"Проблемы обучения русскому языку детей-инофонов в новых реалиях российской школы"
статья
Автор: Сологубова Ольга Викторовна, преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ КРК "Интеграл", село Курсавка, Ставропольский край
В раздел основное общее образование
Проблемы обучения русскому языку детей-инофонов¹в новых
реалиях российской школы
Основной целью обучения любому языку на современном этапе выдвигается не столько коммуникативная, сколько
межкультурная
компетенция. Результат обучения языку мыслится не столько в коммуникативной сфере, сколько в сферах социально-личностных компетенций, а сам процесс обучения языку становится осуществлением на практике
диалога культур.
Проблемы школьного
языкового
образования сегодня, связанные с процессом и внутренней, и внешней миграции, в первую очередь легли на плечи учителя русского языка и литературы. Основными идеями в школах с полиэтническим контингентом учащихся, стихийно возникших в связи с широкими миграционными процессами в России, должны стать идеи воспитания толерантности, культуры мира, согласия, развития ценностей поликультурного, транскультурного общества. Ведь, как известно, образовательные учреждения отражают как в зеркале культуру, ценности и нормы данного общества. В связи с этим в полиэтнических классах следует обязательно скорректировать языковую и образовательную программы в целях полноценного одновременного обучения русскому языку и детей-носителей языка, и детей-инофонов, то есть билингвов, в разной степени владеющих русским языком. Это становится необычайно сложным в условиях
типовой
российской школы, поскольку требует от учителя знания приемов организации материала, специфичных для иноязычного учащегося. Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что в школе язык выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам. Основная и очень ответственная задача предмета «русский язык» в школе — стать инструментом социализации ребенка в современном поликультурном обществе, научить
воспринимать собственную культуру, обучить диалогу культур, развить у школьников учебные, коммуникативные и общие интеллектуальные навыки. Именно поэтому особенное значение предмет «русский язык» сегодня приобретает в сфере обучения тех российских школьников, для которых он не является родным. Отсутствие сформированных компетенций в сфере русского языка у школьников — представителей разных этнических групп ведет к затруднениям в обучении всем предметам гуманитарного цикла, что составляет одну из ведущих проблем современной российской школы. Овладение русским языком становится для ребенка-инофона способом приобщения к русской культуре, новому образу мысли, новым способам формулировки своих мыслей. А это значит, что обучение государственному языку не может быть эффективным, если оно не реализуется на соответствующем культуроведческом фоне. Включение национально-культурного компонента, диалога культур в содержание обучения русскому языку способствует воспитанию положительного отношения к культуре народа-носителя данного языка. Необычайно полезным это становится и для детей коренной национальности, потому что обучение диалогу культур усиливает ценность собственной культуры, становится основой их толерантности. Итак, ценностные ориентиры современной школы — это формирование гражданина России, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Инофон¹ – носитель иностранного языка и соответствующей картины мира. Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб. 1999. с. 92
В раздел основное общее образование