Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Влияние музыкотерапии на самооценку подростков"

статья

Автор: Корнилова Анна Игоревна, педагог - психолог, МБДОУ Детский сад N86 "Колокольчик", Республика Саха (Якутия) г. Якутск



В раздел основное общее образование




Влияние музыкотерапии на самооценку подростков.
Подростковый возраст является переходом от детства к взрослости, когда происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» перед человеком встают вопросы о профессиональном выборе и выборе жизненного пути. Здесь самооценка играет огромную роль, т.к. её уровень оказывает влияние на социальное развитие человека, на его адаптацию к дальнейшим социальным условиям. Здесь очевидна необходимость всестороннего изучения личности старшего школьника, потому что именно в этом возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, четко определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. Музыкотерапия как одно из новых направлений позволяющее эффективно прорабатывать различные личностные аспекты по оптимизации стресса и его успешного преодоления, что позволяет прийти к психическому здоровью, поэтому было предположено, что музыкотерапия благотворно повлияет на самооценку полростков. Целью работы является изучение влияния музыкотерапии на самооценку подростков. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) На основе изучения научной литературы по проблеме охарактеризовать особенности воздействия музыкотерапии на организм человека. 2) Дать психолого-педагогическую характеристику подростковому возрасту и выделить особенности самооценки в подростковом возрасте. 3) Проанализировать влияние музыкотерапии на самооценку подростков. В качестве объекта исследования рассматривается самооценка подростков. Основными методами, используемыми в работе является анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ, синтез и типологизация, а также тестирование, самохарактеристики и пакет программ классической музыки для воздействия на самооценку подростков. Методологической основой исследования являются труды известных ученых В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская, Г.Н. Шанских, С.В. Шушарджан, Э. Эриксон, Д.В. Ярцев, Ф. Райс, Р. Бернса. Материалом исследования являются данные экспериментально- психологического обследования сформированной группы школьников в возрасте 15 лет, в количестве 30 человек.
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом, и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы. Применение музыкотерапии имеет в этой сфере свое положительное значение, основанное на его практическом изучении многими известными психотерапевтами и психологами. Различные авторы рассматривают и определяют самооценку по-разному. Самооценка бывает общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Самооценка влияет на особенности поведения индивида в различных ситуациях (общение, учение, труд). В подростковом возрасте главной проблемой, определяющей интерес человека в юности, является он сам: состояние его сознания, его надежды и чаяния, его амбиции; это могут быть также притязания на то, чтобы проявить себя в этом мире. Главная отличительная особенность этого возраста стабилизация личности. В этом возрасте у школьников уже имеется система собственных задач и требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений. Особенности самосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности. с целью изучения влияния музыкотерапии на самооценку подростков были использованы : тест «Самооценка» Л.Д. Столяренко, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, методика «Автопортрет». Результаты по тестовой методике «Самооценка» Л.Д. Столяренко. Характеристика самооценки воспитанников представлена в таблице 1. Таблица 1 «Уровни самооценки» Уровни самооценки Неадекват но низкий Низкий Ниже среднег о Средний Выше среднего Высоки й Неадеква тно высокий
Чел / % Чел / % Чел / % Чел / % Чел / % Чел / % Чел / % мальчики 0 / 0 1 / 6,6 2 / 13,3 3 / 20 4 / 26,6 3 / 20 2 / 13,3 девочки 0 / 0 0 / 0 2 / 13,3 3 / 20 5 / 33,3 2 / 13,3 3 / 20 Семеро подростков мальчиков и восемь подростков девочек продемонстрировали самооценку, которую можно охарактеризовать как адекватную. В целом, по данной методике показатели уровней самооценки у мальчиков и девочек похожи. Таблица 2 «Средние значения показателей самоотношения мальчиков и девочек С.Р. Пантелеева (МИС)» Шкалы открытость самоуверенность саморуководство Отраженное самоотношение самоценность самопринятие самопривязаннос ть Внутренняя конфликтность самообвинение Мальчики (n=15) 5,2 5,6 5,6 6,8 5,4 6 6,4 6 5 Девочки (n=15) 5,2 5,2 5,5 5,3 8,2 6,2 5,8 7,2 5,5 Из результатов проведённого исследования видно, что мальчики и девочки в одинаковой степени осознают значимую неприятную информацию о себе, что мальчикам, в большей степени, нежели девочкам, свойственно представление о себе как самостоятельном человеке, которому есть за что себя уважать. Меньше сомневаются в себе мальчики, а девочки проявляют больший интерес к себе, им интересны свои способности. Девочки больше принимают себя чем мальчики, т.к знают себя больше чем они, также у девочек преобладает больше самообвинение чем у мальчиков. Анализ результатов, проведённый по тесту «Автопортрет» также выявил некоторые сходства и различия самосознания, самоотношения и самооценки у подростков мужского и женского пола.
У девочек выявились проблемы с речевой активностью. Большинство рисунков мальчиков говорит о гиперчувствительности к мнению общества, также мальчики в большей степени, чем девочки, ориентированы на оценку себя окружающими. Склонность к агрессии и наличие сексуальных проблем выразили в своих рисунках большинство мальчиков, и только одна девочка сказала в своём рисунке о подозрительности, и одна - о наличии сексуальных проблем. Мальчики в большей степени, чем девочки, выражали в своих рисунках большие интеллектуальные претензии, недовольство своим интеллектом. Итак, в результате диагностики было определено, что у десяти подростков (33.3%) неадекватная самооценка – как заниженная, так и завышенная. Далее в рамках исследования была разработана программа музыкотерапии, которая включала в себя 3 занятия. Задачи музыкотерапии: 1. Простимулировать телесные, эмоциональные, когнитивные, коммуникативные блоки для выявления психических зажимов, которые деформируют естественные циклические процессы нашей жизнедеятельности. 2. Отреагировать актуализированные проблемы. 3. Ощутить состояние полного равновесия, гармонии, красоты, тишины. Обеспечение:  Зал с теплым половым покрытием;  Аудиосистема достаточной мощности для групповой работы;  Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния: для первого занятия - Бетховен "Лунная соната"; для второго - Шопен "Прелюдия 1, опус 28"; для третьего - Дебюсси "Свет луны". Каждое занятие длилось 30 минут, где 10 - 15 минут прослушивалось произведение, после чего происходило совместное обсуждение. Общее время занятия: 90 минут.
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Вспомните собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, которые к вам приходили во время прослушивания, что вы чувствовали? Постарайтесь понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению? Какая из прослушанных мелодий наиболее вам понравилась, что вы при этом чувствовали?". После прослушиванием пакета программ классической музыки для изменения самооценки испытуемым предлагалось письменно ответить на вопросы: 1. Что было для меня главным на первой встрече? 2. Удалось ли мне лучше узнать себя? 3. Я понял(а), что 4. Я был(а) удивлена, обнаружив, что 5. Насколько я был(а) искренней сегодня в выражении, своих мыслей и чувствах? 6. Я испытал(а) раздражение, агрессию, когда Назначение: осмысление своего состояния и поведения на занятии, развитие умения фиксировать, регистрировать процесс и результаты собственного состояния. Сравнение результатов измерения самооценки подростков до и после музыкотерапии представлены на рисунке 1. 0 5 10 15 20 25 30 35 3,3 13,3 20 30 16,6 16,6 0 6,6 30 33,3 26,6 3,3 До После
Уровни самооценки

Показатель, %

Изучение самооценки подростков свидетельствует о том, что произошло изменение количества подростков с неадекватными уровнями самооценки. Так, на первом тестировании неадекватно заниженную и завышенную самооценку отмечали у себя 15 подростков. После музыкотерапии мы отметили, что самооценка ниже среднего у одного подростка мальчика (3,3%), неадекватно высокая также у одного подростка девочки (3.3%). У остальных испытуемых уровни самооценки средний – у четырех мальчиков и пяти девочек (30%), выше среднего – у пяти мальчиков и пяти девочек (33,3%), высокий у четырех мальчиков и четырех девочек (26,6% испытуемых). Анализ результатов изучения самоотношения подростков мужского и женского пола по данным методики исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС). На рисунке 2 представлены гистограммы выраженности в баллах у подростков после проведения музыкотерапии.
Произошли изменения среднего балла у мальчиков и девочек по шкалам «открытость», «внутренняя конфликтность», «самоценность». По шкале «открытость» изменился показатель у девочек, т.е. девочки научились осознавать и открыто выражать значимую и не всегда приятную информацию о себе. По шкале «самоуверенность» немного изменились показатели у мальчиков, им в большей степени свойственно представление о себе как самостоятельном, волевом, энергичном человеке, которому есть за что себя уважать. Это позволяет говорить о том, что у мальчиков имеет место более высокий уровень самомнения и самоуверенности, а значит, и более низкий уровень внутренней напряжённости, по сравнению с девочками. Они более удовлетворены собой и своими возможностями, меньше сомневаются, чем девочки, в своей способности вызывать уважение к себе со стороны окружающих людей. По шкале «самоценность» - изменились показатели у мальчиков в сторону увеличения. Это значит, что у мальчиков повысилось ощущение ценности собственной личности, и предполагаемая ценность своего «Я» для
других. Что подтверждает результаты изучения уровня самооценки, когда до проведения музыкотерапии у мальчиков были низкий и очень низкие уровни. После музыкотерапии изменились показатели по шкале «внутренняя конфликтность» в сторону уменьшения у мальчиков и девочек. У испытуемых уменьшились сомнения, несогласие с собой, их образ «Я» стал более адекватным. Методика «Автопортрет» после музыкотерапии не проводилась. В данной работе мы выяснили, что подросткам свойственна неустойчивая самооценка. Она во многом зависит от внешних явлений, поэтому очень легко ранить человека в данном возрастном периоде. В зависимости именно от самооценки, он ведет себя в обществе, общается со сверстниками и относится к себе. Благодаря изученной литературе и исследованиям, мы выявили, что музыкотерапия благотворно влияет как на физическое, так и на психическое состояния человека, так же с помощью музыкотерапии можно положительно влиять на самооценку подростка. С подростками были проведены сеансы музыкотерапии, которые включали в себя классические произведения. После музыкотерапии было проведено повторное тестирование подростков. После обработки результатов, было отмечено, что не было зафиксировано неадекватно низких уровней самооценки, уменьшилось количество подростков с неадекватно высокой самооценкой. Произошли незначительные изменения в показателях шкал самоотношения. Таким образом, был сделан вывод, что музыкотерапия положительно влияет на самооценку подростков, приближая ее (самооценку) к оптимальному (нормальному) уровню. Таким образом, цель и задачи исследования выполнены. 1. Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков / В. Ю. Завьялов. – М.: Веллес, 2010. –86 с.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.И. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 464 с. 3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова - СПб.: Союз художников, 2014. 4. Полякова В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности / В. Б. Полякова // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. – М. - 2009. - С. 103-104. 5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-Санкт- Петербург: Москва Харьков Минск. 2020. - 723 с. 6. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие/ Ю.П. Платонов - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. 7. Шанских Г.Н. Музыка как средство коррекционной работы / Г. Н. Шанских // Искусство в школе. - 2013. - № 5. – С. 7-9. 8. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам/С. В. Шушарджан.-М.:Око,2014.-12 с.


В раздел основное общее образование