"Этнотропа"
элективный курс
Автор: Турантаева Изабелла Михайловна, учитель английского языка, учитель якутского языка, МБОУ Орто-Дойдунская СОШ имени В. Д. Лебедева, поселок Кулун-Елбют, Момский район, Республика Саха Якутия
В раздел основное общее образование
Проект «Этнотропа»
Авторы: Турантаева Изабелла Михайловна, учитель английского языка МБОУ ОДСОШ имени В. Д. Лебедева Петрова Сардана Анатольевна, учитель якутского языка и литературы МБОУ ОДСОШ имени В. Д. Лебедева
Пояснительная записка
Современное образование, ориентированное на создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения. Разработанный проект создает деятельностную основу для изучения краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта. Проект «Этнотропа» рассчитан на 34 часа и предназначен для обучающихся средней школы в качестве предметно-ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля. Важная особенность предложенного курса заключается и в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных в соответствии с профилем предметов, а в другом нести общезначимую гуманитарную направленность, способствовать развитию краеведческой грамотности.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы. Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.
Цель курса:
развитие исследовательских умений и создание условий для детей самостоятельного использования в работе метода творчески-поисковой деятельности обучающихся в процессе знакомства с историей родного края.
Задачи курса:
- расширить знания о родном крае; - формирование деятельности, интегрирующей специальные историко-краеведческие знания с умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности; - воспитание у обучающихся активной жизненной позиции путём привлечения их к организации коллективных творческих дел среди школьников различных возрастных групп; - развивать умение сравнивать и анализировать - обогатить словарный запас, развивать устную и письменную речь на якутском, русском и английском языках - воспитывать любовь к родному краю В соответствии с данными задачами в содержании проекта «Этнотропа» выделяются два раздела. Раздел « Наш край », направлен на расширение знаний по истории родного края за счёт занимательных фактов и сведений. Раздел « Краеведческое исследование », направлен на формирование исследовательских умений и навыков. Изучение проекта способствует проявлению и реализации исследовательской активности воспитанников, удовлетворению повышенной познавательной потребности школьников, определению детьми своей области интересов. Проект предусматривает как классно-урочную, лекционно-практическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. На занятиях
используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно- познавательной деятельности обучающихся. Занятия проводятся в форме экскурсий, собраний, поисковой работы, конференций. Используются методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного обучения, частично-поисковые, исследовательские (беседы, наблюдения, эксперименты, интервью). Обучающиеся осваивают следующие этапы организации исследования: - актуализация проблемы, - определение сферы исследования, - выбор темы, - выявление и систематизация подходов к решению, - определение последовательности проведения исследования, - сбор и обработка информации, - анализ и обобщение полученного материала, подготовка отчета, - презентация результатов исследования, - обсуждение итогов завершенной работы. Предполагаемые результаты: - факт осознанного продолжения изучения истории края и истории вообще; - участие команды обучающихся данного элективного курса в исторических интеллектуальных играх, научно-практических конференциях; - высокий уровень познавательной активности; - толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания. - учащиеся получат новые знания о своем родном крае, - научатся анализировать информацию, устанавливать связи и делать обобщения - углубят знания по языкам (русский, английский и родной) - научатся работать с Microsoft Power Point - научатся выступать перед публикой
Содержание программы
Введение. (2 чаcа)
Место краеведения в системе гуманитарного образования. Цели, задачи и содержание элективного курса. Вводное анкетирование и тестирование.
Раздел 1. Наш край. (12 часов)
Тема 1. Историческая ономастика (4 часа). Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Виды топонимов. Исследование онимических особенностей нашего края. Тема 2. Имена и судьбы (4 часа) Судьбы, связанные с Кулун-Елбют: народные герои, исторические личности, деятели культуры и т.д. Роль знаменитых личностей в становлении и развитии нашего края. Тема 3. Мой любимый край. (4 часа) Методы работы с устными краеведческими источниками. О чём рассказывают старожилы. Из истории основания Кулун-Елбют. Форма подведения итогов: составление экскурсионного маршрута по поселку.
Раздел 2. Краеведческое исследование. (16 часов)
Тема 1. Подготовительный этап краеведческого исследования. (4 часа) Организация исследовательской деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования. Тема 2. Целевой этап краеведческого исследования. (4 часа) Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Тема 3. Поисковый этап краеведческого исследования. (4 часа) Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования. Работа с текстами. Перевод текстов на английский язык. Тема 4. Аналитический этап краеведческого исследования. (4 часа) Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования. Форма подведения итогов: краеведческая игра-викторина «Наш любимый Кулун-Елбют».
Заключение. (4 часа)
Защита коллективных проектов и индивидуальных краеведческих исследований.
Тематическое планирование
Тематика разделов Темы занятий Содержание Часы Всего Теория Практика Введение Значение истории. Место краеведения в системе гуманитарного образования. Цели, задачи и содержание элективного курса. Вводное анкетирование и тестирование 2 1 1 Раздел 1. Наш край. 12 6 6 Историческая ономастика. Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Виды топонимов. Исследование онимических особенностей нашего края. 4 2 2 Имена и судьбы Судьбы, связанные с Кулун-Елбют: народные герои, исторические личности, деятели культуры и т.д. Роль знаменитых личностей в становлении и развитии нашего края. 4 2 2 Мой любимый край. Методы работы с устными краеведческими источниками. О чём рассказывают старожилы. Из истории основания поселка. 4 2 2 Раздел 2. Краеведческое исследование 16 8 8 Подготовитель ный этап Организация исследовательской 4 2 2
краеведческого исследования. деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования. Целевой этап краеведческого исследования. Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Алгоритм исследования. 4 2 2 Поисковый этап краеведческого исследования. Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов. Перевод подготовленных текстов на английский язык. 4 2 2 Аналитический этап краеведческого исследования. Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования на трех языках (якутский, русский и английский) Перспективы работы. 4 2 2 Заключение Итоговое анкетирование и тестирование. Защита коллективных проектов и индивидуальных краеведческих исследований. 4 1 3 Итого 34 14 20
Предполагаемые результаты: 1. Факт осознанного продолжения изучения истории края и истории вообще; 2. Участие команды обучающихся данного элективного курса в исторических интеллектуальных играх, научно-практических конференциях; 3. Высокий уровень познавательной активности; 4. Толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания. 5. Учащиеся получат новые знания о своем родном крае, 6. Учащиеся научатся анализировать информацию, устанавливать связи и делать обобщения; 7. Учащиеся углубят знания по языкам (русский, английский и родной); 8. Учащиеся приобретут навыки перевода текстов на английский язык; 8. Учащиеся научатся работать с Microsoft Power Point; 9 Учащиеся научатся выступать перед публикой Список использованной литературы:
В раздел основное общее образование