Исследования уровня тревожности у подростков в условиях сдачи экзаменов"
исследовательская работа
Автор: Клюшина Елена Ивановна, педагог - психолог, МОУ СШ №46, г.Волгоград
В раздел основное общее образование
Исследования уровня тревожности у подростков в условиях сдачи экзаменов.
Клюшина Елена Ивановна.
В комплексе мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности учебной деятельности старшеклассников, для формирования высоких знаний, умений и навыков важную роль играют вопросы эмоционального реагирования на значимую для учащихся социальную ситуацию обучения в школе. Фактически направленность учащихся на учебный процесс определяется одновременно несколькими мотивами. Подавление, или наоборот, выделение значимого мотива могут вызвать обострение тревоги у учащегося или же, напротив, обеспечить благоприятный эмоциональный фон. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: "школьный невроз", "школьная фобия", "дидактогения", "дидактогенные неврозы". Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. Актуальной проблемой в настоящее время также считается "Стресс получения отметки" (или экзаменационный стресс). При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы, которые не достигают непривычной для организма силы. При организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями. Понятие тревожности стало активно изучаться в 60-70 г. г. XX века. Однако количество исследований было явно недостаточным для того, что иметь об этом явлении четкое и ясное представление. В последние годы, в связи с ростом переводных работ, интерес к тревожности со стороны отечественных исследователей стал более ощутимым. Появилось немало научных работ (монографий, диссертационных исследований, статей в специализированных изданиях), которые освещают те или иные стороны проблем, связанных с тревожностью. В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. Слово тревожность в переводе с английского "anxiety" - беспокойство, волнение, тревога, забота. Проводя анализ психолого-педагогической литератору, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как личностные характеристики проявления тревожности. Для выявления уровня тревожности у старшеклассников нами были проведены следующие исследования: 1.Исследование самооценки ситуативной и личностной тревожности (методика Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным(1980)); 2. Исследование уровня тревожности по методике «Шкала тревожности", разработанная A.M. Прихожан (1996) по принципу "Шкалы социально-ситуационной тревоги" Кондаша (1973); 3. Исследование самооценки личностной тревожности (методика Дж. Тэйлора, адаптирована В. Г. Норакидзе (1975.).
Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и требованиями валидности, надёжности, стандартизации и адаптации используемых методик. Были проведены диагностические обследования с учащимися 9 класса МОУ СШ № 46. В диагностическом обследовании приняли участие: 18 человек. Анализируя данные, полученные в ходе проведения исследований, было выявлено, что у 39% учащихся наблюдается средний или нормальный уровень тревожности по всем шкалам. Аналогично, у 16,5% учащихся наблюдается несколько повышенный уровень тревожности по всем шкалам. Причем более высокий уровень личностной тревожности, что объясняет повышенные показатели по школьной и межличностной шкале, так как у данной группы подростков тревожность является личностной характеристикой (что подтверждает нашу теорию). У остальных 44,5 % учащихся (8 человек) наблюдаются различные показатели по шкалам, от низкого до высокого. В данной группе можно выделить 2 учащихся, у которых высокий уровень личностной и несколько повышенный уровень межличностной тревожности, что обусловлено возрастными особенностями. Но при этом остальные показатели не превышают нормы, что говорит о том, что подростки обладают высоким уровнем саморегуляции и окружающая их среда является благополучной (показателя школьной и ситуативной тревожности не превышают нормы). Так же, в данной группе выделяются учащиеся (4 человека), у которых 50% показателей характеризуются как чрезмерное спокойствие, при этом личностная тревожность не превышает нормы. Установлена группа из 2 человек, в которых необходимо проведение более глубокого исследования и работа в консультативном режиме, так как полученные результаты противоречат друг другу. Таким образом, в ходе нашего исследования было выделено 5 групп, которым были даны рекомендации в соответствие с каждым видом тревожности. С группой подростков, в который преобладает высокий уровень тревожности, были проведены коррекционно- развивающие занятия, направленные на формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. Для успешного функционирования данного исследования, необходимо соблюдения следующих условий: 1. Включение родителей в совместную деятельность; 2. Активное участие в мероприятиях по сопровождению адаптации педагогов и классных руководителей; 3. Наличие программ групповой работы по проблеме школьной тревожности; 4. Организация просветительского направления по проблеме тревожности для родителей и педагогов, направленного на повышение уровня их психологической культуры; 5. Разработка рекомендаций и памяток для учащихся, родителей и педагогов по проблеме тревожности у старших школьников. Соблюдение представленных условий позволит реализовать представленное исследование педагогами-психологами других образовательных учреждений. Основными рекомендациями для успешного функционирования являются: диагностические исследования рекомендуется проводить только психологу, так как подбор методик, проведение, обработку полученных материалов может проводить квалифицированный специалист; при использовании коррекционно-развивающих программ психологам необходимо работать в сотрудничестве с педагогом;
эффективность использования описанных в опыте средств достигается путем реализации системного подхода.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. 2. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.126-128. 3. Микляева А. В., Румянцева П. В. М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. ISBN 5-9268-0300-4 4. Прихожан А. М. П75 Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога- практика»).... 5. Северный А. А., Толстых Н. Н. Тревога // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 1999. 6. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99. 7. Ханин Ю. JI. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности. — Л., 1976.
В раздел основное общее образование