Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Влияние музыкотерапии на самооценку подростков"

Тезис

Автор: Корнилова Анна Игоревна, педагог - психолог, МБОУ №86, Якутск



В раздел основное общее образование




Влияние музыкотерапии на самооценку подростков.
Подростковый возраст является переходом от детства к взрослости, когда происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» перед человеком встают вопросы о профессиональном выборе и выборе жизненного пути. Здесь самооценка играет огромную роль, т.к. её уровень оказывает влияние на социальное развитие человека, на его адаптацию к дальнейшим социальным условиям. Здесь очевидна необходимость всестороннего изучения личности старшего школьника, потому что именно в этом возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, четко определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. Музыкотерапия как одно из новых направлений позволяющее эффективно прорабатывать различные личностные аспекты по оптимизации стресса и его успешного преодоления, что позволяет прийти к психическому здоровью, поэтому было предположено, что музыкотерапия благотворно повлияет на самооценку полростков. Целью работы является изучение влияния музыкотерапии на самооценку подростков. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) На основе изучения научной литературы по проблеме охарактеризовать особенности воздействия музыкотерапии на организм человека. 2) Дать психолого-педагогическую характеристику подростковому возрасту и выделить особенности самооценки в подростковом возрасте. 3) Проанализировать влияние музыкотерапии на самооценку подростков. В качестве объекта исследования рассматривается самооценка подростков. Основными методами, используемыми в работе является анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ, синтез и типологизация, а также тестирование, самохарактеристики и пакет программ классической музыки для воздействия на самооценку подростков. Методологической основой исследования являются труды известных ученых В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская, Г.Н. Шанских, С.В. Шушарджан, Э. Эриксон, Д.В. Ярцев, Ф. Райс, Р. Бернса. Материалом исследования являются данные экспериментально- психологического обследования сформированной группы школьников в возрасте 15 лет, в количестве 30 человек.
с целью изучения влияния музыкотерапии на самооценку подростков были использованы : тест «Самооценка» Л.Д. Столяренко, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, методика «Автопортрет». По результатам всех диагностик было выявлено, что у десяти подростков (33.3%) неадекватная самооценка – как заниженная, так и завышенная. Далее с подростками были проведены сеансы музыкотерапии, которые включали в себя классические произведения. После музыкотерапии было проведено повторное тестирование подростков. После обработки результатов, было отмечено, что не было зафиксировано неадекватно низких уровней самооценки, уменьшилось количество подростков с неадекватно высокой самооценкой. Таким образом, был сделан вывод, что музыкотерапия положительно влияет на самооценку подростков, приближая ее к оптимальному уровню. 1. Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков / В. Ю. Завьялов. – М.: Веллес, 2010. –86 с. 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.И. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 464 с. 3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова - СПб.: Союз художников, 2014. 4. Полякова В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности / В. Б. Полякова // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. – М. - 2009. - С. 103-104. 5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-Санкт- Петербург: Москва Харьков Минск. 2020. - 723 с. 6. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие/ Ю.П. Платонов - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. 7. Шанских Г.Н. Музыка как средство коррекционной работы / Г. Н. Шанских // Искусство в школе. - 2013. - № 5. – С. 7-9.
8. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам/С. В. Шушарджан.-М.:Око,2014.-12 с.


В раздел основное общее образование