"Мультимедийная презентация языкового материала как методический приём"
статья
Автор: Бочкарёва Анастасия Александровна, учитель английского языка, МАОУ школа №4, Город Благовещенск, Амурская область
В раздел основное общее образование
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА КАК
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
Мультимедийная презентация иноязычного материала (ММП) - это
способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной
для определенного возраста учащихся языковой информации в виде
логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-
грамматической
теме.
Мультимедийная
презентация
базируется
на
использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий .
При наличии соответствующего оборудования мультимедийные
программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми
возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме
картинок и анимации.
Это особенно важно:
- при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе
позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с
предметом или действием;
- при изучении грамматики анимированные образы способствуют лучшему
восприятию и усвоению нового материала.
Использование ММП в процессе обучения обеспечивается определенными
условиями, создаваемыми как на уровне школы в целом, так и на уровне
урока.
Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь
доступ ко всей базе данных. Ее проще упорядочить, создав свою медиатеку
поступающей и хранящейся информации. Такая медиатека может включать
следующие компоненты - уровни информации.
Медиатека учителя иностранного языка Мультимедийный учебно-методический ассортимент Навигатор 1.Коллекция статических картинок, разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы). список хранящихся статических картинок 2.Коллекция анимированных картинок, разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы). список хранящихся анимированных картинок 3.Коллекция звуковых файлов, разбитых по темам (классические произведения, звуки природы, эмоции, текстовые аудиозаписи) список хранящихся звуковых файлов 4.Коллекция готовых ММП по темам список готовых ММП 5.Коллекция текстовых файлов список хранящихся текстовых файлов список нужных поисковых машин и часто посещаемых веб - сайтов список справочной информации список хранящихся материалов по мониторингу. 6.Разное (коллекция необработанных материалов) Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются следующие: а) перспективное планирование использования ММП; б) методический анализ, намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный подход к применению ММП. Перспективное планирование использования ММП необходимо для решения важной методической задачи – подбора оптимального комплекса обучающих средств в каждой конкретной теме.
Методический анализ, намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: - определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; - наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; - выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов). Комплексных подход к применению ММП предусматривает их подбор к определенной теме, учитывая: дидактические возможности материала на разных этапах обучения; уровень знаний и развития учащихся данного класса; подготовленность и опыт учителя в использовании ММП. Создание и применение ММП возможно при соблюдении определенных требований к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих определенным характеристикам. Для создания ММП используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Интернет). Эффективность использования ММП во многом зависит от ряда организационно - технических условий: а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; б) обеспечение постоянной готовности аппаратуры к работе; в) правильного размещения и хранения информации.
Технология непосредственного использования в учебном процессе ММП имеет несколько этапов: 1) подготовительный; 2) преддемонстрационный; 3) демонстрационный; 4) последемонстационный; 5) рефлексивный. Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной технологии выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен: - определить педагогические задачи; решаемые с помощью создаваемой ММП; - продумать цели и задачи создания слайдов; - поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности; - подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой); - продумать содержание текстов исходя из основных требований к ММП; - составить сценарий ММП; - создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы; - применять анимационные и звуковые эффекты; - проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно требованиям к ММП; - скорректировать возможные недочеты. В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся. На демонстрационном этапе происходит предъявление нового материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.
Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правил, повторение лексических единиц. Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг. Для мультимедийных презентаций лексических явлений на младшей ступени обучения используются следующие приемы: 1) семантизация существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране - доске с помощью компьютера и проектора и соответствующего многократного повторения слова изолированно, в ситуативно связанном предложении; 2) семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками; 3) семантизация прилагательных путем демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок); 4) семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов; 5) семантизация наречий с помощью различных мультимедийных указателей (часов - рано/поздно; географической карты - далеко/близко) и картинок и видеофрагментов; 6) семантизация местоимений с использованием соответствующих картинок с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения); 7) введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статичных и анимированных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами;
8) введение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуаций (комиксов); 9) использование для семантизации абстрактных и обобщенных существительных путем перевода в виде русскоязычной подсказки (звук, надпись); 10) семантизация слов и словосочетаний в контексте, подсказывающем необходимое значение (при общей мультимедийной поддержке); 11) введение собирательных слов с помощью различных изображений с конкретными значениями (огурцы, помидоры - овощи); 12) введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов; 13) семантизация лингвострановедческих реалий путем демонстрации соответствующих изображений; 14) семантизация синонимов и антонимов в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении; 15) семантизация интернациональных слов с использованием языковой догадки при общей мультимедийной поддержке; 16) систематическая семантизация слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает их значение, что исключает перевод; 17) семантизация новых слов на основе уже известных (сложные слова, добавление словообразовательных элементов, соотнесение однокорневых частей речи) посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения при соответствующей графической и изобразительной поддержке. Что касается формирования грамматических навыков, то оно проводится с учетом условий функционирования грамматических структур в речи,
соответствующих трем этапам формирования грамматического навыка в продуктивной речи: - ознакомления и первичное закрепления; - тренировки; - применения. Целью этапа ознакомления и первичного закрепления является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения осуществляется прежде всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых учителем с помощью ММП. Приемы для создания таких презентаций можно свести к нескольким основным: - ММП реальных предметов и физических действий для раскрытия сущности явления; - использование различных средств мультимедийной наглядности, в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказывания; - использование слайд - фильмов и видеофрагментов, позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или иного явления; - создание иноязычного контекста путем демонстрации ссылок на реальные события и факты; - представление грамматического явления с помощью анимированных геометрических групп в мультимедийном контексте.
Медиатека учителя иностранного языка Мультимедийный учебно-методический ассортимент Навигатор 1.Коллекция статических картинок, разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы). список хранящихся статических картинок 2.Коллекция анимированных картинок, разбитых по лексическим или грамматическим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы). список хранящихся анимированных картинок 3.Коллекция звуковых файлов, разбитых по темам (классические произведения, звуки природы, эмоции, текстовые аудиозаписи) список хранящихся звуковых файлов 4.Коллекция готовых ММП по темам список готовых ММП 5.Коллекция текстовых файлов список хранящихся текстовых файлов список нужных поисковых машин и часто посещаемых веб - сайтов список справочной информации список хранящихся материалов по мониторингу. 6.Разное (коллекция необработанных материалов) Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются следующие: а) перспективное планирование использования ММП; б) методический анализ, намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный подход к применению ММП. Перспективное планирование использования ММП необходимо для решения важной методической задачи – подбора оптимального комплекса обучающих средств в каждой конкретной теме.
Методический анализ, намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: - определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; - наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; - выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов). Комплексных подход к применению ММП предусматривает их подбор к определенной теме, учитывая: дидактические возможности материала на разных этапах обучения; уровень знаний и развития учащихся данного класса; подготовленность и опыт учителя в использовании ММП. Создание и применение ММП возможно при соблюдении определенных требований к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих определенным характеристикам. Для создания ММП используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Интернет). Эффективность использования ММП во многом зависит от ряда организационно - технических условий: а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; б) обеспечение постоянной готовности аппаратуры к работе; в) правильного размещения и хранения информации.
Технология непосредственного использования в учебном процессе ММП имеет несколько этапов: 1) подготовительный; 2) преддемонстрационный; 3) демонстрационный; 4) последемонстационный; 5) рефлексивный. Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апробации данной технологии выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен: - определить педагогические задачи; решаемые с помощью создаваемой ММП; - продумать цели и задачи создания слайдов; - поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности; - подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой); - продумать содержание текстов исходя из основных требований к ММП; - составить сценарий ММП; - создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы; - применять анимационные и звуковые эффекты; - проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно требованиям к ММП; - скорректировать возможные недочеты. В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся. На демонстрационном этапе происходит предъявление нового материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.
Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правил, повторение лексических единиц. Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг. Для мультимедийных презентаций лексических явлений на младшей ступени обучения используются следующие приемы: 1) семантизация существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране - доске с помощью компьютера и проектора и соответствующего многократного повторения слова изолированно, в ситуативно связанном предложении; 2) семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками; 3) семантизация прилагательных путем демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок); 4) семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов; 5) семантизация наречий с помощью различных мультимедийных указателей (часов - рано/поздно; географической карты - далеко/близко) и картинок и видеофрагментов; 6) семантизация местоимений с использованием соответствующих картинок с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения); 7) введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статичных и анимированных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами;
8) введение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуаций (комиксов); 9) использование для семантизации абстрактных и обобщенных существительных путем перевода в виде русскоязычной подсказки (звук, надпись); 10) семантизация слов и словосочетаний в контексте, подсказывающем необходимое значение (при общей мультимедийной поддержке); 11) введение собирательных слов с помощью различных изображений с конкретными значениями (огурцы, помидоры - овощи); 12) введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов; 13) семантизация лингвострановедческих реалий путем демонстрации соответствующих изображений; 14) семантизация синонимов и антонимов в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении; 15) семантизация интернациональных слов с использованием языковой догадки при общей мультимедийной поддержке; 16) систематическая семантизация слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает их значение, что исключает перевод; 17) семантизация новых слов на основе уже известных (сложные слова, добавление словообразовательных элементов, соотнесение однокорневых частей речи) посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения при соответствующей графической и изобразительной поддержке. Что касается формирования грамматических навыков, то оно проводится с учетом условий функционирования грамматических структур в речи,
соответствующих трем этапам формирования грамматического навыка в продуктивной речи: - ознакомления и первичное закрепления; - тренировки; - применения. Целью этапа ознакомления и первичного закрепления является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения осуществляется прежде всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых учителем с помощью ММП. Приемы для создания таких презентаций можно свести к нескольким основным: - ММП реальных предметов и физических действий для раскрытия сущности явления; - использование различных средств мультимедийной наглядности, в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказывания; - использование слайд - фильмов и видеофрагментов, позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или иного явления; - создание иноязычного контекста путем демонстрации ссылок на реальные события и факты; - представление грамматического явления с помощью анимированных геометрических групп в мультимедийном контексте.
В раздел основное общее образование