Организация хозяйственной деятельности: история и современность
Программа предпрофильного курса
Автор: Старченко Татьяна Ильинична, учитель истории и обществознания, МБОУ Михайловская СОШ, х. Михайлов, Ростовская область
В раздел основное общее образование
ПРОГРАММА
ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ:
«Организация хозяйственной деятельности: история и современность»
9 класс
Учитель истории и обществознания:
Старченко Татьяна Ильинична
Принята на Педагогическом совете
МБОУ Михайловской СОШ
(протокол от 30.09.2015г. № 1). х. Михайлов 2015 – 2016 учебный год
Раздел I
. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по экономике составлена на основе следующих авторских программ по начальному экономическому образованию: “Основы экономической политики”, И.В.Липсиц; “Основы экономики”, Л.Л.Любимов. Программа составлена с учетом особенностей рынка труда Тацинского района. Программа ориентирована на решение задач, отражённых в программе МОУ Михайловской СОШ «Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения через индивидуальные учебные планы». Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Данная программа дает широкую возможность для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура документа
Программа представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного курса
Основные содержательные линии рабочей программы по экономике отражают социальные и экономически - значимые проблемы обществоведческих наук. К ним относятся проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодежи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей. 2
Основы экономической политики, которые заложены в программе, помогут девятиклассникам развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире. Преподавание экономических знаний в школе - это, в определенной мере, дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, необходимо иметь представления об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях. Одной из серьезных проблем, существующих в нашей стране, является проблема квалифицированных кадров для новых экономических структур. В настоящее время идет развитие сети различных фирм, предприятий инвестиционных и банковских институтов. Новые экономические условия развития страны требуют прихода в бизнес профессионалов, готовить которых необходимо уже сейчас. В современном обществе один из верных способов преуспеть - начать жизнь с хорошим качественным образованием, поэтому, думая о будущем, уже сегодня необходимо преподавать школьникам основы экономики, бизнеса и предпринимательства на достаточно серьезном уровне, что не только позволит молодым людям определить сферу своих интересов, но и создаст серьезную базу для специализированного образования. Содержание по курсу представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину своей страны. Он включает общие представления об экономике как науке и хозяйстве, об экономической политике, об экономике семьи, фирмы, государства. В преподавании сочетаются теоретические формы проведения занятий с практическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач, проведение тренингов, деловых игр. П рименяются формы и методы интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д. На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в небольших группах: – участвуют в деловых играх; – учатся принимать решения; – анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию; – получают представления о предпринимательской деятельности и экономической политике. Разнообразные формы и средства обучения ( оригинальные задания, упражнения, игры, красочный раздаточный материал) создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося. 3
Изучение предпрофильного курса по экономике в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование у учащихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по вопросам экономической политики к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению; адаптация учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества; -выработка умения выносить аргументированные суждения по вопросам в области экономической политики государства; приобретение навыков принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни; воспитание ответственности за экономические решения; уважение к труду и предпринимательской деятельности; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; -приобретение знаний и навыков позволят уверенно решать вопросы рыночной экономики, сознательно выбрать свою будущую профессию, всесторонне изучив ее основы. Из целей программы курса вытекает ряд следующих задач: формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения; формирование знаний прикладного характера, то есть знания простейших основ хозяйственной жизни; формирование способов к развитию – к самообразованию и саморазвитию (развитие умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания в конкретных ситуационных задачах); ориентация учащихся на ведение бизнеса в условиях современной коньюктуры и при построении собственного дела на принципах цивилизованного рынка. Решая эти задачи, программа учитывает происходящие в обществе изменения, готовит учеников к объективному восприятию экономических процессов. 4
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, и с курсом истории. Структурной основой учебного материала является урок, которому соответствует определенная учебная тема в представленном поурочном планировании. Программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Место курса в базисном учебном плане
Учебный план МОУ Михайловской СОШ предусматривает на организацию предпрофильной подготовки в 9 классе 105 учебных часа в год (3 учебных часа в неделю). Из них – 17 часов предпрофильной подготовки по экономике.
Формы контроля и оценки результатов
По окончании курса предусмотрен итоговый контроль. Форму данного контроля учащиеся выбирают сами. Это может быть создание и защита проекта, электронной презентации, реферата, но может быть выбрана и традиционная форма сдачи зачета. Система оценивания учащихся в соответствии с Положением о предпрофильной подготовке учащихся 9 классов - безотметочная. Результаты прохождения учащимися предпрофильной подготовки заносятся в "Зачетную книжку девятиклассника", структура и порядок оформления которой определены Положением о зачетной книжке девятиклассника. При подведении итогов проводится (совместно с психологом школы) анкетирование и учащихся, и их родителей. По результатам анкет определяется возможность и целесообразность продолжения данного курса в 10 классе. 5
Основные блоки распределения часов
Содержание
Кол-
во
часов
Кол-во
часов на
итоговый
контроль
1
2
3
Вводное занятие.
1
Теоретические занятия.
4
Практические занятия.
5
Интегрированные занятия.
5
Итоговое занятие.
2
2
ИТОГО
17
2
6
Раздел II. Учебно-тематический план
№ урока Раздел, тема Кол-во часов Вид и форма занятий Элементы содержания (основные понятия) Контроль знаний Таблицы, ИКТ 1.
Вводное занятие. Мир
современных
профессий.
1
Беседа с элементами
дискуссии. Тренинг
Анализ рынка труда
Тацинского района. Избыток
и дефицит профессий.
Определение будущей
профессии уч-ся
Сообщение о
своей буд.
профессии
Презентация
2.
Когда и как возникла
экономика
1
Работа в группах.
Анализ
статистических
материалов.
Экономика, технология,
цивилизация, богатство,
производственные ресурсы,
отрасль
Опорный конспект
3.
Потребности людей,
или что человеку
необходимо для жизни.
Приложение № 1
1
Лекция, раскрывающая
основные
теоретические вопросы
темы
Потребности, блага,
разделение труда,
натуральное хозяйство,
обмен, разумные и
неразумные потребности,
предприятие
Устный опрос
Опорный конспект
4.
От чего зависит
продолжительность
жизни людей. Уровень
жизни человека.
1
Практическая работа
(исследование
информации и выводы)
Уровень жизни,
продолжительность жизни,
производительность труда
Рейтинговая
оценка
Интернет ресурс
5.
Экономика и
технология.
1
Лекция + таблица
«Знаю- хочу знать –
узнал»
Экономические ресурсы,
природные ресурсы, труд,
технологии, менеджер,
потребительские товары,
изделия производственного
назначения
Получение
дополни –
тельных
бонусов к
зачету
Элементы
презентации
6.
Торговля – союзник
производства. Виды
торговли.
1
Семинарское занятие.
Тренинг
Торговля, рынок, ярмарка,
розничная торговля, оптовая
торговля, выручка от продаж,
торговая сеть, дилер, скидка
Презентация
7
7.
Деньги – помощник
торговли. Краткая
история звонкой
монеты.
1
Лекция + сообщения уч-
ся.
Цена, бартер, деньги,
денежная система Руси
Демонстрация
фотографий
нумизматов
8.
Зачем люди придумали
банки. Деньги и банки
в современном мире.
1
Деловая игра "Всюду
деньги, деньги, деньги,
всюду деньги – там и
тут…"
Приложение № 2
Банки, биржи, банкир,
купцы, менялы, ростовщики,
банковское дело, частные
деньги, номинал, чек,
банкнота, эмиссия, чековый
счет, проценты
Рейтинговая
оценка
Интернет ресурс
9.
Как люди добиваются
увеличения своих
заработков.
1
Лекция +
исследовательская
работа
«Подсчет изменения
благосостояния
населения»
Зарплата, премия, льгота,
сверхурочное время, основная
зарплата, сдельная зарплата,
повременная зарплата
Получение
дополни –
тельных
бонусов к
зачету
Опорный конспект
10.
Что такое карьера и
как она влияет на
доходы
1
Деловая игра "Как
человеку жить по
средствам своим..."
Карьера, этапы
профессиональной карьеры,
исходное обучение,
испытательный период,
основной период, выход на
пенсию
Рейтинговая
оценка
11.
В мире профессий
1
«Круглый стол» с
работниками службы
занятости района
12.
Что такое
собственность и зачем
она людям.
1
Лекция + беседа по
закреплению темы,
тренинг
Приложение №3.
Собственность, вещественная
собственность,
невещественная
собственность, недвижимость,
частная собственность.
Получение
дополни –
тельных
бонусов к
зачету
Презентация
13.
Как стать
1
Урок - дискуссия
Способы собственности,
Получение
Выдержки из
8
собственником. За что
можно лишиться
собственности
права собственника, долги,
банкротство
дополни –
тельных
бонусов к
зачету
презентации
14.
Что такое
предпринимательство
и
предпринимательская
деятельность.
Знакомство с
предпринимательской
деятельностью района.
1
Деловая игра “Способы
преодоления
ограниченности
ресурсов”.
(групповая
деятельность)
Предпринимательство,
бизнес, факторы
предпринимательской
деятельности, аренда, лизинг,
конкуренция, монополия
Рейтинговая
оценка
Выдержки из газеты
«Районные вести»
15.
Бизнес-планы и
бизнес-проекты. Этика
и мораль
предпринимательства
1
Лекция
+
практикум
«Этические и
моральные нормы
предпринимателя»;
«Составление бизнес-
плана предприятия Х»
Бизнес – операция, бизнес –
сделка, стартовый капитал.
Бизнес – план, бизнес –
проект, учредительный
договор, устав,
предпринимательский риск
Получение
дополни –
тельных
бонусов к
зачету
16-17
Итоговое занятие
«Экономика: как все
это работает вместе»
2 Защита рефератов, презентаций, творческих заданий.
Приложение №4
Маркетинг, стартовый
денежный капитал, кредит,
биржа труда, производство,
прибыль, фирма.
9
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Организация хозяйственной деятельности: история и современность» ученик должен: Знать/понимать человеческий капитал страны, экономическую политику правительства, международные экономические отношения, национальный бизнес, природные национальные богатства России, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно–правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста. Уметь приводить примеры: факторов формирования экономической политики страны, факторов производства и факторных доходов, общественных благ, человеческого капитала страны, конфликтов неравенства граждан, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: экономическую политику страны, гарантии прав собственности, виды “социального лифта”, действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: экономические явления, роль минимальной оплаты труда, взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина. 10
Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники:
1. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для 8-х кл.ОУ. И.В. Липсиц, М. ВИТА 2003 год. 2. Основы рыночной экономики. Учебное пособие для 8-х Кл……
Учебно-методическое обеспечение:
1. Основы экономической политики. И.В. Липсиц, М. 2005г. 2. Основы экономики. Л.Л.Любимов. М. 2004г. 3. Основы экономики и предпринимательства. Б.А.Райзберг, М.2001г. 4. Возрождение предпринимательства в России. Ф.М. Русинов, Майкоп 2000г. 5. Поурочные разработки по обществознанию. 8-9 класс. Т.П. Бегенеева. Москва «ВАКО» 2008 6. Обществознание - весь курс. Для выпускников и абитуриентов. М. Эксмо.2009 7. Обществознание. Проверочные работы.8 класс. Саратов. «Лицей» 2008 8. Конституция РФ. Москва,2009 9. Словарь – Справочник по обществознанию. Просвещение 2007г.
Интернет ресурсы:
fipi. edu. ru/; ege. edu. ry.; consultant. ru/ ; edu. ru/ ; allreferats. narod. ru ; 1september. ru/ ; profile- edu. ru/ . 11
В раздел основное общее образование

