Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Путешествие как жанр литературы"

статья

Автор: Толмачева Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы, филиал МОУ СОШ № 17 СОШ № 3, город Карталы, Челябинская область



В раздел основное общее образование




Путешествие как жанр литературы
Путешествию как жанру литературы в современном литературоведении посвящено достаточно большое количество научных исследований. Рассмотрев работы различных ученых, приходишь к выводу, что их можно разделить на следующие проблемно-тематические группы: 1) Работы, где рассматриваются феномен, специфика, эволюция «путешествия» и его теория (Г.А. Тиме, А.Ф. Галимуллина, О.М. Скибина, В.А. Шачкова, М.Г. Шадрина, Н.Г. Чернышевский, В. Гуминский и др.). 2) Работы, посвященные лексике «путешествий» (К. Трибунская, В. Сайнбаяр, С. Ваша и др.). 3) Исследования, в которых рассматривается и анализируется поэтика жанра «путешествия» (Н.Д. Кочеткова, Б.А. Максимов, Ю. А. Соловьёв, Е. Пономарёв и др.). Как правило, авторы, изучающие теорию и становление жанра, начинают свой обзор с древней литературы. И это не случайно, ведь описания различных путешествий можно найти ещё в древности. Путевая литература в Древней Руси – это прежде всего жанр «хождений». Процесс развития этого жанра был связан с тем, что верующие посещали места, в которых пребывали святые («святые места»). Молитва там была особенно благостной, действенной. Таких путешественников называли паломниками. Обычай паломничества возник в христианстве около IV века. Вначале целью таких путешествий были места, связанные с земной жизнью Христа, т.е. Иерусалим, Палестина. Позже паломничества стали совершаться в самые почитаемые города, храмы и монастыри. «Путевые заметки, которые авторы вели во время подобных поездок, и составляли основу «хождений». Самое раннее дошедшее до нас произведение этого жанра принадлежит перу Даниила – игумена одного из черниговских монастырей, который посетил Палестину в самом начале XII столетия и оставил после себя записки, которые являлись источником ценнейших сведений для паломников последующих веков» [4. С. 76].
Таким образом, цель хождения – это посещение «святых мест» и совершение там молитвы, которая поможет, будет действенной. В жанре хождения нет места вымыслу и юмору, и нет ещё термина «путешественник», вместо него употребляется – «паломник», а вместо «путешествия» – «хождение». М.Г. Шадрина в своей работе «К вопросу о становлении и развитии жанра путешествий» (2003 г.) отмечает: «Согласно данным «Словаря русского языка XI – XVII вв.» слово путешественник отмечается в XVII вв., его же производящее путешествие было известно уже в XII в. Однако оба слова стали популярными лишь в XVIII веке, так как программу воспитания в дворянских семьях завершали путешествия за границу или по России только с эпохи Петра I. В это же время появилась и лексема вояж (франц. voyage - путешествие, поездка)» [7. С. 79]. Для понимания термина «путешествие» необходимо обратиться к литературоведческим словарям. Одна из самых ранних дефиниций была предложена Н.Г. Чернышевским, который определял путешествие как жанр литературы, соединяющий в себе различные элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания. Это своего рода рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях, о столкновении с другими условиями, другой обстановкой. «Путешествие», по Чернышевскому, может включать в себя роман, сборник анекдотов, историю и т.д. [6. С. 978]. В словаре литературоведческих терминов «путешествие» определяется так: «Путешествие — название, применяемое к произведениям, в которых повествуется о путешествиях, действительных или мнимых» [5. С. 303-304]. В литературной энциклопедии «путешествие» – это «литературный жанр, в основе которого описание путешественником достоверных сведений о незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах…» [1. С. 839]. Приведённое определение В. Гуминского используют также О.М.
Скибина в своей работе «Жанр путевого очерка на страницах периодики 80- 90-х гг. XIX в.» (2009 г.) и В.А. Шачкова в исследовании «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории» (2008 г.). Они характеризуют определение В. Гуминского как «наиболее полное и терминологически корректное». Е.Р. Пономарев в своей диссертации «Типология советского путешествия: «путешествие на Запад» в русской литературе 1920-1930-х годов» (2014 г.) не просто рассуждает о существующей терминологии, но и сравнивает привычные для Запада и России термины. Он говорит о том, что слово «путешествие» слишком широкое («одинаково применяется и к поездкам, которые совершали писатели, и к текстам, которые они создавали по материалам своих поездок»). В этом отношении русский термин «путевой очерк» безусловно ýже, но и он недостаточно точен для обозначения жанра литературы. На уровне ассоциаций, говоря о «путевом очерке», мы понимаем, что текст писался либо в пути, либо благодаря уже совершенному путешествию, но в таком случае немецкий термин Reisebericht (дословно: «отчёт о поездке») гораздо удачнее. «Отчёт», в отличие от «путевого очерка», охватывает всю поездку, в отчете необходимо задокументировать всю важную информацию, полученную в результате поездки. Но и этот термин не без изъяна, ведь «отчёт» предполагает обязательность, путешественник же пишет по велению души. Далее автор диссертации приходит к термину, который нам особенно импонирует, потому что он наиболее полно отвечает нашему пониманию жанра «путешествие». Этот термин – травелог. В нем соединены два термина: путешествие и «логос». Е.Р. Пономарев отмечает, что термин этот имеет нужной широты коннотацию, а также будет понятен россиянину, потому что «логос» относится к основам русской книжности, а «travel» стало давно привычной реалией [8. С. 8-9]. Рассмотрев определения жанра в словарях и у наиболее известных исследователей «путешествий», можно выделить некоторые общие особенности этого жанра:
1. Путешествия могут быть основаны на реальном материале, на чистом вымысле и на слиянии реального и вымышленного. 2. Помимо познавательных задач, путешествие может ставить дополнительные – эстетические, политические, публицистические, философские и другие. 3. Усложнённая фабула и пестрая смена событий характерны для большинства «путешествий». 4. Хронотоп в фантастических путешествиях переносит читателя в самые отдаленные эпохи, как прошлого, так и будущего, а в реалистических путешествиях воссоздает картины реальных исторических и событий, не знакомых читателю. 5. Путешествие как жанр может взаимодействовать с другими литературными формами: романами, письмами, дневниками, мемуарами, очерками и т.д. При таком взаимодействии происходит жанровый синтез. 6. Герой «путешествия» всегда попадает в непривычную, новую обстановку, благодаря которой изменяется его мировоззрение и понимание другой культуры. Таким образом, центральным значением термина «путешествия» является жанр литературы, в основе которого лежит путешествие и его описание. Окружают этот центр такие семы, как действительное и вымышленное путешествие; художественная и научная литература; незнакомые, малоизвестные места. Отдалёнными, периферийными будут такие семы, как форма романа, эпистолярная форма, наука. Альтернативными можно считать такие термины, как «путевой очерк», «reisebericht» («отчёт о поездке»), «травелог». Проведя анализ дефиниций и обобщив всё вышесказанное, можно дать определение этому термину. «Путешествие», или «травелог», – это жанр литературы, в основе которого лежит путешествие в незнакомые или малоизвестные места, земли, страны, города и описание этого путешествия. Наиболее удачным термином, обозначающим «путешествие» как жанр,
является «травелог», который может быть, как действительным, так и вымышленным; как художественным, так и научным. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]/ Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК Интервалк, 2001. – 1600 стб. 2. Максимов, Б.А. Эстетическая программа в жанре путевого очерка: «Путешествие по Гарцу» Генриха Гейне [Текст] / Б. А. Максимов // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. – 2010. N 5. – С. 172 – 187. – Библиогр.: с. 187. 3. Мамуркина, О.В. Художественный нарратив в путевой прозе второй половины XVIII века: генезис и формы [Текст] : дис. … кан. фил. наук: 10. 01. 01.: защищена 26. 12. 12. / Ольга Викторовна Мамуркина. – СПб, 2012. – 234 с. 4. Менделеева, Д.С. История литературы Древней Руси [Текст]: учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов / Д.С. Менделеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с. 5. Словарь литературоведческих терминов/ Под ред. Л.И. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1974. 6. Чернышевский Н.Г. Полн. Собр. Соч. / Н.Г. Чернышевский. – М.: ГИХЛ, 1948. Т. IV. 997 с. 7. Шадрина, М.Г. К вопросу о становлении и развитии жанра путешествий [Текст]/ М.Г. Шадрина // Русский язык в школе. – 2003. – № 3. С. 78 – 83. 8. Пономарев, Е.Р. Типология советского путешествия: «Путешествие на Запад» в русской литературе [Текст] : дис. … доктора. фил. наук: 10. 01. 01.: защищена 03. 03. 14. / Евгений Рудольфович
Пономарев. – Самара, 2014. – 577 с.


В раздел основное общее образование