Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Индивидуальная образовательная траектория для детей-инофонов (методические приемы и техники работы с лексикой)

методический материал

Автор: Прокубовская Оксана Анатольевна, учитель английского языка, МАОУ гимназия № 6, город Хабаровск, Хабаровский край



В раздел основное общее образование




Инклюзивный подход в разработке

индивидуальной образовательной

траектории ребенка-инофона.


Цель создания «продукта»:
• Создание методической копилки для обучающихся – инофонов, для обеспечения их языковой адаптации и, таким образом, предотвращения их маргинализации.

Задачи:
• Выявить причины статуса «инклюзивных» обучающихся - инофонов; • Обозначить условия для успешной реализации программ инклюзивного образования;

Причины присвоения статуса «инклюзивных» обучающимся – инофонам:
Миграционные процессы последних лет привели к кардинальному изменению ситуации в школах. В связи с этим школа как общественный институт столкнулась с принципиально новыми вызовами. Ситуацию с адаптацией детей-инофонов в школе мы можем сравнить с ситуацией принятия в школу детей с особыми образовательными потребностями в рамках процесса, который сейчас принято называть инклюзивным образованием. Инклюзивное ( включающее ) образование предполагает, что существует некоторая достаточно однородная среда, в которую попадает особый ребенок, и для того, чтобы среда его приняла, и он, и среда должны меняться навстречу друг другу. При этом «особость» ребенка может быть связана как с его здоровьем (физическим или психическим), так и с тем, что он – ребенок-мигрант, человек другой культуры. Безусловно, введенная в старших классах система итогового оценивания знаний учащихся в форме пресловутых ГИА и ЕГЭ также не способствует адаптации детей-инофонов.

Начальный этап инклюзии
При приеме ребенка-мигранта в школу всегда важно выяснить причину, по которой семья переехала. Если родители приехали на время по работе, и дети не связывают своё дальнейшее образование с Россией, у них может быть сильно снижена учебная мотивация. Часто можно встретиться с ситуацией, когда родители решили переезжать, а дети этого не хотят, у них на прежнем месте остались друзья, и тогда всем своим поведением они начинают бороться за то, чтобы их отправили обратно. Протест приводит к постоянным конфликтам, нарушению системы взаимоотношений с другими учениками и учителями школы. Мы видим, что переезд всегда связан с психической травмой ребенка, поэтому для ребенка в этом случае необходимо дополнительное постоянное психологическое сопровождение.

Для успешной реализации программ

инклюзивного образования необходимо

соблюдение следующих условий:
• для каждого ребенка-мигранта должна быть проработана система индивидуального сопровождения в рамках учебно-воспитательного процесса; • разработаны мероприятия, нацеленные на психологическую поддержку детей-мигрантов в условиях ученического коллектива, на развитие толерантности и навыков межкультурной коммуникации у всех учащихся школы; • проведены учебные семинары, курсы и другие мероприятия, направленные на повышение квалификации преподавателей, работающих в условиях гетерогенных многонациональных классов; • дети-мигранты включены в активную проектную деятельность, позволяющую выявить их таланты и раскрыть их возможности; • педагогический коллектив и администрация школы принимают особые правила по текущему и итоговому оцениванию знаний и умений учащихся-мигрантов.

Структура индивидуального

образовательного маршрута:
-
целевой

этап
(постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования); -
содержательный

этап
(обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей); -
технологический

этап
(определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); -
диагностический
(определение системы диагностического сопровождения); -
организационно-педагогический
(условия и пути достижения педагогических целей).

Достигается это путем:
• Достигается это путем: • структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды); • сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута); • регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности); • -
результативный
(формулируются ожидаемые результаты). • Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет: • усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей; • перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;

Педагогическое сопровождение обучающегося:

Формы работы: • возможно организовать дифференцированное обучение, то есть выделить детей-мигрантов в одну общую группу и проводить с ними дополнительные внеурочные занятия. В своей группе они будут себя чувствовать намного комфортнее, чем в общем классе. Подобная работа может проводиться только во внеурочной деятельности, так как психологи считают неправильным изолировать мигрантов в учебном процессе от основной массы из-за возможности возникновения психологического барьера.
• использование словарей. Каждый ребенок- мигрант на каждом занятии должен иметь при себе словарь с английского на его родной язык. Это облегчит работу учителя при объяснении новых слов. • схемы, таблицы, наглядные пособия, а так же обучающие детские мультфильмы. При просмотре мультфильмов дети очень быстро запоминают новые слова и выражения.


В раздел основное общее образование