Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Организация хозяйственной деятельности: история и современность

Программа предпрофильного курса

Автор: Старченко Татьяна Ильинична, учитель истории и обществознания, МБОУ Михайловская СОШ, х. Михайлов, Ростовская область



В раздел основное общее образование




ПРОГРАММА

ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ:

«Организация хозяйственной деятельности: история и современность»

9 класс
Учитель истории и обществознания:
Старченко Татьяна Ильинична
Принята на Педагогическом совете
МБОУ Михайловской СОШ
(протокол от 30.09.2015г. № 1). х. Михайлов 2015 – 2016 учебный год

Раздел I

. Пояснительная записка

Статус документа


Настоящая программа по экономике составлена на основе следующих авторских программ по начальному экономическому образованию:  “Основы экономической политики”, И.В.Липсиц;  “Основы экономики”, Л.Л.Любимов. Программа составлена с учетом особенностей рынка труда Тацинского района. Программа ориентирована на решение задач, отражённых в программе МОУ Михайловской СОШ «Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения через индивидуальные учебные планы». Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Данная программа дает широкую возможность для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура документа
Программа представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного курса
Основные содержательные линии рабочей программы по экономике отражают социальные и экономически - значимые проблемы обществоведческих наук. К ним относятся проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодежи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей. 2
Основы экономической политики, которые заложены в программе, помогут девятиклассникам развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире. Преподавание экономических знаний в школе - это, в определенной мере, дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, необходимо иметь представления об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях. Одной из серьезных проблем, существующих в нашей стране, является проблема квалифицированных кадров для новых экономических структур. В настоящее время идет развитие сети различных фирм, предприятий инвестиционных и банковских институтов. Новые экономические условия развития страны требуют прихода в бизнес профессионалов, готовить которых необходимо уже сейчас. В современном обществе один из верных способов преуспеть - начать жизнь с хорошим качественным образованием, поэтому, думая о будущем, уже сегодня необходимо преподавать школьникам основы экономики, бизнеса и предпринимательства на достаточно серьезном уровне, что не только позволит молодым людям определить сферу своих интересов, но и создаст серьезную базу для специализированного образования. Содержание по курсу представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину своей страны. Он включает общие представления об экономике как науке и хозяйстве, об экономической политике, об экономике семьи, фирмы, государства. В преподавании сочетаются теоретические формы проведения занятий с практическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач, проведение тренингов, деловых игр. П рименяются формы и методы интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д. На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в небольших группах: – участвуют в деловых играх; – учатся принимать решения; – анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию; – получают представления о предпринимательской деятельности и экономической политике. Разнообразные формы и средства обучения ( оригинальные задания, упражнения, игры, красочный раздаточный материал) создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося. 3
Изучение предпрофильного курса по экономике в основной школе направлено на достижение следующих целей:  формирование у учащихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по вопросам экономической политики к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению;  адаптация учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества;  -выработка умения выносить аргументированные суждения по вопросам в области экономической политики государства;  приобретение навыков принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни;  воспитание ответственности за экономические решения;  уважение к труду и предпринимательской деятельности;  потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;  -приобретение знаний и навыков позволят уверенно решать вопросы рыночной экономики, сознательно выбрать свою будущую профессию, всесторонне изучив ее основы. Из целей программы курса вытекает ряд следующих задач:  формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения;  формирование знаний прикладного характера, то есть знания простейших основ хозяйственной жизни;  формирование способов к развитию – к самообразованию и саморазвитию (развитие умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания в конкретных ситуационных задачах);  ориентация учащихся на ведение бизнеса в условиях современной коньюктуры и при построении собственного дела на принципах цивилизованного рынка. Решая эти задачи, программа учитывает происходящие в обществе изменения, готовит учеников к объективному восприятию экономических процессов. 4
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, и с курсом истории. Структурной основой учебного материала является урок, которому соответствует определенная учебная тема в представленном поурочном планировании. Программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Место курса в базисном учебном плане
Учебный план МОУ Михайловской СОШ предусматривает на организацию предпрофильной подготовки в 9 классе 105 учебных часа в год (3 учебных часа в неделю). Из них – 17 часов предпрофильной подготовки по экономике.
Формы контроля и оценки результатов
По окончании курса предусмотрен итоговый контроль. Форму данного контроля учащиеся выбирают сами. Это может быть создание и защита проекта, электронной презентации, реферата, но может быть выбрана и традиционная форма сдачи зачета. Система оценивания учащихся в соответствии с Положением о предпрофильной подготовке учащихся 9 классов - безотметочная. Результаты прохождения учащимися предпрофильной подготовки заносятся в "Зачетную книжку девятиклассника", структура и порядок оформления которой определены Положением о зачетной книжке девятиклассника. При подведении итогов проводится (совместно с психологом школы) анкетирование и учащихся, и их родителей. По результатам анкет определяется возможность и целесообразность продолжения данного курса в 10 классе. 5

Основные блоки распределения часов

Содержание

Кол-

во

часов

Кол-во

часов на

итоговый

контроль

1

2

3
Вводное занятие.
1
Теоретические занятия.
4
Практические занятия.
5
Интегрированные занятия.
5
Итоговое занятие.
2

2
ИТОГО
17

2
6

Раздел II. Учебно-тематический план
№ урока Раздел, тема Кол-во часов Вид и форма занятий Элементы содержания (основные понятия) Контроль знаний Таблицы, ИКТ 1.
Вводное занятие. Мир

современных

профессий.
1
Беседа с элементами

дискуссии. Тренинг

Анализ рынка труда

Тацинского района. Избыток

и дефицит профессий.

Определение будущей

профессии уч-ся

Сообщение о

своей буд.

профессии

Презентация
2.
Когда и как возникла

экономика
1
Работа в группах.

Анализ

статистических

материалов.

Экономика, технология,

цивилизация, богатство,

производственные ресурсы,

отрасль

Опорный конспект
3.
Потребности людей,

или что человеку

необходимо для жизни.

Приложение № 1
1
Лекция, раскрывающая

основные

теоретические вопросы

темы

Потребности, блага,

разделение труда,

натуральное хозяйство,

обмен, разумные и

неразумные потребности,

предприятие

Устный опрос

Опорный конспект
4.
От чего зависит

продолжительность

жизни людей. Уровень

жизни человека.
1
Практическая работа

(исследование

информации и выводы)

Уровень жизни,

продолжительность жизни,

производительность труда

Рейтинговая

оценка

Интернет ресурс
5.
Экономика и

технология.
1
Лекция + таблица

«Знаю- хочу знать –

узнал»

Экономические ресурсы,

природные ресурсы, труд,

технологии, менеджер,

потребительские товары,

изделия производственного

назначения

Получение

дополни –

тельных

бонусов к

зачету

Элементы

презентации
6.
Торговля – союзник

производства. Виды

торговли.
1
Семинарское занятие.

Тренинг

Торговля, рынок, ярмарка,

розничная торговля, оптовая

торговля, выручка от продаж,

торговая сеть, дилер, скидка

Презентация
7
7.
Деньги – помощник

торговли. Краткая

история звонкой

монеты.
1
Лекция + сообщения уч-

ся.

Цена, бартер, деньги,

денежная система Руси

Демонстрация

фотографий

нумизматов
8.
Зачем люди придумали

банки. Деньги и банки

в современном мире.
1
Деловая игра "Всюду

деньги, деньги, деньги,

всюду деньги – там и

тут…"

Приложение № 2

Банки, биржи, банкир,

купцы, менялы, ростовщики,

банковское дело, частные

деньги, номинал, чек,

банкнота, эмиссия, чековый

счет, проценты

Рейтинговая

оценка

Интернет ресурс
9.
Как люди добиваются

увеличения своих

заработков.
1
Лекция +

исследовательская

работа

«Подсчет изменения

благосостояния

населения»

Зарплата, премия, льгота,

сверхурочное время, основная

зарплата, сдельная зарплата,

повременная зарплата

Получение

дополни –

тельных

бонусов к

зачету

Опорный конспект
10.
Что такое карьера и

как она влияет на

доходы
1
Деловая игра "Как

человеку жить по

средствам своим..."

Карьера, этапы

профессиональной карьеры,

исходное обучение,

испытательный период,

основной период, выход на

пенсию

Рейтинговая

оценка
11.
В мире профессий
1
«Круглый стол» с

работниками службы

занятости района
12.
Что такое

собственность и зачем

она людям.
1
Лекция + беседа по

закреплению темы,

тренинг

Приложение №3.

Собственность, вещественная

собственность,

невещественная

собственность, недвижимость,

частная собственность.

Получение

дополни –

тельных

бонусов к

зачету

Презентация
13.
Как стать
1
Урок - дискуссия

Способы собственности,

Получение

Выдержки из
8

собственником. За что

можно лишиться

собственности

права собственника, долги,

банкротство

дополни –

тельных

бонусов к

зачету

презентации
14.
Что такое

предпринимательство

и

предпринимательская

деятельность.

Знакомство с

предпринимательской

деятельностью района.
1
Деловая игра “Способы

преодоления

ограниченности

ресурсов”.

(групповая

деятельность)

Предпринимательство,

бизнес, факторы

предпринимательской

деятельности, аренда, лизинг,

конкуренция, монополия

Рейтинговая

оценка

Выдержки из газеты

«Районные вести»
15.
Бизнес-планы и

бизнес-проекты. Этика

и мораль

предпринимательства
1
Лекция
+
практикум

«Этические и

моральные нормы

предпринимателя»;

«Составление бизнес-

плана предприятия Х»

Бизнес – операция, бизнес –

сделка, стартовый капитал.

Бизнес – план, бизнес –

проект, учредительный

договор, устав,

предпринимательский риск

Получение

дополни –

тельных

бонусов к

зачету
16-17
Итоговое занятие

«Экономика: как все

это работает вместе»
2 Защита рефератов, презентаций, творческих заданий.
Приложение №4

Маркетинг, стартовый

денежный капитал, кредит,

биржа труда, производство,

прибыль, фирма.
9

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Организация хозяйственной деятельности: история и современность» ученик должен: Знать/понимать человеческий капитал страны, экономическую политику правительства, международные экономические отношения, национальный бизнес, природные национальные богатства России, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно–правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста. Уметь приводить примеры: факторов формирования экономической политики страны, факторов производства и факторных доходов, общественных благ, человеческого капитала страны, конфликтов неравенства граждан, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: экономическую политику страны, гарантии прав собственности, виды “социального лифта”, действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: экономические явления, роль минимальной оплаты труда, взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  получения и оценки экономической информации;  составления семейного бюджета;  оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина. 10

Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники:
1. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для 8-х кл.ОУ. И.В. Липсиц, М. ВИТА 2003 год. 2. Основы рыночной экономики. Учебное пособие для 8-х Кл……
Учебно-методическое обеспечение:
1. Основы экономической политики. И.В. Липсиц, М. 2005г. 2. Основы экономики. Л.Л.Любимов. М. 2004г. 3. Основы экономики и предпринимательства. Б.А.Райзберг, М.2001г. 4. Возрождение предпринимательства в России. Ф.М. Русинов, Майкоп 2000г. 5. Поурочные разработки по обществознанию. 8-9 класс. Т.П. Бегенеева. Москва «ВАКО» 2008 6. Обществознание - весь курс. Для выпускников и абитуриентов. М. Эксмо.2009 7. Обществознание. Проверочные работы.8 класс. Саратов. «Лицей» 2008 8. Конституция РФ. Москва,2009 9. Словарь – Справочник по обществознанию. Просвещение 2007г.
Интернет ресурсы:
fipi. edu. ru/; ege. edu. ry.; consultant. ru/ ; edu. ru/ ; allreferats. narod. ru ; 1september. ru/ ; profile- edu. ru/ . 11


В раздел основное общее образование