколько соды (карбоната натрия) надо взять для приготовления 600 г раствора?
Личностные УУД
формирование понимания необходимости прочных знаний по химии
;
отражение личного видения проблемы
.

Познавательные

УУД
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; самостоятельно е выделение и формулировани е познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативн

ые УУД
продуктивно взаимодейство вать; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться
Регулятивные

УУД
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятел ьно
Задание №15.
Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?

Задание №16.

Личностные УУД
Формирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы; осознавать целостность мира, вырабатывать собственные мировоззренчес кие позиции
Познавательные

УУД

Коммуникативны

е УУД

Регулятивные

УУД
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально поиск и выделение информации; представлять информацию в разных формах Работа в парах. Осуществить цепочку превращений:
а )



FeCl

2

--> Fe(OH)

2

-->

H

2

O ---> Ca(OH)

2

б ) Na --> NaOH -->

Cu(OH)

2

---> CuO
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; определение цели, ф ункций участников, способов взаимодейств ия; умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятель но используя ИКТ

Задание № 17.
Работа в группах
Личностные УУД
формирование понимания необходимости прочных знаний по химии
;
отражение личного видения проблемы
Познавательные

УУД
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; самостоятельно е выделение и формулировани е познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативн

ые УУД

Регулятивные

УУД
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятел ьно; контроль и оценка Экспериментальная задача. Выданы три пронумерованных сосуда с водой, раствором кислоты и раствором щелочи. Определить одним реактивом, что в какой пробирке находится. умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков. Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков. Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков. Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков; личностные, метапредметные и предметные результаты Для педагогов: получение педагогического инструментария для реализации ФГОС и наработка материалов для методической копилки.
1. ФГОС ООО. 2. Демидова М. Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126. 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – М., 1998. 4. Кривых С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе (спецкурс для учителей и методические рекомендации). Изд-во ИПК, Новокузнецк, 1998. 5. Селевко Г.К .Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006. 6. Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126. 7. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – СПб, 2007. 8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – М., 1993. 9. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. – № 8. – с.11-15. 10. Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – №2. – с.112-119.


В раздел основное общее образование